Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий Беспятова Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Илларионова А.В.,
судей Иволгиной Н.В., Цериградских И.В.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 апреля 2014 года в г. Омске дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Омского муниципального района Омской области С., апелляционной жалобе А.Д.С. на решение Омского районного суда Омской области от 26 декабря 2013 года, которым постановлено: "Заявление А.Д.С., А.Д.С., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних А.С.Д., А.С.Д., А.К.Д., Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выразившихся в отказе в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, обязании совершить действия по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Илларионова А.В., судебная коллегия областного суда
установила:
А.О.Н., А.Д.С., действующие от своего имени и в интересах несовершеннолетних А.С.Д., А.С.Д., А.К.Д., а также Администрация Омского муниципального района Омской области обратились в суд с заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области) об отказе в осуществлении кадастрового учета.
В обоснование заявления указали, что многодетная семья А-вых поставлена Администрацией Омского муниципального района Омской области на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для дачного строительства. <...> многодетной семье было вручено извещение о выборе земельного участка из прилагаемого к извещению перечня. Из предложенного Администрацией Омского муниципального района Омской области перечня ими был выбран земельный участок для дачного строительства площадью <...> кв. м в границах <...>, местоположение которого определено в <...> м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N <...> и <...> в Администрацию Омского муниципального района Омской области подано заявление о его предоставлении в собственность бесплатно. Однако в последующем <...> земельный участок с кадастровым номером N <...> был снят с государственного кадастрового учета на основании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области. В этой связи Администрацией Омского муниципального района Омской области земельный участок не был предоставлен. Семьей А-вых было принято решение самостоятельно осуществить юридически значимые действия, направленные на восстановление в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером N <...>, и с этой целью <...> с ООО "<...>" был заключен договор на выполнение кадастровых работ. ООО "<...>" был подготовлен межевой план земельного участка для дачного строительства площадью <...> кв. м в границах <...>, местоположение которого определено в <...> м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, из категории земель населенных пунктов и направлен в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области для постановки земельного участка на кадастровый учет. При проведении кадастровых работ и подготовке межевого плана ООО "<...>" был образован земельный участок в строгом соответствии с характеристиками земельного участка, ранее стоявшего на кадастровом учете с кадастровым номером N <...>. Однако решением N <...> от <...> в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного в соответствии с межевым планом, изготовленным ООО "<...>", отказано со ссылкой на то, что вид разрешенного использования земельного участка "для дачного строительства" не предусмотрен градостроительным регламентом. Считают действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области незаконными, так как правовые основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с характеристиками, идентичными характеристикам ранее стоявшего на государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером N <...>, отсутствуют, а бездействие по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка на основании межевого плана, изготовленного ООО "<...>", препятствует Администрации Омского муниципального района Омской области в исполнении обязанности по изданию муниципального правового акта о его предоставлении семье А-вых и, соответственно, нарушает гарантированное федеральным и областным законодательством право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка для дачного строительства.
Просили признать незаконными действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выразившиеся в отказе в постановке на государственный кадастровый учет указанного выше земельного участка для дачного строительства, и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" поставить на государственный кадастровый учет земельный участок в течение 10 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании А.Д.С., А.О.Н., представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Д.С. заявленные требования поддержали.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Д.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что <...> в орган кадастрового учета поступило заявление А-вых о постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с прилагаемыми документами объекта недвижимости (земельного участка). На основании рассмотрения представленных документов специалистами органа кадастрового учета было выявлено, что имеются предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы по форме и (либо) содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона. В соответствии с постановлением Администрации Лузинского сельского поселения от <...> N <...> земельный участок, местоположение которого установлено в <...> м юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, расположен в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1). Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Лузинского сельского поселения к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) относятся: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками; блокированные жилые дома с прилегающими земельными участками; одноэтажные многоквартирные жилые дома (не более 4-х квартир) с прилегающими земельными участками. Вид разрешенного использования земельного участка "для ведения дачного хозяйства" не предусмотрен градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне Ж1. Таким образом, у органа кадастрового учета отсутствовали основания для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе А.Д.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судом необоснованно не учтено постановление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>, которым в отношении земельного участка был установлен вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства". Также указывает, что на момент обращения <...> в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно для дачного строительства земельный участок состоял на государственном кадастровом учете с видом разрешенного использования "под дачное строительство". Суд оставил без внимания возможность осуществления на земельных участках, входящих в территориальную зону Ж1, не только индивидуального жилищного строительства, но и иных видов разрешенного использования. В материалах кадастрового дела имеется кадастровый план территории Лузинского сельского поселения с кадастровым номером N <...> площадью <...> га, на которой расположено садоводческое товарищество "<...>", в том числе испрашиваемый земельный участок. В этой связи полагает, что в территориальной зоне Ж1 возможно расположение земельных участков и для дачного строительства. Ссылается также на выполнение им всех необходимых действий, направленных на получение земельного участка для дачного строительства.
В дополнениях к апелляционной жалобе А.Д.С. его представитель Г., действующая на основании доверенности, указывает, что исходя из положений ст. ст. 2, 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о территориальных зонах, в том числе о местоположении их границ, входят в состав сведений государственного кадастра недвижимости. Материалы дела не свидетельствуют о включении сведений о территориальной зоне, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, материалы дела не содержат сведений о градостроительном регламенте, установленном для указанной зоны, такие сведения отсутствуют также в государственном кадастре недвижимости. Не имеется доказательств того, что испрашиваемый земельный участок попадает в территориальную зону, предназначенную для застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
В апелляционной жалобе представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Д.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая, что материалами дела не подтверждается постановка на государственный кадастровый учет территориальной зоны Ж1 Лузинского сельского поселения, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах данной территориальной зоны. Также ссылается на несвоевременное снятие ФГБУ "ФКП Росреестра" земельного участка с кадастрового учета, что повлекло неисполнение Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению земельного участка.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. <...>).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя А.Д.С. Г., представителя Администрации Омского муниципального района Омской области Д.С., А.О.Н., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Д.С., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, А.О.Н., А.Д.С. и их несовершеннолетние дети на основании постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от <...> N 1177-п "О постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка, находящегося в собственности Омской области или муниципальной собственности, для дачного строительства" были поставлены на учет как многодетная семья в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для дачного строительства.
<...> семье А-вых было направлено извещение о необходимости выбора земельного участка из прилагаемого перечня.
<...> А-вы подали заявление в Администрацию Омского муниципального района Омской области о предоставлении в собственность земельного участка площадью <...> кв. м в границах <...>, местоположение которого определено в <...> м по направлению на юго-запад, относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, из категорий земель населенных пунктов с кадастровым номером N <...>.
На основании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области N <...> от <...> земельный участок с кадастровым номером N <...>, поставленный на государственный кадастровый учет <...>, был снят с данного учета в порядке ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2012 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с не осуществлением государственной регистрации прав на земельный участок по истечении двух лет со дня постановки его на учет.
<...> филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области вынесено решение N <...> об отказе в выдаче кадастрового паспорта в связи со снятием земельного участка с государственного кадастрового учета.
С целью последующего оформления прав на земельный участок <...> А.О.Н. заключила договор на выполнение работ с ООО "<...>", в соответствии с которым ООО "<...>" провело кадастровые работы по образованию земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м, местоположение которого определено в <...> м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, и подготовило соответствующий межевой план земельного участка для дачного строительства.
<...> филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области на основании рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости (земельного участка) было вынесено решение N <...> об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Как следует из данного решения, причиной отказа в осуществлении кадастрового учета послужило то обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка "для ведения дачного хозяйства" не предусмотрен градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в которой находится земельный участок.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур и иным территориальным зонам.
Пунктом 2 указанной статьи ЗК РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно п. 4 указанной статьи ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В соответствии с п. 5 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, стоянками автомобильного транспорта, гаражами, объектами, связанными с проживанием граждан и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.
Из материалов дела видно, что решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...> изложены в новой редакции Правила землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области применительно к части территории поселения - <...> - согласно приложению к указанному решению.
Из постановления Администрации Лузинского сельского поселения от <...> N <...> "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка" следует, что земельный участок, метаположение которого определено в <...> м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, находится в территориальной зоне Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
В ответе от <...> на запрос суда апелляционной инстанции Администрация Лузинского сельского поселения подтвердила, что указанный участок находится в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), представив выкопировку из карты градостроительного зонирования <...>.
Градостроительный регламент зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) определен разделом III Правил землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>.
Согласно данному регламенту к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) относятся: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками; блокированные жилые дома с прилегающими земельными участками; одноэтажные многоквартирные жилые дома (не более 4-х квартир) с прилегающими земельными участками.
К вспомогательным видам разрешенного использования относятся: отдельно стоящие или встроено-пристроенные в жилые дома гаражи или открытые автостоянки для временного хранения легковых автомобилей; хозяйственные постройки; сады, огороды, палисадники; теплицы и оранжереи индивидуального пользования; индивидуальные резервуары для хранения воды, скважины для забора воды, индивидуальные колодцы; индивидуальные бани, бассейны, сауны; надворные туалеты, фильтрующие колодцы и септики; хозяйственные постройки для содержания домашнего скота и птицы; объекты пожарной охраны (гидранты, резервуары, противопожарные водоемы); детские площадки, площадки для игр и занятий спортом; внутриквартальные надземные и подземные инженерные коммуникации, трансформаторные подстанции, линии электропередачи, линии связи (в том числе оптоволоконные); площадки для сбора мусора; объекты озеленения и иные природные ландшафты.
Условно разрешенными видами использования, согласно указанному регламенту, являются: торговые павильоны и магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м; временные объекты торговли и услуг; кафе и другие предприятия общественного питания с количеством посадочных мест не более 50; спортзалы, залы рекреации (с бассейном или без); залы, клубы многоцелевого и специализированного назначения с ограничением по времени работы; отделения связи; аптеки; объекты, связанные с отправлением культа; жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы; парковки перед объектами обслуживающих и коммерческих видов использования.
Таким образом, испрашиваемый заявителями вид разрешенного использования земельного участка - "для ведения дачного хозяйства" не предусмотрен градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Из названного градостроительного регламента следует, что в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) возможно установление в качестве вспомогательного такого вида разрешенного использования, как "сады, огороды, палисадники". Однако в силу п. 3 ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление вспомогательных видов разрешенного использования допускается только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляется совместно с ними. Таким образом, в качестве единственного вида разрешенного использования вспомогательный вид разрешенного использования не может быть установлен. Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона.
Поскольку в настоящем случае вид разрешенного использования земельного участка "для ведения дачного хозяйства" не предусмотрен градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в которой находится земельный участок, расположенный в 394 м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, оспариваемое заявителями решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области N <...> от <...> об отказе в осуществлении кадастрового учета названного земельного участка с указанием в качестве вида разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства", соответствует п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", п. 3 ст. 85 ЗК РФ, Правилам землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденным решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>, и в этой связи не нарушает прав заявителей, а потому суд правильно на основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований отказал.
Доводы апелляционных жалоб о том, что сведения о территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в том числе о ее границах, не внесены в государственный кадастр недвижимости не могут быть приняты во внимание.
В силу положений ст. 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий.
Статья 15 указанного Федерального закона устанавливает, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.
Однако надлежит учесть, что исходя из п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон определяется в правилах землепользования и застройки.
В этой связи отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в которую входит земельный участок, на получение которого претендует многодетная семья А-вых, не влияет на факт существования указанной территориальной зоны в границах, определенных Правилами землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденными решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>.
Указанные Правила землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области являются обязательными для исполнения.
В материалах дела имеется выкопировка из карты градостроительного зонирования Лузинского сельского поселения, которая является приложением к названным Правилам. Указанная на карте градостроительного зонирования территория зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) определена в границах ранее состоявшего на государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью <...> кв. м с разрешенным использованием "для размещения дачного некоммерческого товарищества "<...>". В состав названного земельного участка входил и земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью <...> кв. м, на получение которого в настоящее время претендует семья А-вых. <...> земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью <...> кв. м был снят с кадастрового учета. В настоящее время отдельные входящие ранее в состав земельного участка с кадастровым номером N <...> земельные участки с кадастровыми номерами N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...> предоставлены гражданам для индивидуального жилищного строительства (л.д. <...>).
Таким образом, материалы дела, в том числе ответ Администрации Лузинского сельского поселения от <...> и представленная данной Администрацией выкопировка из карты градостроительного зонирования в ее сопоставлении с материалами кадастровых дел земельных участков с кадастровыми номерами N <...>, N <...> позволяют сделать вывод о вхождении земельного участка, на получение которого претендует семья А-вых (ранее - земельный участок с кадастровым номером N <...>), в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии доказательств факта вхождения испрашиваемого А-выми земельного участка с состав указанной выше территориальной зоны судебной коллегией областного суда отклоняются, так как данные доводы не основаны на материалах дела.
Ссылки в апелляционной жалобе А.Д.С. и в дополнениях к ней его представителя Г. на то, что постановлением Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...> "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка" в отношении испрашиваемого земельного участка установлен вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" не могут быть приняты во внимание, поскольку разделом III "Градостроительные регламенты" Правил землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>, вид разрешенного использования земельного участка "для ведения дачного хозяйства" не предусмотрен применительно к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), тогда как виды разрешенного использования в территориальных зонах определяются градостроительными регламентами (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Указанное постановление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района не может быть расценено в качестве решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, принимаемого в соответствии с ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как вид разрешенного использования земельного участка "для ведения дачного хозяйства" не предусмотрен градостроительным регламентом, в том числе, в качестве условно разрешенного применительно к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), кроме того, данных о том, что названное постановление принято в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, после проведения публичных слушаний не имеется.
Доводы о несвоевременных действиях органа кадастрового учета по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N <...> не могут быть учтены, поскольку решение о снятии указанного земельного участка с государственного кадастрового учета предметом оспаривания по настоящему делу не является.
Ссылки А.Д.С. в апелляционной жалобе на то, что в материалах кадастрового дела имеется кадастровый план территории Лузинского сельского поселения с кадастровым номером N <...> площадью <...> га, на которой расположено садоводческое товарищество "<...>", в том числе испрашиваемый земельный участок, не опровергают соответствие оспариваемого решения вышеприведенным положениям п. 3 ст. 85 ЗК РФ, Правил землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>. При этом согласно ответу филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Омской области от <...> на запрос суда апелляционной инстанции земельный участок с кадастровым номером N <...> <...> был снят с кадастрового учета в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 24 ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", в результате регистрации прав на вновь образованные земельные участки и испрашиваемый заявителями участок к числу земельных участков, занимаемых дачным некоммерческим товариществом "<...>", не относится. Из материалов дела видно, что расположенные в близости к испрашиваемому земельному участку земельные участки с кадастровыми номерами N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...> предоставлены в настоящее время гражданам для индивидуального жилищного строительства, что позволяет сделать вывод, что фактически в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) в настоящее время ведется именно индивидуальное жилищное строительство.
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия областного суда считает, что судом по делу постановлено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1632/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. по делу N 33-1632/2014
Председательствующий Беспятова Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Илларионова А.В.,
судей Иволгиной Н.В., Цериградских И.В.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 апреля 2014 года в г. Омске дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Омского муниципального района Омской области С., апелляционной жалобе А.Д.С. на решение Омского районного суда Омской области от 26 декабря 2013 года, которым постановлено: "Заявление А.Д.С., А.Д.С., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних А.С.Д., А.С.Д., А.К.Д., Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выразившихся в отказе в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, обязании совершить действия по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Илларионова А.В., судебная коллегия областного суда
установила:
А.О.Н., А.Д.С., действующие от своего имени и в интересах несовершеннолетних А.С.Д., А.С.Д., А.К.Д., а также Администрация Омского муниципального района Омской области обратились в суд с заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области) об отказе в осуществлении кадастрового учета.
В обоснование заявления указали, что многодетная семья А-вых поставлена Администрацией Омского муниципального района Омской области на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для дачного строительства. <...> многодетной семье было вручено извещение о выборе земельного участка из прилагаемого к извещению перечня. Из предложенного Администрацией Омского муниципального района Омской области перечня ими был выбран земельный участок для дачного строительства площадью <...> кв. м в границах <...>, местоположение которого определено в <...> м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N <...> и <...> в Администрацию Омского муниципального района Омской области подано заявление о его предоставлении в собственность бесплатно. Однако в последующем <...> земельный участок с кадастровым номером N <...> был снят с государственного кадастрового учета на основании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области. В этой связи Администрацией Омского муниципального района Омской области земельный участок не был предоставлен. Семьей А-вых было принято решение самостоятельно осуществить юридически значимые действия, направленные на восстановление в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером N <...>, и с этой целью <...> с ООО "<...>" был заключен договор на выполнение кадастровых работ. ООО "<...>" был подготовлен межевой план земельного участка для дачного строительства площадью <...> кв. м в границах <...>, местоположение которого определено в <...> м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, из категории земель населенных пунктов и направлен в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области для постановки земельного участка на кадастровый учет. При проведении кадастровых работ и подготовке межевого плана ООО "<...>" был образован земельный участок в строгом соответствии с характеристиками земельного участка, ранее стоявшего на кадастровом учете с кадастровым номером N <...>. Однако решением N <...> от <...> в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного в соответствии с межевым планом, изготовленным ООО "<...>", отказано со ссылкой на то, что вид разрешенного использования земельного участка "для дачного строительства" не предусмотрен градостроительным регламентом. Считают действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области незаконными, так как правовые основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с характеристиками, идентичными характеристикам ранее стоявшего на государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером N <...>, отсутствуют, а бездействие по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка на основании межевого плана, изготовленного ООО "<...>", препятствует Администрации Омского муниципального района Омской области в исполнении обязанности по изданию муниципального правового акта о его предоставлении семье А-вых и, соответственно, нарушает гарантированное федеральным и областным законодательством право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка для дачного строительства.
Просили признать незаконными действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выразившиеся в отказе в постановке на государственный кадастровый учет указанного выше земельного участка для дачного строительства, и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" поставить на государственный кадастровый учет земельный участок в течение 10 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании А.Д.С., А.О.Н., представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Д.С. заявленные требования поддержали.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Д.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что <...> в орган кадастрового учета поступило заявление А-вых о постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с прилагаемыми документами объекта недвижимости (земельного участка). На основании рассмотрения представленных документов специалистами органа кадастрового учета было выявлено, что имеются предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы по форме и (либо) содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона. В соответствии с постановлением Администрации Лузинского сельского поселения от <...> N <...> земельный участок, местоположение которого установлено в <...> м юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, расположен в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1). Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Лузинского сельского поселения к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) относятся: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками; блокированные жилые дома с прилегающими земельными участками; одноэтажные многоквартирные жилые дома (не более 4-х квартир) с прилегающими земельными участками. Вид разрешенного использования земельного участка "для ведения дачного хозяйства" не предусмотрен градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне Ж1. Таким образом, у органа кадастрового учета отсутствовали основания для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе А.Д.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судом необоснованно не учтено постановление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>, которым в отношении земельного участка был установлен вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства". Также указывает, что на момент обращения <...> в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно для дачного строительства земельный участок состоял на государственном кадастровом учете с видом разрешенного использования "под дачное строительство". Суд оставил без внимания возможность осуществления на земельных участках, входящих в территориальную зону Ж1, не только индивидуального жилищного строительства, но и иных видов разрешенного использования. В материалах кадастрового дела имеется кадастровый план территории Лузинского сельского поселения с кадастровым номером N <...> площадью <...> га, на которой расположено садоводческое товарищество "<...>", в том числе испрашиваемый земельный участок. В этой связи полагает, что в территориальной зоне Ж1 возможно расположение земельных участков и для дачного строительства. Ссылается также на выполнение им всех необходимых действий, направленных на получение земельного участка для дачного строительства.
В дополнениях к апелляционной жалобе А.Д.С. его представитель Г., действующая на основании доверенности, указывает, что исходя из положений ст. ст. 2, 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о территориальных зонах, в том числе о местоположении их границ, входят в состав сведений государственного кадастра недвижимости. Материалы дела не свидетельствуют о включении сведений о территориальной зоне, предназначенной для застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, материалы дела не содержат сведений о градостроительном регламенте, установленном для указанной зоны, такие сведения отсутствуют также в государственном кадастре недвижимости. Не имеется доказательств того, что испрашиваемый земельный участок попадает в территориальную зону, предназначенную для застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
В апелляционной жалобе представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Д.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая, что материалами дела не подтверждается постановка на государственный кадастровый учет территориальной зоны Ж1 Лузинского сельского поселения, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах данной территориальной зоны. Также ссылается на несвоевременное снятие ФГБУ "ФКП Росреестра" земельного участка с кадастрового учета, что повлекло неисполнение Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению земельного участка.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. <...>).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя А.Д.С. Г., представителя Администрации Омского муниципального района Омской области Д.С., А.О.Н., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Д.С., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, А.О.Н., А.Д.С. и их несовершеннолетние дети на основании постановления Администрации Омского муниципального района Омской области от <...> N 1177-п "О постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка, находящегося в собственности Омской области или муниципальной собственности, для дачного строительства" были поставлены на учет как многодетная семья в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для дачного строительства.
<...> семье А-вых было направлено извещение о необходимости выбора земельного участка из прилагаемого перечня.
<...> А-вы подали заявление в Администрацию Омского муниципального района Омской области о предоставлении в собственность земельного участка площадью <...> кв. м в границах <...>, местоположение которого определено в <...> м по направлению на юго-запад, относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, из категорий земель населенных пунктов с кадастровым номером N <...>.
На основании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области N <...> от <...> земельный участок с кадастровым номером N <...>, поставленный на государственный кадастровый учет <...>, был снят с данного учета в порядке ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2012 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с не осуществлением государственной регистрации прав на земельный участок по истечении двух лет со дня постановки его на учет.
<...> филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области вынесено решение N <...> об отказе в выдаче кадастрового паспорта в связи со снятием земельного участка с государственного кадастрового учета.
С целью последующего оформления прав на земельный участок <...> А.О.Н. заключила договор на выполнение работ с ООО "<...>", в соответствии с которым ООО "<...>" провело кадастровые работы по образованию земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м, местоположение которого определено в <...> м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, и подготовило соответствующий межевой план земельного участка для дачного строительства.
<...> филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области на основании рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости (земельного участка) было вынесено решение N <...> об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Как следует из данного решения, причиной отказа в осуществлении кадастрового учета послужило то обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка "для ведения дачного хозяйства" не предусмотрен градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в которой находится земельный участок.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур и иным территориальным зонам.
Пунктом 2 указанной статьи ЗК РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно п. 4 указанной статьи ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В соответствии с п. 5 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, стоянками автомобильного транспорта, гаражами, объектами, связанными с проживанием граждан и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.
Из материалов дела видно, что решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...> изложены в новой редакции Правила землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области применительно к части территории поселения - <...> - согласно приложению к указанному решению.
Из постановления Администрации Лузинского сельского поселения от <...> N <...> "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка" следует, что земельный участок, метаположение которого определено в <...> м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, находится в территориальной зоне Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
В ответе от <...> на запрос суда апелляционной инстанции Администрация Лузинского сельского поселения подтвердила, что указанный участок находится в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), представив выкопировку из карты градостроительного зонирования <...>.
Градостроительный регламент зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) определен разделом III Правил землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>.
Согласно данному регламенту к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) относятся: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками; блокированные жилые дома с прилегающими земельными участками; одноэтажные многоквартирные жилые дома (не более 4-х квартир) с прилегающими земельными участками.
К вспомогательным видам разрешенного использования относятся: отдельно стоящие или встроено-пристроенные в жилые дома гаражи или открытые автостоянки для временного хранения легковых автомобилей; хозяйственные постройки; сады, огороды, палисадники; теплицы и оранжереи индивидуального пользования; индивидуальные резервуары для хранения воды, скважины для забора воды, индивидуальные колодцы; индивидуальные бани, бассейны, сауны; надворные туалеты, фильтрующие колодцы и септики; хозяйственные постройки для содержания домашнего скота и птицы; объекты пожарной охраны (гидранты, резервуары, противопожарные водоемы); детские площадки, площадки для игр и занятий спортом; внутриквартальные надземные и подземные инженерные коммуникации, трансформаторные подстанции, линии электропередачи, линии связи (в том числе оптоволоконные); площадки для сбора мусора; объекты озеленения и иные природные ландшафты.
Условно разрешенными видами использования, согласно указанному регламенту, являются: торговые павильоны и магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м; временные объекты торговли и услуг; кафе и другие предприятия общественного питания с количеством посадочных мест не более 50; спортзалы, залы рекреации (с бассейном или без); залы, клубы многоцелевого и специализированного назначения с ограничением по времени работы; отделения связи; аптеки; объекты, связанные с отправлением культа; жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы; парковки перед объектами обслуживающих и коммерческих видов использования.
Таким образом, испрашиваемый заявителями вид разрешенного использования земельного участка - "для ведения дачного хозяйства" не предусмотрен градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Из названного градостроительного регламента следует, что в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) возможно установление в качестве вспомогательного такого вида разрешенного использования, как "сады, огороды, палисадники". Однако в силу п. 3 ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление вспомогательных видов разрешенного использования допускается только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляется совместно с ними. Таким образом, в качестве единственного вида разрешенного использования вспомогательный вид разрешенного использования не может быть установлен. Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона.
Поскольку в настоящем случае вид разрешенного использования земельного участка "для ведения дачного хозяйства" не предусмотрен градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в которой находится земельный участок, расположенный в 394 м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, оспариваемое заявителями решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области N <...> от <...> об отказе в осуществлении кадастрового учета названного земельного участка с указанием в качестве вида разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства", соответствует п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", п. 3 ст. 85 ЗК РФ, Правилам землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденным решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>, и в этой связи не нарушает прав заявителей, а потому суд правильно на основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований отказал.
Доводы апелляционных жалоб о том, что сведения о территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в том числе о ее границах, не внесены в государственный кадастр недвижимости не могут быть приняты во внимание.
В силу положений ст. 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий.
Статья 15 указанного Федерального закона устанавливает, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.
Однако надлежит учесть, что исходя из п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон определяется в правилах землепользования и застройки.
В этой связи отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в которую входит земельный участок, на получение которого претендует многодетная семья А-вых, не влияет на факт существования указанной территориальной зоны в границах, определенных Правилами землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденными решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>.
Указанные Правила землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области являются обязательными для исполнения.
В материалах дела имеется выкопировка из карты градостроительного зонирования Лузинского сельского поселения, которая является приложением к названным Правилам. Указанная на карте градостроительного зонирования территория зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) определена в границах ранее состоявшего на государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью <...> кв. м с разрешенным использованием "для размещения дачного некоммерческого товарищества "<...>". В состав названного земельного участка входил и земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью <...> кв. м, на получение которого в настоящее время претендует семья А-вых. <...> земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью <...> кв. м был снят с кадастрового учета. В настоящее время отдельные входящие ранее в состав земельного участка с кадастровым номером N <...> земельные участки с кадастровыми номерами N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...> предоставлены гражданам для индивидуального жилищного строительства (л.д. <...>).
Таким образом, материалы дела, в том числе ответ Администрации Лузинского сельского поселения от <...> и представленная данной Администрацией выкопировка из карты градостроительного зонирования в ее сопоставлении с материалами кадастровых дел земельных участков с кадастровыми номерами N <...>, N <...> позволяют сделать вывод о вхождении земельного участка, на получение которого претендует семья А-вых (ранее - земельный участок с кадастровым номером N <...>), в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии доказательств факта вхождения испрашиваемого А-выми земельного участка с состав указанной выше территориальной зоны судебной коллегией областного суда отклоняются, так как данные доводы не основаны на материалах дела.
Ссылки в апелляционной жалобе А.Д.С. и в дополнениях к ней его представителя Г. на то, что постановлением Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...> "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка" в отношении испрашиваемого земельного участка установлен вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" не могут быть приняты во внимание, поскольку разделом III "Градостроительные регламенты" Правил землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>, вид разрешенного использования земельного участка "для ведения дачного хозяйства" не предусмотрен применительно к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), тогда как виды разрешенного использования в территориальных зонах определяются градостроительными регламентами (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Указанное постановление Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района не может быть расценено в качестве решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, принимаемого в соответствии с ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как вид разрешенного использования земельного участка "для ведения дачного хозяйства" не предусмотрен градостроительным регламентом, в том числе, в качестве условно разрешенного применительно к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), кроме того, данных о том, что названное постановление принято в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, после проведения публичных слушаний не имеется.
Доводы о несвоевременных действиях органа кадастрового учета по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N <...> не могут быть учтены, поскольку решение о снятии указанного земельного участка с государственного кадастрового учета предметом оспаривания по настоящему делу не является.
Ссылки А.Д.С. в апелляционной жалобе на то, что в материалах кадастрового дела имеется кадастровый план территории Лузинского сельского поселения с кадастровым номером N <...> площадью <...> га, на которой расположено садоводческое товарищество "<...>", в том числе испрашиваемый земельный участок, не опровергают соответствие оспариваемого решения вышеприведенным положениям п. 3 ст. 85 ЗК РФ, Правил землепользования и застройки Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> N <...>. При этом согласно ответу филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Омской области от <...> на запрос суда апелляционной инстанции земельный участок с кадастровым номером N <...> <...> был снят с кадастрового учета в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 24 ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", в результате регистрации прав на вновь образованные земельные участки и испрашиваемый заявителями участок к числу земельных участков, занимаемых дачным некоммерческим товариществом "<...>", не относится. Из материалов дела видно, что расположенные в близости к испрашиваемому земельному участку земельные участки с кадастровыми номерами N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...>, N <...> предоставлены в настоящее время гражданам для индивидуального жилищного строительства, что позволяет сделать вывод, что фактически в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) в настоящее время ведется именно индивидуальное жилищное строительство.
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия областного суда считает, что судом по делу постановлено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)