Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6749/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2014 по делу N А70-3291/2014 (судья Стафеев С.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича к Администрации г. Тюмени о признании незаконным бездействия при рассмотрении заявления Крицкого Александра Владимировича от 14.02.2014 г. N 1 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, площадью 1423 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. М.Горького, 51а, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее - предприниматель, ИП Крицкий А.В., Крицкий А.В.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации г. Тюмени (далее - администрация) о признании незаконным бездействия при рассмотрении заявления Крицкого Александра Владимировича от 14.02.2014 г. N 1 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, площадью 1423 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. М. Горького, 51а, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки) и непринятии решения по существу.
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просил суд обязать Администрацию г. Тюмени принять решение о предоставлении в собственность Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, площадью 1423 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. М. Горького, 51а, для целей, не связанных со строительством (организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе) и вручить лично Крицкому А.В. копию такого решения в десятидневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта, принятого судом по результатам рассмотрения настоящего дела.
В ходе производства по настоящему делу в суде первой инстанции заявитель изменил предмет требования, просил суд признать незаконным действие Администрации г. Тюмени, выраженное в форме письма от 17.02.2014 г. N 14-07-335 "об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244", подписанного директором Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени и от имени Администрации г. Тюмени, содержащего ответ Администрации г. Тюмени об отказе в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244 площадью 1423 кв. м с адресным описанием: г. Тюмень, ул. М. Горького, 51а, для организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе.
В качестве способа по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявитель просит суд обязать Администрацию г. Тюмени в лице Главы Администрации г. Тюмени издать распоряжение Администрации г. Тюмени о предоставлении в собственность за плату Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, площадью 1423 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. М. Горького, 51а, для целей, не связанных со строительством - организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе; в недельный срок со дня принятия судебного акта Арбитражным судом Тюменской области по результатам рассмотрения дела N А70-3291/2014 вручить лично Крицкому А.В. заверенную копию такого распоряжения Администрации г. Тюмени с приложением подписанного договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах (по одному для сторон и один для государственной регистрации) и предложения о его заключении.
Указанное изменение предмета требований заявленных требований принято судом первой инстанции к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2014 по делу N А70-3291/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции, податель жалобы указал, что при отсутствии в рассматриваемом случае оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность суд должен руководствоваться пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
04.02.2014 в Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени поступило заявление Предпринимателя от 04.02.2014 N 1, адресованное Главе Администрации г. Тюмени, о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, площадью 1423 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. М. Горького, 51а, для целей, не связанных со строительством (организация открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе). Заявление мотивировано ссылками на положения статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 17.02.2014 N 14-07-335 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244", подписанным директором Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, Предпринимателю было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован ссылками на пп. "о" п. 2.20.1 Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным Администрации г. Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк (далее - Административный регламент).
Заявитель полагая, что ему незаконно было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что его право на получение в собственность испрашиваемого земельного участка следует из положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а документы, предусмотренные данной нормой, были представлены при подаче заявления о предоставлении земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
03.06.2014 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
Как указано ранее, заявитель обратился в администрацию с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, площадью 1423 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. М. Горького, 51а, для целей, не связанных со строительством - организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Органы местного самоуправления распоряжаются в силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также с учетом абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу пункта 1 указанной статьи уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны осуществить определенные данным пунктом действия, в том числе обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Вместе с тем, порядок предоставления земельного участка в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц с различными целями использования, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу положений Устава г. Тюмени представительным органом муниципального образования городской округ г. Тюмень является Тюменская городская Дума.
В порядке реализации указанных выше норм федерального законодательства Тюменской городской думой было принято Положение N 575, которым определен порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности г. Тюмени.
Пунктом 1.2 Положения N 575 названный акт определяет порядок реализации правомочий собственника органами местного самоуправления г. Тюмени и их компетенцию в сфере управления и распоряжения земельными участками, принадлежащими на праве собственности муниципальному образованию городской округ г. Тюмень.
Согласно пункту 5.1 Положения N 575 предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности г. Тюмени, осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
Суд первой инстанции верно указал, что в данном случае представительный орган местного самоуправления определил порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
При этом данным нормативным правовым актом установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности г. Тюмени, осуществляется в соответствии с муниципальным правовым актом, принятым Администрацией г. Тюмени. Таким муниципальным правовым актом является Административный регламент предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным Администрации г. Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк.
Из постановления Администрации г. Тюмени от 28.01.2010 N 11-пк "О порядке размещения временных объектов на территории г. Тюмени" следует, что автомобильные стоянки относятся к категории временных объектов, размещаемых на территории г. Тюмени.
- Подпунктом "о" пункта 2.20.1 Административного регламента закреплено, что в предоставлении земельного участка под временный объект либо для размещения временного объекта отказывается если на предоставление одного и того же земельного участка либо его части претендует несколько (два или более) лиц, и соответствующие заявления поступили до издания приказа о предоставлении земельного участка первому заявителю;
- Из материалов дела усматривается, что 16.01.2014 в Администрацию г. Тюмени обратилось ООО "Центр международной торговли Тюмень" с заявлением об обеспечении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта социального обслуживания населения, для которого не требуется установление санитарно-защитных зон, на земельном участке, расположенном в г. Тюмени, ул. М. Горького, ориентировочной площадью 3 400 кв. м, формируемом за счет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218004:4200, 72:23:0218004:244.
Поскольку ИП Крицкий А.В. претендует на предоставление земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, постольку данное обращение предпринимателя свидетельствует о наличии основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренного подпунктом "о" пункта 2.20.1 Административного регламента.
С учетом изложенного администрация правомерно отказала ИП Крицкому А.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании заявления от 04.02.2014 N 1 о предоставлении земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны доводам заявителя, данными в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, каких-либо иных доводов и доказательств, обосновывающих правовую позицию предпринимателя, последний суду апелляционной инстанции не представил.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2014 по делу N А70-3291/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2014 N 08АП-6749/2014 ПО ДЕЛУ N А70-3291/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. N 08АП-6749/2014
Дело N А70-3291/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6749/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2014 по делу N А70-3291/2014 (судья Стафеев С.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича к Администрации г. Тюмени о признании незаконным бездействия при рассмотрении заявления Крицкого Александра Владимировича от 14.02.2014 г. N 1 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, площадью 1423 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. М.Горького, 51а, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее - предприниматель, ИП Крицкий А.В., Крицкий А.В.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации г. Тюмени (далее - администрация) о признании незаконным бездействия при рассмотрении заявления Крицкого Александра Владимировича от 14.02.2014 г. N 1 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, площадью 1423 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. М. Горького, 51а, для целей, не связанных со строительством (организации автостоянки) и непринятии решения по существу.
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просил суд обязать Администрацию г. Тюмени принять решение о предоставлении в собственность Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, площадью 1423 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. М. Горького, 51а, для целей, не связанных со строительством (организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе) и вручить лично Крицкому А.В. копию такого решения в десятидневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта, принятого судом по результатам рассмотрения настоящего дела.
В ходе производства по настоящему делу в суде первой инстанции заявитель изменил предмет требования, просил суд признать незаконным действие Администрации г. Тюмени, выраженное в форме письма от 17.02.2014 г. N 14-07-335 "об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244", подписанного директором Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени и от имени Администрации г. Тюмени, содержащего ответ Администрации г. Тюмени об отказе в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244 площадью 1423 кв. м с адресным описанием: г. Тюмень, ул. М. Горького, 51а, для организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе.
В качестве способа по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявитель просит суд обязать Администрацию г. Тюмени в лице Главы Администрации г. Тюмени издать распоряжение Администрации г. Тюмени о предоставлении в собственность за плату Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, площадью 1423 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. М. Горького, 51а, для целей, не связанных со строительством - организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе; в недельный срок со дня принятия судебного акта Арбитражным судом Тюменской области по результатам рассмотрения дела N А70-3291/2014 вручить лично Крицкому А.В. заверенную копию такого распоряжения Администрации г. Тюмени с приложением подписанного договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах (по одному для сторон и один для государственной регистрации) и предложения о его заключении.
Указанное изменение предмета требований заявленных требований принято судом первой инстанции к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2014 по делу N А70-3291/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции, податель жалобы указал, что при отсутствии в рассматриваемом случае оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность суд должен руководствоваться пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
04.02.2014 в Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени поступило заявление Предпринимателя от 04.02.2014 N 1, адресованное Главе Администрации г. Тюмени, о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, площадью 1423 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. М. Горького, 51а, для целей, не связанных со строительством (организация открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе). Заявление мотивировано ссылками на положения статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 17.02.2014 N 14-07-335 "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244", подписанным директором Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, Предпринимателю было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован ссылками на пп. "о" п. 2.20.1 Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным Администрации г. Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк (далее - Административный регламент).
Заявитель полагая, что ему незаконно было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что его право на получение в собственность испрашиваемого земельного участка следует из положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а документы, предусмотренные данной нормой, были представлены при подаче заявления о предоставлении земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
03.06.2014 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
Как указано ранее, заявитель обратился в администрацию с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, площадью 1423 кв. м, адресное описание: г. Тюмень, ул. М. Горького, 51а, для целей, не связанных со строительством - организации открытой автостоянки для хранения легкового автотранспорта на платной основе.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Органы местного самоуправления распоряжаются в силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также с учетом абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу пункта 1 указанной статьи уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны осуществить определенные данным пунктом действия, в том числе обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Вместе с тем, порядок предоставления земельного участка в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц с различными целями использования, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу положений Устава г. Тюмени представительным органом муниципального образования городской округ г. Тюмень является Тюменская городская Дума.
В порядке реализации указанных выше норм федерального законодательства Тюменской городской думой было принято Положение N 575, которым определен порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности г. Тюмени.
Пунктом 1.2 Положения N 575 названный акт определяет порядок реализации правомочий собственника органами местного самоуправления г. Тюмени и их компетенцию в сфере управления и распоряжения земельными участками, принадлежащими на праве собственности муниципальному образованию городской округ г. Тюмень.
Согласно пункту 5.1 Положения N 575 предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности г. Тюмени, осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
Суд первой инстанции верно указал, что в данном случае представительный орган местного самоуправления определил порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
При этом данным нормативным правовым актом установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности г. Тюмени, осуществляется в соответствии с муниципальным правовым актом, принятым Администрацией г. Тюмени. Таким муниципальным правовым актом является Административный регламент предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным Администрации г. Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк.
Из постановления Администрации г. Тюмени от 28.01.2010 N 11-пк "О порядке размещения временных объектов на территории г. Тюмени" следует, что автомобильные стоянки относятся к категории временных объектов, размещаемых на территории г. Тюмени.
- Подпунктом "о" пункта 2.20.1 Административного регламента закреплено, что в предоставлении земельного участка под временный объект либо для размещения временного объекта отказывается если на предоставление одного и того же земельного участка либо его части претендует несколько (два или более) лиц, и соответствующие заявления поступили до издания приказа о предоставлении земельного участка первому заявителю;
- Из материалов дела усматривается, что 16.01.2014 в Администрацию г. Тюмени обратилось ООО "Центр международной торговли Тюмень" с заявлением об обеспечении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта социального обслуживания населения, для которого не требуется установление санитарно-защитных зон, на земельном участке, расположенном в г. Тюмени, ул. М. Горького, ориентировочной площадью 3 400 кв. м, формируемом за счет земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218004:4200, 72:23:0218004:244.
Поскольку ИП Крицкий А.В. претендует на предоставление земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218004:244, постольку данное обращение предпринимателя свидетельствует о наличии основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренного подпунктом "о" пункта 2.20.1 Административного регламента.
С учетом изложенного администрация правомерно отказала ИП Крицкому А.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании заявления от 04.02.2014 N 1 о предоставлении земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны доводам заявителя, данными в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, каких-либо иных доводов и доказательств, обосновывающих правовую позицию предпринимателя, последний суду апелляционной инстанции не представил.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2014 по делу N А70-3291/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)