Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.07.2015 N 3-108/15

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. N 3-108/15


Приморский краевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч.А.А. об оспаривании в части Закона Приморского края от 27 сентября 2013 г. N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края" и статьи 2 Закона от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ "О внесении изменения в статью 2 Закона Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края",
установил:

Законодательным Собранием Приморского края 25 сентября 2013 г. принят Закон Приморского края N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края", который подписан Губернатором Приморского края 27 сентября 2015 г. Закон опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" 27 сентября 2013 г., N 56 и в спецвыпуске "Приморской газеты", N 93 (824) от 30 сентября 2013 г. Данным Законом регулируются отношения, связанные с бесплатным предоставлением земельных участков, расположенных на территории Приморского края, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям. Закон вступил в силу с 1 января 2014 г.
Законом Приморского края от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ, опубликованным в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" 6 августа 2014 г., N 89 и в "Приморской газете" 8 августа 2014 г., ", N 86 (951), внесено изменение в статью 2 Закона от 25 сентября 2013 г. N 250-КЗ, которым статья 2 дополнена частями 5 и 6 следующего содержания:
"5. Предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в случае отсутствия в муниципальном образовании гражданина (граждан), имеющего (имеющих) трех и более детей, включенного (включенных) в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", которому (которым) не предоставлены земельные участки.
6. В случае, если гражданин (граждане), имеющий (имеющие) трех и более детей, включен (включены) в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", после публикации (в день публикации) извещения о проведении жеребьевки в целях предоставления земельных участков гражданам в аренду в соответствии с настоящим Законом, уполномоченный орган местного самоуправления проводит указанную жеребьевку и (или) принимает решение о предоставлении гражданам земельных участков в аренду в соответствии с настоящим Законом".
Статьей 2 Закона от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ действие Закона распространено на правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков в аренду в соответствии с Законом Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края" гражданам, подавшим заявления о предоставлении земельного участка в аренду, начиная с 1 января 2014 года.
В настоящее время Закон N 250-КЗ действует в редакции Закона Приморского края от 7 апреля 2015 г. N 584-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края", не затрагивающего оспариваемые нормы.
Ч.А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании частей 5 и 6 статьи 2 Закона Приморского края от 27 сентября 2013 г. N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края" в редакции Закона от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ и статьи 2 Закона от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ, указав в обоснование заявления, что постановлением администрации г. Владивостока от 2 июля 2014 г. он включен в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом N 250-КЗ, однако в течение 180 дней с момента включения в реестр вопрос о предоставлении ему земельного участка не решен, жеребьевка по предоставлению земельного участка не проведена. По мнению заявителя, предоставлению ему земельного участка препятствуют оспариваемые нормоположения, которым придана обратная сила.
В судебном заседании Ч.А.А. заявление поддержал.
Представители Законодательного Собрания Приморского края с заявлением не согласились, пояснив, что Закон Приморского края от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ, внесший изменения в Закон от 27 сентября 2013 г. N 250-КЗ, принят в целях соблюдения приоритета прав граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление земельных участков, перед гражданами, имеющими двух детей, и молодыми семьями. Придание закону обратной силы положение заявителя не ухудшает и его прав не нарушает. Внесение оспариваемых изменений в Закон от 27 сентября 2013 г. N 250-КЗ обусловлено недостаточным количеством земельных участков в г. Владивостоке для обеспечения многодетных семей. В остальных муниципальных образованиях края такая проблема отсутствует. В связи с этим предполагается внесение новых изменений в оспариваемый Закон о возможности предоставления с согласия граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение землей, земельных участков в других муниципальных образованиях края.
Выслушав участников процесса, прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд оснований для удовлетворения заявления Ч.А.А. не находит.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г., предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абзац 1).
Абзацем 2 этого же пункта предусмотрено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей с 1 марта 2015 г., предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из закона следует, что полномочия по определению случаев и порядка бесплатного предоставления земельных участков многодетным гражданам переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации. Правовое регулирование данного вопроса на федеральном уровне отсутствует.
Кроме того, подпунктом 7 статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, определение отдельных категорий граждан, которым могут предоставляться земельные участки бесплатно, а также условия и порядок такого предоставления относятся к полномочиям субъекта Российской Федерации, который вправе осуществить собственное правовое регулирование по данным вопросам.
Соответственно, при наделении граждан, имеющих двух детей, а также молодых семей правом на бесплатное получение земельного участка законодатель субъекта Российской Федерации вправе был определить в качестве одного из условий предоставления земельных участков отсутствие в муниципальном образовании граждан, имеющих трех и более детей, включенных в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", которому (которым) не предоставлены земельные участки.
Такое условие федеральному законодательству не противоречит и направлено, прежде всего, на соблюдение прав многодетных семей, которые в силу положений статьи 39.5 Земельного кодекса РФ имеют приоритет в обеспечении земельными участками для индивидуального жилищного строительства.
Суд не может признать обоснованным довод заявителя о том, что части 5 и 6 статьи 2 Закона от 27 сентября 2013 г. N 250-КЗ с учетом части 6 статьи 5 Закона, устанавливающей 180-дневный срок для направления уведомления о проведении жеребьевки, порождают неопределенность в вопросе о сроке, в течение которого должно быть принято решение о предоставлении земельного участка гражданам, имеющим двух детей, или молодой семье.
Статьей 2 Закона определены условия, при соблюдении которых гражданам, имеющим двух детей, и молодым семьям предоставляются земельные участки в аренду. Одно из условий - отсутствие в муниципальном образовании многодетного гражданина (граждан), включенного (включенных) в реестр граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в соответствии с Законом Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", которому (которым), не предоставлены земельные участки.
Статьей 5 Закона установлен порядок предоставления земельных участков в аренду.
По смыслу данных норм в их системном толковании, начало реализации процедуры предоставления земельных участков возможно при соблюдении условий, предусмотренных статьей 2 Закона, в том числе условия об отсутствии в муниципальном образовании необеспеченных земельными участками многодетных граждан, включенных в соответствующий реестр.
На преодоление неопределенности в вопросе о сроках предоставления земельных участков направлены положения части 6 статьи 2 Закона от 27 сентября 2013 г. N 250-КЗ, из содержания которой следует, что включение многодетных граждан в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка бесплатно, после публикации или в день публикации извещения о проведении жеребьевки в целях предоставления земельных участков гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям, не приостанавливает и не отменяет процедуру жеребьевки и подписания договоров аренды.
Не подлежит удовлетворению заявление Ч.А.А. и в части оспаривания статьи 2 Закона Приморского края от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ.
Согласно части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закон субъекта Российской Федерации вступает в силу после его официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10 марта 2005 г. N 71-О, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации. Содержащееся в нем регулирование, согласно которому нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (пункт 5 статьи 8), не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов.
Частью 1 статьи 23 Закона Приморского края от 22 декабря 2008 г. N 373-КЗ в редакции, действовавшей на день принятия Закона Приморского края от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ, "О законодательной деятельности в Приморском крае" установлено, что закон Приморского края вступает в силу одновременно на всей территории Приморского края со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления его в силу.
Аналогичный порядок вступления в силу законом Приморского края установлен и статьей 3 действующего в настоящее время Закона Приморского края от 6 августа 2014 г. N N 463-КЗ "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края".
Таким образом, законодательно закреплена возможность придания нормативному правовому акту обратной силы.
Предмет регулирования Закона Приморского края от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ не относится к вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт "в" статьи 71, пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации); находится в ведении субъекта Российской Федерации; нормы, содержащиеся в Законе, не ухудшают положения граждан, имеющих двух детей, и молодых семей, включенных в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в аренду, не содержат положений о возложении какой-либо ответственности или дополнительной обязанности, в связи с чем законодатель имел право придать Закону от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ обратную силу.
Заявитель утверждает, что в период действия первоначальной редакции Закона от 27 сентября 2013 г. N 250-КЗ он вправе был рассчитывать на предоставление ему земельного участка в течение 180 календарных дней с момента включения в реестр, а Закон в редакции от 5 августа 2014 г., которому придана обратная сила, ухудшает его положение. Однако в судебном заседании обстоятельств, свидетельствующих об ухудшении положения заявителя, не установлено. Ч.А.А. и Ч.Е.П. постановлением администрации города Владивостока от 2 июля 2014 г. N 6959 включены в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в аренду, с присвоением реестрового номера 4467. На период рассмотрения дела заявитель из указанного реестра не исключен, его реестровый номер не увеличился, т.е. право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 27 сентября 2013 г. N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края" он не утратил.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителем части 5 и 6 статьи 2 Закона Приморского края от 27 сентября 2013 г. N 250-КЗ в редакции Закона от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ и статья 2 Закона от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, что в силу части 1 статьи 253 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьей 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:

Ч.А.А. в удовлетворении заявления об оспаривании в части Закона Приморского края от 27 сентября 2013 г. N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края" и статьи 2 Закона Приморского края от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ "О внесении изменения в статью 2 Закона Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)