Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2014 ПО ДЕЛУ N А55-30040/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. по делу N А55-30040/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от индивидуального предпринимателя Латышкиной Марины Валентиновны - Кудинова Т.В., доверенность от 20.06.2013 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 ноября 2013 г.
по делу N А55-30040/2012 (судья Бойко С.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Латышкиной Марины Валентиновны (ОГРНИП 304631600400032), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными решений,

установил:

Индивидуальный предприниматель Латышкина Марина Валентиновна обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконными решений об отказах в предоставлении в собственность земельных участков:
- - с кадастровым номером 63:01:0517002:5, расположенного по адресу г. Самара, пересечение ул. Арцыбушевская с ул. Полевая, содержащийся в сообщении N 12-4/0347/12 от 27.09.2012;
- - с кадастровым номером 63:01:0707005:23, расположенного по адресу г. Самара, ул. Г.Димитрова, у дома N 95, содержащийся в сообщении N 12-4/0344/12 от 11.09.2012;;
- - с кадастровым номером 63:01:0707007:4, расположенного по адресу г. Самара, Московское шоссе, у дома N 274, содержащийся в сообщении N 12-4/0345/45 от 04.07.2012.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2013 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в действующем законодательстве отсутствует механизм предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, под временными объектами без проведения аукциона.
Податель жалобы ссылается на то, что поскольку у заявителя отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков (статья 36 Земельного кодекса), в силу отсутствия на указанных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих последнему на праве собственности, с учетом статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство не усматривает целесообразности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Латышкиной Марины Валентиновны доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Министерства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя индивидуального предпринимателя Латышкиной Марины Валентиновны, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Индивидуальный предприниматель Латышкина Марина Валентиновна на праве аренды владеет и пользуется земельными участками:
- - с кадастровым номером 63:01:0517002:5, расположенный по адресу г. Самара, пересечение ул. Арцыбушевская с ул. Полевая, содержащийся в сообщении N 12-4/0347/12 от 27.09.2012;
- - с кадастровым номером 63:01:0707005:23, расположенный по адресу г. Самара, ул. Г.Димитрова, у дома N 95, содержащийся в сообщении N 12-4/0344/12 от 11.09.2012;
- - с кадастровым номером 63:01:0707007:4, расположенный по адресу г. Самара, Московское шоссе, у дома N 274, содержащийся в сообщении N 12-4/0345/45 от 04.07.2012.
Заявитель обратился в Министерство с заявлениями о предоставлении вышеназванных участков в собственность.
Сообщениями N 12-4/0344/12 от 11.09.2012; N 12-4/0347/12 от 27.09.2012; N 124/0345/45 от 04.07.2012 в приватизации испрашиваемых земельных участков заявителю было отказано. Отказы мотивированы тем, что у министерства отсутствует волеизъявление на продажу земельных участков; в случае продажи земельного участка, находящегося в аренде, бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей; у заявителя отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков (статья 36 Земельного кодекса), поскольку на указанном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанных отказов в предоставлении земельных участков в собственность незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно п. п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Судом первой инстанции правильно учтено, что на момент обращения заявителя в Министерство действовала редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06.10.2010 N 484, которая позволяла предоставлять земельные участки без проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка заявителям при условии расположения на таком земельном участке строений, сооружений, не подлежащих постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты); наличии акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акта принятия в эксплуатацию временного объекта, выданного уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект; подачи заявления о предоставлении земельного участка лицом, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В данном случае распоряжением Администрации Промышленного района г. Самары от 18.08.2005 N 1116 предпринимателю Латышкиной М.В. в аренду был предоставлен земельный участок, занимаемый временным киоском по ул. Г. Димитрова, у дома N 95 (л.д. 90-91). Распоряжением Администрации Промышленного района г. Самары от 12.07.2005 N 938 предпринимателю Латышкиной М.В. в аренду был предоставлен земельный участок, занимаемый торговым киоском "Хлеб" по Московскому шоссе, у дома N 274 (л.д. 97-98).
Временный магазин по адресу г. Самара, ул. Арцыбушевская/ул. Полевая заявитель купил у ООО "Триал" по договору купли-продажи от 19.05.2006. В свою очередь, земельный участок по вышеназванным временным магазином предоставлялся ООО "Триал" постановлением Администрации Ленинского района г. Самары от 18.09.1998 N 1476 (л.д. 108). Срок аренды был продлен распоряжениями Администрации Ленинского района г. Самары от 24.12.2001 N 1007 и от 20.11.2003 (л.д. 109-112).
С учетом указанных обстоятельств судом верно отмечено в решении, что заявитель отвечает условиям пункта 3.1 Порядка.
В соответствии с абз. 6 п. 3.1. Порядка, в редакции действовавшей на момент обращения заявителя в Министерство с заявлениями о предоставлении арендуемых земельных участков в собственность за выкуп (30.05.2012 г.), было предусмотрено предоставление земельных участков, отвечающим указанным в нем требованиям, в собственность за выкуп без проведения процедур торгов.
Спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет.
Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др., которые могли бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в его выкупе.
Ссылка министерства в оспариваемых отказах на отсутствие у заявителя права приватизации спорных участков в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации является необоснованной, т.к. ИП Латышкина М.В. обращалась в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка не в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а по основаниям, предусмотренным Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о наличии у ИП Латышкиной М.В. права на выкуп земельных участков по правилам, установленным Порядком предоставления земельных участков.
Передавая дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования вопроса о том, не находятся ли спорные земельные участки в местах общего пользования.
Из имеющихся в материалах дела сообщений Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.10.2013 N Д05-01-01/9874-0-2, N Д05-01-01/9876-0-2, N Д05-01-01/9877-0-2 следует, что спорные земельные участки не принадлежат к территории общего пользования.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование спорных земельных участков или находящихся на них временных торговых объектов опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Министерством не представлено.
Судом правильно указано на то, что оспариваемые отказы противоречат пунктам 3.1, 3.4. Порядка, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя, что в силу ст. 201 АПК РФ дает суду основание для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с абз. 6 п. 3.1. Порядка, в редакции действовавшей на момент обращения заявителя в Министерство с заявлениями о предоставлении арендуемых земельных участков в собственность за выкуп (30.05.2012 г.), было предусмотрено предоставление земельных участков, отвечающим указанным в нем требованиям, в собственность за выкуп без проведения процедур торгов.
Довод Министерства о том, что применению подлежит редакция Порядка, действовавшая на момент принятия оспариваемых отказов в предоставлении земельных участков (11.09.2012, 27.09.2012, 04.07.2012), устанавливающая запрет на предоставление земельных участков без проведения торгов, опровергается постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2013 г. по данному делу N А55-30040/2012.
Согласно указанному постановлению при первичном рассмотрении спора применение судами первой и апелляционной инстанций Порядка предоставления земельных участков в новой редакции, действующей на момент вынесения оспариваемых отказов (11.09.2012, 27.09.2012, 04.07.2012), а не в редакции, действующей на момент подачи ИП Латышкиной М.В. заявлений о предоставлении земельных участков в собственность за плату (30.05.2012). послужило основанием для отмены указанных судебных актов, т.к. их выводы противоречили основному принципу действия закона во времени, поскольку свидетельствуют о распространении новых норм (новой редакции абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков) на отношения, возникшие до введения их в действие, придают норме обратную силу.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 ноября 2013 г. по делу N А55-30040/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)