Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан - представителя Хузина А.А. (доверенность N 1240 от 28.04.2014), после перерыва - представителя Хузина А.А. (доверенность N 1240 от 28.04.2014),
от Курамшина Э.Р. - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
от Ибатуллина М.Н. - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
от Губаевой Э.М. - до и после перерыва представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.06.2014-02.07.2014 в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2014 по делу N А65-28252/2013 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
к Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Лаишевский район, г. Лаишево,
третьи лица: Курамшин Э.Р., г. Казань; Ибатуллин М.Н., г. Казань; Губаева Э.М., г. Казань,
о понуждении совершить действия по возврату земельных участков,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - заявитель, Татарстанский УФАС) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее - заинтересованное лицо) о понуждении совершить действия по возврату земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:120101:132 площадью 1500 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4 И, и 16:24:120101:126 площадью 1720 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4 Ж в муниципальную собственность (т. 1, л.д. 3-11).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Курамшина Э.Р., Ибатуллина М.Н., Губаеву Э.М.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2014 заявление удовлетворено. На Палату имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность совершить действия по возврату земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:120101:132 площадью 1500 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4 И, и 16:24:120101:126 площадью 1720 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4 Ж в муниципальную собственность в течение пятнадцати рабочих дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу (т. 2, л.д. 99-104).
Исполнение решения возложено на руководителя Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Не согласившись с выводами суда, Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 18.03.2014 отменить (т. 3, л.д. 3-7), прекратить производство по делу.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней. Заинтересованное лицо полагает, что судом первой инстанции было допущено процессуальное нарушение, поскольку данный судебный акт затрагивает права третьих лиц, которым на данный момент проданы вышеназванные земельные участки, суд не привлек их к участию в рассмотрении дела.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе, письменном пояснении к делу, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, постановлением руководителя Исполнительного комитета (далее по тексту - ИК) Лаишевского MP РТ Фадеева М.В. от 03.10.2011 земельный участок с кадастровым номером 16:24:120101:126 был предоставлен Ибатуллину М.Н. в аренду на три года для ведения личного подсобного хозяйства, о чем свидетельствуют договор аренды от 10.11.2011, заключенный между Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Лаишевский район, г. Лаишево и Ибатуллиным М.Н. и акт приема-передачи от 10.11.2011.
Также постановлением руководителя ИК Лаишевского MP РТ Фадеева М.В. от 03.10.2011 земельный участок с кадастровым номером 16:24:120101:132 был предоставлен Губаевой Э.М. в аренду на три года для индивидуального жилищного строительства, о чем свидетельствуют договор аренды от 10.11.2011, заключенный между Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Лаишевский район, г. Лаишево и Губаевой Э.М. и акт приема-передачи от 10.11.2011.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 17 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Действующее законодательство, в частности Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ", не предусматривают каких-либо дополнительных льготных условий для реализации гражданином, являющимся инвалидом, его права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в том числе в зависимости от группы инвалидности или иных обстоятельств).
В силу статьи 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
То есть, одним из условий наделения гражданина земельным участком является его связь с определенным населенным пунктом через постоянное проживание.
Ибатуллин М.Н. зарегистрирован по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, д. 63, кв. 65 и согласно действующему законодательству вправе был претендовать на земельный участок по месту своего проживания. Вместе с тем, Ибатуллин М.Н. требовал землю в д. Макаровка Лаишевского района Республики Татарстан, что в свою очередь противоречит закону.
Право на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства может быть реализовано только в случае постоянного проживания в определенном населенном пункте. Кроме того, предоставление земельного участка для личного подсобного хозяйства без проведения торгов является нарушением норм Земельного законодательства.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон "Об охране окружающей среды"),
В силу пункта 3 статьи 4 закона "Об охране окружающей среды" особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 закона "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно пункту 2 статьи 59 Закона "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной. Исходя из требований пункта 1 статьи 37 Закона строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые территории в силу подпункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33 "Об особо охраняемых природных территориях" отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 2 указанного Закона государственные природные заповедники отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В целях защиты от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности (часть 3 статьи 2 Закона).
Аналогичные положения содержатся и в статье 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Волжско-Камский государственный природный заповедник образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1960 года N 510.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 19 апреля 2002 года принято постановление N 217 "Об утверждении Положения об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника".
Указанным постановлением утверждено Положение об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника.
Раздел III Положения регулирует вопросы определения территории и установления границы охранной зоны.
В пункте 6 раздела III Положения определена территория и границы охранной зоны Саралинского участка Волжско-Камского государственного заповедника (Лаишевский район) согласно которой в охранную зону включены населенные пункты - Атабаево, Татарские Саралы, Ташкирьмень, Макаровка, т.е. статус этих населенных пунктов четко определен в Положении, что подтверждается прилагаемой схемой границ заповедника и охранной зоны Саралинского участка, и по мнению Комиссии в полной мере исключает неопределенность в применении указанных положений в части установления их четких границ.
Кроме того в материалах дела имеется письменный отказ Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в предоставлении земельного участка в д. Макаровка гражданину Панкратьеву С.Н, (инвалиду I группы), проживающему по адресу Лаишевский район, с.Ташкирмень, ул. Мира д. 4, именно на основании пунктов Положения об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника, то есть органы местного самоуправления были осведомлены о невозможности выделения в указанном населенном пункте земельных участков.
Согласно абзацу 11 пункта 7 Положения на территории охранной зоны Волжско-Камского государственного природного заповедника запрещается изъятие и предоставление земельных участков для всех видов намечаемой хозяйственной и иной деятельности (строительство объектов производственного назначения, жилищного, дачного, гаражного и пр.), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также под размещение объектов рекреационного назначения.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается Законом (статья 129), в соответствии с частью 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.
Наряду с иными ограничениями прав на землю являются: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных зонах (пункт 1 части 2 статьи 56 ЗК РФ).
Согласно же части 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках, могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Ограничения направлены на сохранение благоприятной окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Утверждая Положение об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника, Кабинет Министров Республики Татарстан установил, что хозяйственные работы в охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника производятся землепользователями только по согласованию с администрацией Волжско-Камского государственного природного заповедника и Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (пункт 8 Положения). Согласно объяснениям ФГБУ "Волжско-Камский государственный заповедник", никакого согласования с ними по поводу выделения земельных участков в населенном пункте Макаровка не проводилось.
Кроме того было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:120101:132 и 16:24:120101:126, расположенные по адресу: ул. Советская д. Макаровка Лаишевского муниципального района РТ, были предоставлены в аренду согласно заявлениям граждан Губаевой Э.М. (инвалида I группы), проживающей по адресу г. Казань, пр.Ибрагимова д. 28а, кв. 23 и Ибатуллина М.Н. (инвалида II группы) проживающему по адресу г. Казань, ул. Гвардейская, д. 63 кв. 65, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" а также на основании статей 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 17 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Действующее законодательство, в частности Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ", не предусматривают каких-либо дополнительных льготных условий для реализации гражданином, являющимся инвалидом, его права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в том числе в зависимости от группы инвалидности или иных обстоятельств).
В силу статьи 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
То есть, одним из условий наделения гражданина земельным участком является его связь с определенным населенным пунктом через постоянное проживание.
Ибатуллин М.Н. зарегистрирован по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, д. 63, кв. 65 и согласно действующему законодательству вправе был претендовать на земельный участок по месту своего проживания. Вместе с тем, Ибатуллин М.Н. требовал землю в д. Макаровка Лаишевского района Республики Татарстан, что в свою очередь противоречит закону.
Право на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства может быть реализовано только в случае постоянного проживания в определенном населенном пункте. Кроме того, предоставление земельного участка для личного подсобного хозяйства без проведения торгов является нарушением норм Земельного законодательства.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, действия Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части передачи земельных участков с нарушением порядка, установленного действующего законодательством, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и выдала предписание N 06-23/2013-2 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с предписанием по делу N 06-23/2013-2 Комиссия Татарстанского УФАС России предписала Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в течение 30 дней со дня получения предписания принять соответствующие меры по возврату земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:120101:132 площадью 1500 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4 И, и 16:24:120101:126 площадью 1720 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4 Ж в муниципальную собственность.
О выполнении предписания N 06-23/2013-2 необходимо было сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Указанное предписание было доставлено в Палату имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан 19 августа 2013 года, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о вручении.
Однако, документы и материалы, подтверждающие надлежащее исполнение Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан предписания N 06-23/2013-2 в Татарстанское УФ АС России не представлены.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
Как видно из материалов дела, решение и предписание N 06-23/2012-2 Татарстанского УФАС от 28.01.2013 г. не были обжалованы и вступили в законную силу 13 ноября 2013 года.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А06-1030/2013 от 01.11.2013 г. за неисполнение вышеуказанного предписания председатель Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Рыбаков Сергей Андреевич был привлечен к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган при осуществлении своих полномочий имеет права обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 г. "О некоторых вопросах, возникающих, в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" вышеуказанное право предполагает в случае неисполнения лицом выданного ему предписания помимо привлечения данного лица к административной ответственности право антимонопольного органа обратиться в арбитражный суд с самостоятельным требованием к нарушителю, связанным с исполнением решения и направленным на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в рамках полномочий антимонопольного органа, определенных пунктом 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рассматриваемом случае иск предъявлен не с целью подтверждения законности вынесенного решения и предписания истца, которые не оспариваются ответчиком. Как следует из материалов дела, из объяснений истца следует, что он требует от ответчика совершения действий направленных на возврат земельных участков в муниципальную собственность, в том числе путем подачи в суд соответствующих исков. При этом суд обращает внимание сторон на возможность внесудебного урегулирования спора с третьими лицами путем переговоров.
Немотивированное неисполнение вступившего в законную силу предписания, вынесенного антимонопольным органом, нарушает закон, и не соответствует интересам общества, так как нарушает принципы всеобщности и обязательности правовых норм.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Доводы заинтересованного лица, изложенные в суде апелляционной инстанции, относительно нарушения оспариваемым решением суда прав третьих лиц, которым, якобы, проданы указанные земельные участки, суд апелляционной инстанции отклоняет. В обоснование данного довода представителем заинтересованного лица каких-либо доказательств не представлено, в суде первой инстанции данный довод им не заявлен, доказательств указанного им факта не представлено, в материалах дела также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о данном факте и о третьих лицах, чьи права, по мнению заинтересованного лица, нарушены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 18.03.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине, согласно статьям 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ, относятся на заявителя апелляционной жалобы, однако с органов муниципального самоуправления взысканию не подлежат в связи с освобождением от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2014 по делу N А65-28252/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-28252/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. по делу N А65-28252/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан - представителя Хузина А.А. (доверенность N 1240 от 28.04.2014), после перерыва - представителя Хузина А.А. (доверенность N 1240 от 28.04.2014),
от Курамшина Э.Р. - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
от Ибатуллина М.Н. - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
от Губаевой Э.М. - до и после перерыва представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.06.2014-02.07.2014 в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2014 по делу N А65-28252/2013 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
к Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Лаишевский район, г. Лаишево,
третьи лица: Курамшин Э.Р., г. Казань; Ибатуллин М.Н., г. Казань; Губаева Э.М., г. Казань,
о понуждении совершить действия по возврату земельных участков,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - заявитель, Татарстанский УФАС) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее - заинтересованное лицо) о понуждении совершить действия по возврату земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:120101:132 площадью 1500 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4 И, и 16:24:120101:126 площадью 1720 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4 Ж в муниципальную собственность (т. 1, л.д. 3-11).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Курамшина Э.Р., Ибатуллина М.Н., Губаеву Э.М.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2014 заявление удовлетворено. На Палату имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность совершить действия по возврату земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:120101:132 площадью 1500 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4 И, и 16:24:120101:126 площадью 1720 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4 Ж в муниципальную собственность в течение пятнадцати рабочих дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу (т. 2, л.д. 99-104).
Исполнение решения возложено на руководителя Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Не согласившись с выводами суда, Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 18.03.2014 отменить (т. 3, л.д. 3-7), прекратить производство по делу.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней. Заинтересованное лицо полагает, что судом первой инстанции было допущено процессуальное нарушение, поскольку данный судебный акт затрагивает права третьих лиц, которым на данный момент проданы вышеназванные земельные участки, суд не привлек их к участию в рассмотрении дела.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе, письменном пояснении к делу, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, постановлением руководителя Исполнительного комитета (далее по тексту - ИК) Лаишевского MP РТ Фадеева М.В. от 03.10.2011 земельный участок с кадастровым номером 16:24:120101:126 был предоставлен Ибатуллину М.Н. в аренду на три года для ведения личного подсобного хозяйства, о чем свидетельствуют договор аренды от 10.11.2011, заключенный между Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Лаишевский район, г. Лаишево и Ибатуллиным М.Н. и акт приема-передачи от 10.11.2011.
Также постановлением руководителя ИК Лаишевского MP РТ Фадеева М.В. от 03.10.2011 земельный участок с кадастровым номером 16:24:120101:132 был предоставлен Губаевой Э.М. в аренду на три года для индивидуального жилищного строительства, о чем свидетельствуют договор аренды от 10.11.2011, заключенный между Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Лаишевский район, г. Лаишево и Губаевой Э.М. и акт приема-передачи от 10.11.2011.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 17 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Действующее законодательство, в частности Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ", не предусматривают каких-либо дополнительных льготных условий для реализации гражданином, являющимся инвалидом, его права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в том числе в зависимости от группы инвалидности или иных обстоятельств).
В силу статьи 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
То есть, одним из условий наделения гражданина земельным участком является его связь с определенным населенным пунктом через постоянное проживание.
Ибатуллин М.Н. зарегистрирован по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, д. 63, кв. 65 и согласно действующему законодательству вправе был претендовать на земельный участок по месту своего проживания. Вместе с тем, Ибатуллин М.Н. требовал землю в д. Макаровка Лаишевского района Республики Татарстан, что в свою очередь противоречит закону.
Право на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства может быть реализовано только в случае постоянного проживания в определенном населенном пункте. Кроме того, предоставление земельного участка для личного подсобного хозяйства без проведения торгов является нарушением норм Земельного законодательства.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон "Об охране окружающей среды"),
В силу пункта 3 статьи 4 закона "Об охране окружающей среды" особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 закона "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно пункту 2 статьи 59 Закона "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной. Исходя из требований пункта 1 статьи 37 Закона строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые территории в силу подпункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33 "Об особо охраняемых природных территориях" отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 2 указанного Закона государственные природные заповедники отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В целях защиты от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности (часть 3 статьи 2 Закона).
Аналогичные положения содержатся и в статье 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Волжско-Камский государственный природный заповедник образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1960 года N 510.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 19 апреля 2002 года принято постановление N 217 "Об утверждении Положения об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника".
Указанным постановлением утверждено Положение об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника.
Раздел III Положения регулирует вопросы определения территории и установления границы охранной зоны.
В пункте 6 раздела III Положения определена территория и границы охранной зоны Саралинского участка Волжско-Камского государственного заповедника (Лаишевский район) согласно которой в охранную зону включены населенные пункты - Атабаево, Татарские Саралы, Ташкирьмень, Макаровка, т.е. статус этих населенных пунктов четко определен в Положении, что подтверждается прилагаемой схемой границ заповедника и охранной зоны Саралинского участка, и по мнению Комиссии в полной мере исключает неопределенность в применении указанных положений в части установления их четких границ.
Кроме того в материалах дела имеется письменный отказ Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в предоставлении земельного участка в д. Макаровка гражданину Панкратьеву С.Н, (инвалиду I группы), проживающему по адресу Лаишевский район, с.Ташкирмень, ул. Мира д. 4, именно на основании пунктов Положения об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника, то есть органы местного самоуправления были осведомлены о невозможности выделения в указанном населенном пункте земельных участков.
Согласно абзацу 11 пункта 7 Положения на территории охранной зоны Волжско-Камского государственного природного заповедника запрещается изъятие и предоставление земельных участков для всех видов намечаемой хозяйственной и иной деятельности (строительство объектов производственного назначения, жилищного, дачного, гаражного и пр.), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также под размещение объектов рекреационного назначения.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается Законом (статья 129), в соответствии с частью 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.
Наряду с иными ограничениями прав на землю являются: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных зонах (пункт 1 части 2 статьи 56 ЗК РФ).
Согласно же части 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках, могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Ограничения направлены на сохранение благоприятной окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Утверждая Положение об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника, Кабинет Министров Республики Татарстан установил, что хозяйственные работы в охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника производятся землепользователями только по согласованию с администрацией Волжско-Камского государственного природного заповедника и Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (пункт 8 Положения). Согласно объяснениям ФГБУ "Волжско-Камский государственный заповедник", никакого согласования с ними по поводу выделения земельных участков в населенном пункте Макаровка не проводилось.
Кроме того было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:120101:132 и 16:24:120101:126, расположенные по адресу: ул. Советская д. Макаровка Лаишевского муниципального района РТ, были предоставлены в аренду согласно заявлениям граждан Губаевой Э.М. (инвалида I группы), проживающей по адресу г. Казань, пр.Ибрагимова д. 28а, кв. 23 и Ибатуллина М.Н. (инвалида II группы) проживающему по адресу г. Казань, ул. Гвардейская, д. 63 кв. 65, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" а также на основании статей 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 17 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Действующее законодательство, в частности Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ", не предусматривают каких-либо дополнительных льготных условий для реализации гражданином, являющимся инвалидом, его права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в том числе в зависимости от группы инвалидности или иных обстоятельств).
В силу статьи 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
То есть, одним из условий наделения гражданина земельным участком является его связь с определенным населенным пунктом через постоянное проживание.
Ибатуллин М.Н. зарегистрирован по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, д. 63, кв. 65 и согласно действующему законодательству вправе был претендовать на земельный участок по месту своего проживания. Вместе с тем, Ибатуллин М.Н. требовал землю в д. Макаровка Лаишевского района Республики Татарстан, что в свою очередь противоречит закону.
Право на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства может быть реализовано только в случае постоянного проживания в определенном населенном пункте. Кроме того, предоставление земельного участка для личного подсобного хозяйства без проведения торгов является нарушением норм Земельного законодательства.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, действия Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части передачи земельных участков с нарушением порядка, установленного действующего законодательством, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и выдала предписание N 06-23/2013-2 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с предписанием по делу N 06-23/2013-2 Комиссия Татарстанского УФАС России предписала Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в течение 30 дней со дня получения предписания принять соответствующие меры по возврату земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:120101:132 площадью 1500 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4 И, и 16:24:120101:126 площадью 1720 кв. м в Лаишевском муниципальном районе, Макаровском сельском поселении, д. Макаровка, ул. Советская, д. 4 Ж в муниципальную собственность.
О выполнении предписания N 06-23/2013-2 необходимо было сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Указанное предписание было доставлено в Палату имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан 19 августа 2013 года, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о вручении.
Однако, документы и материалы, подтверждающие надлежащее исполнение Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан предписания N 06-23/2013-2 в Татарстанское УФ АС России не представлены.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
Как видно из материалов дела, решение и предписание N 06-23/2012-2 Татарстанского УФАС от 28.01.2013 г. не были обжалованы и вступили в законную силу 13 ноября 2013 года.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А06-1030/2013 от 01.11.2013 г. за неисполнение вышеуказанного предписания председатель Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Рыбаков Сергей Андреевич был привлечен к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган при осуществлении своих полномочий имеет права обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 г. "О некоторых вопросах, возникающих, в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" вышеуказанное право предполагает в случае неисполнения лицом выданного ему предписания помимо привлечения данного лица к административной ответственности право антимонопольного органа обратиться в арбитражный суд с самостоятельным требованием к нарушителю, связанным с исполнением решения и направленным на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в рамках полномочий антимонопольного органа, определенных пунктом 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рассматриваемом случае иск предъявлен не с целью подтверждения законности вынесенного решения и предписания истца, которые не оспариваются ответчиком. Как следует из материалов дела, из объяснений истца следует, что он требует от ответчика совершения действий направленных на возврат земельных участков в муниципальную собственность, в том числе путем подачи в суд соответствующих исков. При этом суд обращает внимание сторон на возможность внесудебного урегулирования спора с третьими лицами путем переговоров.
Немотивированное неисполнение вступившего в законную силу предписания, вынесенного антимонопольным органом, нарушает закон, и не соответствует интересам общества, так как нарушает принципы всеобщности и обязательности правовых норм.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Доводы заинтересованного лица, изложенные в суде апелляционной инстанции, относительно нарушения оспариваемым решением суда прав третьих лиц, которым, якобы, проданы указанные земельные участки, суд апелляционной инстанции отклоняет. В обоснование данного довода представителем заинтересованного лица каких-либо доказательств не представлено, в суде первой инстанции данный довод им не заявлен, доказательств указанного им факта не представлено, в материалах дела также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о данном факте и о третьих лицах, чьи права, по мнению заинтересованного лица, нарушены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 18.03.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине, согласно статьям 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ, относятся на заявителя апелляционной жалобы, однако с органов муниципального самоуправления взысканию не подлежат в связи с освобождением от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2014 по делу N А65-28252/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)