Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13826/2014) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2014 по делу N А75-7043/2014 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению Администрации города Сургута к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным отказа от 30.04.2014 N 03/030/2014-861 в государственной регистрации обременения объекта недвижимого имущества - часть земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4, площадью 10 245 кв. м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, микрорайон 43 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
администрация города Сургута (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты Мансийского округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по ХМАО - Югре, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 30.04.2014 N 03/030/2014-861 в государственной регистрации обременения объекта недвижимого имущества - часть земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4, площадью 10 245 кв. м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, микрорайон 43 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2014 по делу N А75-7043/2014 в удовлетворении заявленного Администрацией требования отказано в полном объеме.
При этом суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), указал на возможность государственной регистрации решения об изъятии в отношении только тех земельных участков, на которые была произведена государственная регистрация ранее возникших прав. В связи с тем, что правообладатель не представил в регистрирующий орган заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие закона о регистрации прав перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной, после введения в действие данного Закона сделки с объектом недвижимого имущества и принимая во внимание, что в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) нет записи о государственной регистрации ранее возникших прав на спорный объект недвижимого имущества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указала на то, что государственная регистрации ранее возникших прав возможна лишь на основании волеизъявления правообладателей, в том числе в тех случаях, когда такая регистрация необходима для государственной регистрации обременения. Поскольку изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое в публичных интересах, не требует согласия лица, у которого изымается земельный участок, установленная законом обязательная государственная регистрация такого решения не может быть поставлена в зависимость от действия правообладателей земельного участка по осуществлению регистрации ранее возникших прав на этот земельный участок.
До начала судебного заседания от Управления Росреестра по ХМАО - Югре поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Администрации, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, не заявившей ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 01.08.2011 N 544, заключенным между администрацией города Сургута и обществом с ограниченной ответственностью "Дорожно-эксплуатационное предприятие", последнему был передан земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101226:4, общей площадью 509 956 кв. м, расположенный по адресу: микрорайон 43, город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, под комплексное освоение в целях жилищного строительства (малоэтажная жилая застройка) (т. 1 л.д. 18).
В соответствии с постановлением Администрации города от 05.03.2014 N 1488 принято решение об изъятии для муниципальных нужд части земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4 площадью 10 245 кв. м, в целях строительства автомобильной дороги 5 "З" от Нефтеюганского шоссе до улицы 39 "З" (т. 1 л.д. 70).
В Управление Росреестра по ХМАО - Югре 20.05.2014 обратился представитель администрации с заявлением о регистрации обременения объекта недвижимого имущества - часть земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4, площадью 10 245 кв. м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, микрорайон 43.
На государственную регистрацию были представлены следующие документы: заявление от 20.05.2014 N 86-86-03/030/2014-861, доверенность от 12.08.2012 N 234, постановление от 05.03.2014 N 1488 "Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд", кадастровый паспорт земельного участка 86:10:0101226:4 от 24.03.2014 N 86/201/14-60457 (т. 1 л.д. 66-75).
В адрес администрации 31.03.2014 было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации по указанному выше заявлению в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее- Закон N 122-Фз, Закон о регистрации)(т. 1 л.д. 76).
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация была приостановлена сроком на 1 месяц (до 30.04.2014).
При проведении правовой экспертизы было установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированные права на часть земельного участка отсутствуют. Согласно данным ЕГРП имеется запись о регистрации аренды на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101226:4, общей площадью 509 956 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под комплексное освоение в целях жилищного строительства (малоэтажная жилая застройка), по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, мкр-н 43, территориальная зона Ж.2-43.
Заявления о регистрации прав на земельный участок площадью 10245 кв. м, который является частью участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4, общей площадью 509 956 кв. м по адресу: микрорайон 43, г. Сургута, Тюменская область, ХМАО - Югра., не представлено.
Заявителю разъяснено о праве представить документы, подтверждающие устранение причин, препятствующих проведению государственной регистрации, а именно: заявление о государственной регистрации прав на часть земельного участка с приложением документов, подтверждающих полномочия заявителя на данный объект недвижимого имущества, а также основание для возникновения права.
В связи с тем, что в установленный срок препятствия не были устранены, администрации города Сургута сообщением от 30.04.2014 N 03/030/2014-861 было отказано в осуществлении государственной регистрации (т. 1 л.д. 15).
Администрация, полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности не основан на нормах действующего законодательства, обратилась в арбитражный суд указанными выше требованиями.
01.10.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии пунктом 1 статьи 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.
Требование о государственной регистрации указанного решения корреспондирует с правилом пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательной государственной регистрации, в том числе ограничений (обременений) права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом согласно статье 1 Закона о регистрации под ограничением (обременением) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. С учетом пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации под государственной регистрацией прав понимается, в том числе юридический акт признания и подтверждения государством ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
На основе системного анализа приведенных положений законодательства судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что государственной регистрации подлежит не само решение об изъятии, а ограничения (обременения) соответствующего земельного участка, основанием для регистрации которых является именно принятое уполномоченным органом решение об изъятии.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 N 8192/11.
На основании пункта 6 статьи 12 Закона о регистрации ЕГРП состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта; каждый раздел состоит из трех подразделов.
Исходя из требований пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации и пункта 32 Приказа Минюста РФ от 14.09.2006 N 293 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возможна только по заявлению, составленному по установленному образцу.
Согласно пункту 61 Правил ведения ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 (далее по тексту - Правила ведения ЕГРП), при государственной регистрации решения об изъятии земельного участка или жилого помещения для государственных или муниципальных нужд в подраздел Ш-6 ЕГРП вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества с указанием необходимых данных о правообладателе данного объекта недвижимого имущества и лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права правообладателя.
Таким образом, обязательной государственной регистрации подлежит не акт органа местного самоуправления, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения об его изъятии.
В данном случае имеет место быть создание нового объекта - части земельного участка, с площадью 10245 кв. м в границах земельного участка с площадью 509956 кв. м с кадастровым номером 86:10:0101226:4. Данные земли не разграничены, имеют нулевое право.
Выделенная часть земельного участка с площадью 10245 кв. м из земельного участка с площадью 509956 кв. м является новым объектом, который подлежит постановке на кадастровый учет и регистрации прав, аренды.
Учитывая изложенное, отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на часть земельного участка, и прямая во внимание, отсутствие доказательств, свидетельствующих об обращении Администрации в Управление Росреестра по ХМАО - Югре за постановкой на кадастровый учет части земельного участка с площадью 10245 кв. м, выделенной из земельного участка с площадью 509956 кв. м и одновременно за регистрацией права, аренды и т.д., оспариваемый отказ соответствует вышеприведенному законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по ее апелляционной жалобе не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2014 по делу N А75-7043/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2015 N 08АП-13826/2014 ПО ДЕЛУ N А75-7043/2014
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. N 08АП-13826/2014
Дело N А75-7043/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13826/2014) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2014 по делу N А75-7043/2014 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению Администрации города Сургута к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным отказа от 30.04.2014 N 03/030/2014-861 в государственной регистрации обременения объекта недвижимого имущества - часть земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4, площадью 10 245 кв. м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, микрорайон 43 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
администрация города Сургута (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты Мансийского округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по ХМАО - Югре, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 30.04.2014 N 03/030/2014-861 в государственной регистрации обременения объекта недвижимого имущества - часть земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4, площадью 10 245 кв. м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, микрорайон 43 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2014 по делу N А75-7043/2014 в удовлетворении заявленного Администрацией требования отказано в полном объеме.
При этом суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), указал на возможность государственной регистрации решения об изъятии в отношении только тех земельных участков, на которые была произведена государственная регистрация ранее возникших прав. В связи с тем, что правообладатель не представил в регистрирующий орган заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие закона о регистрации прав перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной, после введения в действие данного Закона сделки с объектом недвижимого имущества и принимая во внимание, что в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) нет записи о государственной регистрации ранее возникших прав на спорный объект недвижимого имущества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указала на то, что государственная регистрации ранее возникших прав возможна лишь на основании волеизъявления правообладателей, в том числе в тех случаях, когда такая регистрация необходима для государственной регистрации обременения. Поскольку изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляемое в публичных интересах, не требует согласия лица, у которого изымается земельный участок, установленная законом обязательная государственная регистрация такого решения не может быть поставлена в зависимость от действия правообладателей земельного участка по осуществлению регистрации ранее возникших прав на этот земельный участок.
До начала судебного заседания от Управления Росреестра по ХМАО - Югре поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Администрации, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, не заявившей ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 01.08.2011 N 544, заключенным между администрацией города Сургута и обществом с ограниченной ответственностью "Дорожно-эксплуатационное предприятие", последнему был передан земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101226:4, общей площадью 509 956 кв. м, расположенный по адресу: микрорайон 43, город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, под комплексное освоение в целях жилищного строительства (малоэтажная жилая застройка) (т. 1 л.д. 18).
В соответствии с постановлением Администрации города от 05.03.2014 N 1488 принято решение об изъятии для муниципальных нужд части земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4 площадью 10 245 кв. м, в целях строительства автомобильной дороги 5 "З" от Нефтеюганского шоссе до улицы 39 "З" (т. 1 л.д. 70).
В Управление Росреестра по ХМАО - Югре 20.05.2014 обратился представитель администрации с заявлением о регистрации обременения объекта недвижимого имущества - часть земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4, площадью 10 245 кв. м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, микрорайон 43.
На государственную регистрацию были представлены следующие документы: заявление от 20.05.2014 N 86-86-03/030/2014-861, доверенность от 12.08.2012 N 234, постановление от 05.03.2014 N 1488 "Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд", кадастровый паспорт земельного участка 86:10:0101226:4 от 24.03.2014 N 86/201/14-60457 (т. 1 л.д. 66-75).
В адрес администрации 31.03.2014 было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации по указанному выше заявлению в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее- Закон N 122-Фз, Закон о регистрации)(т. 1 л.д. 76).
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация была приостановлена сроком на 1 месяц (до 30.04.2014).
При проведении правовой экспертизы было установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированные права на часть земельного участка отсутствуют. Согласно данным ЕГРП имеется запись о регистрации аренды на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101226:4, общей площадью 509 956 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под комплексное освоение в целях жилищного строительства (малоэтажная жилая застройка), по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, мкр-н 43, территориальная зона Ж.2-43.
Заявления о регистрации прав на земельный участок площадью 10245 кв. м, который является частью участка с кадастровым номером 86:10:0101226:4, общей площадью 509 956 кв. м по адресу: микрорайон 43, г. Сургута, Тюменская область, ХМАО - Югра., не представлено.
Заявителю разъяснено о праве представить документы, подтверждающие устранение причин, препятствующих проведению государственной регистрации, а именно: заявление о государственной регистрации прав на часть земельного участка с приложением документов, подтверждающих полномочия заявителя на данный объект недвижимого имущества, а также основание для возникновения права.
В связи с тем, что в установленный срок препятствия не были устранены, администрации города Сургута сообщением от 30.04.2014 N 03/030/2014-861 было отказано в осуществлении государственной регистрации (т. 1 л.д. 15).
Администрация, полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности не основан на нормах действующего законодательства, обратилась в арбитражный суд указанными выше требованиями.
01.10.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии пунктом 1 статьи 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.
Требование о государственной регистрации указанного решения корреспондирует с правилом пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательной государственной регистрации, в том числе ограничений (обременений) права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом согласно статье 1 Закона о регистрации под ограничением (обременением) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. С учетом пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации под государственной регистрацией прав понимается, в том числе юридический акт признания и подтверждения государством ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
На основе системного анализа приведенных положений законодательства судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что государственной регистрации подлежит не само решение об изъятии, а ограничения (обременения) соответствующего земельного участка, основанием для регистрации которых является именно принятое уполномоченным органом решение об изъятии.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 N 8192/11.
На основании пункта 6 статьи 12 Закона о регистрации ЕГРП состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта; каждый раздел состоит из трех подразделов.
Исходя из требований пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации и пункта 32 Приказа Минюста РФ от 14.09.2006 N 293 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возможна только по заявлению, составленному по установленному образцу.
Согласно пункту 61 Правил ведения ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 (далее по тексту - Правила ведения ЕГРП), при государственной регистрации решения об изъятии земельного участка или жилого помещения для государственных или муниципальных нужд в подраздел Ш-6 ЕГРП вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества с указанием необходимых данных о правообладателе данного объекта недвижимого имущества и лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права правообладателя.
Таким образом, обязательной государственной регистрации подлежит не акт органа местного самоуправления, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения об его изъятии.
В данном случае имеет место быть создание нового объекта - части земельного участка, с площадью 10245 кв. м в границах земельного участка с площадью 509956 кв. м с кадастровым номером 86:10:0101226:4. Данные земли не разграничены, имеют нулевое право.
Выделенная часть земельного участка с площадью 10245 кв. м из земельного участка с площадью 509956 кв. м является новым объектом, который подлежит постановке на кадастровый учет и регистрации прав, аренды.
Учитывая изложенное, отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на часть земельного участка, и прямая во внимание, отсутствие доказательств, свидетельствующих об обращении Администрации в Управление Росреестра по ХМАО - Югре за постановкой на кадастровый учет части земельного участка с площадью 10245 кв. м, выделенной из земельного участка с площадью 509956 кв. м и одновременно за регистрацией права, аренды и т.д., оспариваемый отказ соответствует вышеприведенному законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по ее апелляционной жалобе не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2014 по делу N А75-7043/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)