Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-110/2014

Требование: О признании недействительной кадастровой стоимости земельных участков.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что указанная в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельных участков превышает размер их рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. по делу N 3-110/2014


Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сорокина М.С.,
при секретаре судебного заседания О.,
с участием: представителя Ш.Н., Ш.Е. по доверенности - Г.В.И.,
представителя Н. по доверенности - Б.А.В.,
представителя Правительства Нижегородской области по доверенности - Р.О.В.,
Ш.И.,
С.,
Щ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ш.Н., Ш.Е. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Росреестра по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установила:

ДД.ММ.ГГГГ Ш.Н., Ш.Е. обратились в Нижегородский областной суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управлению Росреестра по Нижегородской области, в котором просили:
- признать недействительной кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, равную <данные изъяты>, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- признать кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для целей налогообложения;
- признать недействительной кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, равную <данные изъяты>, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- признать кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для целей налогообложения;
- признать недействительной кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, равную <данные изъяты>, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- признать кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для целей налогообложения.
В обоснование заявленных исковых требований Ш.Н., Ш.Е. указывают на то, что им на праве собственности принадлежали вышеназванные земельные участки. В апреле 2014 года им из ИФНС России по Московскому району г. Нижнего Новгорода пришли налоговые уведомления, согласно которым они обязаны доплатить по ним земельный налог:
- за участок N ДД.ММ.ГГГГ - по <данные изъяты>;
- за участок N ДД.ММ.ГГГГ - по <данные изъяты>;
- за участок N ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости земельных участков им стало известно, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет:
- участка N - <данные изъяты>;
- участка N - <данные изъяты>;
- участка N - <данные изъяты>.
Ссылаясь на положения ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 390, 391 Налогового кодекса РФ, ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, письма Министерства финансов Российской Федерации, а также на то, что результаты государственной кадастровой оценки применяются для целей налогообложения с 01 января 2011 года, что отчетами об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N рыночная стоимость земельного участка N составляет <данные изъяты>, земельного участка N - <данные изъяты>, земельного участка N - <данные изъяты>, Ш.Н., Ш.Е. считают, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости.
Определениями судьи Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело принято к производству судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Правительство Нижегородской области, администрация г. Нижнего Новгорода, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов - Н.
Определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов привлечены Ш.И., С., Щ., ООО "<данные изъяты>".
ФГБУ "ФКП Росреестра" представило в суд отзыв, в котором просило в удовлетворении заявленных Ш.Н., Ш.Е. исковых требований отказать со ссылкой на то, что они предъявлены не к надлежащему лицу, поскольку органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Управление Росреестра по Нижегородской области как территориальный орган федерального органа исполнительной власти, являющегося органом кадастрового учета. Считает необходимым учитывать правовую позицию, выраженную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О, о том, что вопрос о пересмотре кадастровой стоимости должен разрешаться органами исполнительной власти, а в случае несогласия с их решениями - в судебном порядке. Обращает внимание на то, что на данный момент истцы не являются собственниками указанных ими земельных участков, которые были проданы Н., в связи с чем указанный спор затрагивает интересы собственника земельного участка.
Управление Росреестра по Нижегородской области представило в суд отзыв, в котором указало, что предметом настоящего спора является изменение кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на рыночную стоимость, подлежащих рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной стоимости земельного участка. Считает, надлежащим ответчиком по данной категории дел является ФГБУ "ФКП Росреестра". Ссылается на то, что в настоящее время истцы не являются собственниками земельных участков по причине перехода права собственности к иным лицам, следовательно, не усматривается нарушение каких-либо прав, свобод или законных интересов истцов, а также на положения ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" о том, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Правительство Нижегородской области представило в суд отзыв, в котором указало, что постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39.
Н. представил в суд отзыв, в котором просил исковые требования Ш.Н., Ш.Е. удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель Ш.Н., Ш.Е. - Г.В.И. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель Н. - Б.А.В. просил исковые требования Ш.Н., Ш.Е. удовлетворить по основаниям, изложенных в отзыве на исковое заявление.
В судебном заседании Ш.И., С., Щ. считали исковые требования Ш.Н., Ш.Е. подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель Правительства Нижегородской области - Р.О.В. просила в удовлетворении заявленных Ш.Н., Ш.Е. исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
В судебное заседание Ш.Н., Ш.Е., представители ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительства Нижегородской области, Управления Росреестра по Нижегородской области, администрации г. Нижнего Новгорода, ООО "<данные изъяты>" не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 10 ГПК РФ.
В случае неявки в судебное заседание лиц, надлежащим образом, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности проведения судебного разбирательства в отсутствие таких лиц решается судом в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая вышеназванные нормы ГПК РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц, поскольку имеются сведения об их надлежащем извещении в соответствии с требованиями положений главы 10 ГПК РФ.
Выслушав объяснения явившихся по делу лиц, обсудив доводы искового заявления, отзывов на исковое заявление, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав или законных интересов.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.
В силу требований ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет осуществляется, среди прочего, в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1). Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости (ч. 4).
Согласно п. п. 1, 2, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как установлено ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (Приложение 1), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, необходимые для определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, в случаях изменения площади земельных участков, изменения видов разрешенного использования земельных участков, перевода земельных участков из одной категории в другую или отнесения земельных участков к определенной категории, а также в случаях отсутствия существующих земельных участков в Приложении 1 (Приложение 2), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (приложение 3), обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земель в населенных пунктах, муниципальных районах (городских округах) Нижегородской области, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (Приложение 4), установлено, что результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные настоящим постановлением, применяются для целей налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ, для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с момента вступления в силу настоящего постановления.
Из материалов дела следует, что Ш.Н., Ш.Е. принадлежали на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли в праве каждому) земельные участки:
- кадастровый номер N, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок 64;
- кадастровый номер N, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок 61;
- кадастровый номер N, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок 53.
На основании договора купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ш.Н., Ш.Е. (продавцы) и Н. (покупатель), вышеназванные земельные участки были проданы продавцами покупателю и переданы ему по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности Н. на земельные участки было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Н. (продавец) и С., Щ. (покупатели), земельный участок кадастровый номер N, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, был продан продавцом покупателям.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N вышеназванный земельный участок принадлежит С., Щ. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли в праве каждому) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Н. (продавец) и Ш.И. (покупатель), земельный участок кадастровый номер N, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок <данные изъяты> был продан продавцом покупателю.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N вышеназванный земельный участок принадлежит Ш.И. на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Н. (продавец) и ООО "<данные изъяты>" (покупатель), земельный участок кадастровый номер N, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, был продан продавцом покупателю.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N вышеназванный земельный участок принадлежит ООО "<данные изъяты>" на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и установив по результатам такой оценки, что Ш.Н., Ш.Е. с ДД.ММ.ГГГГ не являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, приходит к выводу о том, что Ш.Н., Ш.Е. не представлено достаточных доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достоверности, совокупность которых позволяет полагать, что они в настоящее время относятся к тем лицам, чьи права и обязанности затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости указанных земельных участков, и которые в силу закона наделены субъективным правом оспаривания результатов определения их кадастровой стоимости.
Не свидетельствуют об обратном доводы искового заявления о том, что в апреле 2014 года Ш.Н., Ш.Е. из ИФНС России по Московскому району г. Нижнего Новгорода пришли налоговые уведомления, согласно которым они обязаны доплатить по спорным земельным участкам земельный налог за 2011, 2012 годы, исчисленный на основании их кадастровой стоимости, что в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" утвержденные им результаты государственной кадастровой оценки применяются для целей налогообложения с 01 января 2011 года, поскольку в силу требований ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 01 января 2014 года, когда земельные участки Ш.Н., Ш.Е. не принадлежали и, следовательно, являться объектом налогообложения по земельному налогу в соответствующем налоговом периоде (2014 год) для них не могли.
Учитывая вышеизложенное, ввиду отсутствия у Ш.Н., Ш.Е. субъективного права оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, принимая во внимание, что избранный истцами способ защиты права не обеспечивает восстановление их прав, которые применительно к обстоятельствам настоящего дела не могут быть признаны нарушенными, в удовлетворении заявленных к ФГБУ "ФКП Росреестра", являющемуся надлежащим ответчиком по делу, исковых требований о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для целей налогообложения, о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для целей налогообложения, о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для целей налогообложения Ш.Н., Ш.Е. надлежит отказать.
Не подлежат удовлетворению заявленные Ш.Н., Ш.Е. исковые требования к ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, равной <данные изъяты>, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о признании недействительной кадастровую стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, равной <данные изъяты>, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о признании недействительной кадастровую стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, садоводческий кооператив "<данные изъяты>", участок N, равной <данные изъяты>, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, так как сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении при рассмотрении дела по определению кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, предметом оспаривания в этом случае не являются.
Судебная коллегия также не находит правовых оснований для удовлетворения вышеназванных исковых требований Ш.Н., Ш.Е., заявленных к Управлению Росреестра по Нижегородской области, на том основании, что оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета), согласно Плану-графику соответственно с 01 июля 2010 года, с 15 сентября 2010 года и с 01 декабря 2010 года.
Кроме того, Приказом Росреестра от 26.12.2011 N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" с 01 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу, как было указано выше, является ФГБУ "ФКП Росреестра", на которое в силу положений ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" вышеназванными решениями органа кадастрового учета, которым является Росреестр, действующий на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, возложены функции указанного органа по ведению государственного кадастра недвижимости.
При таких обстоятельствах исковое заявление Ш.Н., Ш.Е., предъявленное к ФГБУ "ФКП Росреестра", Управлению Росреестра по Нижегородской области не подлежит удовлетворению в полном объеме заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

решила:

В удовлетворении искового заявления Ш.Н., Ш.Е. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Росреестра по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья
областного суда
М.С.СОРОКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)