Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.09.2014 ПО ДЕЛУ N А55-27925/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. по делу N А55-27925/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Серова Е.А.)
по делу N А55-27925/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Григоряна Гайка Амаяковича, г. Самара (ОГРНИП <...>) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, с привлечением третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и обязании совершить определенные действия,

установил:

индивидуальный предприниматель Григорян Гайк Амаякович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения от 12.09.2013 N 12-1/2181/13 об отказе в предоставлении в аренду индивидуальному предпринимателю Григоряну Гайку Амаяковичу земельного участка с кадастровым номером 63:01:0520001:877, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, по ул. Чернореченской, площадью 9,00 кв. м, занимаемого временным киоском без устройства фундамента ("Ремонт обуви"), обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Григоряна Гайка Амаякович путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0520001:877, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, по ул. Чернореченской, площадью 9,00 кв. м, занимаемого временным киоском без устройства фундамента ("Ремонт обуви") и направления после принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка в двухнедельный срок проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0520001:877, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, по ул. Чернореченской, площадью 9,00 кв. м, занимаемого временным киоском без устройства фундамента ("Ремонт обуви").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит вышеуказанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок был предоставлен заявителю на основании распоряжения администрации Железнодорожного района г. Самары от 22.10.2002 N 1800 (л.д. 10-12).
24 декабря 2002 года между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и индивидуальным предпринимателем Григорян Г.А. заключен договор аренды N 012630з на срок три года (л.д. 18).
Испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 22.10.2002, что подтверждается кадастровым паспортом от 14.08.2013 (л.д. 19).
29 июля 2013 года ИП Григорян Гайк Амаякович обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 9,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0520001:877, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Чернореченская, занимаемого временным киоском без устройства фундамента "Ремонт обуви" (л.д. 17).
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 12.09.2013 N 12-1/218/13 отказало заявителю в предоставлении в аренду земельного участка (л.д. 8 - 9).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, земельные участки гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, предоставляются в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что индивидуальный предприниматель имеет право на предоставление спорного земельного участка площадью 9 кв. м, на котором расположен временный объект, принадлежащий на праве собственности заявителю, в аренду в соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка, поскольку имеется акт уполномоченного органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленных требований по существу суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
По аналогичной категории дел сложилась судебная практика в Арбитражном суде Поволжского округа (N А55-1622/2013, N А55-18591/2013, N А55-17006/2013).
Ссылка Министерства на постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делам N А55-13429/2013, N А55-13961/2013, N А55-13961/2013, N А55-15301/2013, А55-20371/2013, N А55-24538/2013 судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку обстоятельства указанных дел и настоящего дела не тождественны, поскольку по данным делам имелись договоры аренды на неопределенный срок.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу N А55-27925/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)