Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.04.2014 N 43-АПГ14-6

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. N 43-АПГ14-6


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Анишиной В.И. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 января 2014 г., которым удовлетворено заявление Автогаражного кооператива "Буммашевец" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 г. N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

24 ноября 2008 г. Правительством Удмуртской Республики принято Постановление N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", которое официально опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" 24 декабря 2008 г., N 232.
Пунктом 1 указанного постановления утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. (приложение 1).
Так, согласно приложению 1 к постановлению под пунктом 7806 значится земельный участок с кадастровым номером 18:26:020017:0003, кадастровая стоимость которого составляет 40171864,00 руб.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 г. N 211 (далее - Постановление) внесены изменения в приложение 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:020017:0003 стала составлять 81672992,00 руб.
Пунктом 4 данного Постановления установлено, что настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Автогаражный кооператив "Буммашевец", являющийся арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:26:020017:0003, площадью 72400 кв. м, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 19 в Индустриальном районе, обратился в суд с заявлением о признании не действующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 г. N 211 в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр "40171864,00" на цифры "81672992,00" в пункте 7806 раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275. По мнению заявителя, оспариваемый акт нарушает его права, поскольку принят с нарушением процедуры государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 января 2014 года заявление Автогаражного кооператива "Буммашевец" удовлетворено, признано не действующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифры "40171864,00" на цифры "81672992,00" в пункте 7806 раздела "город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275.
В апелляционной жалобе Правительство Удмуртской Республики просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ).
Как установлено судом, основанием для принятия оспариваемого постановления послужил представленный Пермским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля" в 2010 году в Управление Росреестра по Удмуртской Республике новый исправленный Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2007 года, что подтверждается пояснительной запиской к проекту постановления.
Протоколы выявления кадастровой ошибки и решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принимались, что подтверждается письмом Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 16 декабря 2013 г.
Оспариваемое постановление принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", между тем орган кадастрового учета соответствующего решения не принял, заинтересованным лицам его не направил.
Разрешая заявление, суд установил, что основанием для внесения изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 явилась пояснительная записка, в которой отсутствуют обоснование выявленной ошибки, квалификация сведений как ошибочных, указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что пояснительную записку как документ, не отвечающий требованиям части 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки.
Поскольку иных, кроме пояснительной записки, доказательств того, что при определении кадастровой стоимости арендованного заявителем земельного участка допущена ошибка, не представлено и новые расчеты кадастровой стоимости земельного участка не производились в установленном порядке, следует согласиться с выводом суда о произвольном изменении результатов государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указанные обстоятельства в апелляционной жалобе Правительством Удмуртской Республики фактически не оспариваются.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)