Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Хайруллиной Ф.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Солнышко", г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-25648/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнышко", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Солнышко" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным уведомления от 30.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, д. 21, площадью 80 кв. м, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их изменить, исключив из мотивировочной части вывод судов о том, что предполагаемая цель использования испрашиваемого участка не противоречит градостроительному регламенту, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве общество просит в удовлетворении жалобы министерства отказать.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 03.09.2014 на 11:00.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Обществу на основании договора от 24.04.2006 N 26526з предоставлен в аренду земельный участок, кадастровый номер 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, д. 21, площадью 80 кв. м, для использования под временный мини-магазин.
Общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.
Министерство сообщением от 30.10.2013 N 12-1/2436/13 в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка отказало, мотивировав свой отказ наличием на испрашиваемом земельном участке капитального строения, а также тем, что предполагаемая цель использования земельного участка противоречит градостроительному регламенту.
Общество, полагая отказ незаконным и нарушающем его права и законные интересы, обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, исходя из системного толкования пунктов 2.1 - 2.6, 3.1 Порядка, пришли к выводу о том, что названными нормами не предусматривается возможность предоставления земельного участка под временным (некапитальным, каким он признан судами двух инстанций) объектом в собственность, а позволяет приобретение земельного участка только в аренду.
Между тем, судами не принято во внимание, что в соответствии с пунктами 2.11 - 2.13 Порядка предусмотрена возможность приобретения в собственность земельного участка при проведении оценки испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принятии решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Согласно пунктам 2.11 - 2.12. указанного Порядка министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
В недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
С учетом приведенных норм, действующий Порядок предусматривает возможность предоставления земельных участков на территории городского округа Самара в собственность для целей, не связанных со строительством, в том числе и под временными объектами путем проведения торгов.
Суд кассационной инстанции также находит несостоятельной ссылку судов на пункт 3.1 Порядка.
Пункт 3.1 Порядка, до внесения в него изменений постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, предусматривал возможность предоставления земельных участков в собственность под временными объектами без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в том числе, в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, положения статьи 3.1 в новой редакции предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов только в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11 - 2.13 Порядка).
Суды, придя к выводу о том, что оспариваемый отказ министерства противоречит требованиям Порядка, однако не исследовали вопрос о наличии правовых оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность путем проведения торгов, с учетом положений пунктов 2.11 - 2.13 Порядка.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2014 по делу N А55-23973/2013, 25.07.2014 N А55-30040/2012, 03.03.2014 N А55-10467/2013.
При таких обстоятельствах судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам и с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 по делу N А55-25648/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.09.2014 ПО ДЕЛУ N А55-25648/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2014 г. по делу N А55-25648/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Хайруллиной Ф.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Солнышко", г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-25648/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнышко", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Солнышко" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным уведомления от 30.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, д. 21, площадью 80 кв. м, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их изменить, исключив из мотивировочной части вывод судов о том, что предполагаемая цель использования испрашиваемого участка не противоречит градостроительному регламенту, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве общество просит в удовлетворении жалобы министерства отказать.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 03.09.2014 на 11:00.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Обществу на основании договора от 24.04.2006 N 26526з предоставлен в аренду земельный участок, кадастровый номер 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, д. 21, площадью 80 кв. м, для использования под временный мини-магазин.
Общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.
Министерство сообщением от 30.10.2013 N 12-1/2436/13 в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка отказало, мотивировав свой отказ наличием на испрашиваемом земельном участке капитального строения, а также тем, что предполагаемая цель использования земельного участка противоречит градостроительному регламенту.
Общество, полагая отказ незаконным и нарушающем его права и законные интересы, обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, исходя из системного толкования пунктов 2.1 - 2.6, 3.1 Порядка, пришли к выводу о том, что названными нормами не предусматривается возможность предоставления земельного участка под временным (некапитальным, каким он признан судами двух инстанций) объектом в собственность, а позволяет приобретение земельного участка только в аренду.
Между тем, судами не принято во внимание, что в соответствии с пунктами 2.11 - 2.13 Порядка предусмотрена возможность приобретения в собственность земельного участка при проведении оценки испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принятии решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Согласно пунктам 2.11 - 2.12. указанного Порядка министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
В недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
С учетом приведенных норм, действующий Порядок предусматривает возможность предоставления земельных участков на территории городского округа Самара в собственность для целей, не связанных со строительством, в том числе и под временными объектами путем проведения торгов.
Суд кассационной инстанции также находит несостоятельной ссылку судов на пункт 3.1 Порядка.
Пункт 3.1 Порядка, до внесения в него изменений постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, предусматривал возможность предоставления земельных участков в собственность под временными объектами без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в том числе, в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, положения статьи 3.1 в новой редакции предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов только в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11 - 2.13 Порядка).
Суды, придя к выводу о том, что оспариваемый отказ министерства противоречит требованиям Порядка, однако не исследовали вопрос о наличии правовых оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность путем проведения торгов, с учетом положений пунктов 2.11 - 2.13 Порядка.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2014 по делу N А55-23973/2013, 25.07.2014 N А55-30040/2012, 03.03.2014 N А55-10467/2013.
При таких обстоятельствах судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам и с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 по делу N А55-25648/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)