Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - администрации городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области - Яценко Л.В. (представителя по доверенности от 12.12.2014),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.07.2015 по делу N А41-36435/15, принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
установил:
администрация городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- - признать незаконным отказ управления от 11.04.2015 N 14/001/2015-5035 в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:285, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение кладбища, общей площадью 24 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, совхоз Фряновский (далее - спорный земельный участок);
- - обязать управление произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования администрации на спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.07.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя управления.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании решения исполнительного комитета Щелковского городского совета депутатов трудящихся Московской области от 21.02.1975 N 5/255 актом на право пользования землей от 28.07.1976 N б/н Исполкому Фряновского поссовета в постоянное пользование отведено 2,2 га земли согласно плану и описанию границ, приложенному к названному акту.
В настоящий период земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:285, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение кладбища, общей площадью 24 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, совхоз Фряновский находится в пользовании администрации и используется для захоронения умерших граждан.
Администрация обратилась в управление с заявлением от 25.06.2014 N 14-079/2014-372 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:285 общей площадью 24 200 кв. м.
Письмом от 09.07.2014 N 14-079/2014-372 управление приостановило государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на основании пункта 3 статьи 19 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), указав, что представленный кадастровый паспорт земельного участка не содержит сведения о категории земельного участка, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Администрацией Щелковского муниципального района принято постановление 05.09.2014 N 2375 "Об отнесении к определенной категории земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:285, расположенного: Московская область, Щелковский район, совхоз Фряновский".
Администрация обратилось в управление с заявлением от 25.02.2015 N 50-014/001/2015-5035 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Письмом управления была приостановлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на основании пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации ввиду того, что 1) из представленных документов невозможно идентифицировать объект недвижимости, подлежащий передаче в постоянное (бессрочное) пользование; 2) представленный на государственную регистрацию кадастровый паспорт от 16.01.2015 N МО-15/ЗВ-30072 имеет разночтения с правоустанавливающими документами в части указания площади земельного участка, что также не позволяет идентифицировать передаваемый объект недвижимости.
Письмом от 11.04.2015 N 14/001/2015-5035 управление сообщило администрации об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, указав на то, что из представленных документов не представляется возможным идентифицировать объект недвижимости, подлежащий передаче в постоянное (бессрочное) пользование; представленный на государственный кадастровый паспорт от 16.01.2015 N МО-15/ЗВ-30072 имеет разночтения с представленными документами в части указания площади земельного участка, что также не позволяет идентифицировать передаваемый объект недвижимости.
Не согласившись с данным отказом от 11.04.2015, администрация 25.05.2015 оспорила его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- - акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- - свидетельства о праве на наследство;
- - вступившие в законную силу судебные акты;
- - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- - иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- - иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 17 Закон о регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Таким образом, при осуществлении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования необходимо представить как сам акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, так и кадастровый паспорт объекта недвижимости, право на которое подлежит регистрации.
Как следует из решения Исполнительного комитета Щелковского городского совета депутатов трудящихся Московской области от 21.02.1975 N 5/255 Фряновскому поссовету был отведен земельный участок площадью 2,20 га.
Решением Исполнительного комитета Щелковского районного Совета депутатов трудящихся Московской области от 23.07.1976 N 16/942 утверждены границы отвода Фряновскому поселковому Совету земельного участка под организацию кладбища пл. 2,2 га за счет земель совхоза "Фряновский".
Исполнительным комитетом Щелковского районного Совета депутатов трудящихся Московской области 28.07.1976 выдан акт на право пользования землей. Исполкому Фряновского поссовета в Щелковском районе Московской области, согласна акту в постоянное пользование отведено 2,2 гектара земли.
В представленном в управление кадастровом паспорте земельного участка от 16.01.2015 N МО-15/ЗВ-30072 указана площадь: 24 200 +/- 54 кв. м.
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
При проведении правовой экспертизы управлением установлено, что на основании указанных документов не представляется возможным идентифицировать объект недвижимости, подлежащей передаче в постоянное (бессрочное) пользование. Представленный на государственную регистрацию кадастровый паспорт от 16.01.2015 N МО-15/ЗВ-30072 имеет разночтения с указанными документами в части указания площади заявленного к регистрации земельного участка. Указанные разночтения администрацией не устранены.
Доводы администрации о том, что разница в площади предоставленного земельного участка и площади поставленного на кадастровый учет земельного участка (более 2 000 кв. м) является допустимой погрешностью, правомерно отклонена судом первой инстанции как необоснованная.
Документы, подтверждающие возникновение у администрации права на участок площадью 24 200 +/- 54 кв. м (а не 20 000 кв. м = 2.2 га), не представлены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.07.2015 по делу N А41-36435/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2015 N 10АП-10160/2015 ПО ДЕЛУ N А41-36435/15
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2015 г. по делу N А41-36435/15
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - администрации городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области - Яценко Л.В. (представителя по доверенности от 12.12.2014),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.07.2015 по делу N А41-36435/15, принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
установил:
администрация городского поселения Фряново Щелковского муниципального района Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- - признать незаконным отказ управления от 11.04.2015 N 14/001/2015-5035 в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:285, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение кладбища, общей площадью 24 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, совхоз Фряновский (далее - спорный земельный участок);
- - обязать управление произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования администрации на спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.07.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя управления.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании решения исполнительного комитета Щелковского городского совета депутатов трудящихся Московской области от 21.02.1975 N 5/255 актом на право пользования землей от 28.07.1976 N б/н Исполкому Фряновского поссовета в постоянное пользование отведено 2,2 га земли согласно плану и описанию границ, приложенному к названному акту.
В настоящий период земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:285, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение кладбища, общей площадью 24 200 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, совхоз Фряновский находится в пользовании администрации и используется для захоронения умерших граждан.
Администрация обратилась в управление с заявлением от 25.06.2014 N 14-079/2014-372 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:285 общей площадью 24 200 кв. м.
Письмом от 09.07.2014 N 14-079/2014-372 управление приостановило государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на основании пункта 3 статьи 19 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), указав, что представленный кадастровый паспорт земельного участка не содержит сведения о категории земельного участка, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Администрацией Щелковского муниципального района принято постановление 05.09.2014 N 2375 "Об отнесении к определенной категории земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:285, расположенного: Московская область, Щелковский район, совхоз Фряновский".
Администрация обратилось в управление с заявлением от 25.02.2015 N 50-014/001/2015-5035 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Письмом управления была приостановлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на основании пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации ввиду того, что 1) из представленных документов невозможно идентифицировать объект недвижимости, подлежащий передаче в постоянное (бессрочное) пользование; 2) представленный на государственную регистрацию кадастровый паспорт от 16.01.2015 N МО-15/ЗВ-30072 имеет разночтения с правоустанавливающими документами в части указания площади земельного участка, что также не позволяет идентифицировать передаваемый объект недвижимости.
Письмом от 11.04.2015 N 14/001/2015-5035 управление сообщило администрации об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, указав на то, что из представленных документов не представляется возможным идентифицировать объект недвижимости, подлежащий передаче в постоянное (бессрочное) пользование; представленный на государственный кадастровый паспорт от 16.01.2015 N МО-15/ЗВ-30072 имеет разночтения с представленными документами в части указания площади земельного участка, что также не позволяет идентифицировать передаваемый объект недвижимости.
Не согласившись с данным отказом от 11.04.2015, администрация 25.05.2015 оспорила его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- - акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- - свидетельства о праве на наследство;
- - вступившие в законную силу судебные акты;
- - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- - иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- - иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 17 Закон о регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Таким образом, при осуществлении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования необходимо представить как сам акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, так и кадастровый паспорт объекта недвижимости, право на которое подлежит регистрации.
Как следует из решения Исполнительного комитета Щелковского городского совета депутатов трудящихся Московской области от 21.02.1975 N 5/255 Фряновскому поссовету был отведен земельный участок площадью 2,20 га.
Решением Исполнительного комитета Щелковского районного Совета депутатов трудящихся Московской области от 23.07.1976 N 16/942 утверждены границы отвода Фряновскому поселковому Совету земельного участка под организацию кладбища пл. 2,2 га за счет земель совхоза "Фряновский".
Исполнительным комитетом Щелковского районного Совета депутатов трудящихся Московской области 28.07.1976 выдан акт на право пользования землей. Исполкому Фряновского поссовета в Щелковском районе Московской области, согласна акту в постоянное пользование отведено 2,2 гектара земли.
В представленном в управление кадастровом паспорте земельного участка от 16.01.2015 N МО-15/ЗВ-30072 указана площадь: 24 200 +/- 54 кв. м.
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
При проведении правовой экспертизы управлением установлено, что на основании указанных документов не представляется возможным идентифицировать объект недвижимости, подлежащей передаче в постоянное (бессрочное) пользование. Представленный на государственную регистрацию кадастровый паспорт от 16.01.2015 N МО-15/ЗВ-30072 имеет разночтения с указанными документами в части указания площади заявленного к регистрации земельного участка. Указанные разночтения администрацией не устранены.
Доводы администрации о том, что разница в площади предоставленного земельного участка и площади поставленного на кадастровый учет земельного участка (более 2 000 кв. м) является допустимой погрешностью, правомерно отклонена судом первой инстанции как необоснованная.
Документы, подтверждающие возникновение у администрации права на участок площадью 24 200 +/- 54 кв. м (а не 20 000 кв. м = 2.2 га), не представлены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.07.2015 по делу N А41-36435/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)