Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В., Нагорновой О.Н.,
при секретаре Г.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 03 марта 2014 года дело по апелляционным жалобам Е.В. и П.Л. на решение Сыктывдинского районного суда от 11 декабря 2013 года, по которому
- исковые требования Е.В., П.Л., З., В.Е., П.З., П.И.В., К.М., К.А., И., Ж.Е. к администрациям муниципальных образований муниципального района "Сыктывдинский" и сельских поселений "Озел", "Шошка" и "Лэзым", кадастровому инженеру Х., обществу с ограниченной ответственностью "Сыктывдинский" о признании недействительным решения от 26.07.2013 участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером... из земель сельскохозяйственного назначения оставлены без удовлетворения;
- в удовлетворении исковых требований П.Л. к администрациям муниципальных образований муниципального района "Сыктывдинский" и сельских поселений "Озел", "Шошка" и "Лэзым" о возложении обязанности выполнить требования п. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" отказано.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения представителей истцов П.И.Н., Е.Н., Ю., представителей ответчика ООО "Сыктывдинский" В.Д. и ответчика АСП "Выльгорт" Г.Л., судебная коллегия
установила:
Е.В., П.Л., З., В.Е., П.З., П.И.В., К.М., К.А., И., Ж.Е. обратились в суд к администрации муниципального образования сельского поселения "Выльгорт", кадастровому инженеру Х., ООО "Сыктывдинский" о признании недействительными решения общего собрания от 26.07.2013 участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером... из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков; об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков; об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков.
Истцом П.Л. заявлены также дополнительные исковые требования к администрациям муниципальных образований муниципального района "Сыктывдинский" и сельских поселений "Озел", "Шошка" и "Лэзым" о возложении обязанности выполнить требования п. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно, провести общее собрание с внесением в повестку дня вопроса об утверждении проекта межевания земельных участков; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, в числе которых предусмотренные утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельные участки.
В судебном заседании представители истцов поддержали исковые требования.
Представители ответчиков АМР "Сыктывдинский", АСП "Выльгорт", ООО "Сыктывдинский" и ответчик Х. с иском не согласились.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело при имеющейся явке и принял указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ответчики Е.В. и П.Л. просят об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, по заказу ООО "Сыктывдинский" кадастровым инженером Х. составлен проект межевания земельных участков путем образования многоконтурного земельного участка, состоящего из 33 контуров, общей площадью 15934300 кв. м, выделяемого 330 участниками долевой собственности в счет 306,4288484 долей из исходного земельного участка, площадью 28910000 кв. м и которому соответствует кадастровый номер...
Общим собранием участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером... 26.07.2013 приняты решения по вопросам повестки дня, в числе которых и решения об утверждении проекта межевания земельных участков, подготовленного кадастровым инженером Х. по заказу ООО "Сыктывдинский"; об утверждении перечня собственников земельного участка, образуемого в соответствии с проектом межевания земельного участка; об утверждении размеров долей собственников в праве общей долевой собственности на образуемый в соответствии с проектом межевания земельных участков земельный участок.
Истцы, являясь собственниками долей в праве общей собственности на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером..., полагая, что решение общего собрания принято с нарушением требований закона и нарушает их права, обратились в суд с требованием о признании данного решения незаконным.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение общего собрания участников общей долевой собственности от 26.07.2013 не противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
При этом суд исходил из того, что решение о порядке владения и пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, принимается не по соглашению всех участников общей долевой собственности на земельный участок, как это предусмотрено в ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении имущества, находящегося в долевой собственности, а большинством голосов на общем собрании сособственников.
В отсутствие запретов, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на образование земельных участков в счет земельных долей частью собственников таких долей, права иных участников, не включенных в список собственников земельных участков, из которых осуществляется выдел, не могут быть признаны нарушенными, поскольку такой выдел не препятствует возможности реализации их права на выделение земельных участков в счет земельных долей в земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.
При этом проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей, а не земельного участка, право общей собственности на который сохраняется или возникает после такого выдела. Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает. В межевом плане имеются сведения о границах образуемых земельных участков путем их выдела в счет земельных долей, а также сведения о земельных участках, право долевой собственности на которые сохраняется.
При проведении общего собрания 26.07.2013 его повесткой дня обозначены вопросы, в числе которых такого вопроса, как принятия решения о предложениях относительно доработки проекта межевания земельных участков не значилось.
Не включение в повестку дня общего собрания от 26.07.2013 предложений по доработке проекта межевания само по себе не может являться основанием для признания решения об утверждении такого проекта незаконным, поскольку такие предложения являлись предметом рассмотрения участниками собрания и отклонены участниками долевой собственности путем принятия ими решения об утверждении проекта межевания. Несогласие большинства участников долевой собственности с поданными предложениями не вступает в противоречие с законодательством и обусловлено порядком принятия решения на общем собрании.
Доводы стороны истцов о том, что при определении размеров выделяемых земельных участков следует учитывать состояния и свойства почвы, что при составлении проекта межевого плана ни заказчиком кадастровых работ, ни их исполнителем не принято во внимание, суд отклонил, ссылаясь на отсутствие допустимых доказательств, достоверно свидетельствующих о более плодородных свойствах почвы образуемых земельных участков по сравнению с земельным участком, право общей собственности на который сохраняется или возникает.
Изменение размера доли Ж.С. в сторону увеличения не свидетельствует об уменьшении размера долей иных участников долевой собственности, поскольку по существу приведенные в проекте межевания измененные размеры долей отражают сведения об образуемых земельных участках, выраженных посредством размера долей путем достигнутого соглашения собственников земельных долей образуемых земельных участков и исключительно в пределах размера доли, правом собственности на которую они обладают.
Наличие имеющихся проектов межевых планов, процедура согласования по которым начата ранее, не может служить препятствием к образованию земельных участков в счет земельных долей иными лицами, обладающими равными со всеми участниками долевой собственности на образование земельных участков путем выдела правами.
То обстоятельство, что в соответствии с Законом обязанность по проведению кадастровых работ, подготовке проекта межевого плана и проведению общего собрания с целью утверждения названного проекта возложена на органы местного самоуправления по месту расположения многоконтурного земельного участка не влечет отмену оспариваемого решения общего собрания ввиду не достижения участниками долевой собственности к 01.07.2012 соответствующего соглашения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований П.Л. к администрациям муниципальных образований муниципального района "Сыктывдинский" и сельских поселений "Озел", "Шошка" и "Лэзым" о возложении обязанности выполнить требования п. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд указал, что указанные положения Закона определяют обязанность органов местного самоуправления по месту расположения многоконтурного земельного участка до 01.07.2013 провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 Закона; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, при этом запретов на осуществление указанных действий участниками долевой собственности не содержат. При этом неисполнение органами местного самоуправления установленных Законом обязанностей не может умалять права участников долевой собственности, обладающих исключительным правом владения, пользования и распоряжения.
Учитывая, что обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются соблюдение установленного законом порядка проведения собрания, и наличие, либо отсутствие существенных нарушений такого порядка, которые не позволяют выявить истинную волю участников собрания, суд посчитал не нашедшими свое подтверждение факты нарушений как прав и законных интересов истцов, так и установленного законом порядка проведения собрания, которые не позволили бы выявить истинную волю участников собрания.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
В силу положений п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 13 указанного Закона земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Как следует из материалов дела, 26.07.2013 на общем собрании участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером... утвержден проект межевания земельных участков, подготовленный кадастровым инженером Х.
Вместе с тем, инициативной группой, в состав которой входят и истцы, в адрес кадастрового инженера Х., заказчика кадастровых работ ООО "Сыктывдинский" и администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" поступали предложения о доработке проекта межевания, которые по существу собственниками долей сводились к необходимости их включения в проект межевания общего земельного участка и в связи с этим увеличении площади выделяемых земельных участков. В указанных предложениях также содержались возражения относительно выдела земельных участков по предлагаемому в проекте варианту образования земельных участков в счет земельных долей ввиду начавшейся ранее иными собственниками долей процедуры выдела земельных участков, расположенных, в том числе в границах образуемых земельных участков.
Фактически на общем собрании приняты решения об образовании земельного участка, выделяемого 330 участниками долевой собственности в счет 306,4288484 земельных долей, в который вошли земельные доли, длительное время используемые истцами по прямому назначению, но без учета истцов как участников долевой собственности. Предложения истцов о включении их в проект межевания общего земельного участка на общем собрании не были учтены. При этом на момент утверждения проекта межевого плана по образованию земельных участков возражения истцов относительно размера и местоположения границ земельных участков по предлагаемому в проекте варианту образования земельных участков в счет земельных долей, выделяемых 330 участниками долевой собственности, не были сняты и не признаны необоснованными по правилам п. 15 ст. 13.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что решениями общего собрания от 26.07.2013 нарушены права истцов на выдел земельных участков в счет своих земельных долей.
При установленных обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для признания оспариваемых решений общего собрания недействительными является ошибочным.
Пунктом 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регламентирующей применение отдельных положений данного Федерального закона, предусмотрено, что если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан: 1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона; 2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; 3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
Из материалов дела не следует выполнение администрацией муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" возложенных на нее вышеуказанным Федеральным законом обязанностей, что привело к тому, что участники долевой собственности не смогли реализовать свое право на выдел земельных участков в счет своих земельных долей в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В связи с тем, что решение общего собрания об образовании земельного участка признано недействительным, судебная коллегия полагает, что исковые требования П.Л. о возложении на орган местного самоуправления обязанности выполнить требования п. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" подлежат удовлетворению.
При таком положении решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска нельзя считать обоснованным и законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывдинского районного суда от 11 декабря 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Е.В., П.Л., З., В.Е., П.З., П.И.В., К.М., К.А., И., Ж.Е. удовлетворить.
Признать недействительным решение от 26.07.2013 участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером... из земель сельскохозяйственного назначения.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" обязанность выполнить требования п. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 03.03.2014 N 33-594/2014Г.
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. N 33-594/2014г.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В., Нагорновой О.Н.,
при секретаре Г.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 03 марта 2014 года дело по апелляционным жалобам Е.В. и П.Л. на решение Сыктывдинского районного суда от 11 декабря 2013 года, по которому
- исковые требования Е.В., П.Л., З., В.Е., П.З., П.И.В., К.М., К.А., И., Ж.Е. к администрациям муниципальных образований муниципального района "Сыктывдинский" и сельских поселений "Озел", "Шошка" и "Лэзым", кадастровому инженеру Х., обществу с ограниченной ответственностью "Сыктывдинский" о признании недействительным решения от 26.07.2013 участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером... из земель сельскохозяйственного назначения оставлены без удовлетворения;
- в удовлетворении исковых требований П.Л. к администрациям муниципальных образований муниципального района "Сыктывдинский" и сельских поселений "Озел", "Шошка" и "Лэзым" о возложении обязанности выполнить требования п. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" отказано.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения представителей истцов П.И.Н., Е.Н., Ю., представителей ответчика ООО "Сыктывдинский" В.Д. и ответчика АСП "Выльгорт" Г.Л., судебная коллегия
установила:
Е.В., П.Л., З., В.Е., П.З., П.И.В., К.М., К.А., И., Ж.Е. обратились в суд к администрации муниципального образования сельского поселения "Выльгорт", кадастровому инженеру Х., ООО "Сыктывдинский" о признании недействительными решения общего собрания от 26.07.2013 участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером... из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков; об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков; об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков.
Истцом П.Л. заявлены также дополнительные исковые требования к администрациям муниципальных образований муниципального района "Сыктывдинский" и сельских поселений "Озел", "Шошка" и "Лэзым" о возложении обязанности выполнить требования п. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно, провести общее собрание с внесением в повестку дня вопроса об утверждении проекта межевания земельных участков; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, в числе которых предусмотренные утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельные участки.
В судебном заседании представители истцов поддержали исковые требования.
Представители ответчиков АМР "Сыктывдинский", АСП "Выльгорт", ООО "Сыктывдинский" и ответчик Х. с иском не согласились.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело при имеющейся явке и принял указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ответчики Е.В. и П.Л. просят об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, по заказу ООО "Сыктывдинский" кадастровым инженером Х. составлен проект межевания земельных участков путем образования многоконтурного земельного участка, состоящего из 33 контуров, общей площадью 15934300 кв. м, выделяемого 330 участниками долевой собственности в счет 306,4288484 долей из исходного земельного участка, площадью 28910000 кв. м и которому соответствует кадастровый номер...
Общим собранием участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером... 26.07.2013 приняты решения по вопросам повестки дня, в числе которых и решения об утверждении проекта межевания земельных участков, подготовленного кадастровым инженером Х. по заказу ООО "Сыктывдинский"; об утверждении перечня собственников земельного участка, образуемого в соответствии с проектом межевания земельного участка; об утверждении размеров долей собственников в праве общей долевой собственности на образуемый в соответствии с проектом межевания земельных участков земельный участок.
Истцы, являясь собственниками долей в праве общей собственности на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером..., полагая, что решение общего собрания принято с нарушением требований закона и нарушает их права, обратились в суд с требованием о признании данного решения незаконным.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение общего собрания участников общей долевой собственности от 26.07.2013 не противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
При этом суд исходил из того, что решение о порядке владения и пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, принимается не по соглашению всех участников общей долевой собственности на земельный участок, как это предусмотрено в ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении имущества, находящегося в долевой собственности, а большинством голосов на общем собрании сособственников.
В отсутствие запретов, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на образование земельных участков в счет земельных долей частью собственников таких долей, права иных участников, не включенных в список собственников земельных участков, из которых осуществляется выдел, не могут быть признаны нарушенными, поскольку такой выдел не препятствует возможности реализации их права на выделение земельных участков в счет земельных долей в земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.
При этом проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей, а не земельного участка, право общей собственности на который сохраняется или возникает после такого выдела. Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает. В межевом плане имеются сведения о границах образуемых земельных участков путем их выдела в счет земельных долей, а также сведения о земельных участках, право долевой собственности на которые сохраняется.
При проведении общего собрания 26.07.2013 его повесткой дня обозначены вопросы, в числе которых такого вопроса, как принятия решения о предложениях относительно доработки проекта межевания земельных участков не значилось.
Не включение в повестку дня общего собрания от 26.07.2013 предложений по доработке проекта межевания само по себе не может являться основанием для признания решения об утверждении такого проекта незаконным, поскольку такие предложения являлись предметом рассмотрения участниками собрания и отклонены участниками долевой собственности путем принятия ими решения об утверждении проекта межевания. Несогласие большинства участников долевой собственности с поданными предложениями не вступает в противоречие с законодательством и обусловлено порядком принятия решения на общем собрании.
Доводы стороны истцов о том, что при определении размеров выделяемых земельных участков следует учитывать состояния и свойства почвы, что при составлении проекта межевого плана ни заказчиком кадастровых работ, ни их исполнителем не принято во внимание, суд отклонил, ссылаясь на отсутствие допустимых доказательств, достоверно свидетельствующих о более плодородных свойствах почвы образуемых земельных участков по сравнению с земельным участком, право общей собственности на который сохраняется или возникает.
Изменение размера доли Ж.С. в сторону увеличения не свидетельствует об уменьшении размера долей иных участников долевой собственности, поскольку по существу приведенные в проекте межевания измененные размеры долей отражают сведения об образуемых земельных участках, выраженных посредством размера долей путем достигнутого соглашения собственников земельных долей образуемых земельных участков и исключительно в пределах размера доли, правом собственности на которую они обладают.
Наличие имеющихся проектов межевых планов, процедура согласования по которым начата ранее, не может служить препятствием к образованию земельных участков в счет земельных долей иными лицами, обладающими равными со всеми участниками долевой собственности на образование земельных участков путем выдела правами.
То обстоятельство, что в соответствии с Законом обязанность по проведению кадастровых работ, подготовке проекта межевого плана и проведению общего собрания с целью утверждения названного проекта возложена на органы местного самоуправления по месту расположения многоконтурного земельного участка не влечет отмену оспариваемого решения общего собрания ввиду не достижения участниками долевой собственности к 01.07.2012 соответствующего соглашения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований П.Л. к администрациям муниципальных образований муниципального района "Сыктывдинский" и сельских поселений "Озел", "Шошка" и "Лэзым" о возложении обязанности выполнить требования п. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд указал, что указанные положения Закона определяют обязанность органов местного самоуправления по месту расположения многоконтурного земельного участка до 01.07.2013 провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 Закона; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, при этом запретов на осуществление указанных действий участниками долевой собственности не содержат. При этом неисполнение органами местного самоуправления установленных Законом обязанностей не может умалять права участников долевой собственности, обладающих исключительным правом владения, пользования и распоряжения.
Учитывая, что обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются соблюдение установленного законом порядка проведения собрания, и наличие, либо отсутствие существенных нарушений такого порядка, которые не позволяют выявить истинную волю участников собрания, суд посчитал не нашедшими свое подтверждение факты нарушений как прав и законных интересов истцов, так и установленного законом порядка проведения собрания, которые не позволили бы выявить истинную волю участников собрания.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
В силу положений п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 13 указанного Закона земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Как следует из материалов дела, 26.07.2013 на общем собрании участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером... утвержден проект межевания земельных участков, подготовленный кадастровым инженером Х.
Вместе с тем, инициативной группой, в состав которой входят и истцы, в адрес кадастрового инженера Х., заказчика кадастровых работ ООО "Сыктывдинский" и администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" поступали предложения о доработке проекта межевания, которые по существу собственниками долей сводились к необходимости их включения в проект межевания общего земельного участка и в связи с этим увеличении площади выделяемых земельных участков. В указанных предложениях также содержались возражения относительно выдела земельных участков по предлагаемому в проекте варианту образования земельных участков в счет земельных долей ввиду начавшейся ранее иными собственниками долей процедуры выдела земельных участков, расположенных, в том числе в границах образуемых земельных участков.
Фактически на общем собрании приняты решения об образовании земельного участка, выделяемого 330 участниками долевой собственности в счет 306,4288484 земельных долей, в который вошли земельные доли, длительное время используемые истцами по прямому назначению, но без учета истцов как участников долевой собственности. Предложения истцов о включении их в проект межевания общего земельного участка на общем собрании не были учтены. При этом на момент утверждения проекта межевого плана по образованию земельных участков возражения истцов относительно размера и местоположения границ земельных участков по предлагаемому в проекте варианту образования земельных участков в счет земельных долей, выделяемых 330 участниками долевой собственности, не были сняты и не признаны необоснованными по правилам п. 15 ст. 13.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что решениями общего собрания от 26.07.2013 нарушены права истцов на выдел земельных участков в счет своих земельных долей.
При установленных обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для признания оспариваемых решений общего собрания недействительными является ошибочным.
Пунктом 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регламентирующей применение отдельных положений данного Федерального закона, предусмотрено, что если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан: 1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона; 2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; 3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
Из материалов дела не следует выполнение администрацией муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" возложенных на нее вышеуказанным Федеральным законом обязанностей, что привело к тому, что участники долевой собственности не смогли реализовать свое право на выдел земельных участков в счет своих земельных долей в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В связи с тем, что решение общего собрания об образовании земельного участка признано недействительным, судебная коллегия полагает, что исковые требования П.Л. о возложении на орган местного самоуправления обязанности выполнить требования п. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" подлежат удовлетворению.
При таком положении решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска нельзя считать обоснованным и законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывдинского районного суда от 11 декабря 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Е.В., П.Л., З., В.Е., П.З., П.И.В., К.М., К.А., И., Ж.Е. удовлетворить.
Признать недействительным решение от 26.07.2013 участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером... из земель сельскохозяйственного назначения.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" обязанность выполнить требования п. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)