Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Коган В.Е., доверенность от 01 октября 2014 года,
от ответчика - Ивлиева И.О., доверенность от 30 декабря 2014 года N 430,
от третьих лиц:
Правительства Самарской области - не явился, извещен,
Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости" - не явился, извещен,
Управления Росреестра по Самарской области - не явился, извещен,
Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз-А" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2015 года по делу N А55-24307/2014 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз-А", (ОГРН 1026301509838), город Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара,
с участием третьих лиц:
Правительства Самарской области, город Самара,
Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости", (ОГРН 1106315001154), город Самара,
Управления Росреестра по Самарской области, город Самара,
Администрации городского округа Самара, город Самара,
Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, город Самара,
о признании незаконными действий, приказа и обязании устранить допущенные нарушения прав общества,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Союз-А" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство), с привлечением в качестве третьих лиц: Правительства Самарской области, Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости", Управления Росреестра по Самарской области, Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, о признании незаконными приказа от 09 апреля 2014 года N 721 о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование третьему лицу и действий Министерства, выраженных в отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0919002:4 под размещение временной автостоянки открытого типа без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения с дальнейшей эксплуатацией, и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем направления ему проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Партизанская, площадью 3 095 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0919002:4 под размещение временной автостоянки открытого типа без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения с дальнейшей эксплуатацией.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.
Представитель Министерства в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей общества и Министерства, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы города Самара от 16.08.2002 г. N 376 был утвержден акт о выборе земельного участка, предварительно согласовано место размещения и разрешено проектирование временной автомобильной стоянки открытого типа, а также спорный земельный участок был предоставлен ООО "Союз-А" в аренду сроком на 5 лет без права выкупа, участок был поставлен на временный кадастровый учет с номером 63:01:0919002:0004 (т. 1 л.д. 17-20), и общество неоднократно обращалось за заключением договора аренды но получало отказы.
05.09.2013 г. заявителю было отказано в предоставлении участка в аренду, поскольку договор аренды заключен не был, правила п. 3.1 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (о предоставлении земельного участка в аренду без аукциона) не применимы. Кроме того, на испрашиваемом участке имеются зеленые насаждения и участок относится к территории общего пользования.
31.03.2014 г. Министерство отказало заявителю в предоставлении спорного земельного участка по второй заявке, а основанием послужило то, что нарушаются Правила благоустройства на территории г. Самары, а также п. 2.2.7 Положения об организации автомобильных стоянок и парковок в г.о. Самара, утвержденного Постановлением администрации г.о. Самары от 08.09.2009 г. N 862.
11.09.2014 г. общество вновь обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка под размещение временной автостоянки открытого типа без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения с дальнейшей эксплуатацией (т. 1 л.д. 94), но письмом от 15.09.2014 г. Министерство отказало в предоставлении земельного участка на том основании, что испрашиваемый участок является собственностью Самарской области, а потому для предоставления участка в аренду необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Правительство Самарской области (т. 1 л.д. 84-85).
Считая данный отказ незаконным общество оспорило его в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела в суде обществу стало известно, что Министерство приказом от 09.04.2014 г. N 721 предоставило спорный земельный участок в безвозмездное пользование ГБУ СО "Региональный центр недвижимости".
Считая, что приказ нарушает его права, общество просит признать его незаконным.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В связи с изданием постановления правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, были возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен положениями ст. 34 ЗК РФ и принятого во исполнение положений данной нормы постановления Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г., которым утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Указанный Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусматривает общее правило проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды. Без организации и проведения процедуры торгов земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен исключительно либо в случае подачи одного заявления, либо в случаях, определенных в п. 3.1 Порядка.
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что в случае если земельный участок испрашивается заявителем в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в случаях, установленных действующим законодательством, положения о проведении торгов по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка не применяются.
На основании ст. 34 ЗК РФ, а также в соответствии с Порядком, государственное бюджетное учреждение Самарской области "Региональный центр недвижимости" обратилось с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Партизанская, площадью 3 095 кв. м, под размещение временного объекта, который был предоставлен им приказом Министерства от 09.04.2014 г. N 721.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, личности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом уполномочить на явление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании приказа между заинтересованным лицом и ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" заключен договор N 71п-2014/2015 от 15.04.2014 г. безвозмездного срочного пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством.
На момент вынесения Министерством приказа N 721 от 09.04.2014 г. и заключения с ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" договора N 71п-2014/2015 от 15.04.2014 г. права третьих лиц на указанный земельный участок отсутствовали.
Из материалов дела следует, что 02.06.2014 г. произведена государственная регистрация права Самарской области на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение временного объекта, общая площадь 3 095 кв. м, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Партизанская, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права 63-АМ N 125214 (т. 1 л.д. 87).
Что касается доводов заявителя о том, что спорный земельный участок не может находиться в собственности Самарской области со ссылкой на нормы ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ суд считает несостоятельным на основании следующего.
Предметом спора по рассматриваемому делу является не правомерность возникновения права собственности субъекта Самарской области на данный земельный участок, а оспаривание действий Министерства.
Принимая во внимание положения ст. 2 Закона о государственной регистрации и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), зарегистрированное право собственности на спорный земельный участок может быть оспорено лицами, заявляющими свои имущественные права на данный земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права возникают, в том числе из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, ст. 18 ЗК РФ установлено, что в собственности субъектов РФ, в частности, находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся земельные участки, в том числе, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, учитывая, что земельный участок предоставлен государственному учреждению, созданному органом государственной власти Самарской области, то в данном случае земельный участок, вне зависимости от корректности отражения в сведениях о государственной регистрации, является собственностью Самарской области.
Судом правильно отмечено, что в соответствии с ч. 1 ст. 28 Устава г.о. Самара Самарской области, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006 г. N 81, Департамент является органом местного самоуправления г.о. Самара, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в рамках полномочий, установленных законодательством РФ, Самарской области, Уставом и муниципальными правовыми актами г.о. Самара.
Согласно ч. 3 ст. 28 Устава для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент строительства и архитектуры полномочен вести информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории г.о. Самара.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара земельный участок площадью 3 095 кв. м, имеющий адрес: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Партизанская, с кадастровым номером 63:01:0919002:4, расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5 - 16 этажей (Ж-4) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, а вид использования не совпадает с разрешенным видом использования земельных участков в указанной зоне, в связи с чем, земельный участок не подлежал предоставлению заявителю.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных ст. ст. 65, 198, 200 АПК РФ, и принимая во внимание, что заявитель не доказал, что оспариваемым актом, и действиями нарушаются его права и законные интересы, а поэтому суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных обществом требований не имеется.
Довод заявителя о том, что обжалуемые действия Министерства не соответствуют нормам действующего законодательства отклоняются апелляционным судом, поскольку законом Самарской области "О земле" от 11.03.2005 г. N 94-ГД и Порядком предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 г. N 280 предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, при котором соответствующее заявление и пакет документов подаются непосредственно в Правительство Самарской области.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании п. п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п. п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную директором ООО "Союз-А" Никулиной Л.А. по чеку-ордеру от 15 июня 2015 года.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2015 года по делу N А55-24307/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Союз-А", (ОГРН 1026301509838), город Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную директором ООО "Союз-А" Никулиной Л.А. по чеку-ордеру от 15 июня 2015 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2015 N 11АП-9086/2015 ПО ДЕЛУ N А55-24307/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2015 г. по делу N А55-24307/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Коган В.Е., доверенность от 01 октября 2014 года,
от ответчика - Ивлиева И.О., доверенность от 30 декабря 2014 года N 430,
от третьих лиц:
Правительства Самарской области - не явился, извещен,
Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости" - не явился, извещен,
Управления Росреестра по Самарской области - не явился, извещен,
Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз-А" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2015 года по делу N А55-24307/2014 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз-А", (ОГРН 1026301509838), город Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара,
с участием третьих лиц:
Правительства Самарской области, город Самара,
Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости", (ОГРН 1106315001154), город Самара,
Управления Росреестра по Самарской области, город Самара,
Администрации городского округа Самара, город Самара,
Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, город Самара,
о признании незаконными действий, приказа и обязании устранить допущенные нарушения прав общества,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Союз-А" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство), с привлечением в качестве третьих лиц: Правительства Самарской области, Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости", Управления Росреестра по Самарской области, Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, о признании незаконными приказа от 09 апреля 2014 года N 721 о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование третьему лицу и действий Министерства, выраженных в отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0919002:4 под размещение временной автостоянки открытого типа без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения с дальнейшей эксплуатацией, и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем направления ему проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Партизанская, площадью 3 095 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0919002:4 под размещение временной автостоянки открытого типа без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения с дальнейшей эксплуатацией.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.
Представитель Министерства в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей общества и Министерства, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы города Самара от 16.08.2002 г. N 376 был утвержден акт о выборе земельного участка, предварительно согласовано место размещения и разрешено проектирование временной автомобильной стоянки открытого типа, а также спорный земельный участок был предоставлен ООО "Союз-А" в аренду сроком на 5 лет без права выкупа, участок был поставлен на временный кадастровый учет с номером 63:01:0919002:0004 (т. 1 л.д. 17-20), и общество неоднократно обращалось за заключением договора аренды но получало отказы.
05.09.2013 г. заявителю было отказано в предоставлении участка в аренду, поскольку договор аренды заключен не был, правила п. 3.1 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (о предоставлении земельного участка в аренду без аукциона) не применимы. Кроме того, на испрашиваемом участке имеются зеленые насаждения и участок относится к территории общего пользования.
31.03.2014 г. Министерство отказало заявителю в предоставлении спорного земельного участка по второй заявке, а основанием послужило то, что нарушаются Правила благоустройства на территории г. Самары, а также п. 2.2.7 Положения об организации автомобильных стоянок и парковок в г.о. Самара, утвержденного Постановлением администрации г.о. Самары от 08.09.2009 г. N 862.
11.09.2014 г. общество вновь обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка под размещение временной автостоянки открытого типа без укладки асфальтового покрытия с установкой временного ограждения с дальнейшей эксплуатацией (т. 1 л.д. 94), но письмом от 15.09.2014 г. Министерство отказало в предоставлении земельного участка на том основании, что испрашиваемый участок является собственностью Самарской области, а потому для предоставления участка в аренду необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Правительство Самарской области (т. 1 л.д. 84-85).
Считая данный отказ незаконным общество оспорило его в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела в суде обществу стало известно, что Министерство приказом от 09.04.2014 г. N 721 предоставило спорный земельный участок в безвозмездное пользование ГБУ СО "Региональный центр недвижимости".
Считая, что приказ нарушает его права, общество просит признать его незаконным.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В связи с изданием постановления правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, были возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен положениями ст. 34 ЗК РФ и принятого во исполнение положений данной нормы постановления Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г., которым утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Указанный Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусматривает общее правило проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды. Без организации и проведения процедуры торгов земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен исключительно либо в случае подачи одного заявления, либо в случаях, определенных в п. 3.1 Порядка.
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что в случае если земельный участок испрашивается заявителем в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в случаях, установленных действующим законодательством, положения о проведении торгов по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка не применяются.
На основании ст. 34 ЗК РФ, а также в соответствии с Порядком, государственное бюджетное учреждение Самарской области "Региональный центр недвижимости" обратилось с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Партизанская, площадью 3 095 кв. м, под размещение временного объекта, который был предоставлен им приказом Министерства от 09.04.2014 г. N 721.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, личности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом уполномочить на явление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании приказа между заинтересованным лицом и ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" заключен договор N 71п-2014/2015 от 15.04.2014 г. безвозмездного срочного пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством.
На момент вынесения Министерством приказа N 721 от 09.04.2014 г. и заключения с ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" договора N 71п-2014/2015 от 15.04.2014 г. права третьих лиц на указанный земельный участок отсутствовали.
Из материалов дела следует, что 02.06.2014 г. произведена государственная регистрация права Самарской области на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение временного объекта, общая площадь 3 095 кв. м, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Партизанская, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права 63-АМ N 125214 (т. 1 л.д. 87).
Что касается доводов заявителя о том, что спорный земельный участок не может находиться в собственности Самарской области со ссылкой на нормы ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ суд считает несостоятельным на основании следующего.
Предметом спора по рассматриваемому делу является не правомерность возникновения права собственности субъекта Самарской области на данный земельный участок, а оспаривание действий Министерства.
Принимая во внимание положения ст. 2 Закона о государственной регистрации и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), зарегистрированное право собственности на спорный земельный участок может быть оспорено лицами, заявляющими свои имущественные права на данный земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права возникают, в том числе из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, ст. 18 ЗК РФ установлено, что в собственности субъектов РФ, в частности, находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся земельные участки, в том числе, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, учитывая, что земельный участок предоставлен государственному учреждению, созданному органом государственной власти Самарской области, то в данном случае земельный участок, вне зависимости от корректности отражения в сведениях о государственной регистрации, является собственностью Самарской области.
Судом правильно отмечено, что в соответствии с ч. 1 ст. 28 Устава г.о. Самара Самарской области, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006 г. N 81, Департамент является органом местного самоуправления г.о. Самара, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в рамках полномочий, установленных законодательством РФ, Самарской области, Уставом и муниципальными правовыми актами г.о. Самара.
Согласно ч. 3 ст. 28 Устава для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент строительства и архитектуры полномочен вести информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории г.о. Самара.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара земельный участок площадью 3 095 кв. м, имеющий адрес: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Партизанская, с кадастровым номером 63:01:0919002:4, расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5 - 16 этажей (Ж-4) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, а вид использования не совпадает с разрешенным видом использования земельных участков в указанной зоне, в связи с чем, земельный участок не подлежал предоставлению заявителю.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных ст. ст. 65, 198, 200 АПК РФ, и принимая во внимание, что заявитель не доказал, что оспариваемым актом, и действиями нарушаются его права и законные интересы, а поэтому суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных обществом требований не имеется.
Довод заявителя о том, что обжалуемые действия Министерства не соответствуют нормам действующего законодательства отклоняются апелляционным судом, поскольку законом Самарской области "О земле" от 11.03.2005 г. N 94-ГД и Порядком предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 г. N 280 предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, при котором соответствующее заявление и пакет документов подаются непосредственно в Правительство Самарской области.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании п. п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п. п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную директором ООО "Союз-А" Никулиной Л.А. по чеку-ордеру от 15 июня 2015 года.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2015 года по делу N А55-24307/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Союз-А", (ОГРН 1026301509838), город Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную директором ООО "Союз-А" Никулиной Л.А. по чеку-ордеру от 15 июня 2015 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)