Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2013 ПО ДЕЛУ N А55-3940/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. по делу N А55-3940/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
- от заявителя - Белоглазов А.И., доверенность от 22 июля 2013 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Вирт О.И., доверенность от 20 декабря 2012 г. N 518;
- от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2013 г. по делу N А55-3940/2013 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (ИНН 6314028079, ОГРН 1076317001815), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), выраженных в отказе о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 10, площадью 40 кв. м, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
При этом Общество просило обязать Министерство в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу заключить с ООО "Гарант" договор аренды испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что руководствуясь п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (далее - Порядок), Министерством был направлен соответствующий запрос в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара от 02 октября 2012 г. N 12-1/2954/11-а о предоставлении необходимой информации в отношении испрашиваемого ООО "Гарант" земельного участка.
Согласно полученной в ответ информации из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N Д05-01-01/8593-2-1 испрашиваемый земельный участок имеет обременения по инженерным коммуникациям (ЛЭП).
Согласно п. 2.4 Порядка при выявлении на основании вышеуказанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Во исполнение указанной нормы, на основании предоставленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара информации, Министерством было принято решение об отказе в предоставлении в аренду ООО "Гарант" испрашиваемого земельного участка, изложенное в письме от 26 ноября 2012 г. N 12-1/2954/11-а.
Таким образом, со стороны Министерства отсутствуют какие-либо нарушения норм действующего законодательства, а действия совершены в полном соответствии с требованиями Порядка.
В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что администрацией Куйбышевского района городского округа Самара было выдано распоряжение от 14 февраля 2008 г. N 61 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 10".
07 сентября 2010 г. вышеуказанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0416002:524.
20 октября 2011 г. заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под временным объектом.
Письмом от 26 ноября 2012 г. N 12-1/2954/11а Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка в аренду.
В качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка Министерство указало на то, что земельный участок расположен в охранной зоне электрического кабеля напряжением свыше 0,4 кВ, а из ответа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара невозможно точно определить напряжение электрического кабеля, в представленном заявителем пакете документов отсутствует согласование.
Полагая действия по отказу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В частности, данной нормой законодательства предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок) граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям (п. 2.3 Порядка).
В соответствии с п. 2.4 Порядка в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в целях обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в недельный срок начиная с даты поступления утвержденной схемы расположения земельного участка министерство направляет соответствующее обращение в газету "Волжская коммуна", а также размещает указанную информацию на официальном сайте Правительства Самарской области.
В силу п. 2.9 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, на основании информации, указанной в пункте 2.7 настоящего Порядка, вправе подать заявление о предоставлении земельного участка в министерство в течение двух недель со дня публикации информации. Заявление должно соответствовать требованиям, указанным в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка. Министерство не позднее следующего дня с даты поступления указанных документов проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Рассмотрению подлежат все заявления, поступившие до истечения установленного срока. В случае если заявление не соответствует установленным требованиям, министерство в трехдневный срок уведомляет заявителя об отказе в рассмотрении заявления.
Согласно п. 2.10 Порядка земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в собственность или в аренду без проведения торгов в случае, если в отношении этого земельного участка подано только одно заявление. В таком случае по истечении срока приема заявлений, указанного в пункте 2.9 настоящего Порядка, министерство направляет в адрес лица, подавшего заявление о предоставлении земельного участка, утвержденную схему расположения земельного участка для обеспечения за его счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Решение о предоставлении земельного участка принимается министерством в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Как установлено судом первой инстанции, проект границ земельного участка был утвержден и согласован в том числе и с ЗАО "Самарские городские электрические сети". Испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет.
Как было указано выше, в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка Министерство указало на то, что земельный участок расположен в охранной зоне электрического кабеля напряжением свыше 0,4 кВ, а из ответа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара невозможно точно определить напряжение электрического кабеля.
Таким образом, Министерством не представлено надлежащих доказательств наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано признал незаконными действия Министерства, выраженные в отказе от 26 ноября 2012 г. N 12-1/2954/11а в предоставлении в аренду Обществу испрашиваемого земельного участка.
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обязал Министерство по вступлении решения в законную силу, в срок, предусмотренный законодательством, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Гарант" путем заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 10, площадью 40 кв. м, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Определяя такой способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что Общество является победителем торгов.
Между тем в части способа устранения Министерством допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя арбитражный апелляционный суд считает необходимым изменить решение суда по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в газете "Волжская коммуна" от 25 января 2012 г. N 22 (27950) было опубликовано информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 10, площадью 40 кв. м, для использования под установку временного торгового павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Заявления граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, принимаются по указанным адресам в течение двух недель со дня публикации информации.
Письмом от 21 февраля 2012 г. N 12-1/2956/11-а Министерство сообщило Обществу о том, что в связи с поступлением других заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка необходимо проведение торгов.
В арбитражный апелляционный суд Министерством представлены письма о возврате документов Фоменкову А.А., Мордвинцеву А.В., Дмитриеву С.М., Месропян М.П., Любимову М.А., Савинову А.Ю., Чтчяну Р.Т., Куликову А.Б. по результатам рассмотрения обращений об отзыве заявлений о предоставлении в аренду земельных участков.
Определением от 19 августа 2013 г. арбитражный апелляционный суд предложил лицам, участвующим в деле, представить пояснения относительно того, что заявитель по делу является победителем торгов, с приложением соответствующих доказательств.
Однако доказательств проведения торгов, а также того обстоятельства, что заявитель является победителем торгов, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что договор аренды земельного участка должен быть заключен с победителем торгов - ООО "Гарант" не позднее 5 дней со дня подписания протокола о результатах торгов, не соответствует обстоятельствам дела.
Исходя из п. 2.10 Порядка, решение о предоставлении земельного участка принимается министерством в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Общество просит обязать Министерство заключить договор аренды испрашиваемого земельного участка.
Между тем доказательств принятия Министерством решения, предусмотренного п. 2.10 Порядка, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции следует изменить в части способа устранения Министерством имущественных отношений Самарской области допущенных нарушений прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Гарант".
Арбитражный апелляционный суд обязывает Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Гарант" путем проведения в установленном действующим законодательством порядке и сроки процедуры предоставления земельного участка.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2013 г. по делу N А55-3940/2013 изменить в части способа устранения Министерством имущественных отношений Самарской области допущенных нарушений прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Гарант".
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Гарант" путем проведения в установленном действующим законодательством порядке и сроки процедуры предоставления земельного участка.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)