Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Александровой О.Ю., судей Максимовой М.А., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания СтройЭкспертА" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2015 по делу N А43-6526/2015,
принятое судьей Требинской И.В.,
по иску Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (ИНН 5262142192, ОГРН 1055248134677) к обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания СтройЭкспертА" (ИНН 5243014283, ОГРН 1085243001931) об изъятии имущества для государственных нужд и прекращении права собственности,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Шибанова Александра Николаевича (ИНН 525628512133, ОГРН 312525632400053),
В судебном заседании принял участие представитель Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - Гусева О.Л. удостоверение N <...>, по доверенности N 07-56 от 23.12.2014 (сроком до 31.12.205).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее по тексту - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания СтройЭкспертА" (далее по тексту - ответчик, ООО "ИК СтройЭкспертА"):
1) об изъятии в собственность Нижегородской области для государственных нужд следующих объектов:
- - земельный участок площадью 1318 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:59, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое здание, местоположение: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Стрелка, 10;
- - нежилое здание площадью 251,9 кв. м с кадастровым номером 52:18:00300020:67, инвентарным номером 22:401:900:000271880, литер А, расположенное по адресу: Нижегородская область, Канавинский район, ул. Стрелка, д. 10;
2) об установлении компенсации в связи с изъятием в размере 4 298 000 рублей;
3) о прекращении права собственности общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "СтройЭкспертА" на:
- - нежилое здание общей площадью 251,9 кв. м с кадастровым номером 52:18:00300020:67, инвентарным номером 22:401:900:000271880, литер А, расположенное по адресу: Нижегородская область, Канавинский район, ул. Стрелка, д. 10;
- - земельный участок площадью 1318 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:59, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое здание, местоположение: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Стрелка, 10.
В порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование об установлении компенсации в связи с изъятием имущества в размере 4 298 000 рублей выделено в отдельное производство.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Шибанов Александр Николаевич (далее - ИП Шибанов А.Н.).
Решением от 29.06.2015 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ИК СтройЭкспертА" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы полагает, что выделение в отдельное производство требования об установлении компенсации и вынесение решения об изъятии объектов недвижимости без определения размера компенсации нарушает принцип предварительного и равноценного возмещения, установленный статьей 35 Конституции Российской Федерации, гражданским и земельным законодательством.
Также заявитель указал, что материалами дела не подтвержден факт нахождения изымаемых у ООО "ИК СтройЭкспертА" объектов в зоне строительства стадиона.
Представитель Министерства указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик и третьи лица явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Федеральный закон Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающая предельные объемы финансирования за счет средств федерального бюджета. Пунктом 13 постановления рекомендовано органам исполнительной власти Республики Мордовия, Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Ростовской и Свердловской областей предоставить в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказчику (застройщику) земельные участки, необходимые для строительства и реконструкции стадионов, а также осуществить передачу имущества, расположенного на этих земельных участках.
Во исполнение требований статьи 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", постановления Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" Правительство Нижегородской области издало распоряжение от 14 марта 2014 года N 353-р об изъятии путем выкупа для государственных нужд Нижегородской области земельного участка площадью 1318 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:59, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое здание, местоположение: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Стрелка, 10.
На указанном земельном участке расположено нежилое здание площадью 251,9 кв. м с кадастровым номером 52:18:00300020:67, литер А, по адресу: Нижегородская область, Канавинский район, ул. Стрелка, д. 10.
Данное распоряжение опубликовано в газете "Правовая среда" N 31 от 21 марта 2014 года.
11 декабря 2014 ООО "Инвестиционная компания "СтройЭкспертА" получило проект соглашения о выкупе объекта недвижимого имущества для государственных нужд, подготовленный на основании вышеназванного распоряжения правительства Нижегородской области и отчета об оценке объекта от 01 декабря 2014 года N 10-СВП (ГК N 35/ОЦ).
Учитывая, что проект соглашения со стороны ООО "Инвестиционная компания "СтройЭкспертА" не подписан и в Министерство не возвращен, а возникший спор по выкупной цене объекта препятствует проведению подготовки Нижегородской области к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года и Кубку конфедераций FIFA 2017 года, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 49). Применительно к порядку выкупа у собственника и правам собственника статья 55 этого Кодекса отсылает к гражданскому законодательству. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями определять порядок возмещения собственникам земельных участков и землепользователям убытков, причиненных изъятием земельных участков (статья 57).
Статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2017 на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры. Данный Закон вступил в силу 07.06.2013.
Согласно пункту 2 статьи 30 указанного Закона в случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам либо юридическим лицам, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве, в том числе аренды, изъятие указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры осуществляется путем прекращения этих прав с возмещением в порядке, установленном земельным законодательством, правообладателям указанных земельных участков убытков, связанных с прекращением этих прав.
Изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность:
1) Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (далее - объекты инфраструктуры регионального значения);
3) муниципальных образований при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств местных бюджетов, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения и объектов инфраструктуры регионального значения (далее - объекты инфраструктуры местного значения).
Образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения допускается с согласия в письменной форме:
1) собственника земельного участка, из которого образуется указанный земельный участок;
2) землепользователя или землевладельца, за исключением землепользователя или землевладельца - государственного или муниципального унитарного предприятия и государственного или муниципального учреждения.
В случае отказа указанных лиц от образования земельных участков в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения указанные земельные участки на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти подлежат изъятию для размещения объектов инфраструктуры.
Копии таких решений направляются также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры до истечения трех месяцев со дня получения такого уведомления допускается только с согласия указанных в настоящей части правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
В течение семи дней со дня принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры эти решения должны быть опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещены на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В уведомлениях о решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры и при опубликовании таких решений указываются:
1) место и время приема уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления граждан и юридических лиц по вопросам изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества;
2) место и время ознакомления лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, с проектами соглашений, заключаемых в связи с этим изъятием.
Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, должно содержать:
1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества в случае, если они находятся в собственности граждан или юридических лиц;
2) размер убытков, подлежащих возмещению землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков в связи с их изъятием;
3) рыночную стоимость предоставляемых земельных участков взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества (если указанное предоставление предусмотрено данным соглашением);
4) иные существенные условия.
Проект указанного соглашения должен быть предоставлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, принявшими решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, лицам, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, в течение пяти дней со дня получения отчета об указанной в настоящей статьи оценке.
В случае если соглашение, предусмотренное настоящей статьей, не заключено в течение трех месяцев со дня предоставления лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество для размещения объектов инфраструктуры, возможности ознакомления с проектом соглашения, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 (редакция от 26.03.2014) "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" строительство стадиона для проведения чемпионата мира по футболу предполагается также в городе Нижнем Новгороде.
Для строительства стадиона выделяется земельный массив, в состав которого входит принадлежащий ООО "Инвестиционная компания "СтройЭкспертА" на праве собственности земельный участок по адресу: город Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Стрелка, 10. Данное обстоятельство подтверждено представленной в материалы дела проектом планировки территории для размещения стадиона.
14 марта 2014 года Правительством Нижегородской области издано распоряжение N 353-р "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Нижегородской области". В силу пункта 1.5 настоящего распоряжения путем выкупа у ООО "Инвестиционная компания "СтройЭкспертА" подлежит изъятию земельный участок, площадью 1318 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:59, по адресу: город Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Стрелка, 10.
На указанном земельном участке расположено нежилое отдельно стоящее здание площадью 251,9 кв. м с кадастровым номером 52:18:00300020:67, инвентарным номером 22:401:900:000271880, литер А, принадлежащее ООО "Инвестиционная компания "СтройЭкспертА", что подтверждается выпиской из ЕГРП от 23.10.2014 (том 2, л. д. 9).
Согласно пункту 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Из смысла закона N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что при изъятии имущества производится прекращение права собственности на него, права аренды, а также всех зарегистрированных обременений.
В случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, находятся в собственности граждан или юридических лиц и обременены правами третьих лиц, изъятие указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры (за исключением случаев, если права третьих лиц не препятствуют использованию указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры) является основанием одновременного прекращения прав третьих лиц на изымаемые земельные участки с возмещением третьим лицам убытков в размере и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 4 статьи 30 N 108-ФЗ).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для прекращения права собственности ответчика на расположенный на земельном участке объект недвижимости.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии документов, подтверждающих, что объект недвижимости и земельные участки попадают в зону строительства стадиона, обоснованно отклонен судом.
Суд первой инстанции руководствовался положением пункта 34 статьи 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором указано, что изъятие земельных участков для размещения объектов инфраструктуры допускается при отсутствии документов территориального планирования.
Также не может быть принята во внимание ссылка заявителя на отсутствие предварительного и равноценного возмещения при принудительном изъятии имущества, поскольку указанный вопрос находится на рассмотрении в рамках иного спора.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При этом в соответствии с пунктом 2 названной статьи при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В силу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Выделение в отдельное производство требования о выкупной цене не нарушает прав собственника объекта недвижимости на получение соответствующей компенсации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, оценив материалы дела и представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованным выводам о том, что решение об изъятии недвижимого имущества общества принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия соответствует закону и ответчиком не оспорено, за изъятием строения, земельного участка и прекращении права собственности на них обратилось уполномоченное лицо.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2015 по делу N А43-6526/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания СтройЭкспертА" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2015 ПО ДЕЛУ N А43-6526/2015
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2015 г. по делу N А43-6526/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Александровой О.Ю., судей Максимовой М.А., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания СтройЭкспертА" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2015 по делу N А43-6526/2015,
принятое судьей Требинской И.В.,
по иску Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (ИНН 5262142192, ОГРН 1055248134677) к обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания СтройЭкспертА" (ИНН 5243014283, ОГРН 1085243001931) об изъятии имущества для государственных нужд и прекращении права собственности,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Шибанова Александра Николаевича (ИНН 525628512133, ОГРН 312525632400053),
В судебном заседании принял участие представитель Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - Гусева О.Л. удостоверение N <...>, по доверенности N 07-56 от 23.12.2014 (сроком до 31.12.205).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее по тексту - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания СтройЭкспертА" (далее по тексту - ответчик, ООО "ИК СтройЭкспертА"):
1) об изъятии в собственность Нижегородской области для государственных нужд следующих объектов:
- - земельный участок площадью 1318 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:59, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое здание, местоположение: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Стрелка, 10;
- - нежилое здание площадью 251,9 кв. м с кадастровым номером 52:18:00300020:67, инвентарным номером 22:401:900:000271880, литер А, расположенное по адресу: Нижегородская область, Канавинский район, ул. Стрелка, д. 10;
2) об установлении компенсации в связи с изъятием в размере 4 298 000 рублей;
3) о прекращении права собственности общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "СтройЭкспертА" на:
- - нежилое здание общей площадью 251,9 кв. м с кадастровым номером 52:18:00300020:67, инвентарным номером 22:401:900:000271880, литер А, расположенное по адресу: Нижегородская область, Канавинский район, ул. Стрелка, д. 10;
- - земельный участок площадью 1318 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:59, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое здание, местоположение: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Стрелка, 10.
В порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование об установлении компенсации в связи с изъятием имущества в размере 4 298 000 рублей выделено в отдельное производство.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Шибанов Александр Николаевич (далее - ИП Шибанов А.Н.).
Решением от 29.06.2015 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ИК СтройЭкспертА" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы полагает, что выделение в отдельное производство требования об установлении компенсации и вынесение решения об изъятии объектов недвижимости без определения размера компенсации нарушает принцип предварительного и равноценного возмещения, установленный статьей 35 Конституции Российской Федерации, гражданским и земельным законодательством.
Также заявитель указал, что материалами дела не подтвержден факт нахождения изымаемых у ООО "ИК СтройЭкспертА" объектов в зоне строительства стадиона.
Представитель Министерства указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик и третьи лица явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Федеральный закон Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающая предельные объемы финансирования за счет средств федерального бюджета. Пунктом 13 постановления рекомендовано органам исполнительной власти Республики Мордовия, Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Ростовской и Свердловской областей предоставить в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказчику (застройщику) земельные участки, необходимые для строительства и реконструкции стадионов, а также осуществить передачу имущества, расположенного на этих земельных участках.
Во исполнение требований статьи 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", постановления Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" Правительство Нижегородской области издало распоряжение от 14 марта 2014 года N 353-р об изъятии путем выкупа для государственных нужд Нижегородской области земельного участка площадью 1318 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:59, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под нежилое здание, местоположение: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Стрелка, 10.
На указанном земельном участке расположено нежилое здание площадью 251,9 кв. м с кадастровым номером 52:18:00300020:67, литер А, по адресу: Нижегородская область, Канавинский район, ул. Стрелка, д. 10.
Данное распоряжение опубликовано в газете "Правовая среда" N 31 от 21 марта 2014 года.
11 декабря 2014 ООО "Инвестиционная компания "СтройЭкспертА" получило проект соглашения о выкупе объекта недвижимого имущества для государственных нужд, подготовленный на основании вышеназванного распоряжения правительства Нижегородской области и отчета об оценке объекта от 01 декабря 2014 года N 10-СВП (ГК N 35/ОЦ).
Учитывая, что проект соглашения со стороны ООО "Инвестиционная компания "СтройЭкспертА" не подписан и в Министерство не возвращен, а возникший спор по выкупной цене объекта препятствует проведению подготовки Нижегородской области к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года и Кубку конфедераций FIFA 2017 года, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 49). Применительно к порядку выкупа у собственника и правам собственника статья 55 этого Кодекса отсылает к гражданскому законодательству. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями определять порядок возмещения собственникам земельных участков и землепользователям убытков, причиненных изъятием земельных участков (статья 57).
Статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2017 на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры. Данный Закон вступил в силу 07.06.2013.
Согласно пункту 2 статьи 30 указанного Закона в случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам либо юридическим лицам, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве, в том числе аренды, изъятие указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры осуществляется путем прекращения этих прав с возмещением в порядке, установленном земельным законодательством, правообладателям указанных земельных участков убытков, связанных с прекращением этих прав.
Изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность:
1) Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (далее - объекты инфраструктуры регионального значения);
3) муниципальных образований при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств местных бюджетов, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения и объектов инфраструктуры регионального значения (далее - объекты инфраструктуры местного значения).
Образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения допускается с согласия в письменной форме:
1) собственника земельного участка, из которого образуется указанный земельный участок;
2) землепользователя или землевладельца, за исключением землепользователя или землевладельца - государственного или муниципального унитарного предприятия и государственного или муниципального учреждения.
В случае отказа указанных лиц от образования земельных участков в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения указанные земельные участки на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти подлежат изъятию для размещения объектов инфраструктуры.
Копии таких решений направляются также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры до истечения трех месяцев со дня получения такого уведомления допускается только с согласия указанных в настоящей части правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
В течение семи дней со дня принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры эти решения должны быть опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещены на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В уведомлениях о решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры и при опубликовании таких решений указываются:
1) место и время приема уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления граждан и юридических лиц по вопросам изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества;
2) место и время ознакомления лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, с проектами соглашений, заключаемых в связи с этим изъятием.
Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, должно содержать:
1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества в случае, если они находятся в собственности граждан или юридических лиц;
2) размер убытков, подлежащих возмещению землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков в связи с их изъятием;
3) рыночную стоимость предоставляемых земельных участков взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества (если указанное предоставление предусмотрено данным соглашением);
4) иные существенные условия.
Проект указанного соглашения должен быть предоставлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, принявшими решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, лицам, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, в течение пяти дней со дня получения отчета об указанной в настоящей статьи оценке.
В случае если соглашение, предусмотренное настоящей статьей, не заключено в течение трех месяцев со дня предоставления лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество для размещения объектов инфраструктуры, возможности ознакомления с проектом соглашения, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 (редакция от 26.03.2014) "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" строительство стадиона для проведения чемпионата мира по футболу предполагается также в городе Нижнем Новгороде.
Для строительства стадиона выделяется земельный массив, в состав которого входит принадлежащий ООО "Инвестиционная компания "СтройЭкспертА" на праве собственности земельный участок по адресу: город Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Стрелка, 10. Данное обстоятельство подтверждено представленной в материалы дела проектом планировки территории для размещения стадиона.
14 марта 2014 года Правительством Нижегородской области издано распоряжение N 353-р "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Нижегородской области". В силу пункта 1.5 настоящего распоряжения путем выкупа у ООО "Инвестиционная компания "СтройЭкспертА" подлежит изъятию земельный участок, площадью 1318 кв. м с кадастровым номером 52:18:0030020:59, по адресу: город Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Стрелка, 10.
На указанном земельном участке расположено нежилое отдельно стоящее здание площадью 251,9 кв. м с кадастровым номером 52:18:00300020:67, инвентарным номером 22:401:900:000271880, литер А, принадлежащее ООО "Инвестиционная компания "СтройЭкспертА", что подтверждается выпиской из ЕГРП от 23.10.2014 (том 2, л. д. 9).
Согласно пункту 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Из смысла закона N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что при изъятии имущества производится прекращение права собственности на него, права аренды, а также всех зарегистрированных обременений.
В случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, находятся в собственности граждан или юридических лиц и обременены правами третьих лиц, изъятие указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры (за исключением случаев, если права третьих лиц не препятствуют использованию указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры) является основанием одновременного прекращения прав третьих лиц на изымаемые земельные участки с возмещением третьим лицам убытков в размере и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 4 статьи 30 N 108-ФЗ).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для прекращения права собственности ответчика на расположенный на земельном участке объект недвижимости.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии документов, подтверждающих, что объект недвижимости и земельные участки попадают в зону строительства стадиона, обоснованно отклонен судом.
Суд первой инстанции руководствовался положением пункта 34 статьи 30 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором указано, что изъятие земельных участков для размещения объектов инфраструктуры допускается при отсутствии документов территориального планирования.
Также не может быть принята во внимание ссылка заявителя на отсутствие предварительного и равноценного возмещения при принудительном изъятии имущества, поскольку указанный вопрос находится на рассмотрении в рамках иного спора.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При этом в соответствии с пунктом 2 названной статьи при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В силу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Выделение в отдельное производство требования о выкупной цене не нарушает прав собственника объекта недвижимости на получение соответствующей компенсации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, оценив материалы дела и представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованным выводам о том, что решение об изъятии недвижимого имущества общества принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия соответствует закону и ответчиком не оспорено, за изъятием строения, земельного участка и прекращении права собственности на них обратилось уполномоченное лицо.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2015 по делу N А43-6526/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания СтройЭкспертА" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.Ю.АЛЕКСАНДРОВА
О.Ю.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.МАКСИМОВА
Е.Н.НАУМОВА
М.А.МАКСИМОВА
Е.Н.НАУМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)