Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Купреенкова В.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (далее - Кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Пермского края от 04.12.2013 по делу N А50-15451/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Кадастровой палаты - Блинова Е.В. (доверенность от 09.10.2013 N 91).
Общество с ограниченной ответственностью "ЛюксСтрой" (далее - общество "ЛюксСтрой") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - комиссия), Кадастровой палате о признании незаконным решения комиссии от 07.05.2013 N 216, выразившегося в непринятии решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 в размере его рыночной стоимости; об установлении кадастровой стоимости равной рыночной - 63 715 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.12.2013 (судья Гусельникова Н.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (судьи Никольская Е.О., Голубцова Ю.А., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как проведение государственной кадастровой оценки не относится к его компетенции. Кроме того, заявитель ссылается на то, что суд апелляционной инстанции сделал неправильный вывод о том, что Кадастровая палата не согласна с решением суда в части взыскания с нее судебных расходов, поскольку позиция Кадастровой палаты по отнесению судебных расходов была изложена в апелляционной жалобе лишь в контексте последствий необоснованного решения суда первой инстанции.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "ЛюксСтрой" является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 площадью 176 092,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Ново-Гайвинская, 118 (свидетельство о государственной регистрации права от 14.04.2008 серии 59 БА 0873326).
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" была установлена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 322 387 838 руб. 84 коп.
Общество "ЛюксСтрой" обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "МВМ-Оценка" от 20.12.2012 (далее - общество "МВМ-Оценка") N 316.1/Н-12 и определении, в соответствии со ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2010 (на дату определения кадастровой стоимости) в размере 63 715 000 руб.
Согласно протоколу заседания комиссии от 07.05.2013 N 216 по заявлению общества "ЛюксСтрой" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 принято решение: заявление отклонено.
Ссылаясь на то, что решение комиссии, выразившееся в отклонении заявления о принятии решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 в размере его рыночной стоимости является незаконным, общество "ЛюксСтрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в п. 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде (абз. 5 названной статьи).
Из положений ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок создания и работы Комиссии определен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок).
Согласно п. 1 комиссия создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая Комиссия.
В п. 20 Порядка установлено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "ЛюксСтрой" в установленном порядке обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 в связи с определением в отношении этого земельного участка рыночной стоимости.
В подтверждение определения рыночной стоимости земельного участка общество "ЛюксСтрой" представило отчет общества "МВМ-Оценка" от 20.12.2012 N 316.1/Н-12, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 по состоянию на 01.01.2010 составляет 63 715 000 руб.
Из указанного отчета следует, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно положительному заключению Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 28.01.2013 N 19/2013-9 названный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, доказательства недостоверности отчета общества "МВМ-Оценка" от 20.12.2012 N 316.1/Н-12 ответчики не представили (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что решение комиссии не содержит обоснования того, в чем состоят недостатки заключения, влекущие его недействительность как доказательства, которые подтверждали бы доводы комиссии.
При установленных обстоятельствах комиссия приняла решение, не предусмотренное действующим законодательством. Иного не доказано (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования общества "ЛюксСтрой" и признали незаконным решение комиссии от 07.05.2013 N 216.
Довод заявителя о том, что он является ненадлежащими ответчиком, был рассмотрен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен, поскольку исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531, полномочия органа кадастрового учета по возложены на Кадастровую палату.
Иные доводы заявителя жалобы также подлежат отклонению, так как по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 04.12.2013 по делу N А50-15451/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2014 N Ф09-3598/14 ПО ДЕЛУ N А50-15451/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2014 г. N Ф09-3598/14
Дело N А50-15451/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Купреенкова В.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (далее - Кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Пермского края от 04.12.2013 по делу N А50-15451/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Кадастровой палаты - Блинова Е.В. (доверенность от 09.10.2013 N 91).
Общество с ограниченной ответственностью "ЛюксСтрой" (далее - общество "ЛюксСтрой") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - комиссия), Кадастровой палате о признании незаконным решения комиссии от 07.05.2013 N 216, выразившегося в непринятии решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 в размере его рыночной стоимости; об установлении кадастровой стоимости равной рыночной - 63 715 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.12.2013 (судья Гусельникова Н.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (судьи Никольская Е.О., Голубцова Ю.А., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как проведение государственной кадастровой оценки не относится к его компетенции. Кроме того, заявитель ссылается на то, что суд апелляционной инстанции сделал неправильный вывод о том, что Кадастровая палата не согласна с решением суда в части взыскания с нее судебных расходов, поскольку позиция Кадастровой палаты по отнесению судебных расходов была изложена в апелляционной жалобе лишь в контексте последствий необоснованного решения суда первой инстанции.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "ЛюксСтрой" является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 площадью 176 092,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Ново-Гайвинская, 118 (свидетельство о государственной регистрации права от 14.04.2008 серии 59 БА 0873326).
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" была установлена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 322 387 838 руб. 84 коп.
Общество "ЛюксСтрой" обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "МВМ-Оценка" от 20.12.2012 (далее - общество "МВМ-Оценка") N 316.1/Н-12 и определении, в соответствии со ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2010 (на дату определения кадастровой стоимости) в размере 63 715 000 руб.
Согласно протоколу заседания комиссии от 07.05.2013 N 216 по заявлению общества "ЛюксСтрой" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 принято решение: заявление отклонено.
Ссылаясь на то, что решение комиссии, выразившееся в отклонении заявления о принятии решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 в размере его рыночной стоимости является незаконным, общество "ЛюксСтрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в п. 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде (абз. 5 названной статьи).
Из положений ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок создания и работы Комиссии определен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок).
Согласно п. 1 комиссия создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая Комиссия.
В п. 20 Порядка установлено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "ЛюксСтрой" в установленном порядке обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 в связи с определением в отношении этого земельного участка рыночной стоимости.
В подтверждение определения рыночной стоимости земельного участка общество "ЛюксСтрой" представило отчет общества "МВМ-Оценка" от 20.12.2012 N 316.1/Н-12, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 по состоянию на 01.01.2010 составляет 63 715 000 руб.
Из указанного отчета следует, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно положительному заключению Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 28.01.2013 N 19/2013-9 названный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, доказательства недостоверности отчета общества "МВМ-Оценка" от 20.12.2012 N 316.1/Н-12 ответчики не представили (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что решение комиссии не содержит обоснования того, в чем состоят недостатки заключения, влекущие его недействительность как доказательства, которые подтверждали бы доводы комиссии.
При установленных обстоятельствах комиссия приняла решение, не предусмотренное действующим законодательством. Иного не доказано (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования общества "ЛюксСтрой" и признали незаконным решение комиссии от 07.05.2013 N 216.
Довод заявителя о том, что он является ненадлежащими ответчиком, был рассмотрен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен, поскольку исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531, полномочия органа кадастрового учета по возложены на Кадастровую палату.
Иные доводы заявителя жалобы также подлежат отклонению, так как по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 04.12.2013 по делу N А50-15451/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)