Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Мельниковой Н.А., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В. (до перерыва), Ляховой О.Ю. (после перерыва)
при участии:
от истца (заявителя): представителя Софян Б.С., доверенность от 31.10.2013 N 01-30-539/13
от ответчика (должника): представителя Баженовой Е.Н., доверенность от 09.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6304/2014) ОАО "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2014 по делу N А56-54307/2013 (судья Судас Н.Е.),
истец: Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга"
ответчик: Открытое акционерное общество "Славянка"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Славянка" (далее - ответчик, Общество) 1 611 622 руб. 55 коп. задолженности по оплате услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод, в том числе с превышением нормативов по количеству сточных вод, за период с 01.12.2012 по 30.04.2013 и 19 019 руб. 51 коп. пеней, начисленных за период с 22.02.2013 по 23.05.2013, по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ от 01.12.2011 N 16-62632/00-О.
Истец заявил об увеличении размера исковых требований в части пеней до 88 629 руб. 55 коп., в связи с увеличением периода взыскания пеней: с 22.02.2013 по 16.01.2014. Увеличение исковых требований в данной части принято судом.
Решением от 04.02.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела.
Податель жалобы считает, что заявленные истцом требования являются необоснованными, т.к. ответчик, в нарушение п. 9.4 договора не был извещен надлежащим образом об установлении лимитов водопотребления на 2013 год, а кроме того, ответчик как управляющая компания не может прекратить или ограничить подачу водоснабжения своим потребителям, т.к. это будет нарушением их прав.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы жалобы. Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, своего представителя в заседание апелляционного суда не направил.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что между Предприятием и Обществом (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 01.12.2011 N 16-62632/00-О.
Условиями договора в обязанности Предприятия включено, в частности, систематическое проведение контроля состава и свойств сточных вод в контрольных канализационных колодцах абонента, а в обязанности Общества - соблюдение условий и режимов приема (сброса) сточных вод, лимитов водоотведения (ограничений по предельному объему водоотведения), нормативов водоотведения, установленных Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами); осуществление контроля за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Предприятия сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения; исключение сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами; исключение увеличения количества и концентрации загрязняющих веществ в отводимых сточных водах сверх установленных нормативов водоотведения.
В соответствии с разделом 5 договора расчеты Абонента с Предприятием производятся по тарифам, устанавливаемым в порядке, определяемом органами исполнительной власти Санкт-Петербурга (пункт 5.3 договора), по инкассо, путем выставления Предприятием платежного требования в банк, обслуживающий предприятие, и поручением ему получить от абонента платеж и зачислить денежные средства на расчетный счет Предприятия. Денежные средства списываются со счета абонента в акцептном порядке (пункт 5.4 договора).
Срок оплаты платежного требования после выставления его в банк составляет 10 календарных дней (пункт 5.5 договора).
Ссылаясь на допущенное ответчиком нарушения сроков оплаты услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод, а также превышение нормативов водоотведения по количеству сточных вод, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулируются Законом N 416-ФЗ (с 01.01.2013) и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и лимиты водоотведения устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктами 59 и 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного Постановления Правительством Санкт-Петербурга принято Постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Приказом Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 201 утверждены Условия приема сточных вод (далее - Условия приема) и Порядок контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 201). Условиями приема предусмотрены нормативы водоотведения по составу сточных вод.
Распоряжением N 169 утверждены лимиты водоотведения для абонентов Санкт-Петербурга на 2013 год.
В спорный период действовал пункт 65 Правил N 167, согласно которому контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" пункт 65 Правил N 167 признан утратившим силу с 14.08.2013, в действие вступили Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
В Законе N 416-ФЗ вместо термина "лимит водоотведения" используется тождественное понятие "норматив по объему отводимых сточных вод". Согласно подпункту 5 пункта 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоотведение осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, порядок установления абонентам нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (вступили в действие с 14.08.2013). В разделе Х данных Правил регламентирован порядок установления абонентам нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод, осуществления контроля за их соблюдением и определения размера платы абонентов при несоблюдении указанных нормативов.
До вступления в силу указанных Правил (в спорный период) действовал пункт 58 Правил N 167 и принятое в соответствии с ним Распоряжение N 169, которым установлены лимиты водоотведения в отношении объектов Общества на 2013 год.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что Общество не было извещено в установленном порядке об утвержденных на 2013 год лимитах водоотведения, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами (письмо от 27.12.2012 N 101-30270/12/2012, л.д. 52), направленное Предприятием в адрес Общества).
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2014 по делу N А56-54307/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.КАШИНА
Судьи
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
М.А.ШЕСТАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.04.2014 ПО ДЕЛУ N А56-54307/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. по делу N А56-54307/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Мельниковой Н.А., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В. (до перерыва), Ляховой О.Ю. (после перерыва)
при участии:
от истца (заявителя): представителя Софян Б.С., доверенность от 31.10.2013 N 01-30-539/13
от ответчика (должника): представителя Баженовой Е.Н., доверенность от 09.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6304/2014) ОАО "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2014 по делу N А56-54307/2013 (судья Судас Н.Е.),
истец: Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга"
ответчик: Открытое акционерное общество "Славянка"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Славянка" (далее - ответчик, Общество) 1 611 622 руб. 55 коп. задолженности по оплате услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод, в том числе с превышением нормативов по количеству сточных вод, за период с 01.12.2012 по 30.04.2013 и 19 019 руб. 51 коп. пеней, начисленных за период с 22.02.2013 по 23.05.2013, по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ от 01.12.2011 N 16-62632/00-О.
Истец заявил об увеличении размера исковых требований в части пеней до 88 629 руб. 55 коп., в связи с увеличением периода взыскания пеней: с 22.02.2013 по 16.01.2014. Увеличение исковых требований в данной части принято судом.
Решением от 04.02.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела.
Податель жалобы считает, что заявленные истцом требования являются необоснованными, т.к. ответчик, в нарушение п. 9.4 договора не был извещен надлежащим образом об установлении лимитов водопотребления на 2013 год, а кроме того, ответчик как управляющая компания не может прекратить или ограничить подачу водоснабжения своим потребителям, т.к. это будет нарушением их прав.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы жалобы. Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, своего представителя в заседание апелляционного суда не направил.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что между Предприятием и Обществом (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 01.12.2011 N 16-62632/00-О.
Условиями договора в обязанности Предприятия включено, в частности, систематическое проведение контроля состава и свойств сточных вод в контрольных канализационных колодцах абонента, а в обязанности Общества - соблюдение условий и режимов приема (сброса) сточных вод, лимитов водоотведения (ограничений по предельному объему водоотведения), нормативов водоотведения, установленных Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами); осуществление контроля за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Предприятия сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения; исключение сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами; исключение увеличения количества и концентрации загрязняющих веществ в отводимых сточных водах сверх установленных нормативов водоотведения.
В соответствии с разделом 5 договора расчеты Абонента с Предприятием производятся по тарифам, устанавливаемым в порядке, определяемом органами исполнительной власти Санкт-Петербурга (пункт 5.3 договора), по инкассо, путем выставления Предприятием платежного требования в банк, обслуживающий предприятие, и поручением ему получить от абонента платеж и зачислить денежные средства на расчетный счет Предприятия. Денежные средства списываются со счета абонента в акцептном порядке (пункт 5.4 договора).
Срок оплаты платежного требования после выставления его в банк составляет 10 календарных дней (пункт 5.5 договора).
Ссылаясь на допущенное ответчиком нарушения сроков оплаты услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод, а также превышение нормативов водоотведения по количеству сточных вод, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулируются Законом N 416-ФЗ (с 01.01.2013) и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и лимиты водоотведения устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктами 59 и 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного Постановления Правительством Санкт-Петербурга принято Постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Приказом Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 201 утверждены Условия приема сточных вод (далее - Условия приема) и Порядок контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 201). Условиями приема предусмотрены нормативы водоотведения по составу сточных вод.
Распоряжением N 169 утверждены лимиты водоотведения для абонентов Санкт-Петербурга на 2013 год.
В спорный период действовал пункт 65 Правил N 167, согласно которому контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" пункт 65 Правил N 167 признан утратившим силу с 14.08.2013, в действие вступили Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
В Законе N 416-ФЗ вместо термина "лимит водоотведения" используется тождественное понятие "норматив по объему отводимых сточных вод". Согласно подпункту 5 пункта 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоотведение осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, порядок установления абонентам нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (вступили в действие с 14.08.2013). В разделе Х данных Правил регламентирован порядок установления абонентам нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод, осуществления контроля за их соблюдением и определения размера платы абонентов при несоблюдении указанных нормативов.
До вступления в силу указанных Правил (в спорный период) действовал пункт 58 Правил N 167 и принятое в соответствии с ним Распоряжение N 169, которым установлены лимиты водоотведения в отношении объектов Общества на 2013 год.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что Общество не было извещено в установленном порядке об утвержденных на 2013 год лимитах водоотведения, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами (письмо от 27.12.2012 N 101-30270/12/2012, л.д. 52), направленное Предприятием в адрес Общества).
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2014 по делу N А56-54307/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.КАШИНА
Судьи
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
М.А.ШЕСТАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)