Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2015 N 18АП-15778/2014 ПО ДЕЛУ N А07-16102/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. N 18АП-15778/2014

Дело N А07-16102/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.11.2014 по делу N А07-16102/2014 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ФИНАНС МЕРКУРИЙ МАРКЕТ ГРУПП" - Муллатагирова Э.С. (доверенность от 28.01.2015 N 5, паспорт).

Общество с ограниченной ответственностью "ФИНАНС МЕРКУРИЙ МАРКЕТ ГРУПП" (далее - ООО "ФИНАНС МЕРКУРИЙ МАРКЕТ ГРУПП", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков номерами 02:55:030263:35, 02:55:030263:36, 02:55:030263:37, 02:55:030263:58 равной их рыночной стоимости (т. 1 л.д. 5-6).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечена администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) (т. 1, л.д. 1-4).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.11.2014 (резолютивная часть от 06.11.2014) исковое требование общества удовлетворено. Суд установил кадастровую стоимость земельных участков в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика (т. 2, л.д. 122-130).
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация (далее также - апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 3 л.д. 19-20).
В обоснование доводов жалобы ссылается на следующее.
Снижение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению суммы налогов, поступающих в местный бюджет, что отрицательно скажется на возможности реализации социальных проектов, финансируемых за счет данного бюджета.
Представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям п. 14, 19 Федерального стандарта оценки N 1, т.к. оценщиком в качестве источника информации об объектах - аналогах указаны интернет-ресурсы. Вместе с тем, использованные аналоги не удалось идентифицировать, т.к. не указаны точные адреса объектов, отсутствуют кадастровые номера, вид разрешенного использования участков-аналогов отличается от вида разрешенного использования объекта оценки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
ФГБУ "ФКП Росреестра" и Администрация явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество "ФИНАНС МЕРКУРИЙ МАРКЕТ ГРУПП" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:030263:35, 02:55:030263:36, 02:55:030263:37, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. Кольцевая, 65, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реконструкции, строительства и эксплуатации торгового комплекса. Кроме того, истец является арендатором земельного участка 02:55:030263:58 площадью 4258 кв. м, расположенного по адресу Республика Башкортостан, город Уфа, ул. Дмитрия Донского, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение сельскохозяйственной ярмарки.
Кадастровая стоимость земельных участков определена на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан N 521 от 30.12.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават РБ".
По заданию истца обществом с ограниченной ответственностью "Центр-Консалтинг" были подготовлены отчеты N 9850, N 9851 об определении рыночной стоимости земельных участков.
В результате проведенных исследований рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 01.01.2011 определена в размере, значительно отличающемся от размера установленной на основании постановления Правительства Республики Башкортостан N 521 от 30.12.2011 кадастровой стоимости.
Некоммерческим партнерством саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" подготовлены экспертные заключения N 1554/08/14 на отчет N 9850 и N 1592/08/14 на отчет N 9851. Эксперт пришел к выводу о том, что отчеты об оценке N 9850 и N 9851 соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков" (т. 1, л.д. 179-190; т. 2 л.д. 87-98).
30 октября 2014 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия), созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.11.2011 N П/454 в Республике Башкортостан, при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, по результатам рассмотрения обращений общества "ФИНАНС МЕРКУРИЙ МАРКЕТ ГРУПП" в адрес указанного общества направлены Уведомления NN 126, 127 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.
Отказ в принятии заявления мотивирован несоблюдением Обществом при обращении в Комиссию требований статей 11, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости этого недвижимого имущества, ООО "ФИНАНС МЕРКУРИЙ МАРКЕТ ГРУПП" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия доказательств, обосновывающих размер рыночной стоимости земельного участка, превышения размера кадастровой стоимости над размером рыночной стоимости недвижимого имущества, а также из выполнения истцом требования об обращении в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в силу неправильного применения норм права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса).
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости (части 2, 3 статьи 1, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ)).
Согласно ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Тем самым законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
По смыслу цитируемой нормы досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным, в том числе, в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае не рассмотрения комиссией принятого заявления в установленный срок.
Судом установлено, что в принятии к рассмотрению направленных обществом "ФИНАНС МЕРКУРИЙ МАРКЕТ ГРУПП" в адрес Комиссии заявлений о пересмотре кадастровой стоимости было отказано по причине несоответствия представленных документов требованиям, статей 11, 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 21 Федерального стандарта оценки N 5.
Данный отказ обществом "ФИНАНС МЕРКУРИЙ МАРКЕТ ГРУПП" не обжалован, действия уполномоченного органа незаконными не признаны.
Поскольку обращение истца в Комиссию являлось ненадлежащим, у суда отсутствовали основания для вывода о соблюдении истцом установленного федеральным законом порядка обязательного досудебного урегулирования спора.
Судебная коллегия отклоняет довод представителя истца о наличии оснований для рассмотрения судом требований истца в силу наличия последующего обращения в Комиссию с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости, что подтверждается штампами Управления Росреестра за номерами 25536 и 25537 от 24.10.2014.
Согласно абз.26 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
Срок рассмотрения заявлений, поступивших от истца 24.10.2014, истек 24.11.2014, тогда как резолютивная часть решения судом вынесена 06.11.2014.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого судебного акта установленный абз. 37 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора соблюден не был.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм процессуального права (ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковое заявление ООО "ФИНАНС МЕРКУРИЙ МАРКЕТ ГРУПП" подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 184, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.11.2014 по делу N А07-16102/2014 отменить.
Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ФИНАНС МЕРКУРИЙ МАРКЕТ ГРУПП" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:030263:35, 02:55:030263:36, 02:55:030263:37, 02:55:030263:58 равной их рыночной стоимости, оставить без рассмотрения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ФИНАНС МЕРКУРИЙ МАРКЕТ ГРУПП" из федерального бюджета 16 000 рублей государственной пошлины по иску, оплаченной платежными поручениями N 1075, 1076, 1077, 1078 от 31.07.2014.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА

Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)