Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.03.2014 N 33-1592/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. N 33-1592/2014


Судья Степанова Е.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Кошелевой И.Л.
судей: Кабировой Е.В., Свирской О.Д.
при секретаре Ш.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе А. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 3 февраля 2014 года, которым отказано в удовлетворении его исковых требований к СНТ <...> о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., А.,
судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

установила:

А. обратился в суд с иском к СНТ <...> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с <...> он является пользователем земельного участка N в СНТ <...>. В <...> на основании решения общего собрания членов СНТ он получил разрешение взять в пользование четыре сотки земли общего пользования (лесная полоса, к которой примыкает участок N). Четыре сотки вписаны в его книжку садовода, и ежегодно, начиная с <...>, он выплачивает садоводству арендную плату за пользование указанным земельным участком.
Спорный земельный участок за годы использования им очищен от древесной растительности, на нем обустроены грядки и расположены капитальные строения: колодец, баня, мастерская и другие хозяйственные постройки.
<...> он подал заявление в правление СНТ <...> о приватизации участка по факту пользования, однако в этом ему было отказано.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал.
Ответчик СНТ <...> в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 3 февраля 2014 года в удовлетворении исковых требований А. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе указано, что он имеет право на приватизацию отыскиваемого земельного участка на основании того, что пользуется им более 22 лет.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Порядок приватизации дачных и садовых участков регламентируется ст. 28 ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которой предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
- выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
- учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Как следует из материалов гражданского дела, с <...> А. является членом СНТ <...>, и в его пользовании находится земельный участок N, площадью <...> кв. м.
В <...> на основании решения общего собрания членов СНТ А. в пользование был предоставлен земельный участок, площадью <...> кв. м в указанном СНТ из земель общего пользования (зеленая зона), примыкающий (смежный) к его земельному участку.
В материалы дела не представлены доказательства того, что находящийся в пользовании истца земельный участок, площадью <...> кв. м или отыскиваемый земельный участок, площадью <...> кв. м, поставлены на государственный кадастровый учет и их границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
<...> А. обратился с заявлением в правление СНТ <...> о даче согласия на приватизацию участка, площадью <...> кв. м - по факту пользования, включая <...> кв. м земель общего пользования СНТ, расположенных по периметру садоводства.
В приватизации участка земли общего пользования размером <...> кв. м А. было отказано на основании Устава СНТ <...> и решения общего собрания членов СНТ <...> от <...>, которым запрещено приватизировать зеленую зону, относящуюся к землям общего пользования СНТ.
Соглашаясь с указанным решением суд обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Лужского района Ленинградской области N от <...> "О перерегистрации права на землепользование садоводческого товарищества <...> было решено предоставить под садоводство членам садоводческого товарищества <...> <...> га земли, в том числе в коллективно-долевую собственность <...> га, в коллективно-совместную собственность <...> га (земли общего пользования, дороги, улицы, зеленые и защитные зоны).
<...> садоводческому товариществу <...> выдано свидетельство о праве собственности на землю N.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
В силу абз. 2 п. 4 ст. 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Согласно п. 5 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.
Учитывая вышеприведенные нормы права, суд пришел к правильному выводу о том, что земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования дачных некоммерческих объединений граждан, могут быть приватизированы только самими такими объединениями, но не их членами.
Пунктом 4.4 Устава СНТ <...> определено, что земли общего пользования, объекты инфраструктуры и другое имущество общего пользования Товарищества разделу не подлежит.
Доводы истца о длительном пользовании земельным участком, его обустройстве за счет собственных сил и средств, не влияют на правильность выводов суда об отсутствии оснований для передачи ему спорного земельного участка в собственность, поскольку он уже имеет собственника - СНТ. Указанный собственник реализовал свое право владения и распоряжения земельным участком, предоставив его во временное пользование истцу. Истец не оспаривал в процессе рассмотрения дела, что с <...> ежегодно выплачивает за пользование участком арендную плату.
Закон допускает только приватизацию земельного участка, находящегося в фактическом пользовании граждан, если он является приусадебным, требование исходит от собственника расположенного на этом участке жилого дома, и в фактическое пользование гражданина этот участок перешел до <...>
В данном случае, отыскиваемый земельный участок является собственностью СНТ, жилой дом истца на нем не расположен, участком истец пользуется с <...>.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 330, 332 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Лужского городского суда Ленинградской области от 3 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)