Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.07.2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2013 года


Калининградский областной суд в лице судьи Калининградского областного суда Науменко Б.И.,
при секретаре Протас И.Н.,
с участием прокурора Стариковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Калининградского областного суда заявление Д. об оспаривании Закона Калининградской области N 229 от 29.05.2013 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории",
установил:

Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании Закона Калининградской области N 229 от 29.05.2013 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории", которым объединены территории муниципальных образований "Гурьевское городское поселение", "Болышеисаковское сельское поселение", "Добринское сельское поселение", "Кутузовское сельское поселение", "Луговское сельское поселение", "Низовское сельское поселение", "Новомосковское сельское поселение" и "Храбровское сельское поселение", а общая территория Гурьевского муниципального района наделена статусом городского округа ("Гурьевский городской округ").
Этим же Законом установлено, что в результате объединения поселений прекращаются полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений, а органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления муниципального района с 1 января 2014 года приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения городского округа.
Указывает, что данный Закон Калининградской области принят с нарушением требований Федерального закона N 131-ФЗ и права жителей Гурьевского района, в том числе заявителя, на местное самоуправление и приводит доводы о том, что Постановлением Уставного Суда Калининградской области от 25 мая 2007 года N 1-П признан не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закон Калининградской области от 5 ноября 2004 N 446 "О наделении муниципального образования "Гурьевский район" статусом городского округа".
Во исполнение вышеуказанного Постановления Уставного Суда Калининградской области Закон Калининградской области от 5 ноября 2004 N 446 "О наделении муниципального образования "Гурьевский район" статусом городского округа" был признан утратившим силу Законом Калининградской области от 3 декабря 2007 года N 192.
В результате исполнения указанного Постановления Уставного Суда и признания утратившим силу Закона Калининградской области от 5 ноября 2004 N 446 "О наделении муниципального образования "Гурьевский район" статусом городского округа" муниципальное образование было возвращено в первоначальное состояние - на момент вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку в соответствии с положениями части 1.1 статьи 83 Федерального закона переходный период был продлен до 1 января 2009 года, в силу статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ органы государственной власти Калининградской области были обязаны установить границы и определить статус муниципального образования "Гурьевский район", а также принять законодательные акты о сроках полномочий, дате выборов, иных вопросах формирования органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу главы 12 Федерального закона N 131-ФЗ, статусом городских и сельских поселений не является изменением границ, преобразованием указанного района.
Принятым в переходный период Законом Калининградской области от 30 июня 2008 года N 254 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ" муниципальное образование "Гурьевский городской округ" было наделено статусом муниципального района в соответствии с критериями муниципального района, предусмотренными Федеральным законом N 131-ФЗ, и на территории Гурьевского муниципального района было образовано 8 муниципальных образований - поселений: "Гурьевское городское поселение", "Большеисаковское сельское поселение", "Добринское сельское поселение", "Кутузовское сельское поселение", "Луговское сельское поселение", "Низовское сельское поселение", "Новомосковское сельское поселение" и "Храбровское сельское поселение".
То обстоятельство, что Закон Калининградской области от 30 июня 2008 года N 254 был принят в соответствии с нормами Федерального закона N 131-ФЗ, установлен вступившим в законную силу решением Калининградского областного суда от 30 октября 2012 года, которым заявление Гурьевского районного совета депутатов Калининградской области об оспаривании Закона Калининградской области от 30 июня 2008 года N 254 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ" оставлено без удовлетворения. На этот момент переходный период, установленный частью 1.1. ст. 83 Федерального закона N 131-ФЗ, был завершен.
С учетом изложенного изменение границ и преобразование муниципальных образований может иметь место только с соблюдением процедур, установленных статьями 12 и 13 Федерального закона N 131-ФЗ.
Указывает, что Закон Калининградской области "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории" принят с нарушением требований Федерального закона N 131-ФЗ.
На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Согласно ч. 2 этой же статьи преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Как изложено в преамбуле Закона, он принят в целях реализации мнения населения поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, выразившего через представительные органы муниципальных образований согласие на объединение территорий всех поселений по инициативе Гурьевского районного совета депутатов.
Однако Федеральный закон N 131-ФЗ предусматривает в определенных случаях обязательность выявления мнения населения на преобразование муниципального образования путем голосования в порядке ч. 3 ст. 24 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 131-ФЗ объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Однако данная норма не подлежит применению к вышеописанной ситуации, поскольку фактически имело место наделение ранее существовавших городского и сельских поселений статусом городского округа.
На основании ч. 7 ст. 13 Федерального закона N 131-ФЗ изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение.
Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Заявитель полагает, что наделить статусом городского округа возможно только городское поселение (а не сельское поселение) и такое преобразование возможно только с учетом непосредственного мнения населения путем соответствующего голосования (ч. 7 ст. 13 Федерального закона N 131-ФЗ).
Указывает, что наделение сельских поселений статусом городского округа законом не предусмотрено. В случае необходимости подлежат изменению границы городского поселения с включением в его состав сельских поселений и последующим наделением такого городского поселения статусом городского округа. Однако процедура изменения границ поселений путем голосования населения этих поселений, предусмотренная ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 131-ФЗ, не производилась.
Таким образом, при принятии оспариваемого Закона органы государственной власти Калининградской области явно нарушили порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований, установленный ч. 3 ст. 12 и ч. 7 ст. 13 Федерального закона N 131-ФЗ, осуществив преобразование Гурьевского муниципального района с входящими в его состав поселениями в городской округ без согласия населения, которое должно быть выражено не представительными органами поселений и муниципального района, а путем голосования в порядке ч. 3 ст. 24 настоящего Федерального закона.
Кроме того указывает, что на основании п. 3 ч. 16 ст. 35 и п. 12 ч. 5 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия представительного органа и главы муниципального образования досрочно прекращаются в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования.
Принимая во внимание состоявшееся фактическое преобразование Гурьевского муниципального района, полномочия Гурьевского районного Совета депутатов и главы Гурьевского муниципального района досрочно прекращаются, в связи с чем они не вправе с 1 января 2014 года решать вопросы местного значения городского округа.
В судебном заседании представитель заявителя Д. по доверенности Т. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель Калининградской областной Думы Кузнецов А.В., представители Правительства Калининградской области Гора Е.Ю. и Воробьев А.В., председатель Гурьевского районного Совета депутатов Калининградской области Куликов С.А. и его представитель по доверенности Красная Т.П. с заявленными требованиями не согласились, полагают неправомерным довод заявителя о нарушении Законом области N 229 части 3 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ.
Частью 3 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Поскольку согласно абзацу 1 статьи 1 Закона области N 229 объединение территории поселений произведено без изменения границ общей территории Гурьевского муниципального района, каких-либо изменений границ муниципального района, взаимного изменения границ поселений на территории района оспариваемый Закон области N 229 не вносит и не влечет отнесения территорий отдельных населенных пунктов поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, к территориям других поселений.
Таким образом, получение согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, при принятии Закона области N 229 не требовалось.
Также полагают неправомерным довод заявителя о нарушении Законом области N 229 части 7 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ выделение городского поселения из состава муниципального района с последующим наделением его статусом городского округа осуществляется с согласия населения городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется городское поселение.
Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляется путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ, и проводится раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется городское поселение.
Оспариваемый закон принят в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которой все поселения, входящие в состав Гурьевского муниципального района, объединяются по инициативе Гурьевского районного Совета депутатов с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений, с последующей ликвидацией указанного первого уровня муниципальных образований.
Городское поселение из района не выделяется (что предполагает образование городского округа и сохранение района), городской округ образуется в границах (на территории) существующего муниципального района.
При реализации инициатив о преобразовании Гурьевского муниципального района были приняты решения органов местного самоуправления поселений об одобрении инициативы Гурьевского районного Совета депутатов об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и решение Гурьевского районного Совета депутатов об инициативе объединения территорий поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ, в единое муниципальное образование в границах общей территории Гурьевского муниципального района.
Законом области N 229 образовано муниципальное образование "Гурьевский городской округ" путем объединения одного городского и семи сельских поселений (без изменения границ общей территории Гурьевского муниципального района) в рамках реализации положений части 3 статьи 13 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Правомерность преобразования поселений на территории муниципального района путем объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом городского округа, с утратой муниципальным районом статуса муниципального образования подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2012 г. N 9-АПГ12-3 (в отношении муниципального образования с аналогичной территориальной организацией в Нижегородской области).
Согласно указанному выше Определению Верховного Суда Российской Федерации статья 13 Федерального закона N 131-ФЗ не содержит исчерпывающего перечня всех вариантов объединения.
Также указывают, что преобразования Гурьевского муниципального района в формах, установленных частями 4, 6 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ, то есть объединения Гурьевского муниципального района с другими муниципальными районами или разделения муниципального района в рамках оспариваемого Закона Калининградской области N 229 не осуществлялось. С учетом этого, правовых оснований, установленных пунктом 3 части 16 статьи 35 и пунктом 12 части 5 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ, на которые ссылается заявитель, для досрочного прекращения полномочий представительного органа и главы муниципального района не существует.
Заслушав пояснения представителя заявителя, представителя Калининградской областной Думы, представителей Правительства Калининградской области, председателя и представителя Гурьевского районного Совета депутатов Калининградской области, представивших также письменные отзывы на заявление, заключение прокурора Стариковой А.А., полагавшей, что заявление удовлетворению не подлежит, суд находит, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.
В соответствия со статьей 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статье 10 Федерального закона N 131-ФЗ наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно частям 1-3 стать 13 Федерального закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
На основании вышеуказанных норм 21 февраля 2013 года Гурьевским районным Советом депутатов принято решение N 146 "Об инициативе объединения территорий поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района".
По вопросу преобразования муниципальных образований Гурьевского муниципального района в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ на территории муниципального района были проведены публичные слушания.
С учетом результатов публичных слушаний представительные органы муниципальных образований Гурьевского городского поселения, Болынеисаковского, Добринского, Кутузовского, Луговского, Низовского, Новомосковского и Храбровского сельских поселений, расположенных на территории Гурьевского муниципального района, приняли решения о согласии на преобразование муниципальных образований, входящих в состав Гурьевского района Калининградской области, путем их объединения.
5 апреля 2013 года Гурьевским районным Советом депутатов было принято решение N 155 "О законодательной инициативе Гурьевского районного Совета депутатов", на основании которого в Калининградскую областную Думу в порядке законодательной инициативы был внесен проект закона Калининградской области "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории".
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что объединение территории Гурьевского городского поселения, Болыпеисаковского, Добринского, Кутузовского, Луговского, Низовского, Новомосковского и Храбровского сельских поселений без изменения границ иных муниципальных образований было осуществлено Законом Калининградской области N 229 с соблюдением всех норм Федерального закона N 131-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Калининградской области N 229 городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Гурьевского муниципального района, было наделено статусом городского округа.
Заявитель считает, что указанное преобразование возможно только с учетом мнения населения, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение.
Однако в соответствии с частью 7 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение.
В соответствии с Законом Калининградской области N 229 городское поселение наделяется статусом городского округа, при этом названным законом не регулируется его выделение из состава муниципального района.
Кроме того, статья 13 Федерального закона N 131-ФЗ устанавливает 4 способа преобразования муниципальных образований: объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, а также допускает возможность объединения поселения с городским округом.
Вышеуказанный перечень способов объединения не может быть рассмотрен как исчерпывающий, так как ни статья 13 Федерального закона N 131-ФЗ, ни другие статьи данного Федерального закона и иных федеральных законов не содержат какого-либо запрета проводить одновременно два вида преобразования, например, объединение муниципальных образований и изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа. Осуществление преобразования муниципальных образований одновременно двумя способами не противоречит федеральному законодательству и является допустимым.
Волеизъявление населения Гурьевского муниципального района было направлено именно на такое объединение - преобразование муниципальных образований Гурьевского муниципального района Калининградской области путем их объединения в муниципальное образование городское поселение с наделением его статусом городского округа и процедура учета мнения для указанного случае в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ была соблюдена в полном объеме. Мнение населения было выражено путем принятия решения представительными органами муниципальных образований Гурьевского городского поселения, Болылеисаковского, Добринского, Луговского, Кутузовского, Низовского, Новомосковского, Храбровского сельских поселений.
Действительно, Постановлением Уставного Суда Калининградской области от 25 мая 2007 года N 1-П признан не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закон Калининградской области от 5 ноября 2004 N 446 "О наделении муниципального образования "Гурьевский район" статусом городского округа", о чем указывает заявитель.
Однако суд считает, что указанное Постановление Уставного суда Калининградской области не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого заявителем закона Калининградской области N 229.
Указанное Постановление Уставного суда Калининградской области было принято в отношении другого закона Калининградской области от 05 ноября 2004 г. N 446 "О наделении муниципального образования "Гурьевский район" статусом городского округа", в переходный период, который соответствии с положениями части 1.1 статьи 83 Федерального закона был продлен до 1 января 2009 года.
Более того, Постановление Уставного Суда Калининградской области от 25 мая 2007 года N 1-П, которым признан не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закон Калининградской области от 5 ноября 2004 N 446 "О наделении муниципального образования "Гурьевский район" статусом городского округа", противоречит Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 71-Г05-7 от 20 июля 2005 года, которым было отменено решение Калининградского областного суда от 12 апреля 2005 г. и принято новое решение, которым отказано в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Калининградской области об оспаривании, в том числе и Закона Калининградской области от 05 ноября 2004 г. N 446 "О наделении муниципального образования "Гурьевский район" статусом городского округа".
В соответствии со статьей 2 Закона Калининградской области N 229 органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления муниципального района, осуществляющие на вышеуказанной общей территории полномочия по решению вопросов местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные законами Калининградской области, с 1 января 2014 года приступают к осуществлению полномочий по решению установленных Федеральным законом N 131-ФЗ вопросов местного значения городского округа.
Суд не может согласиться с доводами заявителя в той части, что положения ст. 2 оспариваемого закона противоречат требованиям Федерального закона N 131-ФЗ, на основании пункта 3 части 16 статьи 35 и пункта 12 части 5 статьи 36 которого полномочия представительного органа и главы муниципального образования досрочно прекращаются в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ, а также в случае упразднения муниципального образования.
По мнению заявителя, произошло фактическое преобразование Гурьевского муниципального района, полномочия Гурьевского районного Совета депутатов и главы Гурьевского муниципального района досрочно прекращаются, в связи с чем они не вправе с 1 января 2014 года решать вопросы местного значения городского округа.
Суд исходит из того, что право субъекта Российской Федерации установить вышеназванные нормы предусмотрено положениями пункта 4 статьи 3, абзаца 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления; к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся, в частности, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ.
Обязанность по обеспечению государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления предполагает, в том числе, создание правовых, организационных, материально-финансовых условий для оказания содействия населению осуществлять местное самоуправление.
Из Федерального закона N 131-ФЗ (часть 1 статья 10) следует, что местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах.
Все указанные муниципальные образования обладают равными правами и различаются лишь по объему полномочий органов местного самоуправления.
Во всех муниципальных образованиях, независимо от их вида, граждане вправе участвовать в непосредственном осуществлении местного самоуправления во всех формах, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ, законами Калининградской области и муниципальными правовыми актами.
Кроме того суд считает, что преобразования Гурьевского муниципального района в формах, установленных частями 4, 6 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ, то есть объединения Гурьевского муниципального района с другими муниципальными районами или разделения муниципального района в рамках оспариваемого Закона Калининградской области N 229 не осуществлялось. С учетом этого, правовых оснований, установленных пунктом 3 части 16 статьи 35 и пунктом 12 части 5 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ, на которые ссылается заявитель, для досрочного прекращения полномочий представительного органа и главы муниципального района не существует.
Как следует из статьи 1 Закона Калининградской области, границами муниципального образования "Гурьевский городской округ" являются границы Гурьевского административного района, утвержденные Законом Калининградской области от 10.06.2010 г. N 463 "Об административно-территориальном устройстве Калининградской области". Глава Гурьевского муниципального района и Гурьевский районный Совет депутатов были избраны в соответствии со статьей 8 Устава Гурьевского муниципального района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами, проживающими в границах указанного административного района.
Таким образом, население, проживающее на вышеуказанной территории, осуществило свои права в рамках норм части 1 статьи 3 Федерального закона N 131-ФЗ (граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия, в том числе, в муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления) и Закона Калининградской области от 18.03.2008 г. N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области".
Поскольку оспариваемый в настоящем деле закон принят субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, требования федерального и областного законодательства соблюдены, противоречий нормам федерального законодательства не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:

Заявление Д. об оспаривании Закона Калининградской области N 229 от 29.05.2013 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории" оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 10 июля 2013 года.
Судья
Б.И. Науменко















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)