Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1841/2014) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-13851/2013 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" (ОГРН 1085543024599, ИНН 5528201579) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" - Бурдаков Матвей Владимирович, предъявлен паспорт, по доверенности N 165 от 01.10.2013 сроком действия на три года;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- установил:
открытое акционерное общество "Омскгазстройэксплуатация" (далее по тексту - заявитель, Общество, ОАО "Омскгазстройэксплуатация") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным отказа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Кадастровая палата) во включении в государственный кадастр недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:12:00 0000:111, выраженного в письме от 25.09.2013 Исх. N 15604.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Кадастровую палату включить в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:111 и обязать исключить из раздела государственного кадастра недвижимости "Особые отметки" сведения о том, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-13851/2013 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции признал незаконным отказ Кадастровой палаты выраженный в письме Исх. N 15604 от 25.09.2013, включить в Государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:111 и обязал Кадастровую палату включить в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:111 и обязал исключить из раздела Государственного кадастра недвижимости "Особые отметки" сведения о том, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Кадастровая палата, не согласившись с принятым решением, обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, считая обжалуемый судебный акт незаконным и необоснованным, не соответствующим нормам действующего законодательства, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на то, что такой документ как описание земельных участков, подготовленный в 2007 году, не является актуальным для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в 2013 году. Также в жалобе указано на невозможность исполнения судебного акта.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ОАО "Омскгазстройэксплуатация" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные доводы.
Третье лицо и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены. Третьим лицом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушв представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок единого землепользования площадью 367 кв. м с кадастровым номером 55:12:00 00 00:111; предоставлен под наземные элементы газопровода - отвода 1 класса ГРС "Федоровка" - ГРС "Москаленки" (первый пусковой комплекс); категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания; местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир ГРС "Федоровка" - ГРС "Москаленки" с газопроводом - отводом 1 класса Марьяновский район, Омская область (свидетельство о государственной регистрации права от 06.06.2008 серии 55 АВ N 630743).
29.08.2013 ОАО "Омскгазстройэксплуатация" обратилось в Кадастровую палату с заявлением N 01-04/2079-ОАО, в котором просит включить в государственный кадастр недвижимости сведения о названном земельном участке, в том числе о координатах характерных точек границ земельного участка и исключить из раздела государственного кадастра недвижимости "Особые отметки" сведения о том, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Письмом от 25.09.2013 N 15604 заинтересованное лицо известило общество о том, что сведения о координатах характерных точек границ спорного земельного участка отсутствуют. Внести сведения о координатах в государственный кадастр недвижимости не представляется возможным, так как согласно документам кадастрового дела данного объекта недвижимости, координаты представлены в системе координат, которая не соответствует системе координат, установленной приказом Управления Роснедвижимости по Омской области от 28.04.2008 N 31 "О введении местной системы координат МСК-55 в Омском кадастровом округе". Также обществу было предложено представить сведения о координатах земельного участка в орган кадастрового учета в виде межевого плана, оформленного в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
15.10.2013 заявителем был получен кадастровый паспорт N 55/201/13-297763 земельного участка с кадастровым номером 55:12:00 00 00:111 в особых отметках которого (графа 14) указано "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Полагая, что оформленный ответом от 25.09.2013 N 15604 отказ является незаконными, ОАО "Омскгазстройэксплуатация" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
22.01.2014 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий органов государственной власти, иных органов, если полагают, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся в Единый государственный реестр объектов недвижимости в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона N 221-ФЗ кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Согласно части 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Закона состава сведений и содержащие такие сведения документы, включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых правоотношений.
В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно части 5 статьи 45 Закона N 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 этого Закона, с учетом определенных данной статьей особенностей.
Части 6, 7 и 8 статьи 45 Закона N 221-ФЗ регламентируют порядок включения органом кадастрового учета таких сведений в государственный кадастр недвижимости.
Так, если на день получения предусмотренного статьей 14 данного Закона запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 Закона N 221-ФЗ срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке. Правила настоящей части применяются также в случаях, если запрашиваются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства и право собственности на такой объект недвижимости зарегистрировано в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.
Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 45 Закона N 221-ФЗ если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при постановке земельного участка на учет проводились все необходимые землеустроительные работы, в том числе работы по установлению координат всех характерных точек границ участка.
При этом заявитель при обращении к заинтересованному лицу с заявлением приложил копию землеустроительного дела с указанием координат всех характерных точек границ ранее поставленного на учет земельного участка и копию свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Первоначальный учет земельного участка площадью 367 кв. м был произведен в ноябре 2006 года, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 14.11.2006 N 1739. Также кадастровым паспортом земельного участка от 15.10.2013 N 55/201/13-297763 подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 55:12:00 00 00:111 площадью 367 кв. м поставлен на кадастровый учет 30.03.2007.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что сведения в виде координат всех характерных точек границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:111 были предоставлены заинтересованному лицу для включения данных сведений в соответствующие разделы государственного реестра земель.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, правильно установив фактические обстоятельства, проанализировав вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что отказ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выраженный в письме исх. N 15604 от 25.09.2013 включить в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:111 не соответствует вышеизложенным нормам и нарушает права заявителя как собственника земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, но при изложенных выше фактических обстоятельствах и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы об отсутствии у него полномочий по пересчету имеющихся в Описании земельных участков координат поворотных (характерных) точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:111 учтенных в государственном кадастре недвижимости, из системы координат, применявшейся ранее для проведения кадастрового учета, в местную систему координат МСК-55, поскольку в силу положений части 10 статьи 45 Закона N 221-ФЗ Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с выдачей указанного в части 9 этой же статьи кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.
Таким образом, Арбитражный суд Омской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что законодательство о налогах и сборах не содержит нормы об освобождении государственных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем необходимо учитывать, что если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа, вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подпункта 1 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Предусмотренные этим Законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. Наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В рассматриваемом случае Учреждение выполняет функции государственного органа и поэтому подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-13851/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2014 N 08АП-1841/2014 ПО ДЕЛУ N А46-13851/2013
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2014 г. N 08АП-1841/2014
Дело N А46-13851/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1841/2014) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-13851/2013 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" (ОГРН 1085543024599, ИНН 5528201579) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" - Бурдаков Матвей Владимирович, предъявлен паспорт, по доверенности N 165 от 01.10.2013 сроком действия на три года;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- установил:
открытое акционерное общество "Омскгазстройэксплуатация" (далее по тексту - заявитель, Общество, ОАО "Омскгазстройэксплуатация") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным отказа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Кадастровая палата) во включении в государственный кадастр недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:12:00 0000:111, выраженного в письме от 25.09.2013 Исх. N 15604.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Кадастровую палату включить в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:111 и обязать исключить из раздела государственного кадастра недвижимости "Особые отметки" сведения о том, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-13851/2013 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции признал незаконным отказ Кадастровой палаты выраженный в письме Исх. N 15604 от 25.09.2013, включить в Государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:111 и обязал Кадастровую палату включить в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:111 и обязал исключить из раздела Государственного кадастра недвижимости "Особые отметки" сведения о том, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Кадастровая палата, не согласившись с принятым решением, обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, считая обжалуемый судебный акт незаконным и необоснованным, не соответствующим нормам действующего законодательства, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на то, что такой документ как описание земельных участков, подготовленный в 2007 году, не является актуальным для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в 2013 году. Также в жалобе указано на невозможность исполнения судебного акта.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ОАО "Омскгазстройэксплуатация" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные доводы.
Третье лицо и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены. Третьим лицом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушв представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок единого землепользования площадью 367 кв. м с кадастровым номером 55:12:00 00 00:111; предоставлен под наземные элементы газопровода - отвода 1 класса ГРС "Федоровка" - ГРС "Москаленки" (первый пусковой комплекс); категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания; местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир ГРС "Федоровка" - ГРС "Москаленки" с газопроводом - отводом 1 класса Марьяновский район, Омская область (свидетельство о государственной регистрации права от 06.06.2008 серии 55 АВ N 630743).
29.08.2013 ОАО "Омскгазстройэксплуатация" обратилось в Кадастровую палату с заявлением N 01-04/2079-ОАО, в котором просит включить в государственный кадастр недвижимости сведения о названном земельном участке, в том числе о координатах характерных точек границ земельного участка и исключить из раздела государственного кадастра недвижимости "Особые отметки" сведения о том, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Письмом от 25.09.2013 N 15604 заинтересованное лицо известило общество о том, что сведения о координатах характерных точек границ спорного земельного участка отсутствуют. Внести сведения о координатах в государственный кадастр недвижимости не представляется возможным, так как согласно документам кадастрового дела данного объекта недвижимости, координаты представлены в системе координат, которая не соответствует системе координат, установленной приказом Управления Роснедвижимости по Омской области от 28.04.2008 N 31 "О введении местной системы координат МСК-55 в Омском кадастровом округе". Также обществу было предложено представить сведения о координатах земельного участка в орган кадастрового учета в виде межевого плана, оформленного в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
15.10.2013 заявителем был получен кадастровый паспорт N 55/201/13-297763 земельного участка с кадастровым номером 55:12:00 00 00:111 в особых отметках которого (графа 14) указано "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Полагая, что оформленный ответом от 25.09.2013 N 15604 отказ является незаконными, ОАО "Омскгазстройэксплуатация" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
22.01.2014 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий органов государственной власти, иных органов, если полагают, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся в Единый государственный реестр объектов недвижимости в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона N 221-ФЗ кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Согласно части 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Закона состава сведений и содержащие такие сведения документы, включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых правоотношений.
В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно части 5 статьи 45 Закона N 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 этого Закона, с учетом определенных данной статьей особенностей.
Части 6, 7 и 8 статьи 45 Закона N 221-ФЗ регламентируют порядок включения органом кадастрового учета таких сведений в государственный кадастр недвижимости.
Так, если на день получения предусмотренного статьей 14 данного Закона запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 Закона N 221-ФЗ срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке. Правила настоящей части применяются также в случаях, если запрашиваются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства и право собственности на такой объект недвижимости зарегистрировано в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.
Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 45 Закона N 221-ФЗ если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при постановке земельного участка на учет проводились все необходимые землеустроительные работы, в том числе работы по установлению координат всех характерных точек границ участка.
При этом заявитель при обращении к заинтересованному лицу с заявлением приложил копию землеустроительного дела с указанием координат всех характерных точек границ ранее поставленного на учет земельного участка и копию свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Первоначальный учет земельного участка площадью 367 кв. м был произведен в ноябре 2006 года, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 14.11.2006 N 1739. Также кадастровым паспортом земельного участка от 15.10.2013 N 55/201/13-297763 подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 55:12:00 00 00:111 площадью 367 кв. м поставлен на кадастровый учет 30.03.2007.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что сведения в виде координат всех характерных точек границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:111 были предоставлены заинтересованному лицу для включения данных сведений в соответствующие разделы государственного реестра земель.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, правильно установив фактические обстоятельства, проанализировав вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что отказ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выраженный в письме исх. N 15604 от 25.09.2013 включить в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:111 не соответствует вышеизложенным нормам и нарушает права заявителя как собственника земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, но при изложенных выше фактических обстоятельствах и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы об отсутствии у него полномочий по пересчету имеющихся в Описании земельных участков координат поворотных (характерных) точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:111 учтенных в государственном кадастре недвижимости, из системы координат, применявшейся ранее для проведения кадастрового учета, в местную систему координат МСК-55, поскольку в силу положений части 10 статьи 45 Закона N 221-ФЗ Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с выдачей указанного в части 9 этой же статьи кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.
Таким образом, Арбитражный суд Омской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что законодательство о налогах и сборах не содержит нормы об освобождении государственных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем необходимо учитывать, что если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа, вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подпункта 1 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Предусмотренные этим Законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. Наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В рассматриваемом случае Учреждение выполняет функции государственного органа и поэтому подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-13851/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)