Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2014 N 05АП-731/2014 ПО ДЕЛУ N А51-28183/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. N 05АП-731/2014

Дело N А51-28183/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 18 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "ПримИнвестСнаб"
апелляционное производство N 05АП-731/2014
на решение от 05.12.2013
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-28183/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению закрытого акционерного общества "ПримИнвестСнаб" (ИНН 2540166300, ОГРН 1102540007228, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.10.2010)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
- о признании незаконным отказа;
- при участии:
- от ЗАО "ПримИнвестСнаб": Ройлян Т.С. по доверенности от 01.10.2013, срок действия 3 года;
- Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - не явился;

- установил:

Закрытое акционерное общество "ПримИнвестСнаб" (далее - общество) обратилось с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в районе мыса Игнатьева (о. Русский) с предварительным согласованием места размещения объекта - "Парк семейного отдыха", изложенного в письме от 05.08.2013 N 20/03/02-13/18482.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, закрытое акционерное общество "ПримИнвестСнаб" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что при рассмотрении обращения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 18.06.2013 N 20/03/02-12/12902 был нарушен административный регламент, и поступившее обращение не было передано в УГА, стороны также не делали заявление об этом.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что Департамент не вправе был принимать решение по заявлению ЗАО "ПРИМИНВЕСТСНАБ" до 17.08.2013, а обязан был принять документы от ЗАО "ПРИМИНВЕСТСНАБ" и направить их в УГА для проведения процедуры выбора земельного участка.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Департамента.
От Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Департамент просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 05.06.2013 общество обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта "Парк семейного отдыха" на земельном участке ориентировочной площадью 60000 кв. м, расположенном в районе мыс. Игнатьева (о.Русский), кадастровый квартал 25:28:060134. Испрашиваемое в дальнейшем право на земельный участок - аренда на 5 лет. К заявлению приложены следующие документы: копия свидетельства о регистрации юридического лица, копия свидетельства ИНН, копия устава, копия решения учредителя о назначении генерального директора, копия приказа о назначении директора, выписка из ЕГРЮЛ от 06.05.2013, ситуационный план.
Департамент письмом от 18.06.2013 N 20/03/02-12/12902 обратился на имя главы г. Владивостока об обеспечении выбора и утверждении схемы расположения земельного участка в районе мыса Игнатьева (о. Русский) для строительства объекта "Парк семейного отдыха" с приложением заявителя, поступившего 05.06.2013 от общества и документов, приложенных к нему.
17.07.2013 администрация г. Владивостока письмом N 18350/20У по существу обращения Департамента N 20/03/02-12/12902 от 18.06.2013, сообщила обществу и Департаменту, что в представленном пакете документов, отсутствуют документы, необходимые для работы с обращением, в том числе и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Перечень необходимых документов для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории установлен Административным регламентом.
На основании изложенного, администрация города Владивостока указала на то, что выдать акт о выборе земельного участка, расположенного в районе мыс. Игнатьева (о.Русский) для строительства объектов "Парка семейного отдыха" с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в настоящее время не представляется возможным.
Для сведения, администрация г. Владивостока сообщила, что согласно представленной обзорной схеме испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне особо охраняемых территорий на землях рекреационного назначения.
24.07.2013 письмо администрации г. Владивостока от 17.07.2013 N 18350/20У получено Департаментом (вх.N 20-28694).
05.08.2013 письмом N 20/03/02-13/18482 Департамент сообщил обществу о невозможности принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в районе мыса Игнатьева (о. Русский) с предварительным согласованием места размещения объекта - "Парк семейного отдыха", поскольку администрацией города Владивостока в ответ на обращение Департамента от 18.06.2013 отказано в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории под строительство.
Не согласившись с отказом Департамента в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу положений статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствия ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается исполнительным органом государственной власти на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок.
В соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края является Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, отнесено к компетенции Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока согласно пункту 4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Дума г. Владивостока от 03.04.2009 N 259.
Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 утвержден Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении услуги, порядок взаимодействия УГА г. Владивостока с другими органами власти, между структурными подразделениями УГА г. Владивостока, а также с физическими и юридическими лицами (заявителями).
В соответствии с пунктом 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Общество в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 60000 кв. м, расположенного в районе мыса Игнатьева (о. Русский) в аренду на 5 лет.
Департамент в порядке пункта 2 статьи 31 ЗК РФ письмом от 18.06.2013 N 20/03/02-12/12902 обратился в орган местного самоуправления за обеспечением выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 17.07.2013 N 18350/20У администрация города Владивостока по существу обращения Департамента от 18.06.2013 N 20/03/02-12/12902 указала на то, что к заявлению не приложены все необходимые документы, необходимые для обеспечения выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с чем выдать акт о выборе земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным.
В рассматриваемом случае, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указав в письме на невозможность выдачи акта о выборе земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории именно администрация г. Владивостока по существу обращения Департамента фактически отказала в выборе земельного участка.
Из анализа положений пунктов 6, 8 статьи 31, пункта 2 статьи 32 ЗК РФ следует, что основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство является решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а также кадастровый паспорт земельного участка.
Поскольку в рассматриваемом случае администрация города Владивостока отказала в утверждении акта выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, то у Департамента не имелось оснований для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а, следовательно, не имелось оснований для принятия решения о предоставлении обществу земельного участка под строительство.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое решение Департамента соответствует Земельному кодексу РФ.
Довод Общества о том, что Департамент преждевременно отказал Обществу в предоставлении земельного участка, поскольку процедура выбора земельного участка не была завершена, так как в письме от 17.07.2013 администрация города Владивостока не отказывала в выборе земельного участка, а лишь запросила необходимые документы, предусмотренные Административным регламентом, обоснованно отклонен судом первой инстанции со ссылками на пункты 4.22, 4.23, 4.24 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 03.04.2009 N 259, пункты 2.2, 2.11, 3.1 Административного регламента услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", поскольку решение, оформленное письмом от 17.07.2013 N 18350/20У, принято без передачи в уполномоченный орган - УГА администрации г. Владивостока обращения Департамента об обеспечении выбора земельного участка, что свидетельствует о том, что установленная вышеуказанными положениями Административного Регламента процедура предоставления услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", не была начата уполномоченным органом, так как обращение Департамента не рассматривалось управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
Ссылка заявителя на пункт 3.15 Административного регламента коллегией отклоняется, поскольку Административный Регламент не распространяет свое действие на правомочия Департамента, а регулирует, как указано в пункте 1.1 Административного Регламента, сроки и последовательность действий администрации города Владивостока при осуществлении полномочий по предоставлению услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Коллегией не установлено нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением Департамента, поскольку из ответа администрации г. Владивостока в лице управления градостроительства и архитектуры от 28.11.2013 N 27/2-9-3839 следует, что заявитель вправе повторно подать заявление в Департамент с приложением необходимого пакета документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого решения незаконным, суд правомерно отказал ЗАО "ПримИнвестСтрой" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права, а также не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
При подаче апелляционной жалобы заявителем по платежному поручению N 287 от 27.12.2013 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату закрытому акционерному обществу "ПримИнвестСнаб" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.12.2013 по делу N А51-28183/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "ПримИнвестСнаб" из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 287 от 27.12.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)