Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 24.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5862/2014

Требование: О признании права на бесплатное однократное получение земельного пая, включении в списки пайщиков.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истцу отказано в предоставлении соответствующей земельной доли (пая).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N 33-5862/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Старичковой Е.А.,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя О. - Ш. на решение Уфимского районного суда РБ от дата, которым постановлено:
в удовлетворении иска О. к Администрации МР Уфимский район РБ, ООО Агрофирма "Николаевская", ООО "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков отказать.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия

установила:

О. обратилась в суд с иском к Администрации МР Уфимский район РБ о признании отказа в предоставлении земельного пая из земель сельскохозяйственного назначения незаконным, обязании включить в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, предоставить земельный пай из земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование исковых требований указала, что с дата по дата проработала в совхозе "Дмитриевский" в детском саду "Б.", с дата по дата в том же детском саду "Б.", переданному Уфимскому РОНО.
В общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан включена не была.
Полагает, что имеет право на получение доли в соответствии с п. 3 ст. 21.2. Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан". Свое право на получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения ранее не использовала. Никаких денежных выплат за пай не получала.
дата истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей соответствующей земельной доли (пая), однако Письмом Администрации МР Уфимский район РБ от дата ей было отказано.
Просила суд признать данный отказ незаконным, обязать ответчика включить ее в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в границах МР Уфимский район РБ, а также обязать Администрацию МР Уфимский район РБ предоставить ей вышеуказанный земельный пай в размере...
Впоследствии к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ООО Агрофирма "Николаевская" и ООО "Дмитриевский".
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель О. - Ш. просит данное решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам искового заявления. Также указала, что Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусмотрен срок окончания бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; принятие субъектами РФ нормативных актов, ограничивающих данное законоположение, не допускается. Полагает, что земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в аренде ООО "Дмитриевский", подлежат приватизации. Также ссылается на несогласие с формулировкой резолютивной части решения, поскольку требования о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая О. не заявлялись. По утверждению подателя жалобы, судом не разрешены требования истицы о признании отказа ответчика в однократном бесплатном предоставлении ей земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в границах МР Уфимский район РБ, обязании Администрации МР Уфимский район РБ предоставить ей вышеуказанный земельный пай в размере...
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации МР Уфимский район РБ К. и представителя ООО Агрофирма "Николаевская" Г., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
Согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" колхозы и совхозы должны были до 1 января 1993 года провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организационно-правовую форму.
Реорганизация колхозов и совхозов могла осуществляться тремя основными путями: раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы; реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа; реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие).
В п. 6 данного Указа Президента РФ было предусмотрено, что коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 года должны принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местная администрация обязана была обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственникам земли, соответствующие свидетельства на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства (п. 9 постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N 86).
В Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 января 1992 года разъяснено, что основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.
В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае если, избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли (п. 6.4 Рекомендаций).
При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.
Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства, а также лица, работавшие в хозяйстве в прошлые годы.
В силу положений ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Закон) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.
Бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до 01 января 2012 года.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные с 1 января 2006 года до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков.
Решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до 1 января 2012 года решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после 1 января 2012 года, но не позднее 1 июля 2012 года.
В соответствии с п. 3 - 5 ст. 21.2 Закона право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют:
1) граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов;
2) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенные из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению численности или штата либо в связи с ее (его) ликвидацией;
3) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающие в ней (нем) и постоянно проживающие в сельском поселении (муниципальном образовании), на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие);
4) пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
5) работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
6) временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
Указанные в пункте 3 настоящей статьи лица имеют право на первичное получение земельной доли (пая) только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).
В соответствии с п. 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности (далее- Порядок).
Согласно п. п. 1.3., 1.4. и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий). К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся: принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая); определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
Пунктом 5.5 Порядка предусмотрено, что заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд правильно сослался на приведенные выше нормы права и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных О. требований, поскольку решение общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевский" от дата является неправомочным и не является подтверждением права на земельную долю по смыслу ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан". Указанное решение реализовано не было, доказательств приватизации земель истицей не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, решением Уфимского районного Совета народных депутатов от дата N... совхоз "Дмитриевский" был реорганизован в коллективное сельскохозяйственное предприятие "Дмитриевское", основным видом деятельности которого являлось производство и реализация сельскохозяйственной продукции (л.д. 48).
Согласно п. 3, 4 указанного решения, коллективному сельскохозяйственному предприятию "Дмитриевское" было передано в постоянное (бессрочное) пользование... земли, а также безвозмездно основные, оборотные фонды и денежные средства в сумме...
Постановлением Главы администрации Уфимского района РБ от дата N... за указанным юридическим лицом закреплено в постоянное (бессрочное) пользование... земли, в том числе... сельхозугодий и... прочих угодий. На районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам возложена обязанность по выдаче свидетельства на право постоянного пользования землей (л.д. 26-27).
Решением общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" от дата было принято решение:
- 1. Всех работников, в том числе ушедших на пенсию, постоянно проживающих на территории Дмитриевского сельсовета Уфимского района; лиц, занятых в социальной сфере на селе - работников народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории Дмитриевского сельсовета Уфимского района; а также временно отсутствующих лиц, имеющих право вернуться на работу - включить в списки, имеющих право на получение земельной доли;
- 2. Утвердить список лиц, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в составе земель коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" на территории Дмитриевского сельсовета Уфимского района по состоянию на дата;
- 3. Распределить... переданные в постоянное пользование, владение и распоряжение коллективному сельскохозяйственному предприятию "Дмитриевское" на основании решения Уфимского районного Совета от дата согласно списку, утвержденному п. 2 данного решения собрания;
- 4. Закрепить причитающийся пай земли за каждым, согласно утвержденному списку, в размере... (л.д. 75-76).
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от дата N... в результате объединения коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" и строящегося комплекса по выращиванию и переработке овощей и ягод на замороженную продукцию в Уфимском районе было создано государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие совхоз-завод "Дмитриевский" (л.д. 55-56).
Пунктом 2 данного постановления ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский" был отнесен к государственной собственности Республики Башкортостан.
Указанное юридическое лицо зарегистрировано администрацией Уфимского района Республики Башкортостан в государственном реестре юридических лиц дата.
Из выписки из ЕГРЮЛ от дата N... следует, что учредителем ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский" является Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что дата на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан N... от дата в ЕГРЮЛ внесена запись о формировании ликвидационной комиссии в отношении данного юридического лица. До настоящего времени ликвидация предприятия не завершена, юридическое лицо является действующим.
Поскольку имущество, принадлежащее ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский", является государственной собственностью Республики Башкортостан, то земельный участок для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N... площадью... расположенный по адресу: адрес находится в собственности субъекта РФ - Республики Башкортостан, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним дата внесена запись регистрации адрес
На основании постановления Главы администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N... от дата по договору аренды N... от дата указанный земельный участок предоставлен в аренду ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский" сроком с дата по дата. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП дата запись регистрации N...
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от дата N... ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский" было разрешено вступить в составе учредителей ООО "Дмитриевский" с внесением в его уставной капитал вклада в виде объектов недвижимого имущества по рыночной стоимости и прав по договору аренды земельного участка с кадастровым номером N... находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан.
дата в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации ООО "Дмитриевский", учредителями которого, в том числе являются ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская".
В этот же день по договору уступки, права и обязанности по договору аренды N... от дата, ранее заключенному Комитетом по управлению собственностью Министерства имущественных отношений РБ по адрес с ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский", в полном объеме переданы ООО "Дмитриевский". Договор уступки прав и обязанностей зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы дата, запись регистрации N..., что подтверждается простановкой штампа на договоре, выпиской из ЕГРП от дата N...
На основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от дата дело N... ООО "Дмитриевский" признано банкротом (несостоятельным) и в отношении него открыто конкурсное производство, которое до настоящего времени не завершено.
По договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от дата N... ООО "Дмитриевский" уступил ООО Агрофирма "Николаевская" права и обязанности по договору уступки от дата на земельный участок с кадастровым номером N... площадью... расположенный по адресу: адрес, сроком до дата.
В п. 6 данного договора указано, что настоящий договор подлежит регистрации в Управлении Росреестра по РБ и вступает в силу с момента его государственной регистрации. Однако данный договор не был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следовательно, у ООО Агрофирма "Николаевская" право пользования земельным участком не возникло. До настоящего времени земельный участок находится в аренде у ООО "Дмитриевский".
Из трудовой книжки О. усматривается, что с дата по дата она проработала в совхозе "Дмитриевский" в детском саду "Б.", с дата по дата проработала в том же детском саду "Б.", переданном Уфимскому РОНО (л.д. 12).
Жители адрес обратились с коллективным заявлением в Управление земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с просьбой о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации (л.д. 68-70).
Из письма Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата за N... усматривается, что заявителем разъяснено о необходимости подачи заявления на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения во внутрихозяйственную комиссию (л.д. 63-67).
дата истица обратилась к Администрации МР Уфимский район РБ с заявлением о предоставлении ей соответствующей земельной доли (пая), однако Письмом от дата ей было отказано (л.д. 14-19).
Из Архивной справки Архивного отдела Администрации МР Уфимский район РБ N... от дата следует, что постановление о приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Дмитриевского сельсовета Уфимского РБ, обнаружено не было (л.д. 24).
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что внутрихозяйственная комиссия на территории СП Дмитриевский сельсовет МР Уфимскмй район РБ не создавалась, районная комиссия не утверждала площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной приватизации по ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский", не согласовывала решение общего собрания граждан, имеющих право на получение земельной доли, не согласовывала список граждан, имеющих право на получение земельной доли, суд пришел к верному выводу о том, что порядок предоставления земельной доли из сельскохозяйственных угодий не соблюден.
При таких обстоятельствах, суд посчитал возможным в удовлетворении заявленных О. требований отказать.
С решением суда судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Также судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на следующее.
Согласно сведениям из ЕГРП, земельный участок с кадастровым номером N... площадью... расположенный по адресу: адрес находится в государственной собственности субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан (л.д. 25).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что истицей предъявлены исковые требования к ненадлежащему ответчику - Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан, поскольку у ответчиков Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская" полномочий на распоряжение спорным земельным участком сельскохозяйственного назначения, находящимся в государственной собственности Республики Башкортостан, не имеется.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд не учел положения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который не предусматривает срок окончания бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не может быть принята во внимание, поскольку данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Так, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что предоставление таких земельных участков осуществляется в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
При этом, ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установлены сроки приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, с 1 января 2006 года до 1 января 2012 года.
Однако данных, подтверждающих обращение истицы к собственнику земельных участков о предоставлении их из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации, суду не представлено и судом не добыто.
При таких обстоятельствах, Администрация МР Уфимский район Республики Башкортостан правомерно отказала истице в предоставлении соответствующей земельной доли (пая); на ответчика в силу закона не может быть возложена обязанность по включению О. в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в границах МР Уфимский район РБ, а также по предоставлению ей вышеуказанного земельного пая в размере 3,7 га.
Несогласие ответчика с содержащейся в резолютивной части решения суда формулировкой "в удовлетворении иска... о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков... отказать" не является основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного решения, по следующим основаниям.
Так, указанное в резолютивной части решение наименование иска- "о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков" - совпадает с заглавием поданного О. искового заявления (л.д. 5).
При этом, подробная расшифровка заявленных истицей требований, а также мотивировка оснований отказа в их удовлетворении изложены в тексте данного решения.
Таким образом, из установочной, мотивировочной частей данного судебного акта и выводов его резолютивной части в их взаимосвязи не представляется сложным определить, в удовлетворении каких именно исковых требований О. отказано.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Уфимского районного суда РБ от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя О. - Ш. - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.А.СТАРИЧКОВА

Судьи
Ф.С.ГАИТКУЛОВА
Т.Е.ФРОЛОВА
Справка:
судья
Г.Р.НАСЫРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)