Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Огузов Р.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей - Шомахова Р.Х. и Мисхожева М.Б.
при секретаре - Б.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ш. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда от 07 марта 2014 г.,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Макоева А.А., объяснения представителя Ш. Ш.Е.С., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
установила:
Ш. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту - Управление Росреестра по КБР) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец Ш. указал, что он является собственником индивидуального жилого дома по <адрес> на основании договора купли-продажи от 24.01.2001 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2001 года.
На основании постановления Главы Местной администрации городского округа Нальчик N 580 от 18.04.2012 года ему был передан в собственность земельный участок площадью 168,0 кв. м по указанному адресу. В связи с тем, что ему было необходимо зарегистрировать право собственности на данный земельный участок, он обратился в Управление Росреестра по КБР.
Письмом от 31.12.2013 года ему было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с тем, что в предоставленном на регистрацию постановлении Местной администрации г.о. Нальчик не верно указана категория земель.
Данный отказ считал незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Согласно п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Так согласно п. 5 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. До приобретения индивидуального жилого дома по <адрес> на основании договора купли-продажи от 24.01.2001 года, данный земельный участок принадлежал Б.В.А. и был ему выделен на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 1971 года. Подлинник данного договора имеется в материалах инвентарного дела в БТИ <адрес>, надлежаще заверенная копия им также была предоставлена в Управление Росреестра по КБР.
На основании изложенного, истец просил суд:
Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в государственной регистрации право собственности на земельный участок незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР зарегистрировать за Ш. право собственности на земельный участок, общей площадью 168,0 кв. м, расположенный в <адрес>.
Истец Ш. в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя адвоката Шак Е.С.
Представитель ответчика Управления Росреестра по КБР, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел необходимым рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 07 марта 2014 года постановлено.
Исковые требования Ш. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике Ш. в государственной регистрации права собственности на земельный участок, общей площадью 168,0 кв. м, кадастровый номер 07:09:0102100:17, расположенный по адресу: КБР, <адрес>, выраженный в сообщении N 01/063/2013-541 от 31.12.2013 года.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике произвести государственную регистрацию права собственности Ш. на земельный участок, общей площадью 168,0 кв. м, кадастровый номер 07:09:0102100:17, расположенный по адресу: КБР, <адрес>.
Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР представитель Управления Росреестра по КБР подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Нальчикского городского суда от 07 марта 2014 года отменить, и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указано, что в решении, суд указывает на отсутствие у государственного регистратора оснований для отказа в государственной регистрации права собственности, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Кроме того, суд констатирует, что постановление главы Администрации г. Нальчика N 580 от 18.04.2012 года (далее Постановление) было издано в рамках компетенции главы администрации и в порядке, который установлен законодательством.
Между тем, на момент издания указанного выше постановления вступил в действие "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее ЗК РФ), установивший в качестве основного принципа земельного законодательства платность использования земли (п. п. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Согласно данному принципу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пункте 2 статьи 28 ЗК РФ также установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственным регистратором было указано на возможность предоставления земельного участка бесплатно в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ. Однако, документы, подтверждающие возможность предоставления земельного участка бесплатно Ш. ни на государственную регистрацию, ни в суд представлено не было.
Как видно из материалов дела, у Ш. имелись документы (договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 1971 года), позволяющие ему оформить право собственности на земельный участок в упрощенном порядке. Однако указанным правом он не воспользовался и не предоставил на государственную регистрацию документы в порядке, установленном ст. 18, 25.2 Закона о регистрации.
Помимо этого, в Постановлении указана категория земельного участка (земли поселений) не предусмотренная ст. 7 ЗК РФ. То есть и по этому признаку Постановление не соответствует законодательству РФ. В соответствии со ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. В соответствии с пунктом 30 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 в подразделе 1 ЕГРП в графе "Назначение" указывается основное назначение объекта, например: жилое, нежилое здание, производственное, складское, торговое помещение и т.п.; для земельных участков указывается категория земель и вид разрешенного использования, для участков лесного фонда (леса) указывается группа лесов и категория защитности лесов первой группы. При регистрации на основании Постановления N 580 от 18.04.2012 года государственному регистратору пришлось бы вносить в ЕГРП категорию земельного участка, не установленную земельным законодательством.
При вынесении решения судом также ошибочно сделан вывод о том, что земельный участок площадью 168 кв. м поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 07:09:0102100:17. По данным ЕГРП по адресу: <адрес> расположен земельный участок с таким же кадастровым номером, но площадью 364 кв. м. Более того, на указанный земельный участок зарегистрировано право общей долевой собственности за следующими гражданами: Н., Б.В.В., Л. - Б.А., Л. - Б.В.Л. В результате решение суда не только является неисполнимым, но и нарушает права других собственников земельного участка.
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором было выявлено, что на момент издания Постановления, у Администрации г. Нальчик не имелось прав по бесплатному предоставлению земельных участков в собственность граждан. То есть, по своему содержанию Постановление не соответствует земельному законодательству. В связи с вышеизложенным государственным регистратором и было принято решение об отказе в государственной регистрации на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Таким образом, Управление полагает, что при вынесении решения судом были неверно применены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела; обсудив доводы апелляционной жалобы; выслушав возражения представителя Ш. Ш.Е.С., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд первой инстанции при разрешении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и в результате пришел к необоснованным выводам.
Суд в своем решении посчитал установленным, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, 21.07.08 г. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 07:09:0102100:17 и его площадь составляет 168,0 кв. м.
На самом деле, как указано в апелляционной жалобе, под таким кадастровым номером на учет поставлен участок по этому же адресу, но с площадью в 364 кв. м. К тому же в записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Ш. не указан в качестве правообладателя. Таковыми указаны собственники недвижимости Л. - Б.В.Л., Л. - Б.А., Б.В.В., Н.
Эти обстоятельства являются препятствием для исполнения решения суда, а неисполнимое решение не может быть признано законным и обоснованным.
Суду первой инстанции следовало правильно установить обстоятельства дела, которые заключаются в следующем.
С 24.04.01 г. Ш. на основании договора купли-продажи от 24.01.01 г. является собственником 1\\2 индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес>. Остальной половиной в равных долях (по 1\\8) владеют указанные выше лица. Решив оформить в собственность в порядке бесплатной приватизации земельный участок под домом общей площадью 364 кв. м эти лица вместе с Ш. заключили нотариально удостоверенное соглашение в 2007 году, согласно которого собственники дома предполагали разделить участок под домом таким образом, что Ш. передавалось 168 кв. м, а остальным -196 кв. м.
Составив этот документ Л.А., Л. - Б.В.Л., Н., Б.В.В., обратились в Местную администрацию г. Нальчик за приватизацией земельного участка, но им было отказано. При этом Ш. заявлений об участии в приватизации не подавал и такого желания не изъявлял.
Отказ был обжалован в суд и решением Нальчикского горсуда КБР от 22.04.08 г. на Местную администрацию г.о. Нальчик, ДУГИ была возложена обязанность передать Н., Б.В.В., Л. - Б.А., Л.В. в собственность бесплатно в порядке приватизации от общей доли в 364 кв. м на общую долю истцов 196 кв. м. В материалах дела нет постановлений и решений Местной администрации г. Нальчик и Дуги г. Нальчик, вынесенных во исполнение решения суда, однако в Едином госреестре прав произведена запись о том, что земельный участок площадью 364 кв. м состоит на кадастровом учете как единый объект.
Право собственности Н., Б.В.В., Л. - Б.В.Л. по 1\\8 доле, а в целом на всех 1 доле участка зарегистрировано в ЕГРП. В записи не указано, что общая доля этих 4 граждан в участке составляет 196 кв. м, как это указано в решении суда, но эта цифра не соответствует половине от 364 кв. м. Изложенные обстоятельства препятствуют удовлетворению иска Ш. и ему следует воспользоваться иными способами защиты своих прав собственника.
Постановление Местной администрации N 580 от 18.04.12 г. о закреплении в собственность Ш. 168 кв. м вынесено позже регистрации прав его сособственников в доме и земельном участке.
Что касается оснований отказа в регистрации права собственности Ш., указанных в сообщении от 31.12.13 г., и иных доводов, изложенных в апелляционной жалобе, то судебная коллегия полагает, что они необоснованны и не соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 07 марта 2014 года отменить и принять по делу новое решение. В удовлетворении иска Ш. в признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КБР в государственной регистрации прав собственности на земельный участок площадью 168,0 кв. м с кадастровым номером 07:09:0102100:17, расположенный по <адрес> и возложении обязанности произвести государственную регистрацию земельного участка отказать.
Председательствующий
А.А.МАКОЕВ
Судьи
Р.Х.ШОМАХОВ
М.Б.МИСХОЖЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 22.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-845/2014Г.
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. по делу N 33-845/2014г.
Судья: Огузов Р.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей - Шомахова Р.Х. и Мисхожева М.Б.
при секретаре - Б.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ш. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда от 07 марта 2014 г.,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Макоева А.А., объяснения представителя Ш. Ш.Е.С., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
установила:
Ш. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту - Управление Росреестра по КБР) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец Ш. указал, что он является собственником индивидуального жилого дома по <адрес> на основании договора купли-продажи от 24.01.2001 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2001 года.
На основании постановления Главы Местной администрации городского округа Нальчик N 580 от 18.04.2012 года ему был передан в собственность земельный участок площадью 168,0 кв. м по указанному адресу. В связи с тем, что ему было необходимо зарегистрировать право собственности на данный земельный участок, он обратился в Управление Росреестра по КБР.
Письмом от 31.12.2013 года ему было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с тем, что в предоставленном на регистрацию постановлении Местной администрации г.о. Нальчик не верно указана категория земель.
Данный отказ считал незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Согласно п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Так согласно п. 5 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. До приобретения индивидуального жилого дома по <адрес> на основании договора купли-продажи от 24.01.2001 года, данный земельный участок принадлежал Б.В.А. и был ему выделен на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 1971 года. Подлинник данного договора имеется в материалах инвентарного дела в БТИ <адрес>, надлежаще заверенная копия им также была предоставлена в Управление Росреестра по КБР.
На основании изложенного, истец просил суд:
Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в государственной регистрации право собственности на земельный участок незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР зарегистрировать за Ш. право собственности на земельный участок, общей площадью 168,0 кв. м, расположенный в <адрес>.
Истец Ш. в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя адвоката Шак Е.С.
Представитель ответчика Управления Росреестра по КБР, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел необходимым рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 07 марта 2014 года постановлено.
Исковые требования Ш. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике Ш. в государственной регистрации права собственности на земельный участок, общей площадью 168,0 кв. м, кадастровый номер 07:09:0102100:17, расположенный по адресу: КБР, <адрес>, выраженный в сообщении N 01/063/2013-541 от 31.12.2013 года.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике произвести государственную регистрацию права собственности Ш. на земельный участок, общей площадью 168,0 кв. м, кадастровый номер 07:09:0102100:17, расположенный по адресу: КБР, <адрес>.
Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР представитель Управления Росреестра по КБР подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Нальчикского городского суда от 07 марта 2014 года отменить, и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указано, что в решении, суд указывает на отсутствие у государственного регистратора оснований для отказа в государственной регистрации права собственности, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Кроме того, суд констатирует, что постановление главы Администрации г. Нальчика N 580 от 18.04.2012 года (далее Постановление) было издано в рамках компетенции главы администрации и в порядке, который установлен законодательством.
Между тем, на момент издания указанного выше постановления вступил в действие "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее ЗК РФ), установивший в качестве основного принципа земельного законодательства платность использования земли (п. п. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Согласно данному принципу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пункте 2 статьи 28 ЗК РФ также установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственным регистратором было указано на возможность предоставления земельного участка бесплатно в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ. Однако, документы, подтверждающие возможность предоставления земельного участка бесплатно Ш. ни на государственную регистрацию, ни в суд представлено не было.
Как видно из материалов дела, у Ш. имелись документы (договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 1971 года), позволяющие ему оформить право собственности на земельный участок в упрощенном порядке. Однако указанным правом он не воспользовался и не предоставил на государственную регистрацию документы в порядке, установленном ст. 18, 25.2 Закона о регистрации.
Помимо этого, в Постановлении указана категория земельного участка (земли поселений) не предусмотренная ст. 7 ЗК РФ. То есть и по этому признаку Постановление не соответствует законодательству РФ. В соответствии со ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. В соответствии с пунктом 30 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 в подразделе 1 ЕГРП в графе "Назначение" указывается основное назначение объекта, например: жилое, нежилое здание, производственное, складское, торговое помещение и т.п.; для земельных участков указывается категория земель и вид разрешенного использования, для участков лесного фонда (леса) указывается группа лесов и категория защитности лесов первой группы. При регистрации на основании Постановления N 580 от 18.04.2012 года государственному регистратору пришлось бы вносить в ЕГРП категорию земельного участка, не установленную земельным законодательством.
При вынесении решения судом также ошибочно сделан вывод о том, что земельный участок площадью 168 кв. м поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 07:09:0102100:17. По данным ЕГРП по адресу: <адрес> расположен земельный участок с таким же кадастровым номером, но площадью 364 кв. м. Более того, на указанный земельный участок зарегистрировано право общей долевой собственности за следующими гражданами: Н., Б.В.В., Л. - Б.А., Л. - Б.В.Л. В результате решение суда не только является неисполнимым, но и нарушает права других собственников земельного участка.
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором было выявлено, что на момент издания Постановления, у Администрации г. Нальчик не имелось прав по бесплатному предоставлению земельных участков в собственность граждан. То есть, по своему содержанию Постановление не соответствует земельному законодательству. В связи с вышеизложенным государственным регистратором и было принято решение об отказе в государственной регистрации на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Таким образом, Управление полагает, что при вынесении решения судом были неверно применены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела; обсудив доводы апелляционной жалобы; выслушав возражения представителя Ш. Ш.Е.С., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд первой инстанции при разрешении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и в результате пришел к необоснованным выводам.
Суд в своем решении посчитал установленным, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, 21.07.08 г. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 07:09:0102100:17 и его площадь составляет 168,0 кв. м.
На самом деле, как указано в апелляционной жалобе, под таким кадастровым номером на учет поставлен участок по этому же адресу, но с площадью в 364 кв. м. К тому же в записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Ш. не указан в качестве правообладателя. Таковыми указаны собственники недвижимости Л. - Б.В.Л., Л. - Б.А., Б.В.В., Н.
Эти обстоятельства являются препятствием для исполнения решения суда, а неисполнимое решение не может быть признано законным и обоснованным.
Суду первой инстанции следовало правильно установить обстоятельства дела, которые заключаются в следующем.
С 24.04.01 г. Ш. на основании договора купли-продажи от 24.01.01 г. является собственником 1\\2 индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес>. Остальной половиной в равных долях (по 1\\8) владеют указанные выше лица. Решив оформить в собственность в порядке бесплатной приватизации земельный участок под домом общей площадью 364 кв. м эти лица вместе с Ш. заключили нотариально удостоверенное соглашение в 2007 году, согласно которого собственники дома предполагали разделить участок под домом таким образом, что Ш. передавалось 168 кв. м, а остальным -196 кв. м.
Составив этот документ Л.А., Л. - Б.В.Л., Н., Б.В.В., обратились в Местную администрацию г. Нальчик за приватизацией земельного участка, но им было отказано. При этом Ш. заявлений об участии в приватизации не подавал и такого желания не изъявлял.
Отказ был обжалован в суд и решением Нальчикского горсуда КБР от 22.04.08 г. на Местную администрацию г.о. Нальчик, ДУГИ была возложена обязанность передать Н., Б.В.В., Л. - Б.А., Л.В. в собственность бесплатно в порядке приватизации от общей доли в 364 кв. м на общую долю истцов 196 кв. м. В материалах дела нет постановлений и решений Местной администрации г. Нальчик и Дуги г. Нальчик, вынесенных во исполнение решения суда, однако в Едином госреестре прав произведена запись о том, что земельный участок площадью 364 кв. м состоит на кадастровом учете как единый объект.
Право собственности Н., Б.В.В., Л. - Б.В.Л. по 1\\8 доле, а в целом на всех 1 доле участка зарегистрировано в ЕГРП. В записи не указано, что общая доля этих 4 граждан в участке составляет 196 кв. м, как это указано в решении суда, но эта цифра не соответствует половине от 364 кв. м. Изложенные обстоятельства препятствуют удовлетворению иска Ш. и ему следует воспользоваться иными способами защиты своих прав собственника.
Постановление Местной администрации N 580 от 18.04.12 г. о закреплении в собственность Ш. 168 кв. м вынесено позже регистрации прав его сособственников в доме и земельном участке.
Что касается оснований отказа в регистрации права собственности Ш., указанных в сообщении от 31.12.13 г., и иных доводов, изложенных в апелляционной жалобе, то судебная коллегия полагает, что они необоснованны и не соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 07 марта 2014 года отменить и принять по делу новое решение. В удовлетворении иска Ш. в признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КБР в государственной регистрации прав собственности на земельный участок площадью 168,0 кв. м с кадастровым номером 07:09:0102100:17, расположенный по <адрес> и возложении обязанности произвести государственную регистрацию земельного участка отказать.
Председательствующий
А.А.МАКОЕВ
Судьи
Р.Х.ШОМАХОВ
М.Б.МИСХОЖЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)