Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от открытого акционерного общества "ФосАгро-Череповец" Тихомировой Ю.В. (доверенность от 04.07.2012), Калининой В.В. (доверенность от 01.07.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2013 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А13-10317/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "ФосАгро-Череповец", место нахождения: 162622, г. Череповец, Северное шоссе, д. 75, ОГРН 1123528007173 (далее - ОАО "ФосАгро-Череповец"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление Росреестра), со следующими требованиями:
- - признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра (далее - Комиссия) от 26.07.2013 N 11 об отклонении заявления ОАО "ФосАгро-Череповец" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:6 по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102003:8 по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Северо-Западный промузел, и земельного участка с кадастровым номером 35:21:0103001:28 по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Северное шоссе, д. 36;
- - обязать Комиссию принять решение об определении с 26.07.2013 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:6, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация основной промышленной площадки", относящегося к категории земель населенных пунктов, в размере его рыночной стоимости, равной 6 323 355 000 руб., кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102003:8, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация свалки промышленных отходов", относящегося к категории земель населенных пунктов, в размере его рыночной стоимости, равной 31 040 000 руб., и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0103001:28, имеющего вид разрешенного использования "промышленные и коммунально-складские предприятия I - II класса опасности", относящегося к категории земель населенных пунктов, в размере его рыночной стоимости, равной 3 947 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Офри", место нахождения: 162603, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Леднева, д. 1, офис 84, ОГРН 1083528015713 (далее - ООО "Офри"), и общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков", место нахождения: 105066, Москва, 1-й Басманный пер., д. 2а, строение 1, ОГРН 1027700149146 (далее - Общество оценщиков).
Суд первой инстанции решением от 05.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2014, признал оспариваемое решение незаконным, обязал Управление Росреестра устранить допущенные нарушения прав заявителя и в десятидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу принять решение об определении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение от 05.11.2013 и постановление от 17.02.2014 и отказать в удовлетворении требований ОАО "ФосАгро-Череповец".
Податель жалобы указывает следующее: суды, признав незаконным оспариваемое решение Комиссии, неправомерно возложили на Управление Росреестра обязанность устранить нарушение прав ОАО "ФосАгро-Череповец" путем принятия соответствующего решения; принятый судами отчет оценщика составлен с нарушением норм действующего законодательства об оценочной деятельности; суды неправомерно отклонили ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц юридических лиц, входящих в состав Комиссии.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ФосАгро-Череповец" просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Кроме того, названное общество сообщило, что обжалуемое решение исполнено, Комиссия приняла решение об установлении кадастровой стоимости спорных участков в размере рыночной; данные о новой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании представители ОАО "ФосАгро-Череповец" поддержали доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "ФосАгро-Череповец" является собственником следующих земельных участков:
- - площадью 8 272 943 кв. м с кадастровым номером 35:21:0101001:6, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация основной промышленной площадки", расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповец (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2012 серии 35-АБ N 239594);
- - площадью 110 660 кв. м с кадастровым номером 35:21:0102003:8, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация свалки промышленных отходов", расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Северо-Западный промузел (свидетельство о государственной регистрации права от 01.08.2012 серии 35-АБ N 233510);
- - площадью 4100 +/- 13 кв. м с кадастровым номером 35:21:0103001:28, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "промышленные и коммунально-складские предприятия I - II класса опасности", расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Северное шоссе, д. 36 (повторное свидетельство о государственной регистрации права от 14.11.2012 серии 35-АБ N 272546).
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Приказ N 206), вступившим в силу со дня официального опубликования 18.01.2013 в газете "Красный Север", утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:6 установлена в размере 9 716 737 012 руб. 36 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102003:8 - в размере 131 257 145 руб. 80 коп. и земельного участка с кадастровым номером 35:21:0103001:28 - в размере 4 810 653 руб.
Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10.02.2013. Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Приказом N 206, определена по состоянию на 02.06.2012.
Оценщик ООО "Офри" Родина Ирина Юрьевна определила рыночную стоимость названных земельных участков по состоянию на 02.06.2012. Согласно отчету оценщика от 24.04.2013 N 04/2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:6 составляет 6 323 355 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102003:8-31 040 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0103001:28-3 947 000 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 24.06.2013 N 866/2013, выполненному Обществом оценщиков, отчет от 24.04.2013 N 04/2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости заявитель обратился в Комиссию, созданную в соответствии с приказом Управления Росреестра от 25.10.2012 N П/472 (в редакции приказа от 25.06.2013 N П/239), с заявлением от 11.07.2013 о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельных участков и установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Решением Комиссии от 26.07.2013 N 11 заявление ОАО "ФосАгро-Череповец" от 11.07.2013 отклонено со ссылкой на несоответствие отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков от 24.04.2013 N 04/2013 требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), требованиям к содержанию отчета об оценке и к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Комиссия указала следующее: оценщик нарушил пункт 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254 (далее - ФСО N 3), которым предусмотрена обязанность оценщика провести анализ рынка объектов оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость; анализ рынка объектов оценки был полностью проведен до 2007 года, поэтому рыночная стоимость на дату оценки (02.06.2012) не увязана с результатами анализа рынка на данный период, тем самым нарушен принцип существенности (пункт 4 ФСО N 3 - в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки); при расчете рыночной стоимости объектов оценки оценщик использовал постановление правительства Вологодской области от 15.12.2002 N 844 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Вологодской области", не действующее на дату оценки, тем самым нарушил принцип однозначности (пункт 4 ФСО N 3 - содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования).
Считая решение Комиссии незаконным, ОАО "ФосАгро-Череповец" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у Комиссии не было законных оснований для отклонения заявления ОАО "ФосАгро-Череповец" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).
В силу статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, а решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 24.19 Закона N 135-ФЗ в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
В соответствии со статьей 11 Закона N 135-ФЗ отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Требования к составлению отчета об оценке, его содержанию, описанию информации, используемой при проведении оценки, описанию методологии оценки и расчетов установлены ФСО N 3.
Так, в пункте 4 ФСО N 3 указано, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости); отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности).
Согласно пункту 6 ФСО N 3 отчет об оценке должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика, осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, или печатью и подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Как установлено статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ, под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям названного Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данного Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.07.2011 N 328, в ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.
Экспертиза отчета об оценке проводится в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом экспертного совета которой является эксперт (эксперты), проводящий экспертизу отчета об оценке (пункт 4 ФСО N 5).
ФСО N 5 установлены виды экспертизы отчетов об оценке и дано определение положительного и отрицательного экспертного заключения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды обеих инстанций, оценив представленный заявителем отчет от 24.04.2013 N 04/2013 о рыночной стоимости спорных земельных участков с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, пришли к выводу о том, что содержание и оформление названного отчета соответствуют требованиям статьи 11 Закона N 135-ФЗ, а также установленным федеральными стандартами оценки требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в нем информации, используемой при проведении оценки, в том числе принципам существенности, однозначности, обоснованности, проверяемости и достаточности.
Поскольку по двум спорным земельным участкам расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью составило более 30%, ООО "ФосАгро-Череповец" представило на рассмотрение Комиссии положительное заключение Общества оценщиков от 24.06.2013 N 866/2013, которым подтверждены не только соответствие отчета от 24.04.2013 законодательству об оценке, но и стоимость объектов оценки, определенная оценщиком. Причем по результатам рассмотрения экспертного отчета Комиссия указала, что положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с представленным в материалы дела экспертным заключением от 24.06.2013 N 866/2013 экспертным советом саморегулируемой организации произведена не нормативно-методическая экспертиза, а экспертиза на подтверждение стоимости объектов оценки, определенной оценщиком в отчете.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Комиссии не было законных оснований для отклонения заявления ОАО "ФосАгро-Череповец" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке. В силу статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность по созданию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такие комиссии создаются при территориальном органе Росреестра и не являются самостоятельным юридическими лицом, государственным органом, не обладают соответствующей правоспособностью, в том числе процессуальной. При таком положении суды правомерно с целью устранения нарушения законных прав и интересов заявителя обязали Управление Росреестра принять решение об определении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Апелляционный суд правильно отклонил довод Управления Росреестра о необходимости привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц органы и организации, которые входят в состав Комиссии, поскольку при рассмотрении настоящего спора не затрагиваются непосредственно права и законные интересы таких органов и организаций.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу N А13-10317/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.05.2014 ПО ДЕЛУ N А13-10317/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2014 г. по делу N А13-10317/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от открытого акционерного общества "ФосАгро-Череповец" Тихомировой Ю.В. (доверенность от 04.07.2012), Калининой В.В. (доверенность от 01.07.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2013 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А13-10317/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "ФосАгро-Череповец", место нахождения: 162622, г. Череповец, Северное шоссе, д. 75, ОГРН 1123528007173 (далее - ОАО "ФосАгро-Череповец"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление Росреестра), со следующими требованиями:
- - признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра (далее - Комиссия) от 26.07.2013 N 11 об отклонении заявления ОАО "ФосАгро-Череповец" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:6 по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102003:8 по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Северо-Западный промузел, и земельного участка с кадастровым номером 35:21:0103001:28 по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Северное шоссе, д. 36;
- - обязать Комиссию принять решение об определении с 26.07.2013 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:6, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация основной промышленной площадки", относящегося к категории земель населенных пунктов, в размере его рыночной стоимости, равной 6 323 355 000 руб., кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102003:8, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация свалки промышленных отходов", относящегося к категории земель населенных пунктов, в размере его рыночной стоимости, равной 31 040 000 руб., и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0103001:28, имеющего вид разрешенного использования "промышленные и коммунально-складские предприятия I - II класса опасности", относящегося к категории земель населенных пунктов, в размере его рыночной стоимости, равной 3 947 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Офри", место нахождения: 162603, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Леднева, д. 1, офис 84, ОГРН 1083528015713 (далее - ООО "Офри"), и общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков", место нахождения: 105066, Москва, 1-й Басманный пер., д. 2а, строение 1, ОГРН 1027700149146 (далее - Общество оценщиков).
Суд первой инстанции решением от 05.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2014, признал оспариваемое решение незаконным, обязал Управление Росреестра устранить допущенные нарушения прав заявителя и в десятидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу принять решение об определении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение от 05.11.2013 и постановление от 17.02.2014 и отказать в удовлетворении требований ОАО "ФосАгро-Череповец".
Податель жалобы указывает следующее: суды, признав незаконным оспариваемое решение Комиссии, неправомерно возложили на Управление Росреестра обязанность устранить нарушение прав ОАО "ФосАгро-Череповец" путем принятия соответствующего решения; принятый судами отчет оценщика составлен с нарушением норм действующего законодательства об оценочной деятельности; суды неправомерно отклонили ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц юридических лиц, входящих в состав Комиссии.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ФосАгро-Череповец" просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Кроме того, названное общество сообщило, что обжалуемое решение исполнено, Комиссия приняла решение об установлении кадастровой стоимости спорных участков в размере рыночной; данные о новой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании представители ОАО "ФосАгро-Череповец" поддержали доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "ФосАгро-Череповец" является собственником следующих земельных участков:
- - площадью 8 272 943 кв. м с кадастровым номером 35:21:0101001:6, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация основной промышленной площадки", расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповец (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2012 серии 35-АБ N 239594);
- - площадью 110 660 кв. м с кадастровым номером 35:21:0102003:8, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация свалки промышленных отходов", расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Северо-Западный промузел (свидетельство о государственной регистрации права от 01.08.2012 серии 35-АБ N 233510);
- - площадью 4100 +/- 13 кв. м с кадастровым номером 35:21:0103001:28, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "промышленные и коммунально-складские предприятия I - II класса опасности", расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Северное шоссе, д. 36 (повторное свидетельство о государственной регистрации права от 14.11.2012 серии 35-АБ N 272546).
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Приказ N 206), вступившим в силу со дня официального опубликования 18.01.2013 в газете "Красный Север", утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:6 установлена в размере 9 716 737 012 руб. 36 коп., земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102003:8 - в размере 131 257 145 руб. 80 коп. и земельного участка с кадастровым номером 35:21:0103001:28 - в размере 4 810 653 руб.
Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10.02.2013. Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Приказом N 206, определена по состоянию на 02.06.2012.
Оценщик ООО "Офри" Родина Ирина Юрьевна определила рыночную стоимость названных земельных участков по состоянию на 02.06.2012. Согласно отчету оценщика от 24.04.2013 N 04/2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:6 составляет 6 323 355 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102003:8-31 040 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:21:0103001:28-3 947 000 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 24.06.2013 N 866/2013, выполненному Обществом оценщиков, отчет от 24.04.2013 N 04/2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости заявитель обратился в Комиссию, созданную в соответствии с приказом Управления Росреестра от 25.10.2012 N П/472 (в редакции приказа от 25.06.2013 N П/239), с заявлением от 11.07.2013 о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельных участков и установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Решением Комиссии от 26.07.2013 N 11 заявление ОАО "ФосАгро-Череповец" от 11.07.2013 отклонено со ссылкой на несоответствие отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков от 24.04.2013 N 04/2013 требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), требованиям к содержанию отчета об оценке и к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Комиссия указала следующее: оценщик нарушил пункт 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254 (далее - ФСО N 3), которым предусмотрена обязанность оценщика провести анализ рынка объектов оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость; анализ рынка объектов оценки был полностью проведен до 2007 года, поэтому рыночная стоимость на дату оценки (02.06.2012) не увязана с результатами анализа рынка на данный период, тем самым нарушен принцип существенности (пункт 4 ФСО N 3 - в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки); при расчете рыночной стоимости объектов оценки оценщик использовал постановление правительства Вологодской области от 15.12.2002 N 844 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Вологодской области", не действующее на дату оценки, тем самым нарушил принцип однозначности (пункт 4 ФСО N 3 - содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования).
Считая решение Комиссии незаконным, ОАО "ФосАгро-Череповец" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у Комиссии не было законных оснований для отклонения заявления ОАО "ФосАгро-Череповец" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).
В силу статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, а решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 24.19 Закона N 135-ФЗ в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
В соответствии со статьей 11 Закона N 135-ФЗ отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Требования к составлению отчета об оценке, его содержанию, описанию информации, используемой при проведении оценки, описанию методологии оценки и расчетов установлены ФСО N 3.
Так, в пункте 4 ФСО N 3 указано, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости); отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности).
Согласно пункту 6 ФСО N 3 отчет об оценке должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика, осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, или печатью и подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Как установлено статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ, под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям названного Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данного Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.07.2011 N 328, в ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.
Экспертиза отчета об оценке проводится в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом экспертного совета которой является эксперт (эксперты), проводящий экспертизу отчета об оценке (пункт 4 ФСО N 5).
ФСО N 5 установлены виды экспертизы отчетов об оценке и дано определение положительного и отрицательного экспертного заключения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды обеих инстанций, оценив представленный заявителем отчет от 24.04.2013 N 04/2013 о рыночной стоимости спорных земельных участков с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, пришли к выводу о том, что содержание и оформление названного отчета соответствуют требованиям статьи 11 Закона N 135-ФЗ, а также установленным федеральными стандартами оценки требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в нем информации, используемой при проведении оценки, в том числе принципам существенности, однозначности, обоснованности, проверяемости и достаточности.
Поскольку по двум спорным земельным участкам расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью составило более 30%, ООО "ФосАгро-Череповец" представило на рассмотрение Комиссии положительное заключение Общества оценщиков от 24.06.2013 N 866/2013, которым подтверждены не только соответствие отчета от 24.04.2013 законодательству об оценке, но и стоимость объектов оценки, определенная оценщиком. Причем по результатам рассмотрения экспертного отчета Комиссия указала, что положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с представленным в материалы дела экспертным заключением от 24.06.2013 N 866/2013 экспертным советом саморегулируемой организации произведена не нормативно-методическая экспертиза, а экспертиза на подтверждение стоимости объектов оценки, определенной оценщиком в отчете.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Комиссии не было законных оснований для отклонения заявления ОАО "ФосАгро-Череповец" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке. В силу статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность по созданию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такие комиссии создаются при территориальном органе Росреестра и не являются самостоятельным юридическими лицом, государственным органом, не обладают соответствующей правоспособностью, в том числе процессуальной. При таком положении суды правомерно с целью устранения нарушения законных прав и интересов заявителя обязали Управление Росреестра принять решение об определении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Апелляционный суд правильно отклонил довод Управления Росреестра о необходимости привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц органы и организации, которые входят в состав Комиссии, поскольку при рассмотрении настоящего спора не затрагиваются непосредственно права и законные интересы таких органов и организаций.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.11.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу N А13-10317/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)