Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Грачевой И.Л., Рудницкого Г.М., при участии от министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Соколовой Ю.С. (доверенность от 09.04.2014), рассмотрев 16.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реалстройторг" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.05.2014 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А66-2078/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Реалстройторг", место нахождения: 170024, г. Тверь, Старицкое шоссе, д. 6, ОГРН 1106952024706, ИНН 6950122600 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство), изложенного в письме от 19.11.2013 N 19113-09, об отказе в предоставлении Обществу по процедуре предварительного согласования места размещения объекта земельного участка площадью 8026 кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37 (свободные земли городской застройки), расположенного по адресу: г. Тверь, Старицкое шоссе, под строительство базы по хранению и реализации строительных и отделочных материалов и о возложении на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в орган местного самоуправления соответствующие документы для проведения процедуры выбора испрашиваемого земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация).
Решением от 22.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении требований.
Как указывает податель жалобы, судами неправильно применены статья 11.1, пункт 6 статьи 31 ЗК РФ, статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), поскольку для строительства базы Общество выбрало не участок с кадастровым номером 69:40:0300016:37 площадью 99 033 кв. м, прошедший кадастровый учет, а его часть площадью 14 176 кв. м, которая не была в установленном порядке сформирована и поставлена на государственный кадастровый учет.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Общество и Администрация о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 19.02.2013 обратилось в Министерство с заявлением о выборе части земельного участка площадью 14 176 кв. м, входящего в свою очередь в состав земельного участка площадью 99 033 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300016:37, расположенного по адресу: г. Тверь, Старицкое шоссе, и предварительном согласовании места размещения объекта строительства - базы по хранению и реализации строительных и отделочных материалов.
Письмом от 09.04.2013 Администрация сообщила Министерству о том, что в соответствии с генеральным планом города Твери одна часть испрашиваемого участка предусматривается под формирование улично-дорожной сети, а другая - под коммунально-складские предприятия, по участку проходят инженерные сети с охранными зонами, поэтому для рассмотрения вопроса о предоставлении участка для строительства базы хранения и реализации строительных материалов необходимо получить согласование владельцев этих сетей.
Письмом от 22.05.2013 Общество просило Министерство уменьшить площадь испрашиваемого земельного участка до 8026 кв. м.
Письмом от 19.11.2013 N 19113-09 Министерство уведомило Общество о невозможности предоставления части испрашиваемого земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, указав на то, что 15.05.2008 земельный участок площадью 99 033 кв. м, сформированный в соответствии с требованиями Закона N 221-ФЗ, поставлен на государственный кадастровый учет и, а испрашиваемая часть участка площадью 14 176 кв. м полностью расположена в границах этого участка, поэтому в силу пункта 6 статьи 30 ЗК РФ земельный участок подлежит предоставлению только по результатам торгов.
Общество, считая, что Министерство в нарушение требований статей 30 и 31 ЗК РФ незаконно отказало ему в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на пункт 6 статьи 30 ЗК РФ, указав, что земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300016:37 сформирован в установленном Законом N 221-ФЗ порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществлялось в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ (пункт 6 статьи 30 названного Кодекса).
Суды установили, что испрашиваемый Обществом земельный участок площадью 14 176 кв. м (как и его часть площадью 8026 кв. м) полностью расположен в границах сформированного земельного участка площадью 99 033 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300016:37, поставленного на государственный кадастровый учет 15.05.2008. Указанный вывод подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 10.11.2014 N 02-69/14-1-442719, которая содержит план земельного участка с нанесенными на него точками координат границ участка и описанием их местоположения. Апелляционный суд также указал, что оспариваемый отказ не нарушает прав заявителя, поскольку часть испрашиваемого участка предусмотрено отвести под формирование улично-дорожной сети, по участку проходят инженерные сети с охранными зонами.
Статья 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа, регулировала порядок выбора земельного участка, в том числе предусматривала необходимость информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, последующего оформления акта о выборе земельного участка для строительства, содержащего схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Документов, подтверждающих выполнение процедуры выбора участка, предусмотренной пунктами 1 - 5 статьи 31 ЗК РФ, в материалы дела не представлено.
В качестве способа устранения нарушенного права Общество просит обязать Министерство направить в орган местного самоуправления документы для обеспечения в соответствии со статьей 31 ЗК РФ процедуры выбора испрашиваемого земельного участка. Однако Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 28 - 34 ЗК РФ признаны утратившими силу с 01.03.2015. Земельный кодекс Российской Федерации в действующей редакции не предусматривает такого способа предоставления земельных участков для строительства без торгов как предварительное согласование места размещения объекта.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.05.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу N А66-2078/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реалстройторг" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.03.2015 ПО ДЕЛУ N А66-2078/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N А66-2078/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Грачевой И.Л., Рудницкого Г.М., при участии от министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Соколовой Ю.С. (доверенность от 09.04.2014), рассмотрев 16.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реалстройторг" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.05.2014 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А66-2078/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Реалстройторг", место нахождения: 170024, г. Тверь, Старицкое шоссе, д. 6, ОГРН 1106952024706, ИНН 6950122600 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство), изложенного в письме от 19.11.2013 N 19113-09, об отказе в предоставлении Обществу по процедуре предварительного согласования места размещения объекта земельного участка площадью 8026 кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300016:37 (свободные земли городской застройки), расположенного по адресу: г. Тверь, Старицкое шоссе, под строительство базы по хранению и реализации строительных и отделочных материалов и о возложении на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в орган местного самоуправления соответствующие документы для проведения процедуры выбора испрашиваемого земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация).
Решением от 22.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении требований.
Как указывает податель жалобы, судами неправильно применены статья 11.1, пункт 6 статьи 31 ЗК РФ, статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), поскольку для строительства базы Общество выбрало не участок с кадастровым номером 69:40:0300016:37 площадью 99 033 кв. м, прошедший кадастровый учет, а его часть площадью 14 176 кв. м, которая не была в установленном порядке сформирована и поставлена на государственный кадастровый учет.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Общество и Администрация о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 19.02.2013 обратилось в Министерство с заявлением о выборе части земельного участка площадью 14 176 кв. м, входящего в свою очередь в состав земельного участка площадью 99 033 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300016:37, расположенного по адресу: г. Тверь, Старицкое шоссе, и предварительном согласовании места размещения объекта строительства - базы по хранению и реализации строительных и отделочных материалов.
Письмом от 09.04.2013 Администрация сообщила Министерству о том, что в соответствии с генеральным планом города Твери одна часть испрашиваемого участка предусматривается под формирование улично-дорожной сети, а другая - под коммунально-складские предприятия, по участку проходят инженерные сети с охранными зонами, поэтому для рассмотрения вопроса о предоставлении участка для строительства базы хранения и реализации строительных материалов необходимо получить согласование владельцев этих сетей.
Письмом от 22.05.2013 Общество просило Министерство уменьшить площадь испрашиваемого земельного участка до 8026 кв. м.
Письмом от 19.11.2013 N 19113-09 Министерство уведомило Общество о невозможности предоставления части испрашиваемого земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, указав на то, что 15.05.2008 земельный участок площадью 99 033 кв. м, сформированный в соответствии с требованиями Закона N 221-ФЗ, поставлен на государственный кадастровый учет и, а испрашиваемая часть участка площадью 14 176 кв. м полностью расположена в границах этого участка, поэтому в силу пункта 6 статьи 30 ЗК РФ земельный участок подлежит предоставлению только по результатам торгов.
Общество, считая, что Министерство в нарушение требований статей 30 и 31 ЗК РФ незаконно отказало ему в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на пункт 6 статьи 30 ЗК РФ, указав, что земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300016:37 сформирован в установленном Законом N 221-ФЗ порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществлялось в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ (пункт 6 статьи 30 названного Кодекса).
Суды установили, что испрашиваемый Обществом земельный участок площадью 14 176 кв. м (как и его часть площадью 8026 кв. м) полностью расположен в границах сформированного земельного участка площадью 99 033 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300016:37, поставленного на государственный кадастровый учет 15.05.2008. Указанный вывод подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 10.11.2014 N 02-69/14-1-442719, которая содержит план земельного участка с нанесенными на него точками координат границ участка и описанием их местоположения. Апелляционный суд также указал, что оспариваемый отказ не нарушает прав заявителя, поскольку часть испрашиваемого участка предусмотрено отвести под формирование улично-дорожной сети, по участку проходят инженерные сети с охранными зонами.
Статья 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа, регулировала порядок выбора земельного участка, в том числе предусматривала необходимость информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, последующего оформления акта о выборе земельного участка для строительства, содержащего схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Документов, подтверждающих выполнение процедуры выбора участка, предусмотренной пунктами 1 - 5 статьи 31 ЗК РФ, в материалы дела не представлено.
В качестве способа устранения нарушенного права Общество просит обязать Министерство направить в орган местного самоуправления документы для обеспечения в соответствии со статьей 31 ЗК РФ процедуры выбора испрашиваемого земельного участка. Однако Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 28 - 34 ЗК РФ признаны утратившими силу с 01.03.2015. Земельный кодекс Российской Федерации в действующей редакции не предусматривает такого способа предоставления земельных участков для строительства без торгов как предварительное согласование места размещения объекта.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.05.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу N А66-2078/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реалстройторг" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)