Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Земельный участок, на который ответчик зарегистрировал право собственности, входил в состав земель лесного фонда и поэтому не мог быть предоставлен ему в собственность.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик Ярадаев А.В.
Судья Филиппова Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Губаревой С.А., судей Ярадаева А.В., Андреевой Л.А., при секретаре В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике к Ф. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, поступившее по апелляционной жалобе территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 19 марта 2015 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., судебная коллегия
установила:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее также - ТУ Росимущества в Чувашской Республике, истец) обратилось в суд с иском к Ф. (далее также - ответчик) о признании отсутствующим права собственности на земельный участок площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> (далее также - спорный земельный участок).
В обоснование иска указаны следующие обстоятельства.
29 апреля 2014 года Ф. обратился в ТУ Росимущества в Чувашской Республике с заявлением о согласовании акта местоположения границ земельного участка площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, на который он зарегистрировал право собственности. Из межевого плана указанного земельного участка следует, что он является частью земельного участка площадью 38618 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> образованного из лесного участка площадью 286900000 кв. м с кадастровым номером N, имеющего местоположения: Чувашская <адрес> находящегося в собственности Российской Федерации с 5 декабря 2003 года. На основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 588 "О включении земельных участков в границы <адрес>" земельный участок с кадастровым номером N был включен в границы <адрес>, однако включение земельного участка в границы населенного пункта не влечет за собой прекращение прав его собственника. Поскольку земельный участок с кадастровым номером <адрес> до включения его в границы <адрес> входил в состав земель лесного фонда, земельный участок, на который Ф.зарегистрировал право собственности, также входил в состав земель лесного фонда и поэтому не мог быть предоставлен ему в собственность. В связи с этим ТУ Росимущества в Чувашской Республике полагает, что законные основания для возникновения права собственности Ф. на спорный земельный участок отсутствовали.
В судебном заседании представитель истца - ТУ Росимущества в Чувашской Республике - Н. иск поддержала.
Представитель ответчика Ф. - А. иск не признал, ссылаясь на его необоснованность.
Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - К. полагал, что иск подлежит удовлетворению.
Представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", казенного учреждения Чувашской Республики "Опытное лесничество", администрации г. Чебоксары, муниципального казенного учреждения "Земельное управление" г. Чебоксары в судебном заседании не присутствовали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска просит в апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Чувашской Республике.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции были извещены надлежащим образом.
Представитель истца - ТУ Росимущества в Чувашской Республике, ответчик Ф., представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", казенного учреждения Чувашской Республики "Опытное лесничество", администрации г. Чебоксары, муниципального казенного учреждения "Земельное управление" г. Чебоксары в судебное заседание не явились. В соответствии с ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Ф. - А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив решение и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснения, содержащегося в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия находит, что решение суда указанным требованиям не соответствует.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что выданная администрацией ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в пределах своих полномочий выписка из похозяйственной книги, подтверждающая, что спорный земельный участок принадлежит Ф., на основании которой Ф. зарегистрировал на спорный земельный участок право собственности, недействительной в установленном законом порядке не признана, в настоящее время спорный земельный участок, входивший ранее в состав земель лесного фонда, находится в границах <адрес> и относится к землям населенных пунктов, при этом ТУ Росимущества в Чувашской Республике не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства фактического владения спорным земельным участок в качестве объекта лесного фонда.
Судебная коллегия полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и, кроме того, судом неправильно призменны нормы материального и процессуального права, что привело к принятию по делу неправильного решения.
В соответствии с п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Как следует из ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Также и ч. 6 ст. 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости
В силу ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
На основании утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение) последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) (абз. 1 п. 1 Положения).
Пунктом 6.10 Положения Федеральному агентству по управлению государственным имуществом предоставлены полномочия по обращению в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Согласно п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из дела усматривается, что 15 декабря 2003 года на основании ч. 1 ст. 8 ЛК РФ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок из состава земель лесного фонда общей площадью 286900000 кв. м, имеющий местоположение: <адрес>), кадастровые работы в отношении которого не проводились.
29 декабря 2010 года на основании ч. 1 ст. 8 ЛК РФ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок из состава земель лесного фонда общей площадью 286900 000 кв. м с кадастровым номером N имеющий местоположение: <адрес> кадастровые работы в отношении которого также не проводились.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 588 "О включении земельных участков в границы <адрес>" из земель лесного фонда в границы <адрес> в целях комплексного жилищного строительства был включен земельный участок площадью 3,8618 га с кадастровым номером N, имеющий местоположение: <адрес>
Данный земельный участок был сформирован в выделе 10 кв. 88 <адрес> и сведения о нем 7 июля 2009 года были внесены в государственный кадастр недвижимости.
4 апреля 2013 года на основании ч. 1 ст. 8 ЛК РФ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок в составе земель населенных пунктов площадью 38618 кв. м с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - в целях комплексного жилищного строительства, имеющий местоположение: <адрес>.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14 июля 2005 года N 1683, земельный участок площадью 38618 кв. м с кадастровым номером N, имеющий местоположение: <адрес>, расположен в двух территориальных зонах: СН-1 (зона кладбищ) и Р-3 (зона лесопарков).
Между тем 10 декабря 2010 года администрацией ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики была выдана выписка из похозяйственной книги о том, что Ф. принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, вид права на который не определен, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, ранее располагавшийся по адресу: Чувашская <адрес>, в настоящее время имеющий местоположение: <адрес>, уточненная площадь которого составляет 1263 кв. м, о чем по состоянию на 1 января 1993 года имеются записи за 1986 - 1990 и последующие годы.
17 декабря 2010 года филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республики по заявлению Ф. на основании выписки из похозяйственной книги ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 10 декабря 2010 года в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном объекте недвижимости были внесены сведения о поставленном на кадастровый учет 1 января 1993 года земельном участке из земель населенных пунктов площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, имеющем местоположение: <адрес>, границы которого в соответствии с требованиями земельного законодательства не устанавливались.
27 декабря 2010 года на основании той же выписки из похозяйственной книги по заявлению Ф. о государственной регистрации права собственности на земельный участок Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о государственной регистрации права собственности Ф. на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1263 кв. м с условным номером N, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, имеющий местоположение: <адрес>
11 февраля 2011 года Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары была выдана выписка из единого адресного реестра о том, что она подтверждает адрес жилого дома согласно постановлению администрации г. Чебоксары от 21 апреля 2008 года N 111 - <адрес>
4 апреля 2011 года по заявлению Ф. об учете изменения местоположения земельного участка филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республики в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о нахождении земельного участка площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N по адресу: <адрес>.
25 сентября 2014 года Ф. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
26 сентября 2014 года на основании выписки из похозяйственной книги администрации ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 10 декабря 2010 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности Ф. на 2 этажный жилой дом общей площадью 113,5 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно кадастровому паспорту указанного жилого дома, он введен в эксплуатацию в 2014 году.
Кадастровым инженером муниципального бюджетного учреждения "Управление территориального планирования" г. Чебоксары, в связи с уточнением местоположения и площади земельного участка площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам кадастровых работ, проведенных в 2014 году по заказу Ф., подготовлен межевой план, согласно которому данный земельный участок находится в границах земельного участка площадью 38618 кв. м с кадастровым номером N, имеющего местоположение: <адрес>
Судебная коллегия считает, что предусмотренные законом основания для государственной регистрации права собственности Ф. на спорный земельный участок отсутствовали.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного хозяйства, является, в частности, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" форма представляемой в соответствии со ст. 25.2 указанного Федерального закона выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок устанавливается федеральным органом в области государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Согласно п. 1 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденного приказом Минсельхоза Российской Федерации от 11 октября 2010 года N 345, ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.
Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена ранее, в частности, Законом РСФСР от 19 июля 1968 года "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" (п. 7 ст. 11).
Похозяйственные книги являлись документами первичного учета в сельских Советах и в них вносилась информация обо всех постоянно проживающих на территории сельского поселения граждан, в том числе сведения о находящихся в их личном пользовании земельных участках.
В соответствии с действовавшим порядком ведения записей в похозяйственных книгах, установленным приказами ЦСУ СССР от 7 апреля 1972 года N 421, от 5 января 1979 года N 10, постановлениями Госкомстата СССР от 5 декабря 1989 года N 219, от 25 мая 1990 года N 69 "Об утверждении указаний по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов", было предусмотрено, что в похозяйственной книге, в разделе IV "А" ("Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства"), по каждому хозяйству записывается вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам. Данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан выписываются из соответствующего раздела земельно-кадастровых книг, данные о землях, выделенных крестьянским хозяйствам выписываются из государственного акта, удостоверяющего право пользования землей или решения районного Совета народных депутатов, либо зарегистрированного местным Советом депутатов договора аренды земли.
Согласно форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, которая была утверждена приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 года N 146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок", в ней должны быть указаны реквизиты документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок (при наличии таких сведений в похозяйственной книге).
Следовательно, орган местного самоуправления вправе выдать предусмотренную ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" выписку из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного хозяйства, только на основании соответствующих сведений о таком земельном участке, имеющихся в похозяйственной книге.
Между тем согласно представленным администрацией ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики копиям материалов похозяйственных книг сельского поселения по состоянию на 1986-1990 годы и по состоянию на 1993 год, сведений о наличии какого-либо земельного участка, принадлежащего Ф., который значился проживающим по адресу: д. <адрес> не имеется.
В деле отсутствуют также и иные доказательства существования когда-либо по месту нахождения спорного земельного участка, определенному кадастровым инженером муниципального бюджетного учреждения "Управление территориального планирования" г. Чебоксары по результатам кадастровых работ, проведенных в 2014 году по заказу Ф., земельного участка из земель населенных пунктов, предоставленного Ф. для ведения личного подсобного хозяйства.
Напротив, из дела следует, что в указанном месте, до того, как земельный участок площадью 38618 кв. м с кадастровым номером N был включен в границы <адрес>, имелись лишь земли лесного фонда.
Таким образом, выданная администрацией ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики выписка из похозяйственной книги от 10 декабря 2010 года не подтверждает юридического факта существования права собственности Ф.на указанный в ней земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав возможна способами, прямо указанными в ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно абз. 2 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Как следует из абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Исходя из указанных разъяснений признание зарегистрированного права ответчика на недвижимое имущество отсутствующим является способом судебной защиты, допустимым при невозможности использования истцом иных специальных способов судебной защиты своих прав, восстанавливающим права истца путем исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности ответчика.
Поскольку по настоящему делу ответчик зарегистрировал право собственности на земельный участок, который хотя и не имеет границ, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", но в связи с этим ответчик в отсутствие предусмотренных законом оснований пользуется землей в границах земельного участка, находящегося в федеральной собственности, и претендует на формирование границ своего земельного участка за счет изъятия части находящегося в федеральной собственности земельного участка, требование истца о признании зарегистрированного права собственности ответчика отсутствующим подлежало удовлетворению, поскольку в такой ситуации для защиты прав истца достаточно исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности ответчика на земельный участок.
При этом не имелось необходимости в предъявлении истцом самостоятельного искового требования о признании недействительной выписки из похозяйственной книги, на основании которой ответчик в упрощенном порядке в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрировал на земельный участок право собственности, так как выписка из похозяйственной книги, ведущейся в целях учета личных подсобных хозяйств, не является ни актом компетентного органа о предоставлении гражданину земельного участка, ни свидетельством, выданным уполномоченным на то органом, о праве гражданина на земельный участок, подтверждающими по действующему законодательству возникновение, изменение или прекращение права гражданина на землю, которые могут быть признаны недействительными судом.
Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, судебная коллегия отменяет решение суда и принимает по делу новое решение об удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
отменить решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 19 марта 2015 года и принять по делу новое решение, которым признать отсутствующим право собственности Ф. на земельный участок площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 15.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2418/2015
Требование: О признании отсутствующим права собственности на земельный участок.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Земельный участок, на который ответчик зарегистрировал право собственности, входил в состав земель лесного фонда и поэтому не мог быть предоставлен ему в собственность.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 2015 г. по делу N 33-2418/2015
Докладчик Ярадаев А.В.
Судья Филиппова Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Губаревой С.А., судей Ярадаева А.В., Андреевой Л.А., при секретаре В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике к Ф. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, поступившее по апелляционной жалобе территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 19 марта 2015 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., судебная коллегия
установила:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее также - ТУ Росимущества в Чувашской Республике, истец) обратилось в суд с иском к Ф. (далее также - ответчик) о признании отсутствующим права собственности на земельный участок площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> (далее также - спорный земельный участок).
В обоснование иска указаны следующие обстоятельства.
29 апреля 2014 года Ф. обратился в ТУ Росимущества в Чувашской Республике с заявлением о согласовании акта местоположения границ земельного участка площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, на который он зарегистрировал право собственности. Из межевого плана указанного земельного участка следует, что он является частью земельного участка площадью 38618 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> образованного из лесного участка площадью 286900000 кв. м с кадастровым номером N, имеющего местоположения: Чувашская <адрес> находящегося в собственности Российской Федерации с 5 декабря 2003 года. На основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 588 "О включении земельных участков в границы <адрес>" земельный участок с кадастровым номером N был включен в границы <адрес>, однако включение земельного участка в границы населенного пункта не влечет за собой прекращение прав его собственника. Поскольку земельный участок с кадастровым номером <адрес> до включения его в границы <адрес> входил в состав земель лесного фонда, земельный участок, на который Ф.зарегистрировал право собственности, также входил в состав земель лесного фонда и поэтому не мог быть предоставлен ему в собственность. В связи с этим ТУ Росимущества в Чувашской Республике полагает, что законные основания для возникновения права собственности Ф. на спорный земельный участок отсутствовали.
В судебном заседании представитель истца - ТУ Росимущества в Чувашской Республике - Н. иск поддержала.
Представитель ответчика Ф. - А. иск не признал, ссылаясь на его необоснованность.
Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - К. полагал, что иск подлежит удовлетворению.
Представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", казенного учреждения Чувашской Республики "Опытное лесничество", администрации г. Чебоксары, муниципального казенного учреждения "Земельное управление" г. Чебоксары в судебном заседании не присутствовали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска просит в апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Чувашской Республике.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции были извещены надлежащим образом.
Представитель истца - ТУ Росимущества в Чувашской Республике, ответчик Ф., представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", казенного учреждения Чувашской Республики "Опытное лесничество", администрации г. Чебоксары, муниципального казенного учреждения "Земельное управление" г. Чебоксары в судебное заседание не явились. В соответствии с ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Ф. - А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив решение и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснения, содержащегося в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия находит, что решение суда указанным требованиям не соответствует.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что выданная администрацией ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в пределах своих полномочий выписка из похозяйственной книги, подтверждающая, что спорный земельный участок принадлежит Ф., на основании которой Ф. зарегистрировал на спорный земельный участок право собственности, недействительной в установленном законом порядке не признана, в настоящее время спорный земельный участок, входивший ранее в состав земель лесного фонда, находится в границах <адрес> и относится к землям населенных пунктов, при этом ТУ Росимущества в Чувашской Республике не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства фактического владения спорным земельным участок в качестве объекта лесного фонда.
Судебная коллегия полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и, кроме того, судом неправильно призменны нормы материального и процессуального права, что привело к принятию по делу неправильного решения.
В соответствии с п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Как следует из ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Также и ч. 6 ст. 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости
В силу ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
На основании утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение) последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) (абз. 1 п. 1 Положения).
Пунктом 6.10 Положения Федеральному агентству по управлению государственным имуществом предоставлены полномочия по обращению в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Согласно п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из дела усматривается, что 15 декабря 2003 года на основании ч. 1 ст. 8 ЛК РФ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок из состава земель лесного фонда общей площадью 286900000 кв. м, имеющий местоположение: <адрес>), кадастровые работы в отношении которого не проводились.
29 декабря 2010 года на основании ч. 1 ст. 8 ЛК РФ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок из состава земель лесного фонда общей площадью 286900 000 кв. м с кадастровым номером N имеющий местоположение: <адрес> кадастровые работы в отношении которого также не проводились.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 588 "О включении земельных участков в границы <адрес>" из земель лесного фонда в границы <адрес> в целях комплексного жилищного строительства был включен земельный участок площадью 3,8618 га с кадастровым номером N, имеющий местоположение: <адрес>
Данный земельный участок был сформирован в выделе 10 кв. 88 <адрес> и сведения о нем 7 июля 2009 года были внесены в государственный кадастр недвижимости.
4 апреля 2013 года на основании ч. 1 ст. 8 ЛК РФ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок в составе земель населенных пунктов площадью 38618 кв. м с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - в целях комплексного жилищного строительства, имеющий местоположение: <адрес>.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14 июля 2005 года N 1683, земельный участок площадью 38618 кв. м с кадастровым номером N, имеющий местоположение: <адрес>, расположен в двух территориальных зонах: СН-1 (зона кладбищ) и Р-3 (зона лесопарков).
Между тем 10 декабря 2010 года администрацией ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики была выдана выписка из похозяйственной книги о том, что Ф. принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, вид права на который не определен, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, ранее располагавшийся по адресу: Чувашская <адрес>, в настоящее время имеющий местоположение: <адрес>, уточненная площадь которого составляет 1263 кв. м, о чем по состоянию на 1 января 1993 года имеются записи за 1986 - 1990 и последующие годы.
17 декабря 2010 года филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республики по заявлению Ф. на основании выписки из похозяйственной книги ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 10 декабря 2010 года в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном объекте недвижимости были внесены сведения о поставленном на кадастровый учет 1 января 1993 года земельном участке из земель населенных пунктов площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, имеющем местоположение: <адрес>, границы которого в соответствии с требованиями земельного законодательства не устанавливались.
27 декабря 2010 года на основании той же выписки из похозяйственной книги по заявлению Ф. о государственной регистрации права собственности на земельный участок Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о государственной регистрации права собственности Ф. на земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1263 кв. м с условным номером N, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, имеющий местоположение: <адрес>
11 февраля 2011 года Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары была выдана выписка из единого адресного реестра о том, что она подтверждает адрес жилого дома согласно постановлению администрации г. Чебоксары от 21 апреля 2008 года N 111 - <адрес>
4 апреля 2011 года по заявлению Ф. об учете изменения местоположения земельного участка филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республики в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о нахождении земельного участка площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N по адресу: <адрес>.
25 сентября 2014 года Ф. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
26 сентября 2014 года на основании выписки из похозяйственной книги администрации ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 10 декабря 2010 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности Ф. на 2 этажный жилой дом общей площадью 113,5 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно кадастровому паспорту указанного жилого дома, он введен в эксплуатацию в 2014 году.
Кадастровым инженером муниципального бюджетного учреждения "Управление территориального планирования" г. Чебоксары, в связи с уточнением местоположения и площади земельного участка площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам кадастровых работ, проведенных в 2014 году по заказу Ф., подготовлен межевой план, согласно которому данный земельный участок находится в границах земельного участка площадью 38618 кв. м с кадастровым номером N, имеющего местоположение: <адрес>
Судебная коллегия считает, что предусмотренные законом основания для государственной регистрации права собственности Ф. на спорный земельный участок отсутствовали.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного хозяйства, является, в частности, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" форма представляемой в соответствии со ст. 25.2 указанного Федерального закона выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок устанавливается федеральным органом в области государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Согласно п. 1 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденного приказом Минсельхоза Российской Федерации от 11 октября 2010 года N 345, ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.
Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена ранее, в частности, Законом РСФСР от 19 июля 1968 года "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" (п. 7 ст. 11).
Похозяйственные книги являлись документами первичного учета в сельских Советах и в них вносилась информация обо всех постоянно проживающих на территории сельского поселения граждан, в том числе сведения о находящихся в их личном пользовании земельных участках.
В соответствии с действовавшим порядком ведения записей в похозяйственных книгах, установленным приказами ЦСУ СССР от 7 апреля 1972 года N 421, от 5 января 1979 года N 10, постановлениями Госкомстата СССР от 5 декабря 1989 года N 219, от 25 мая 1990 года N 69 "Об утверждении указаний по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов", было предусмотрено, что в похозяйственной книге, в разделе IV "А" ("Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства"), по каждому хозяйству записывается вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам. Данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан выписываются из соответствующего раздела земельно-кадастровых книг, данные о землях, выделенных крестьянским хозяйствам выписываются из государственного акта, удостоверяющего право пользования землей или решения районного Совета народных депутатов, либо зарегистрированного местным Советом депутатов договора аренды земли.
Согласно форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, которая была утверждена приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 года N 146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок", в ней должны быть указаны реквизиты документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок (при наличии таких сведений в похозяйственной книге).
Следовательно, орган местного самоуправления вправе выдать предусмотренную ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" выписку из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного хозяйства, только на основании соответствующих сведений о таком земельном участке, имеющихся в похозяйственной книге.
Между тем согласно представленным администрацией ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики копиям материалов похозяйственных книг сельского поселения по состоянию на 1986-1990 годы и по состоянию на 1993 год, сведений о наличии какого-либо земельного участка, принадлежащего Ф., который значился проживающим по адресу: д. <адрес> не имеется.
В деле отсутствуют также и иные доказательства существования когда-либо по месту нахождения спорного земельного участка, определенному кадастровым инженером муниципального бюджетного учреждения "Управление территориального планирования" г. Чебоксары по результатам кадастровых работ, проведенных в 2014 году по заказу Ф., земельного участка из земель населенных пунктов, предоставленного Ф. для ведения личного подсобного хозяйства.
Напротив, из дела следует, что в указанном месте, до того, как земельный участок площадью 38618 кв. м с кадастровым номером N был включен в границы <адрес>, имелись лишь земли лесного фонда.
Таким образом, выданная администрацией ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики выписка из похозяйственной книги от 10 декабря 2010 года не подтверждает юридического факта существования права собственности Ф.на указанный в ней земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав возможна способами, прямо указанными в ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно абз. 2 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Как следует из абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Исходя из указанных разъяснений признание зарегистрированного права ответчика на недвижимое имущество отсутствующим является способом судебной защиты, допустимым при невозможности использования истцом иных специальных способов судебной защиты своих прав, восстанавливающим права истца путем исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности ответчика.
Поскольку по настоящему делу ответчик зарегистрировал право собственности на земельный участок, который хотя и не имеет границ, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", но в связи с этим ответчик в отсутствие предусмотренных законом оснований пользуется землей в границах земельного участка, находящегося в федеральной собственности, и претендует на формирование границ своего земельного участка за счет изъятия части находящегося в федеральной собственности земельного участка, требование истца о признании зарегистрированного права собственности ответчика отсутствующим подлежало удовлетворению, поскольку в такой ситуации для защиты прав истца достаточно исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности ответчика на земельный участок.
При этом не имелось необходимости в предъявлении истцом самостоятельного искового требования о признании недействительной выписки из похозяйственной книги, на основании которой ответчик в упрощенном порядке в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрировал на земельный участок право собственности, так как выписка из похозяйственной книги, ведущейся в целях учета личных подсобных хозяйств, не является ни актом компетентного органа о предоставлении гражданину земельного участка, ни свидетельством, выданным уполномоченным на то органом, о праве гражданина на земельный участок, подтверждающими по действующему законодательству возникновение, изменение или прекращение права гражданина на землю, которые могут быть признаны недействительными судом.
Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, судебная коллегия отменяет решение суда и принимает по делу новое решение об удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
отменить решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 19 марта 2015 года и принять по делу новое решение, которым признать отсутствующим право собственности Ф. на земельный участок площадью 1263 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)