Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Инвест" (ОГРН 1123256013980, ИНН 3250532282, г. Брянск, ул. Красноармейская, 91, 241019); - Каверина И.А. - представителя по доверенности от 15.09.2014;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365, г. Брянск, ул. 3 Июля, 27, 241050); - Филилеева Ф.В. - представителя по доверенности от 18.03.2014 N 2.13-48/2986;
- от третьего лица - управления имущественных отношений Брянской области (ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309, г. Брянск, бул.Гагарина, 25, 241050); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.07.2014 (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 (судьи Тимашкова Е.Н., Капустина Л.А., Тучкова О.Г.) по делу N А09-4441/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Инвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Брянской области (далее - Управление, регистрирующий орган) по отказу в государственной регистрации договора аренды от 30.01.2014 N 3015, заключенного между ООО "Бизнес-Инвест" и управлением имущественных отношений Брянской области, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, уч. 59, с кадастровым номером 32:28:0031201:42, площадью 1 631 кв. м, разрешенное использование - для использования существующих зданий и сооружений и строительства объектов различного назначения, выраженное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 17.03.2014 N 01/006/2014-335 и обязать Управление совершить эти действия.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление имущественных отношений Брянской области.
Решением суда от 17.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества и Управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании заявления ООО "Бизнес-Инвест" от 27.01.2014, в соответствии с выпиской из протокола заседания областной земельной комиссии от 25.12.2013 г. пунктом 1 приказа начальника Управления имущественных отношений Брянской области от 30.01.2014 N 159 Обществу в аренду на 5 лет предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, 59 площадью 1631 кв. м с кадастровым номером 32:28:0031201:42, с разрешенным использованием: для использования существующих зданий и сооружений и строительства объектов различного назначения.
На основании вышеуказанного приказа от 30.01.2014 N 159 Управление имущественных отношений Брянской области 30.01.2014 заключило с Обществом договор N 3015 о предоставлении до 29.01.2019 в аренду земельного участка площадью 1631 кв. м с кадастровым номером 32:28:0031201:42, расположенного в г. Брянске, ул. Дуки, 59, для использования существующих зданий и сооружений и строительства объектов различного назначения.
31.01.2014 Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды вышеуказанного земельного участка.
Сообщением от 17.03.2014 N 01/006/2014-335 Управление известило Общество об отказе в регистрации заявленного права на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) на том основании, что в договоре аренды не указаны цели предоставления земельного участка, выписка из протокола заседания областной комиссии не содержит рекомендаций о порядке и условиях предоставления земельного участка. Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение права аренды земельного участка имеют собственники строений, однако сведения о наличии на земельном участке строений отсутствуют.
Посчитав, что отказ Управления является незаконным, Общество оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из того, что Обществом на регистрацию был представлен полный пакет документов, предусмотренным Законом N 122-ФЗ.
Между тем, такие выводы судов нельзя признать законными и обоснованными исходя из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшем в месте издания таких актов на момент их издания.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представленные на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 1 статьи 13 и пункту 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним к компетенции регистрирующего органа относятся правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.
В пункте 38 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, разъяснено, что при проверке юридической силы правоустанавливающих документов регистрирующий орган проверяет: соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа; обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт.
Аналогичные положения содержатся в пункте 93 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минюста Российской Федерации от 14.09.2006 N 293.
Таким образом, проводя правовую экспертизу представленного в качестве правоустанавливающего документа договора аренды земельного участка, регистрирующий орган проверяет соответствие этого договора требованиям законодательства, устанавливающим форму и содержание указанных сделок, а также наличие соответствующих полномочий у подписавших его лиц.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок был предоставлен в аренду Обществу на основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 30.01.2014 N 159 как для целей, не связанных со строительством (для использования существующих зданий и сооружений), так и для целей строительства на нем объектов различного назначения.
Земельным кодексом РФ установлен различный порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Однако согласно данным ЕГРП и ГКН на вышеуказанном земельном участке отсутствуют здания, строения, принадлежащие ООО "Бизнес-Инвест" или кому-либо.
Таким образом, предоставление Обществу в аренду земельного участка, на котором отсутствуют здания и сооружения, противоречит императивной норме закона, предусматривающей исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды на них за собственниками, расположенных на них зданий, строений и сооружений. Что также противоречит основным принципам земельного законодательства, согласно которому единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, где все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Предоставление земельных участков в аренду для строительства регулируются ст. 30 ЗК РФ.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс был дополнен статьями 30.1 и 30.2, установившими особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства. Согласно упомянутым статьям продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для указанных целей осуществляется на аукционах. Порядок организации и проведения таких аукционов регламентирован введенными в Земельный кодекс названным Федеральным законом статьями 38.1 и 38.2.
В силу пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Закон N 137-ФЗ) до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным этим лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления до 30.12.2004.
Таким образом, основания предоставления упомянутого земельного участка в аренду для жилищного строительства (комплексного освоения в целях жилищного строительства) без соблюдения установленного Земельным кодексом действовавшего на момент подписания договора аренды от 30.01.2014 порядка предоставления в аренду земельного участка отсутствовали.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
По существу предоставление обществу в аренду земельного участка направлено на обход процедур торгов, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости.
Поскольку общество не представило документы, подтверждающие соблюдение требований действовавшего на момент подписания договора аренды от 30.01.2014 земельного законодательства, основания для признания незаконным и отмены решения управления об отказе в осуществлении государственной регистрации этого договора отсутствовали.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 17.07.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по делу N А09-4441/2014 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Инвест" в удовлетворении требования о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, изложенного в сообщении от 17.03.2014 N 01/006/2014-335.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 27.11.2014 ПО ДЕЛУ N А09-4441/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. по делу N А09-4441/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Инвест" (ОГРН 1123256013980, ИНН 3250532282, г. Брянск, ул. Красноармейская, 91, 241019); - Каверина И.А. - представителя по доверенности от 15.09.2014;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365, г. Брянск, ул. 3 Июля, 27, 241050); - Филилеева Ф.В. - представителя по доверенности от 18.03.2014 N 2.13-48/2986;
- от третьего лица - управления имущественных отношений Брянской области (ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309, г. Брянск, бул.Гагарина, 25, 241050); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.07.2014 (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 (судьи Тимашкова Е.Н., Капустина Л.А., Тучкова О.Г.) по делу N А09-4441/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Инвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Брянской области (далее - Управление, регистрирующий орган) по отказу в государственной регистрации договора аренды от 30.01.2014 N 3015, заключенного между ООО "Бизнес-Инвест" и управлением имущественных отношений Брянской области, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, уч. 59, с кадастровым номером 32:28:0031201:42, площадью 1 631 кв. м, разрешенное использование - для использования существующих зданий и сооружений и строительства объектов различного назначения, выраженное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 17.03.2014 N 01/006/2014-335 и обязать Управление совершить эти действия.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление имущественных отношений Брянской области.
Решением суда от 17.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества и Управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании заявления ООО "Бизнес-Инвест" от 27.01.2014, в соответствии с выпиской из протокола заседания областной земельной комиссии от 25.12.2013 г. пунктом 1 приказа начальника Управления имущественных отношений Брянской области от 30.01.2014 N 159 Обществу в аренду на 5 лет предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Дуки, 59 площадью 1631 кв. м с кадастровым номером 32:28:0031201:42, с разрешенным использованием: для использования существующих зданий и сооружений и строительства объектов различного назначения.
На основании вышеуказанного приказа от 30.01.2014 N 159 Управление имущественных отношений Брянской области 30.01.2014 заключило с Обществом договор N 3015 о предоставлении до 29.01.2019 в аренду земельного участка площадью 1631 кв. м с кадастровым номером 32:28:0031201:42, расположенного в г. Брянске, ул. Дуки, 59, для использования существующих зданий и сооружений и строительства объектов различного назначения.
31.01.2014 Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды вышеуказанного земельного участка.
Сообщением от 17.03.2014 N 01/006/2014-335 Управление известило Общество об отказе в регистрации заявленного права на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) на том основании, что в договоре аренды не указаны цели предоставления земельного участка, выписка из протокола заседания областной комиссии не содержит рекомендаций о порядке и условиях предоставления земельного участка. Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение права аренды земельного участка имеют собственники строений, однако сведения о наличии на земельном участке строений отсутствуют.
Посчитав, что отказ Управления является незаконным, Общество оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из того, что Обществом на регистрацию был представлен полный пакет документов, предусмотренным Законом N 122-ФЗ.
Между тем, такие выводы судов нельзя признать законными и обоснованными исходя из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшем в месте издания таких актов на момент их издания.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представленные на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 1 статьи 13 и пункту 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним к компетенции регистрирующего органа относятся правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.
В пункте 38 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, разъяснено, что при проверке юридической силы правоустанавливающих документов регистрирующий орган проверяет: соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа; обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт.
Аналогичные положения содержатся в пункте 93 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минюста Российской Федерации от 14.09.2006 N 293.
Таким образом, проводя правовую экспертизу представленного в качестве правоустанавливающего документа договора аренды земельного участка, регистрирующий орган проверяет соответствие этого договора требованиям законодательства, устанавливающим форму и содержание указанных сделок, а также наличие соответствующих полномочий у подписавших его лиц.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок был предоставлен в аренду Обществу на основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 30.01.2014 N 159 как для целей, не связанных со строительством (для использования существующих зданий и сооружений), так и для целей строительства на нем объектов различного назначения.
Земельным кодексом РФ установлен различный порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Однако согласно данным ЕГРП и ГКН на вышеуказанном земельном участке отсутствуют здания, строения, принадлежащие ООО "Бизнес-Инвест" или кому-либо.
Таким образом, предоставление Обществу в аренду земельного участка, на котором отсутствуют здания и сооружения, противоречит императивной норме закона, предусматривающей исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды на них за собственниками, расположенных на них зданий, строений и сооружений. Что также противоречит основным принципам земельного законодательства, согласно которому единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, где все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Предоставление земельных участков в аренду для строительства регулируются ст. 30 ЗК РФ.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс был дополнен статьями 30.1 и 30.2, установившими особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства. Согласно упомянутым статьям продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для указанных целей осуществляется на аукционах. Порядок организации и проведения таких аукционов регламентирован введенными в Земельный кодекс названным Федеральным законом статьями 38.1 и 38.2.
В силу пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Закон N 137-ФЗ) до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным этим лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления до 30.12.2004.
Таким образом, основания предоставления упомянутого земельного участка в аренду для жилищного строительства (комплексного освоения в целях жилищного строительства) без соблюдения установленного Земельным кодексом действовавшего на момент подписания договора аренды от 30.01.2014 порядка предоставления в аренду земельного участка отсутствовали.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
По существу предоставление обществу в аренду земельного участка направлено на обход процедур торгов, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости.
Поскольку общество не представило документы, подтверждающие соблюдение требований действовавшего на момент подписания договора аренды от 30.01.2014 земельного законодательства, основания для признания незаконным и отмены решения управления об отказе в осуществлении государственной регистрации этого договора отсутствовали.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 17.07.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по делу N А09-4441/2014 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Инвест" в удовлетворении требования о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, изложенного в сообщении от 17.03.2014 N 01/006/2014-335.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)