Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Дубровиной О.А., Жаткиной С.А
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Волгоград - GSM" (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 19 Д, ОГРН 1023403430676, ИНН 3444067235)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 марта 2014 года по делу N А12-192/2014 (судья Самсонов В.А.)
по исковому заявлению заместителя Прокурора Волгоградской области (400131, г. Волгоград, пр-т В.И.Ленина, д. 8, ОГРН 1033400323560, ИНН 3444048120) к администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области (403870, Волгоградская область, Камышинский район, г. Камышин, ул. Набережная, д. 7 А, ОГРН 1023404980158, ИНН 3436102574),
закрытому акционерному обществу "Волгоград - GSM" (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 19 Д, ОГРН 1023403430676, ИНН 3444067235)
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области (г. Волгоград, пр-кт В.И.Ленина, д. 102, ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030),
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540),
Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области "Природный парк "Щербаковский" (403863, Волгоградская область, Камышинский район, с. Верхняя Добринка, ул. Малышева, д. 2 А)
о признании сделки недействительной и применении последствий недействительной сделки,
при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества "Волгоград - GSM" Карабановой Е.Н., действующей по доверенности N 00002/а от 08.11.2013,
прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Королева Д.В.,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился заместитель прокурора Волгоградской области (далее - истец) в интересах Правительства Волгоградской области с иском к администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области (далее - ответчик, администрация Камышинского района) и закрытому акционерному обществу "Волгоград-GSM" (далее - ответчик, ЗАО "Волгоград-GSM", Общество) о признании недействительным дополнительного соглашения от 01.08.2012 к договору на аренду земли от 18.05.2010 N 2094, заключенного между администрацией Камышинского района и ЗАО "Волгоград-GSM", и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ЗАО "Волгоград-GSM" возвратить администрации Камышинского района земельный участок с кадастровым номером 34:10:040004:446 площадью 240 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский муниципальный район, с. Нижняя Добринка, полученный по договору аренды N 2094 от 18.05.2010.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 марта 2014 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал недействительным дополнительное соглашение от 01.08.2012 к договору на аренду земли от 18.05.2010 N 2094, заключенное между администрацией Камышинского района и ЗАО "Волгоград-GSM", применил последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ЗАО "Волгоград-GSM" возвратить администрации Камышинского района земельный участок с кадастровым номером 34:10:040004:446 площадью 240 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский муниципальный район, с. Нижняя Добринка, полученный по договору аренды от 18.05.2010 N 2094.
С ЗАО "Волгоград-GSM" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4000 руб.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что как на момент заключения договора аренды N 2094 от 18.05.2010, так и дополнительного соглашения к нему от 01.08.2012 администрация Камышинского района действовала в пределах своих полномочий по распоряжению спорным земельным участком, который согласно пункту 8 кадастрового паспорта от 10.12.2009 относится к землям населенных пунктов, при этом кадастровый паспорт не содержит отметок об отнесении спорного земельного участка к особо охраняемой природной территории, также о регистрации в установленном законом порядке права собственности на него Волгоградской области.
Прокуратура Волгоградской области и Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения. а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ЗАО "Волгоград-GSM", прокуратуры Саратовской области поддержали правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе и отзывах на нее, дали аналогичные пояснения.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области "Природный парк "Щербаковский", Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
О времени и месте судебного заседания вышеуказанные лица извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 10.04.2013.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей ЗАО "Волгоград-GSM", прокуратуры Саратовской области, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 18.05.2010 между администрацией Камышинского района (Арендодатель) и ЗАО "Волгоград-GSM" (Арендатор) заключен договор N 2094 аренды (далее - договор), по условиям которого Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 34:10:040004:446 площадью 240 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский муниципальный район, с. Нижняя Добринка, для установки и эксплуатации мобильного офиса контейнерного типа.
Срок аренды пунктом 1.2. договора установлен с 18.05.2010 по 17.04.2011. Согласно пункту 1.4. договора указанный земельный участок осмотрен ЗАО "Волгоград-GSM", в связи с чем договор одновременно является актом приема-передачи земельного участка.
Дополнительным соглашением от 08.04.2011 к договору срок его действия продлен до 17.03.2012, а дополнительным соглашением от 01.08.2012 действие договора аренды продлено до 17.04.2060.
В силу положений статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 18.12.2012, что подтверждается отметкой на договоре.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.06.2003 N 421 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Щербаковский" на территории Волгоградской области создано государственное учреждение "Природный парк "Щербаковский".
В соответствии с пунктом 1.3. Положения о природном парке "Щербаковский", утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 31.12.2009 N 1615, территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (правопреемник - Министерство природы и экологии Волгоградской области).
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в который вошла и территория государственного учреждения "Природный парк "Щербаковский" площадью 34 579,9 га.
Согласно схеме и описанию границ, кадастровому паспорту от 26.09.2012 и от 26.03.2013 спорный земельный участок с кадастровым номером 34:10:040004:446 относится к особо охраняемой природной территории регионального значения "Природный парк "Щербаковский".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заместителя прокурора Волгоградской области в арбитражный суд с вышеуказанным исковыми требованиями.
Удовлетворяя требования прокуратуры Волгоградской области, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 214, статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", сделал вывод о ничтожности оспариваемого дополнительного соглашения, поскольку на момент заключения договора N 2094 от 18.05.2010 аренды земельного участка и дополнительного соглашения к нему от 01.08.2012 администрация Камышинского района не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, находящимся в собственности Волгоградской области.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе природных парков.
Территория природного парка имеет определенные границы, статус и режим использования особо охраняемой природной территории и земельных участков в ее пределах, и, соответственно, на момент заключения оспариваемой сделки земельный участок был отнесен к землям особо охраняемых природных территорий.
В силу положений части 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
По общему правилу, установленному частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Частью 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Частью 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области.
Установлено, что Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 31 декабря 2009 года N 1615 утверждено Положение о природном парке "Щербаковский" (далее - Положение).
Местоположение и границы парка определены приложением "Схема и описание границ природного парка "Щербаковский".
Согласно пункту 2.1 Положения парк "Щербаковский" расположен в Камышинском муниципальном районе на территории Воднобуерачного, Верхнедобринского, Нижнедобринского и Терновского сельских поселений. Административным центром территории природного парка является село Нижняя Добринка Камышинского муниципального района Волгоградской области.
В силу пункта 1.3 Положения территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области (до ноября 2013 года - Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области).
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в который вошла и территория Государственного учреждения "Природный парк "Щербаковский" площадью 34579,9 га (пункт 12 Перечня).
Согласно схеме и описанию границ, кадастровому паспорту от 26.09.2012 земельный участок с кадастровым номером 34:10:030004:654, являющийся предметом оспариваемого договора, относится к особо охраняемой природной территории регионального значения "Природный парк "Щербаковский".
Вывод суда первой инстанции о том, что с момента установления границ особо охраняемой природной территории - Природный парк "Щербаковский" все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания федерального закона являются собственностью Волгоградской области, является правильным.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения своим имуществом принадлежит его собственнику.
Статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Муниципальное образование - Камышинский муниципальный район не является собственником земельного участка. Субъект Российской Федерации - Волгоградская область не наделяла муниципальное образование - Камышинский муниципальный район полномочиями, на предоставление спорного земельного участка в аренду.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не опровергается ответчиком, администрация Камышинского района, не имея полномочий, распорядилась спорным земельным участком, заключив дополнительное соглашение от 01.08.2012 к договору аренды земельного участка от 18.05.2010 N 2094.
Доводы апелляционной жалобы о том, что как на момент заключения договора аренды N 2094 от 18.05.2010, так и дополнительного соглашения к нему от 01.08.2012 администрация Камышинского района действовала в пределах своих полномочий по распоряжению спорным земельным участком, поскольку данный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, в кадастровом паспорте от 10.12.2009 отсутствовала отметка о его отнесении к землям природного парка, отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие закону и фактическим обстоятельствам дела.
Тот факт, что в соответствии с кадастровым паспортом земельный участок отнесен к числу земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.
Отнесение одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются, в том числе участки, имеющие особое природоохранное значение. Такой подход соответствует судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 1882/09).
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.
При этом критерием отнесения территории к особо охраняемой зоне является совокупность признаков, закрепленных законодателем в статье 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а не категория земель.
Отсутствие в кадастровом паспорте отметки об отнесении земельного участка к землям особо охраняемых природных территориях, само по себе не изменяет и не исключает отнесение спорного земельного участка к территории к особо охраняемым природным территориям.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у Волгоградской области права собственности на спорный земельный участок ввиду отсутствия его государственной регистрации, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонен.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку право собственности на земли особо охраняемой природной территории - природного парка регионального значения "Щербаковский" возникло у субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в силу федерального закона, факт отсутствия государственной регистрации такого права не имеет правового значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что оспариваемый договор N 2094 от 18.05.2010 аренды земельного участка и дополнительное соглашение к нему от 01.08.2012 не соответствуют требованиям статей 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными сделками, так как заключены лицом, не имеющим права на распоряжение спорным земельным участком.
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительная с момента ее совершения.
Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Акт приема-передачи арендуемого земельного участка, иные доказательства, подтверждающие факт возврата спорного имущества в собственность субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно обязал Арендатора возвратить Арендодателю полученный в аренду по спорному договору земельный участок.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу ЗАО "Волгоград - GSM" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 марта 2014 года по делу N А12-192/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Волгоград - GSM" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2014 ПО ДЕЛУ N А12-192/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. по делу N А12-192/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Дубровиной О.А., Жаткиной С.А
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Волгоград - GSM" (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 19 Д, ОГРН 1023403430676, ИНН 3444067235)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 марта 2014 года по делу N А12-192/2014 (судья Самсонов В.А.)
по исковому заявлению заместителя Прокурора Волгоградской области (400131, г. Волгоград, пр-т В.И.Ленина, д. 8, ОГРН 1033400323560, ИНН 3444048120) к администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области (403870, Волгоградская область, Камышинский район, г. Камышин, ул. Набережная, д. 7 А, ОГРН 1023404980158, ИНН 3436102574),
закрытому акционерному обществу "Волгоград - GSM" (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 19 Д, ОГРН 1023403430676, ИНН 3444067235)
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области (г. Волгоград, пр-кт В.И.Ленина, д. 102, ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030),
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540),
Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области "Природный парк "Щербаковский" (403863, Волгоградская область, Камышинский район, с. Верхняя Добринка, ул. Малышева, д. 2 А)
о признании сделки недействительной и применении последствий недействительной сделки,
при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества "Волгоград - GSM" Карабановой Е.Н., действующей по доверенности N 00002/а от 08.11.2013,
прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Королева Д.В.,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился заместитель прокурора Волгоградской области (далее - истец) в интересах Правительства Волгоградской области с иском к администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области (далее - ответчик, администрация Камышинского района) и закрытому акционерному обществу "Волгоград-GSM" (далее - ответчик, ЗАО "Волгоград-GSM", Общество) о признании недействительным дополнительного соглашения от 01.08.2012 к договору на аренду земли от 18.05.2010 N 2094, заключенного между администрацией Камышинского района и ЗАО "Волгоград-GSM", и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ЗАО "Волгоград-GSM" возвратить администрации Камышинского района земельный участок с кадастровым номером 34:10:040004:446 площадью 240 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский муниципальный район, с. Нижняя Добринка, полученный по договору аренды N 2094 от 18.05.2010.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 марта 2014 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал недействительным дополнительное соглашение от 01.08.2012 к договору на аренду земли от 18.05.2010 N 2094, заключенное между администрацией Камышинского района и ЗАО "Волгоград-GSM", применил последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ЗАО "Волгоград-GSM" возвратить администрации Камышинского района земельный участок с кадастровым номером 34:10:040004:446 площадью 240 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский муниципальный район, с. Нижняя Добринка, полученный по договору аренды от 18.05.2010 N 2094.
С ЗАО "Волгоград-GSM" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4000 руб.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что как на момент заключения договора аренды N 2094 от 18.05.2010, так и дополнительного соглашения к нему от 01.08.2012 администрация Камышинского района действовала в пределах своих полномочий по распоряжению спорным земельным участком, который согласно пункту 8 кадастрового паспорта от 10.12.2009 относится к землям населенных пунктов, при этом кадастровый паспорт не содержит отметок об отнесении спорного земельного участка к особо охраняемой природной территории, также о регистрации в установленном законом порядке права собственности на него Волгоградской области.
Прокуратура Волгоградской области и Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения. а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ЗАО "Волгоград-GSM", прокуратуры Саратовской области поддержали правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе и отзывах на нее, дали аналогичные пояснения.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области "Природный парк "Щербаковский", Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
О времени и месте судебного заседания вышеуказанные лица извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 10.04.2013.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей ЗАО "Волгоград-GSM", прокуратуры Саратовской области, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 18.05.2010 между администрацией Камышинского района (Арендодатель) и ЗАО "Волгоград-GSM" (Арендатор) заключен договор N 2094 аренды (далее - договор), по условиям которого Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 34:10:040004:446 площадью 240 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский муниципальный район, с. Нижняя Добринка, для установки и эксплуатации мобильного офиса контейнерного типа.
Срок аренды пунктом 1.2. договора установлен с 18.05.2010 по 17.04.2011. Согласно пункту 1.4. договора указанный земельный участок осмотрен ЗАО "Волгоград-GSM", в связи с чем договор одновременно является актом приема-передачи земельного участка.
Дополнительным соглашением от 08.04.2011 к договору срок его действия продлен до 17.03.2012, а дополнительным соглашением от 01.08.2012 действие договора аренды продлено до 17.04.2060.
В силу положений статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 18.12.2012, что подтверждается отметкой на договоре.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.06.2003 N 421 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Щербаковский" на территории Волгоградской области создано государственное учреждение "Природный парк "Щербаковский".
В соответствии с пунктом 1.3. Положения о природном парке "Щербаковский", утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 31.12.2009 N 1615, территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (правопреемник - Министерство природы и экологии Волгоградской области).
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в который вошла и территория государственного учреждения "Природный парк "Щербаковский" площадью 34 579,9 га.
Согласно схеме и описанию границ, кадастровому паспорту от 26.09.2012 и от 26.03.2013 спорный земельный участок с кадастровым номером 34:10:040004:446 относится к особо охраняемой природной территории регионального значения "Природный парк "Щербаковский".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заместителя прокурора Волгоградской области в арбитражный суд с вышеуказанным исковыми требованиями.
Удовлетворяя требования прокуратуры Волгоградской области, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 214, статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", сделал вывод о ничтожности оспариваемого дополнительного соглашения, поскольку на момент заключения договора N 2094 от 18.05.2010 аренды земельного участка и дополнительного соглашения к нему от 01.08.2012 администрация Камышинского района не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, находящимся в собственности Волгоградской области.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе природных парков.
Территория природного парка имеет определенные границы, статус и режим использования особо охраняемой природной территории и земельных участков в ее пределах, и, соответственно, на момент заключения оспариваемой сделки земельный участок был отнесен к землям особо охраняемых природных территорий.
В силу положений части 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
По общему правилу, установленному частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Частью 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Частью 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области.
Установлено, что Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 31 декабря 2009 года N 1615 утверждено Положение о природном парке "Щербаковский" (далее - Положение).
Местоположение и границы парка определены приложением "Схема и описание границ природного парка "Щербаковский".
Согласно пункту 2.1 Положения парк "Щербаковский" расположен в Камышинском муниципальном районе на территории Воднобуерачного, Верхнедобринского, Нижнедобринского и Терновского сельских поселений. Административным центром территории природного парка является село Нижняя Добринка Камышинского муниципального района Волгоградской области.
В силу пункта 1.3 Положения территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области (до ноября 2013 года - Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области).
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.07.2006 N 805 "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области" утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в который вошла и территория Государственного учреждения "Природный парк "Щербаковский" площадью 34579,9 га (пункт 12 Перечня).
Согласно схеме и описанию границ, кадастровому паспорту от 26.09.2012 земельный участок с кадастровым номером 34:10:030004:654, являющийся предметом оспариваемого договора, относится к особо охраняемой природной территории регионального значения "Природный парк "Щербаковский".
Вывод суда первой инстанции о том, что с момента установления границ особо охраняемой природной территории - Природный парк "Щербаковский" все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания федерального закона являются собственностью Волгоградской области, является правильным.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения своим имуществом принадлежит его собственнику.
Статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Муниципальное образование - Камышинский муниципальный район не является собственником земельного участка. Субъект Российской Федерации - Волгоградская область не наделяла муниципальное образование - Камышинский муниципальный район полномочиями, на предоставление спорного земельного участка в аренду.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не опровергается ответчиком, администрация Камышинского района, не имея полномочий, распорядилась спорным земельным участком, заключив дополнительное соглашение от 01.08.2012 к договору аренды земельного участка от 18.05.2010 N 2094.
Доводы апелляционной жалобы о том, что как на момент заключения договора аренды N 2094 от 18.05.2010, так и дополнительного соглашения к нему от 01.08.2012 администрация Камышинского района действовала в пределах своих полномочий по распоряжению спорным земельным участком, поскольку данный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, в кадастровом паспорте от 10.12.2009 отсутствовала отметка о его отнесении к землям природного парка, отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие закону и фактическим обстоятельствам дела.
Тот факт, что в соответствии с кадастровым паспортом земельный участок отнесен к числу земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.
Отнесение одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются, в том числе участки, имеющие особое природоохранное значение. Такой подход соответствует судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 1882/09).
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.
При этом критерием отнесения территории к особо охраняемой зоне является совокупность признаков, закрепленных законодателем в статье 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а не категория земель.
Отсутствие в кадастровом паспорте отметки об отнесении земельного участка к землям особо охраняемых природных территориях, само по себе не изменяет и не исключает отнесение спорного земельного участка к территории к особо охраняемым природным территориям.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у Волгоградской области права собственности на спорный земельный участок ввиду отсутствия его государственной регистрации, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонен.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку право собственности на земли особо охраняемой природной территории - природного парка регионального значения "Щербаковский" возникло у субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в силу федерального закона, факт отсутствия государственной регистрации такого права не имеет правового значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что оспариваемый договор N 2094 от 18.05.2010 аренды земельного участка и дополнительное соглашение к нему от 01.08.2012 не соответствуют требованиям статей 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными сделками, так как заключены лицом, не имеющим права на распоряжение спорным земельным участком.
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительная с момента ее совершения.
Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Акт приема-передачи арендуемого земельного участка, иные доказательства, подтверждающие факт возврата спорного имущества в собственность субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно обязал Арендатора возвратить Арендодателю полученный в аренду по спорному договору земельный участок.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу ЗАО "Волгоград - GSM" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 марта 2014 года по делу N А12-192/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Волгоград - GSM" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)