Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Анистратенко А.В.,
при участии:
- от истца: представитель Лоскутникова Оксана Владимировна по доверенности от 05.05.2015, представитель Богатырев Алексей Юрьевич на основании решения N 2 и приказа от 20.03.2012;
- от ответчика:
- от администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края: представитель Ермоленко Андрей Алексеевич по доверенности N 01-15-02/847 от 06.04.2015;
- от Грядской Т.Н.: представитель Беленко Екатерина Анатольевна по доверенности от 03.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Савин Р.Ю.)
от 03.03.2015 по делу N А32-37184/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кубань" (ИНН 2346016569), хутор Красный Павловского района Краснодарского края,
к ответчику: Администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Грядской Татьяне Николаевне (ОГРНИП 3132362338000025), станица Павловская Павловского района Краснодарского края,
при участии третьего лица: Департамента имущественных отношений Краснодарского края,
о переводе прав и обязанностей по договору аренды,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кубань" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Грядской Татьяне Николаевне, в котором просило перевести на него права арендатора по следующим договорам аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, заключенным между администрацией муниципального образования Павловский район и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Грядской Т.Ф.:
- - N 8824000410 от 24.07.2014 года (111,23 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503003:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 8824000411 от 24.07.2014 года (62,0 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503003:3, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 8824000412 от 24.07.2014 года (25,0 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503006:4), расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 8824000413 от 24.07.2014 года (10,5 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503006:1, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 8824000414 от 24.07.2014 года (102,8 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503005:17, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 3800 м восточнее х.Красный).
- - N 8824000415 от 24.07.2014 года (124,13 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503011:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- ером 23:24:0503003:1, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 8824000417 от 24.07.2014 года (120,53 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503011:1, расположенный по адресу: Краснодарский край,Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный) (далее - спорные земельные участки).
Требования основаны на том, что администрация муниципального образования Павловский район (арендодатель) после отказа департаментом имущественных отношений Краснодарского края арендатору (ООО "Кубань") в заключении договоров аренды спорных земельных участков на новый срок, в течение года со дня истечения срока действия договоров с ним заключила договоры аренды с другим лицом - главой К(Ф)Х Грядской Т.Н).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2015 в удовлетворении иска отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что арендатор до окончания срока аренды уведомлял о своем желании заключить договоры на новый срок Департамент имущественных отношений Краснодарского края, а не Администрацию Павловского района, являющуюся арендодателем. Кроме того, суд первой инстанции указал, что арендатор нарушал правила севооборота, в связи с чем не может считаться надлежаще исполнявшим свои обязанности в период действия срока аренды. Также, оценив порядок заключения договоров аренды 2003 года, суд первой инстанции указал, что они были заключены с нарушением установленного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" порядка - не была осуществлена процедура публикации в средствах массовой информации, не были проведены торги. В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к выводу о ничтожности заключенных обществом "Кубань" договоров аренды, а потому отсутствия у общества "Кубань" преимущественного права, предусмотренного статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также суд первой инстанции отметил, что в силу статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство вправе получит земельный участок в особом порядке - без публикации и проведения торгов.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Кубань" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований о переводе прав и обязанностей по вновь заключенным договорам аренды на истца. Апеллянт полагает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и не перевел на истца права и обязанности по новым договорам аренды. Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о наличии нарушений обязанностей арендатора по ранее заключенным договорам аренды. Также апеллянт ссылается на то обстоятельство, что до истечения сроков договора аренды 2003 года он своевременно обращался в Департамент имущественных отношений Краснодарского края по поводу реализации преимущественного права и получил ответ, что необходимо участвовать в торгах, о необходимости обращения в Администрацию Павловского района для заключения новых договоров Департамент не сообщил.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Администрации Павловского района и представитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду неправильно избранного истцом способа защиты права.
Как следует из материалов дела, Ассоциация фермерских хозяйств "Кубань" согласно договорам N 177 от 03.10.1994, N 41 от 05.05.1999, N 242 от 26.09.1995, N 31 от 05.10.1998, N 232 от 31.07.1995, N 93 от 1993 пользовалась на праве аренды земельными участками сельскохозяйственного назначения общей площадью 585,69 га пашни, расположенные в Краснодарском крае Павловском районе на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный (земельный участок площадью 102,8 га пашни (секция 17 контур 30), расположенный в Павловском районе на территории ЗАО "Сосыкское" в 3800 м восточнее х. Красный, земельный участок площадью 25,0 га пашни (секция 18 контур 15), земельный участок площадью 30,0 га пашни (секция 18 контур 4), земельный участок площадью 120,53 га пашни (секция 19 контур 23), земельный участок площадью 124,13 га пашни (секция 19 контур 19), земельный участок площадью 10,0 га пашни (секция 18 контур 15), земельный участок площадью 111,23 га пашни (секция 18 контур 7), земельный участок площадью 62,0 га пашни (секция 18 контур 4).
Постановлением главы Павловского района Краснодарского края от 21.07.2003 N 700 срок указанных выше договоров аренды земельных участков был продлен на 10 лет, упомянутые договоры аренды земельных участков признаны утратившими силу (п. 5 постановления).
Во исполнение указанного постановления между Муниципальным учреждением администрации Павловского района и Ассоциацией фермерских хозяйств "Кубань" были заключены договоры аренды:
- - N 2459900230 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения 25,0 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503006:4), расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2459800229 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения 62,0 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503003:3, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2460000231 от 28,11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения 30,0 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503003:1, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2460300234 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения 10 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503006:1, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2460400235 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения.23 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503003:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2460100232 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения 21,53 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503011:1, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2460200233 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения 124,13 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503011:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2460500236 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения га пашни с кадастровым номером 23:24:0503005:17, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 3800 м восточнее х.Красный).
Пунктом 6.2 договоров аренды предусмотрен срок, на который они заключены - 10 лет с момента государственной регистрации.
Выписками из ЕГРП от 25.09.2014 подтверждается государственная регистрация права собственности Краснодарского края на спорные земельные участки.
В связи с реорганизацией ассоциации фермерских хозяйств "Кубань" в ООО "Кубань" на основании протокола внеочередного общего собрания глав КФХ - участников от 16.09.2009 N 2, 24.06.2010 с администрацией были заключены дополнительные соглашения, согласно которым в договоры аренды внесены изменения относительно арендатора по договорам аренды как ООО "Кубань".
Договоры аренды и дополнительные соглашения к ним зарегистрированы в установленном законом порядке соответственно 19.01.2004 и 13.08.2010, что подтверждается отметками регистрирующего органа на них.
Таким образом, срок действия указанных договоров аренды истекал 19.01.2014.
06.12.2013 ООО "Кубань" направило в Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) заявления о продлении срока действия договоров аренды на 15 лет.
Департамент письмом от 25.12.2013 N 52-20417/13-32.20 в ответ на указанные заявления сообщил истцу об отказе от договоров аренды и о прекращении действия договоров по истечении трех месяцев с момента получения об отказе от договоров.
В ответ на другие обращения истца о продлении договоров аренды Департамент направил истцу письма аналогичного содержания (от 25.12.2014 N 52-2328/14-43.11, от 05.03.2014 N 52-2910/14-43.11, от 10.04.2014 N 52-4827/14-32.20) После чего постановлением администрации муниципального образования Павловский район от 23.07.2014 года N 1095 "О предоставлении земельных участков в аренду индивидуальному предпринимателю главе КФХ Т.Д. Грядской", спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения были переданы в аренду индивидуальному предпринимателю главе К(Ф)Х Т.Н. Грядской, и были заключены соответствующие договоры аренды земельных участков:
- N 8824000410 от 24.07.2014 с кадастровым номером 23:24:0503003:2,
- N 8824000411 от 24.07.2014 года с кадастровым номером 23:24:0503003:3,
- N 8824000412 от 24.07.2014 года с кадастровым номером 23:24:0503006:4,
- N 8824000413 от 24.07.2014 года с кадастровым номером 23:24:0503006:1,
- N 8824000414 от 24.07.2014 года с кадастровым номером 23:24:0503005:17,
- N 8824000415 от 24.07.2014 года, с кадастровым номером 23:24:0503011:2,
- N 8824000416 от 24.07.2014 года с кадастровым номером 23:24:0503003:1,
- N 882400417 от 24.07.2014 года, с кадастровым номером 23:24:0503011:1.
Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке 28.07.2014, что подтверждается отметками на них.
Истец, полагая, что администрация, заключив с ответчиком главой К(Ф)Х Грядской Т.Н. договоры аренды в отношении спорных земельных участков, нарушила его преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, обратился в суд с настоящим иском.
Апелляционный суд находит, что суд первой инстанции дал неправильную правовую квалификацию установленным фактическим обстоятельствам, однако, поскольку истцом использован ненадлежащий способ защиты нарушенного права, а изменение предмета и основания иска в суде апелляционной инстанции недопустимы в силу прямого указания закона (статья 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не может удовлетворить заявленный истцом иск, в связи с чем не усматривает оснований для отмены решения.
Вместе с тем апелляционный суд отмечает следующее.
Как установлено материалами дела и не отрицается лицами, участвующими в деле, спорные земельные участки являются государственной собственностью Краснодарского края.
Пользуясь ранее на основании договоров аренды 2003 года, общество с ограниченной ответственностью "Кубань" проинформировало Департамент имущественных отношений Краснодарского края о своем желании получить в аренду конкретные земельные участки.
Таким образом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края как орган, управомоченный управлять имуществом Краснодарского края, был надлежаще уведомлен о намерении общества "Кубань" получить в аренду спорные земельные участки.
Согласно пункту 1.7 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства", утвержденного постановлением главы Администрации Краснодарского края от 26.03.2007 N 220 (действующего во время направления заявления и принятия решений о предоставлении земельных участков в аренду крестьянскому хозяйству): "для приобретения прав на земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства заинтересованные лица подают в департамент или орган местного самоуправления заявления. Департамент либо орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает сбор информации об испрашиваемом земельном участке, в том числе о его предыдущем использовании на основании сведений специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель, а также определяет способ и условия его предоставления.В случае поступления заявления о предоставлении земельного участка, распоряжение которым не входит в компетенцию департамента либо органа местного самоуправления, указанное заявление в течение пяти рабочих дней направляется в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение указанным земельным участком, с уведомлением об этом заявителя".
Таким образом, Департамент обязан был направить заявления общества "Кубань" Администрации муниципального образования Павловский район.
Согласно Закону Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" названным органам местного самоуправления делегированы отдельные государственные правомочия Краснодарского края, в том числе, принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду, заключение договоров аренды земельных участков.
Однако делегация указанных полномочий означает лишь то, что Администрация Павловского района, реализуя указанные полномочия, действует от имени и именем собственника земельного участка (Краснодарского края), будучи его представителем в силу полномочия, данного краевым законом. Такая делегация полномочий соответствует пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы Администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, указанный Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, по выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края.
Согласно пункту 3 Положения Департамент осуществляет:
реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизации государственного имущества, за исключением вопросов, регулируемых жилищным законодательством Российской Федерации; согласовывает передачу краевыми государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в установленном законодательством порядке государственного имущества Краснодарского края по договорам аренды, управляет и распоряжается в установленном законодательством порядке землями и земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, в том числе:
- предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения и сооружения, расположенные на этих земельных участках;
- переоформляет право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или собственности, а также предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством.
заключает договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении ограниченного права пользования земельными участками (сервитутов), находящимися в государственной собственности Краснодарского края, выступая стороной по сделкам.
осуществляет организацию и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, или права их аренды, в том числе с привлечением специализированных организаций.
Таким образом, из Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края следует наличие у него компетенции относительно принятия решений о предоставлении земельных участков в аренду.
Следовательно, при подаче заявления сельскохозяйственной организации Департаменту по вопросу предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения Краснодарский край как собственник земельного участка должен считаться информированным о наличии заявления, в котором лицо притязает на определенный земельный участок.
То обстоятельство, что законодательством Краснодарского края полномочия действовать от имени Краснодарского края предоставлены по определенному вопросу как Департаменту, так и органу местного самоуправления, не отменяет того факта, что и орган государственной власти и орган местного самоуправления являются представителями субъекта Российской Федерации - Краснодарского края. Ненадлежащее межведомственное взаимодействие между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Администрацией Краснодарского края не влияет на то обстоятельство, что общество с ограниченной ответственностью "Кубань" довело до сведения полномочного представителя Краснодарского края о своем намерении получить определенные земельные участки в аренду.
Представитель Администрации Павловского района в судебном заседании суда апелляционной инстанции признал то обстоятельство, что общество "Кубань" является сельскохозяйственной организацией.
Вывод суда первой инстанции о правомерности предоставления земельных участков в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству без публикации и проведения торгов на основании статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" апелляционным судом признается сделанным без учета системного толкования норм земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Грядская Т.Н. получала земельные участки в аренду на основании заявлений, поданных в 2014 году (после того, как общество с ограниченной ответственностью "Кубань" в 2013 году довело до сведения Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений свое намерение о получении спорных земельных участков в аренду на новый срок).
Таким образом, в отношении спорных восьми земельных участков до принятия решения в виде постановления главы Администрации Павловского района от 23.07.2014 N 1095 имелось два заявления: общества "Кубань" и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Грядской Т.Н., зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя 04.12.2013 в том числе с дополнительными видами экономической деятельности, как-то: оптовая торговля табачными изделиями, розничная торговля бытовыми электротоварами, радио-телеаппаратурой, розничная торговля обувью и изделиями из кожи, розничная торговля алкогольными и другими напитками, деятельность агентов по оптовой торговле топливом, металлами, рудами и химическими веществами, деятельность агентов по оптовой торговле машинами, оборудованием, судами и летательными аппаратами, и проч.
Давая толкование норме статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 20.11.2014 N 308-ЭС14-1222 по делу А32-12847/2013 указала: "Пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Из содержания указанной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый Законом о фермерском хозяйстве, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства гражданам и их некоммерческим объединениям, предусмотренного Федеральным законом "О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан", для ведения личного подсобного хозяйства, регулируемого Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", а также при предоставлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Этой же нормой предусмотрено, что в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса (пункт 3 статьи 10).
В случае, если заинтересованными лицами в приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются граждане, изъявившие желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, следует применять порядок предоставления таким субъектам, регламентированный Законом о фермерском хозяйстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, впоследствии принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю (пункты 3, 4 статьи 12 Закона).
Вместе с тем Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения такому субъекту, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в отсутствие в Законе о фермерском хозяйстве соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, и учитывая, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, прямо содержащий норму о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений на торгах (конкурсах, аукционах). Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которой предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам"
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 310-ЭС14-7728 по делу А35-8391/2013 дано следующее толкование норм земельного законодательства: "В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса (в ранее действовавшей редакции) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве (в ранее действовавшей редакции) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункты 3, 4 статьи 12 Закона).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (пункт 5 статьи 12 Закона).
Вместе с тем Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок таких лиц.
Принимая во внимание, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в ранее действовавшей редакции) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса (пункт 3 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса принципам предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам".
В названном определении Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что надлежащим способом защиты прав лица является требование о признании сделки недействительной.
Таким образом, поскольку при наличии заявлений общества "Кубань" в отношении тех же участков Краснодарским краем спорные земельные участки были предоставлены главе крестьянского хозяйства Грядской Т.Н. в нарушение требований закона о публикации и торгах, и поскольку, тем самым, нарушаются публичные интересы, указанные договоры аренды земельных участков, заключенные с Грядской Т.Н. являются ничтожными (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ).
При таких обстоятельствах иск общества с ограниченной ответственностью "Кубань" о переводе прав и обязанностей по указанным договорам аренды не может быть удовлетворен, поскольку ничтожный договор не порождает никаких юридических последствий, кроме связанных с его недействительностью (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соответственно, по ничтожному договору права и обязанности переведены быть не могут.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Кубань" не лишено права защищать свои законные интересы путем предъявления иска о признании спорных договоров аренды ничтожными, применении последствий недействительности ничтожных договоров, а также обязания Администрации провести торги в отношении спорных земельных участков.
Выводы суда первой инстанции о ничтожности договоров аренды 2003 года, а равно выводы суда о нарушении обществом как арендатором своих обязанностей по указанным договорам аренды апелляционный суд исключает из решения, поскольку указанные выводы относятся к вопросам, которые не входят в предмет доказывания по настоящему делу ввиду неправильного способа защиты права, избранного истцом. Кроме того, указанные выводы не в полной мере соответствуют обстоятельствам дела: так, постановления о привлечении к административной ответственности общества имеются только по трем земельным участкам. В целях избегания ненужной преюдиции указанные выводы исключаются судебной коллегией из решения.
Вопрос о действительности договоров аренды 2003 года, о должном исполнении обязанностей арендатора может иметь правовое значение только в том случае, если после участия в торгах в отношении спорных земельных участков общество "Кубань" не будет в них победителем. В этом случае для реализации преимущественного права общество обязано будет доказывать соответствующие обстоятельства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03 марта 2015 года по делу А32-37184/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий
В.В.ГАЛОВ
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
О.Г.ЛОМИДЗЕ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.06.2015 N 15АП-6565/2015 ПО ДЕЛУ N А32-37184/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2015 г. N 15АП-6565/2015
Дело N А32-37184/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Анистратенко А.В.,
при участии:
- от истца: представитель Лоскутникова Оксана Владимировна по доверенности от 05.05.2015, представитель Богатырев Алексей Юрьевич на основании решения N 2 и приказа от 20.03.2012;
- от ответчика:
- от администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края: представитель Ермоленко Андрей Алексеевич по доверенности N 01-15-02/847 от 06.04.2015;
- от Грядской Т.Н.: представитель Беленко Екатерина Анатольевна по доверенности от 03.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Савин Р.Ю.)
от 03.03.2015 по делу N А32-37184/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кубань" (ИНН 2346016569), хутор Красный Павловского района Краснодарского края,
к ответчику: Администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Грядской Татьяне Николаевне (ОГРНИП 3132362338000025), станица Павловская Павловского района Краснодарского края,
при участии третьего лица: Департамента имущественных отношений Краснодарского края,
о переводе прав и обязанностей по договору аренды,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кубань" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации муниципального образования Павловский район Краснодарского края и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Грядской Татьяне Николаевне, в котором просило перевести на него права арендатора по следующим договорам аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, заключенным между администрацией муниципального образования Павловский район и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Грядской Т.Ф.:
- - N 8824000410 от 24.07.2014 года (111,23 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503003:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 8824000411 от 24.07.2014 года (62,0 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503003:3, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 8824000412 от 24.07.2014 года (25,0 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503006:4), расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 8824000413 от 24.07.2014 года (10,5 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503006:1, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 8824000414 от 24.07.2014 года (102,8 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503005:17, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 3800 м восточнее х.Красный).
- - N 8824000415 от 24.07.2014 года (124,13 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503011:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- ером 23:24:0503003:1, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 8824000417 от 24.07.2014 года (120,53 га пашни, земельный участок с кадастровым номером 23:24:0503011:1, расположенный по адресу: Краснодарский край,Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный) (далее - спорные земельные участки).
Требования основаны на том, что администрация муниципального образования Павловский район (арендодатель) после отказа департаментом имущественных отношений Краснодарского края арендатору (ООО "Кубань") в заключении договоров аренды спорных земельных участков на новый срок, в течение года со дня истечения срока действия договоров с ним заключила договоры аренды с другим лицом - главой К(Ф)Х Грядской Т.Н).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2015 в удовлетворении иска отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что арендатор до окончания срока аренды уведомлял о своем желании заключить договоры на новый срок Департамент имущественных отношений Краснодарского края, а не Администрацию Павловского района, являющуюся арендодателем. Кроме того, суд первой инстанции указал, что арендатор нарушал правила севооборота, в связи с чем не может считаться надлежаще исполнявшим свои обязанности в период действия срока аренды. Также, оценив порядок заключения договоров аренды 2003 года, суд первой инстанции указал, что они были заключены с нарушением установленного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" порядка - не была осуществлена процедура публикации в средствах массовой информации, не были проведены торги. В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к выводу о ничтожности заключенных обществом "Кубань" договоров аренды, а потому отсутствия у общества "Кубань" преимущественного права, предусмотренного статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также суд первой инстанции отметил, что в силу статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство вправе получит земельный участок в особом порядке - без публикации и проведения торгов.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Кубань" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований о переводе прав и обязанностей по вновь заключенным договорам аренды на истца. Апеллянт полагает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и не перевел на истца права и обязанности по новым договорам аренды. Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о наличии нарушений обязанностей арендатора по ранее заключенным договорам аренды. Также апеллянт ссылается на то обстоятельство, что до истечения сроков договора аренды 2003 года он своевременно обращался в Департамент имущественных отношений Краснодарского края по поводу реализации преимущественного права и получил ответ, что необходимо участвовать в торгах, о необходимости обращения в Администрацию Павловского района для заключения новых договоров Департамент не сообщил.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Администрации Павловского района и представитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду неправильно избранного истцом способа защиты права.
Как следует из материалов дела, Ассоциация фермерских хозяйств "Кубань" согласно договорам N 177 от 03.10.1994, N 41 от 05.05.1999, N 242 от 26.09.1995, N 31 от 05.10.1998, N 232 от 31.07.1995, N 93 от 1993 пользовалась на праве аренды земельными участками сельскохозяйственного назначения общей площадью 585,69 га пашни, расположенные в Краснодарском крае Павловском районе на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный (земельный участок площадью 102,8 га пашни (секция 17 контур 30), расположенный в Павловском районе на территории ЗАО "Сосыкское" в 3800 м восточнее х. Красный, земельный участок площадью 25,0 га пашни (секция 18 контур 15), земельный участок площадью 30,0 га пашни (секция 18 контур 4), земельный участок площадью 120,53 га пашни (секция 19 контур 23), земельный участок площадью 124,13 га пашни (секция 19 контур 19), земельный участок площадью 10,0 га пашни (секция 18 контур 15), земельный участок площадью 111,23 га пашни (секция 18 контур 7), земельный участок площадью 62,0 га пашни (секция 18 контур 4).
Постановлением главы Павловского района Краснодарского края от 21.07.2003 N 700 срок указанных выше договоров аренды земельных участков был продлен на 10 лет, упомянутые договоры аренды земельных участков признаны утратившими силу (п. 5 постановления).
Во исполнение указанного постановления между Муниципальным учреждением администрации Павловского района и Ассоциацией фермерских хозяйств "Кубань" были заключены договоры аренды:
- - N 2459900230 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения 25,0 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503006:4), расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2459800229 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения 62,0 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503003:3, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2460000231 от 28,11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения 30,0 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503003:1, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2460300234 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения 10 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503006:1, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2460400235 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения.23 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503003:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2460100232 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения 21,53 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503011:1, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2460200233 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения 124,13 га пашни с кадастровым номером 23:24:0503011:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 5700 м восточнее х.Красный);
- - N 2460500236 от 28.11.2003 года (земельный участок сельскохозяйственного назначения га пашни с кадастровым номером 23:24:0503005:17, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Сосыкское" в 3800 м восточнее х.Красный).
Пунктом 6.2 договоров аренды предусмотрен срок, на который они заключены - 10 лет с момента государственной регистрации.
Выписками из ЕГРП от 25.09.2014 подтверждается государственная регистрация права собственности Краснодарского края на спорные земельные участки.
В связи с реорганизацией ассоциации фермерских хозяйств "Кубань" в ООО "Кубань" на основании протокола внеочередного общего собрания глав КФХ - участников от 16.09.2009 N 2, 24.06.2010 с администрацией были заключены дополнительные соглашения, согласно которым в договоры аренды внесены изменения относительно арендатора по договорам аренды как ООО "Кубань".
Договоры аренды и дополнительные соглашения к ним зарегистрированы в установленном законом порядке соответственно 19.01.2004 и 13.08.2010, что подтверждается отметками регистрирующего органа на них.
Таким образом, срок действия указанных договоров аренды истекал 19.01.2014.
06.12.2013 ООО "Кубань" направило в Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) заявления о продлении срока действия договоров аренды на 15 лет.
Департамент письмом от 25.12.2013 N 52-20417/13-32.20 в ответ на указанные заявления сообщил истцу об отказе от договоров аренды и о прекращении действия договоров по истечении трех месяцев с момента получения об отказе от договоров.
В ответ на другие обращения истца о продлении договоров аренды Департамент направил истцу письма аналогичного содержания (от 25.12.2014 N 52-2328/14-43.11, от 05.03.2014 N 52-2910/14-43.11, от 10.04.2014 N 52-4827/14-32.20) После чего постановлением администрации муниципального образования Павловский район от 23.07.2014 года N 1095 "О предоставлении земельных участков в аренду индивидуальному предпринимателю главе КФХ Т.Д. Грядской", спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения были переданы в аренду индивидуальному предпринимателю главе К(Ф)Х Т.Н. Грядской, и были заключены соответствующие договоры аренды земельных участков:
- N 8824000410 от 24.07.2014 с кадастровым номером 23:24:0503003:2,
- N 8824000411 от 24.07.2014 года с кадастровым номером 23:24:0503003:3,
- N 8824000412 от 24.07.2014 года с кадастровым номером 23:24:0503006:4,
- N 8824000413 от 24.07.2014 года с кадастровым номером 23:24:0503006:1,
- N 8824000414 от 24.07.2014 года с кадастровым номером 23:24:0503005:17,
- N 8824000415 от 24.07.2014 года, с кадастровым номером 23:24:0503011:2,
- N 8824000416 от 24.07.2014 года с кадастровым номером 23:24:0503003:1,
- N 882400417 от 24.07.2014 года, с кадастровым номером 23:24:0503011:1.
Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке 28.07.2014, что подтверждается отметками на них.
Истец, полагая, что администрация, заключив с ответчиком главой К(Ф)Х Грядской Т.Н. договоры аренды в отношении спорных земельных участков, нарушила его преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, обратился в суд с настоящим иском.
Апелляционный суд находит, что суд первой инстанции дал неправильную правовую квалификацию установленным фактическим обстоятельствам, однако, поскольку истцом использован ненадлежащий способ защиты нарушенного права, а изменение предмета и основания иска в суде апелляционной инстанции недопустимы в силу прямого указания закона (статья 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не может удовлетворить заявленный истцом иск, в связи с чем не усматривает оснований для отмены решения.
Вместе с тем апелляционный суд отмечает следующее.
Как установлено материалами дела и не отрицается лицами, участвующими в деле, спорные земельные участки являются государственной собственностью Краснодарского края.
Пользуясь ранее на основании договоров аренды 2003 года, общество с ограниченной ответственностью "Кубань" проинформировало Департамент имущественных отношений Краснодарского края о своем желании получить в аренду конкретные земельные участки.
Таким образом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края как орган, управомоченный управлять имуществом Краснодарского края, был надлежаще уведомлен о намерении общества "Кубань" получить в аренду спорные земельные участки.
Согласно пункту 1.7 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства", утвержденного постановлением главы Администрации Краснодарского края от 26.03.2007 N 220 (действующего во время направления заявления и принятия решений о предоставлении земельных участков в аренду крестьянскому хозяйству): "для приобретения прав на земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства заинтересованные лица подают в департамент или орган местного самоуправления заявления. Департамент либо орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает сбор информации об испрашиваемом земельном участке, в том числе о его предыдущем использовании на основании сведений специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель, а также определяет способ и условия его предоставления.В случае поступления заявления о предоставлении земельного участка, распоряжение которым не входит в компетенцию департамента либо органа местного самоуправления, указанное заявление в течение пяти рабочих дней направляется в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение указанным земельным участком, с уведомлением об этом заявителя".
Таким образом, Департамент обязан был направить заявления общества "Кубань" Администрации муниципального образования Павловский район.
Согласно Закону Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" названным органам местного самоуправления делегированы отдельные государственные правомочия Краснодарского края, в том числе, принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду, заключение договоров аренды земельных участков.
Однако делегация указанных полномочий означает лишь то, что Администрация Павловского района, реализуя указанные полномочия, действует от имени и именем собственника земельного участка (Краснодарского края), будучи его представителем в силу полномочия, данного краевым законом. Такая делегация полномочий соответствует пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы Администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, указанный Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, по выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края.
Согласно пункту 3 Положения Департамент осуществляет:
реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизации государственного имущества, за исключением вопросов, регулируемых жилищным законодательством Российской Федерации; согласовывает передачу краевыми государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в установленном законодательством порядке государственного имущества Краснодарского края по договорам аренды, управляет и распоряжается в установленном законодательством порядке землями и земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, в том числе:
- предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения и сооружения, расположенные на этих земельных участках;
- переоформляет право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или собственности, а также предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством.
заключает договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении ограниченного права пользования земельными участками (сервитутов), находящимися в государственной собственности Краснодарского края, выступая стороной по сделкам.
осуществляет организацию и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, или права их аренды, в том числе с привлечением специализированных организаций.
Таким образом, из Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края следует наличие у него компетенции относительно принятия решений о предоставлении земельных участков в аренду.
Следовательно, при подаче заявления сельскохозяйственной организации Департаменту по вопросу предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения Краснодарский край как собственник земельного участка должен считаться информированным о наличии заявления, в котором лицо притязает на определенный земельный участок.
То обстоятельство, что законодательством Краснодарского края полномочия действовать от имени Краснодарского края предоставлены по определенному вопросу как Департаменту, так и органу местного самоуправления, не отменяет того факта, что и орган государственной власти и орган местного самоуправления являются представителями субъекта Российской Федерации - Краснодарского края. Ненадлежащее межведомственное взаимодействие между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и Администрацией Краснодарского края не влияет на то обстоятельство, что общество с ограниченной ответственностью "Кубань" довело до сведения полномочного представителя Краснодарского края о своем намерении получить определенные земельные участки в аренду.
Представитель Администрации Павловского района в судебном заседании суда апелляционной инстанции признал то обстоятельство, что общество "Кубань" является сельскохозяйственной организацией.
Вывод суда первой инстанции о правомерности предоставления земельных участков в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству без публикации и проведения торгов на основании статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" апелляционным судом признается сделанным без учета системного толкования норм земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Грядская Т.Н. получала земельные участки в аренду на основании заявлений, поданных в 2014 году (после того, как общество с ограниченной ответственностью "Кубань" в 2013 году довело до сведения Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений свое намерение о получении спорных земельных участков в аренду на новый срок).
Таким образом, в отношении спорных восьми земельных участков до принятия решения в виде постановления главы Администрации Павловского района от 23.07.2014 N 1095 имелось два заявления: общества "Кубань" и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Грядской Т.Н., зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя 04.12.2013 в том числе с дополнительными видами экономической деятельности, как-то: оптовая торговля табачными изделиями, розничная торговля бытовыми электротоварами, радио-телеаппаратурой, розничная торговля обувью и изделиями из кожи, розничная торговля алкогольными и другими напитками, деятельность агентов по оптовой торговле топливом, металлами, рудами и химическими веществами, деятельность агентов по оптовой торговле машинами, оборудованием, судами и летательными аппаратами, и проч.
Давая толкование норме статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 20.11.2014 N 308-ЭС14-1222 по делу А32-12847/2013 указала: "Пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Из содержания указанной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый Законом о фермерском хозяйстве, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства гражданам и их некоммерческим объединениям, предусмотренного Федеральным законом "О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан", для ведения личного подсобного хозяйства, регулируемого Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", а также при предоставлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Этой же нормой предусмотрено, что в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса (пункт 3 статьи 10).
В случае, если заинтересованными лицами в приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются граждане, изъявившие желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, следует применять порядок предоставления таким субъектам, регламентированный Законом о фермерском хозяйстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, впоследствии принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю (пункты 3, 4 статьи 12 Закона).
Вместе с тем Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения такому субъекту, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в отсутствие в Законе о фермерском хозяйстве соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, и учитывая, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, прямо содержащий норму о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений на торгах (конкурсах, аукционах). Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которой предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам"
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 310-ЭС14-7728 по делу А35-8391/2013 дано следующее толкование норм земельного законодательства: "В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса (в ранее действовавшей редакции) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве (в ранее действовавшей редакции) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункты 3, 4 статьи 12 Закона).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (пункт 5 статьи 12 Закона).
Вместе с тем Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок таких лиц.
Принимая во внимание, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в ранее действовавшей редакции) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса (пункт 3 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса принципам предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам".
В названном определении Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что надлежащим способом защиты прав лица является требование о признании сделки недействительной.
Таким образом, поскольку при наличии заявлений общества "Кубань" в отношении тех же участков Краснодарским краем спорные земельные участки были предоставлены главе крестьянского хозяйства Грядской Т.Н. в нарушение требований закона о публикации и торгах, и поскольку, тем самым, нарушаются публичные интересы, указанные договоры аренды земельных участков, заключенные с Грядской Т.Н. являются ничтожными (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ).
При таких обстоятельствах иск общества с ограниченной ответственностью "Кубань" о переводе прав и обязанностей по указанным договорам аренды не может быть удовлетворен, поскольку ничтожный договор не порождает никаких юридических последствий, кроме связанных с его недействительностью (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соответственно, по ничтожному договору права и обязанности переведены быть не могут.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Кубань" не лишено права защищать свои законные интересы путем предъявления иска о признании спорных договоров аренды ничтожными, применении последствий недействительности ничтожных договоров, а также обязания Администрации провести торги в отношении спорных земельных участков.
Выводы суда первой инстанции о ничтожности договоров аренды 2003 года, а равно выводы суда о нарушении обществом как арендатором своих обязанностей по указанным договорам аренды апелляционный суд исключает из решения, поскольку указанные выводы относятся к вопросам, которые не входят в предмет доказывания по настоящему делу ввиду неправильного способа защиты права, избранного истцом. Кроме того, указанные выводы не в полной мере соответствуют обстоятельствам дела: так, постановления о привлечении к административной ответственности общества имеются только по трем земельным участкам. В целях избегания ненужной преюдиции указанные выводы исключаются судебной коллегией из решения.
Вопрос о действительности договоров аренды 2003 года, о должном исполнении обязанностей арендатора может иметь правовое значение только в том случае, если после участия в торгах в отношении спорных земельных участков общество "Кубань" не будет в них победителем. В этом случае для реализации преимущественного права общество обязано будет доказывать соответствующие обстоятельства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03 марта 2015 года по делу А32-37184/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий
В.В.ГАЛОВ
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
О.Г.ЛОМИДЗЕ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)