Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.03.2015 ПО ДЕЛУ N 3-12/2015

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2015 г. по делу N 3-12/2015


Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Анашкиной М.М.,
при секретаре Д.,
с участием:
прокурора Петровой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявления граждан Н. и А., первого заместителя прокурора Псковской области Канаевой Э.Ф. о признании недействующим с момента принятия положения ст. 7.1 Закона Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" в части, устанавливающей для пенсионеров из числа педагогических работников, определенных в п. 1 Приложения 1 к данному Закону, и отвечающих требованиям, предусмотренным п. 6 ч. 2 ст. 2 данного Закона, предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере 1100 рублей,
установил:

Законом Псковской области от 11 декабря 2014 года N 1466-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Псковской области, приостановлении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Псковской области" внесены изменения и дополнения в Закон Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области".
В частности, Закон Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ дополнен ст. 7.1, согласно которой пенсионерам из числа бывших специалистов, проживающим в сельской местности, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 1100 рублей.
Часть 2 ст. 2 Закона Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ дополнена п. 6, согласно которому социальная поддержка за счет средств областного бюджета устанавливается для пенсионеров, проживающих в рабочих поселках (поселках городского типа) или сельских населенных пунктах, имевших право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при выходе на пенсию, если стаж работы в должностях, определенных в приложении 1 к настоящему Закону, на территории рабочих поселков (поселков городского типа) и сельских населенных пунктов области составляет не менее 10 лет, а также для лиц, являющихся пенсионерами, прибывших на постоянное место жительства в Псковскую область и проживающих в рабочих поселках (поселках городского типа) или сельских населенных пунктах, имевших право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при выходе на пенсию на территории иных субъектов Российской Федерации, если стаж работы в должностях, определенных в Приложении 1 к настоящему Закону, на территории рабочих поселков (поселков городского типа) и сельских населенных пунктов области составляет не менее 10 лет (далее - пенсионеры из числа бывших специалистов, проживающие в сельской местности).
Также Закон Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ дополнен Приложением 1, в п. 1 которого определен перечень должностей педагогических работников образовательных организаций: директор (начальник, заведующий), заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, старший преподаватель, преподаватель, старший воспитатель, воспитатель, методист, педагог-организатор, мастер производственного обучения, учитель, учитель-логопед, логопед, инструктор слухового кабинета, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, руководитель допризывной подготовки молодежи, педагог, социальный педагог, педагог-психолог, инструктор по труду, педагог-воспитатель, старший мастер, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь.
Закон Псковской области от 11 декабря 2014 года N 1466-ОЗ опубликован 16 декабря 2014 года в газете "Псковская правда" N 142, вступил в законную силу с 01 января 2015 года в соответствии со ст. 7 данного Закона.
Н. обратилась в Псковский областной суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, о признании недействующей с момента принятия нормы ст. 7.1 Закона Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ (в редакции Закона Псковской области от 11 декабря 2014 года N 1466-ОЗ) в части слов "ежемесячная денежная выплата в размере 1100 рублей" в отношении педагогических работников, занимавших должности, указанные в п. 1 Приложения 1 к Закону Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ (в редакции Закона Псковской области от 11 декабря 2014 года N 1466-ОЗ), имеющих не менее 10 лет стажа работы в образовательных организациях, расположенных на территории рабочих поселков (поселков городского типа) и сельских населенных пунктов области, вышедших на пенсию и проживающих на территории рабочих поселков (поселков городского типа) и сельских населенных пунктов области в жилых помещениях, не имеющих печного отопления или отопительного котла, работающего на твердом топливе.
В обоснование своего заявления указала, что до 31 декабря 2014 года ей, из числа лиц, относящихся к категории вышедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы на территории сельских населенных пунктов не менее 10 лет и проживающих в сельских населенных пунктах (далее пенсионеры из числа педагогических работников), на основании норм Закона Псковской области от 05 апреля 2005 года N 427-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области" предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в размере 100 процентов платы за жилое помещение (плата за содержание и ремонт жилого помещения), отопление и освещение.
С декабря 2014 года в Закон Псковской области от 05 апреля 2005 года N 427-ОЗ были внесены изменения, согласно которым указанные меры социальной поддержки для пенсионеров из числа педагогических работников были исключены из данного Закона.
Законом Псковской области от 11 декабря 2014 года N 1466-ОЗ, вступившим в законную силу 01 января 2015 года, внесены дополнения в Закон Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ, в части того, что пенсионерам из числа бывших педагогических работников предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 1100 рублей (ст. 7.1 Закона Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ).
По мнению заявительницы, данная норма противоречит п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ОЗ "О внесении изменений в ст. 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", преамбуле и абз. 3 п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заявительница считает, что за ней должно сохраняться право на меры социальной поддержки, установленные действующими положениями Постановлений Совмина СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подп. "б" п. 6) и Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22 "Об утверждении разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", предусматривающие право перешедших на пенсию педагогических работников на бесплатные жилые помещения с отоплением и освещением.
Ранее возникшее у нее на основании указанных нормативных актов право на получение компенсации расходов на жилое помещение, отопление и освещение, в случае изменения порядка предоставления данных мер социальной поддержки, должно сохраняться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 322-О-П).
Заявительница со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года N 958-О-О, полагает, что субъект Российской Федерации не наделен правом снижать объем мер социальной поддержки.
Между тем, установленная ежемесячная денежная выплата в размере 1100 рублей на указанные цели не покрывает в полной мере те расходы, которые подлежат уплате за жилое помещение, отопление и освещение, объем ранее получаемых заявительницей мер существенно снижен, чем нарушаются ее права на получение установленных законодательством мер социальной поддержки.
С аналогичными требованиями в Псковский областной суд обратилась А., которая также относится к категории пенсионеров из числа педагогических работников, проработавших и проживающих в сельской местности, получающая названные меры социальной поддержки.
Первый заместитель прокурора Псковской области обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит признать недействующей с момента принятия статьи 7.1 Закона Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ, в части, устанавливающей фиксированный размер ежемесячной денежной выплаты в сумме 1100 рублей вышедшим на пенсию педагогическим работникам, занимавшим должности, определенные в пункте 1 Приложения 1 к Закону области N 401-ОЗ, и отвечающим требованиям, предусмотренным пунктом 6 части 2 статьи 2 Закона области N 401-ОЗ.
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемая норма противоречит следующим требованиям федерального законодательства в их совокупности: ст. 7, п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, Постановлению Совмина СССР от 04 мая 1971 года N 255, ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ во взаимосвязи с действующим Постановлением Совмина СССР от 04 мая 1971 года N 255 с учетом правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08 февраля 2007 года N 322-О-П.
Прокурор указал, что до внесения изменения в Закон Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ вышедшие на пенсию педагогические работники пользовались мерами социальной поддержки, установление Законом Псковской области от 05 апреля 2005 года N 427-ОЗ, т.е. получали ежемесячное пособие в размере 100 процентов платы за жилое помещение (плата за наем для нанимателей жилых помещений, плата за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей и собственников жилых помещений), платы за отопление, за исключением случаев использования твердого топлива при наличии печного отопления, и платы за освещение, а также ежегодное пособие на приобретение и доставку одного из видов твердого топлива в размере 3555 рублей для граждан, проживающих в жилых помещениях общей площадью менее 40 кв. м, и 4010 рублей для граждан, проживающих в жилых помещениях общей площадью 40 кв. м и более (на семью в целом), или по выбору гражданина возмещение в размере фактических документально подтвержденных расходов на оплату одного из видов топлива.
Установление фиксированного размера выплаты 1100 рублей вышедшим на пенсию педагогическим работникам не отвечает определенной законодателем цели - компенсировать фактически понесенные расходы на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, не свидетельствует о праве этих органов власти снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан. Ограничение прав вышедших на пенсию педагогических работников путем замены компенсации в размере 100 процентов платы за жилое помещение, отопление и освещение, а также выплаты ежегодного пособия на приобретение и доставку твердого топлива, на ежемесячную денежную выплату в размере 1100 рублей снижает уровень социальных гарантий, существовавших ранее, поскольку указанные лица вынуждены за свой счет оплачивать разницу между фактическим размером коммунальных платежей и полученной компенсацией.
Определением Псковского областного суда от 25 марта 2015 года гражданские дела по заявлениям Н. (N 3-12/2015), А. (N 3-13/2015) и первого заместителя прокурора Псковской области (N 3-14/2015) объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N 3-12/2015.
В судебном заседании Н. и ее представители С. и И., представитель А. - С., прокурор прокуратуры Псковской области Петрова Н.М. поддержали заявленные требования.
А., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения заявления, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Н. и ее представители, представитель А. указали, что оспариваемой нормой существенно снижен уровень получаемых мер социальной поддержки, представленные заявительницами расчеты плат за жилое помещение, отопление и освещение, начисленные и уплаченные в 2014 - 2015 годах свидетельствуют о частичном покрытии ежемесячной денежной выплатой в размере 1100 рублей указанных жилищно-коммунальных расходов, более 13000 рублей в год заявительницы будут вынуждены оплачивать названные расходы за счет собственных средств.
Представитель Псковского областного Собрания депутатов Ц. с заявленными требованиями не согласилась, полагала, что Закон Псковской области от 11 декабря 2014 года N 1466-ОЗ принят Псковским областным Собранием депутатов в пределах полномочий, оспариваемая норма положениям действующего законодательства не противоречит.
По мнению представителя Собрания депутатов, Н. на дату выхода на пенсию (05 мая 2003 года) не занимала должность, отнесенную к должностям педагогических работников, поэтому не вправе претендовать на меры социальной поддержки, предусмотренные для пенсионеров из числа педагогических работников, соответственно, оспариваемая норма не может нарушать ее прав, имеет место спор о праве, заявление Н. не подлежит рассмотрению.
Что касается заявленных требований А. и прокурором, то представитель Собрания депутатов полагал, что оспариваемая норма не противоречит Закону РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ ввиду того, что данные акты утратили силу с 01 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Не противоречит оспариваемая норма преамбуле и абзацу 3 п. 2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ, поскольку данные положения устанавливают правила перехода предоставления льгот от натуральной формы к денежной, подлежат применению также при принятии федеральных актов. Предусмотрев пунктом 8 ст. 47 Федерального закона N 273-ФЗ право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, федеральный законодатель, учитывая правила, установленные Федеральным законом N 122-ФЗ, осуществил переход предоставления льгот от натуральной формы к денежной. При этом, право на получение льгот пенсионерами из числа педагогических работников Федеральный закон N 273-ФЗ не установил. Данной категории лиц, по мнению представителя Собрания депутатов, сохранены права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением единственно действующим нормативным правовым актом - Постановлением Совмина СССР от 04 мая 1971 года N 255. Права перешедших на пенсию педагогических работников являются производными от права педагогов. Предусмотрев в ст. 47 Федерального закона N 273-ФЗ компенсацию названных расходов в размере, определенном Правительством РФ, федеральный законодатель не связывает размер компенсации с расходами в "полном" либо "частичном" объеме. Федеральный законодатель на основании Постановления Совмина СССР от 04 мая 1971 года N 255 на пенсионеров из числа педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций распространил права педагогических работников этих организаций в части компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей, определенном Правительством РФ в Постановлении от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее Постановление Правительства РФ N 963).
В связи с этим, представитель Собрания депутатов полагает, что с учетом изменившегося федерального законодательства на федеральном уровне определены пределы применения Постановления Совмина СССР от 04 мая 1971 года N 255.
Кроме того, с течением времени изменились условия жизни в сельской местности, объем мер социальной поддержки зависит от размера занимаемого жилого помещении, от степени его благоустройства. Максимальный размер компенсации, выплаченный в Псковской области пенсионеру из числа педагогических работников составил 76495,99 рублей, минимальный - 54,34 рубля.
Как указал представитель Собрания депутатов со ссылкой статьи 17 (ч. 3), 19 (ч.ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, различия по предоставлению мер социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников недопустимы и не оправданы, нарушают принцип справедливости, равенства и соразмерности (Определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2014 года N 18-АПГ14-1); предоставлялись в течение определенного переходного периода в целях адаптации к вносимым в законодательство изменениям. Переходный период со дня вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ является достаточным. Поэтому на основании п. 8 ст. 47 Федерального закона N 273-ФЗ, Постановления Совмина СССР от 04 мая 1971 года N 255 и преамбулы Федерального закона N 122-ФЗ пенсионерам из числа педагогических работников следует предоставлять компенсацию в усредненном размере по аналогии с Постановлением Правительства N 963.
Представитель Собрания депутатов полагал, что оспариваемая норма не противоречит п. 8 ст. 47 Федерального закона N 273-ФЗ, поскольку ни в указанной норме, ни в иных статьях федерального закона не содержится обязанности субъектов Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников.
Также отметил, что совокупный объем финансирования указанных мер социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников увеличен, если в 2014 году выплачено 10740,1 тыс. рублей, что в среднем составляет 937,18 рублей на получателя, то в 2015 году в областном бюджете на указанные цели предусмотрено 12606, тыс. рублей, у 668 из 955 получателей увеличится размер компенсации по отношению полученной в 2014 году.
Представитель Губернатора Псковской области В. полагала требования заявителей необоснованными, поддержала позицию представителя Собрания депутатов. Указала, что установленные оспариваемой нормой меры социальной поддержки находятся в компетенции Собрания депутатов. Для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений установлен фиксированный размер указанных мер в сумме 1200 рублей, постановлением Администрации Псковской области для педагогов областных и муниципальных образовательных учреждений установлен фиксированный размер данных мер в размере 1100 рублей, следовательно, компенсация жилищно-коммунальных услуг пенсионерам из числа педагогических работников в большем размере является необоснованным, противоречит принципу равенства. Признание недействующей оспариваемой нормы затронет права большей части льготников, которые до 01 января 2015 года получали менее 1100 рублей.
Также указала, что нормы Федерального закона N 122-ФЗ носят временный характер, рассчитаны на переходный период при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации.
Отметила, что приводимые заявителями акты высших судебных инстанций нельзя принимать во внимание, поскольку они не касаются вопросов оспаривания размера указанных мер социальной поддержки.
Представители Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Б. и О. полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению, выразили согласие с позицией представителей Собрания депутатов и Губернатора Псковской области.
Прокурор Петрова Н.М. в заключении на заявления Н. и А. указала, что требования подлежат удовлетворению, поскольку анализ вышеприведенных норм законодательства свидетельствует о том, что предоставление льгот вышедшим на пенсию педагогическим работникам осуществлялось в том же порядке, что и педагогическим работникам, изменение формы предоставления мер социальной поддержки не может изменять существа таких мер, снижать их объем и ограничивать право на их получение.
Со ссылкой на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях и Определениях от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, от 04 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 01 декабря 2005 года N 521-О, от 02 апреля 2009 года N 553-О-П, прокурор полагает, что недопустимо принятие нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права граждан, при правовом регулировании мер социальной поддержки необходимо соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы отмена либо изменение льгот компенсационного характера будет иметь место только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Прокурор не согласился с доводами заинтересованных лиц в части того, что права Н. на получение льгот не нарушены, а при разрешении настоящего спора подлежит применению Постановление Правительства РФ N 963.
Изучив материалы дела, выслушав заявительницу Н. и ее представителей С. и И., представителя заявительницы А. - С., прокурора Петрову Н.М., представителей Псковского областного Собрания депутатов Ц., Губернатора Псковской области В., Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Б. и О., суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно п. "б" ст. 31 Устава Псковской области от 12 апреля 2001 года N 1-У (принят Псковским областным Собранием депутатов 29 марта 2001 года) Областное Собрание осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области.
В силу ст. 64 Устава Псковской области областное Собрание депутатов принимает Устав, законы области о поправках в Устав, законы области, постановления, а также изменения и дополнения в указанные акты.
Губернатор области обнародует Устав, законы области о поправках в Устав, законы области, удостоверяет их обнародование путем подписания и опубликования либо отклоняет законы, принятые областным Собранием (ст. 43 Устава Псковской области).
Нормативно-правовые акты, принятые областным Собранием, направляются областным Собранием в течение пяти календарных дней Губернатору области, который в течение четырнадцати календарных дней со дня их поступления обязан их обнародовать, удостоверив обнародование путем подписания и официального опубликования (ст. 68 Устава Псковской области).
27 ноября 2014 года Псковским областным Собранием депутатов принят Закон Псковской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Псковской области, приостановлении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Псковской области" и направлен Губернатору Псковской области для обнародования.
Данный Закон Псковской области 11 декабря 2014 года подписан Губернатором области (за N 1466-ОЗ) и официально опубликован в газете "Псковская правда" N 142 за 16 декабря 2014 года, вступил в законную силу с 01 января 2015 года (ст. 7 Закона Псковской области), что соответствует требованиям ст.ст. 3, 4 Закона Псковской области от 12 февраля 2003 года N 242-ОЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области".

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Псковского областного Собрания депутатов, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.
Между тем суд считает, что оспариваемое заявителями положение ст. 7.1 Закона Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ, внесенное в данный акт Законом Псковской области N 1466-ОЗ, не соответствует правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с подп. б) п. 6 Постановления Совмина СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Согласно разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, утвержденного постановлением от 28 мая 1985 года N 154/12-22 "Об утверждении разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", правом на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками просвещения и другими специалистами народного образования, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности.
Распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года N 1003р "О распространении льгот на сельских специалистов" право на указанные меры социальной поддержки распространено на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках).
В силу п. 2 второго раздела Конституции Российской Федерации, а также п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Поскольку названные нормативно-правовые акты, устанавливающие право за перешедшими на пенсию педагогическими работниками, проработавшими в сельской местности не менее 10 лет, на бесплатные квартиры с отоплением и освещением не были отменены, не являются противоречащими Конституции РФ, то они продолжают свое действие и подлежат применению.
До 31 декабря 2014 года правовое регулирование вопросов по предоставлению мер социальной поддержки граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области осуществлялось на основании Закона Псковской области от 05 апреля 2005 года N 427-ОЗ. Положениями данного закона предусматривались меры социальной поддержки в виде оплаты за жилое помещение, отопление и освещение для пенсионеров из числа педагогических работников.
Согласно положениям Закона Псковской области от 05 апреля 2005 года N 427-ОЗ с 26 апреля 2004 года пенсионерам из числа педагогических работников предоставлялись меры социальной поддержки в виде бесплатной площади с отоплением и освещением путем скидок на оплату жилья, отопления, электроснабжения, предоставления твердого топлива в размерах, установленных настоящим Законом.
С 15 февраля 2006 года данной категории граждан предоставление бесплатной площади с отоплением и освещением осуществляется в виде освобождения от платы за жилое помещение и платы за отопление, скидок на оплату жилого помещения, отопления, освещения и ежемесячной денежной компенсации на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления.
С 01 января 2010 года по 31 декабря 2014 года указанной категории граждан выплачивалось ежемесячное пособие на оплату жилого помещения, отопления и освещения, а также ежегодное пособие на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления.
С 01 января 2015 года положением ст. 7.1 Закона Псковской области N 401-ОЗ для компенсации названных мер социальной поддержки установлена ежемесячная денежная выплата в размере 1100 рублей.
Данный размер денежной выплаты не компенсирует в полном объеме расходы заявительниц, а также иных граждан, из числа пенсионеров - бывших педагогических работников, за жилое помещение, отопление и освещение, что свидетельствует о несоответствии оспариваемой нормы положениям подп. б) п. 6 Постановления Совмина СССР от 04 мая 1971 года N 255, постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22, распоряжения Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года N 1003р, предусматривающим право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением.
Как видно из материалов дела, заявительница Н., проживая в двухкомнатной квартире N <...>, д. <...> д. Родина Псковского района Псковской области, общей площадью 47,6 кв. м, находящейся в совместной собственности, с мая 2003 года получает жилищно-коммунальные льготы, предусмотренные пенсионерам из числа педагогических работников.
Если в январе 2014 года Н. компенсированы расходы за жилое помещение, отопление и освещение в размере 2465 рублей, в феврале 2014 года - 4276 рублей, то в январе 2015 года денежная выплата в сумме 1100 рублей не покрыла всю сумму начисленных жилищно-коммунальных услуг (2909,36 рублей), 1809,36 рублей Н. оплачено за счет собственных средств.
А. проживает в двухкомнатной квартире N <***> д. <***> д. Тямша Псковского района Псковской области, общей площадью 46,3 кв. м, принадлежащей на праве собственности. А. пользуется мерами социальной поддержки с февраля 1995 года.
Если в январе 2014 года А. произведена компенсация на жилищно-коммунальные услуги в сумме 2091,86 рублей, в феврале 2014 года - 2135,71 рублей, то ежемесячная выплата в январе 2015 года в сумме 1100 рублей не покрыла фактически понесенные заявительницей расходы на данные цели в размере 2363,41 рубль.
Согласно представленному Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области сводному реестру получателей мер социальной поддержки на 01 января 2015 года численность пенсионеров из числа педагогических работников составила 955 человек.
Исходя из выплаченных в 2014 году сумм на оплату за жилое помещение, отопление и освещение, установленный размер ежемесячной денежной выплаты в размере 1100 рублей не сможет в полном объеме компенсировать 278 получателям этих мер социальной поддержки в полном объеме расходы на оплату указанных жилищно-коммунальных услуг.
На момент выхода заявительниц Н. (2003 год) и А. (1995 год) на пенсию на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Согласно ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имели право пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в ст.ст. 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" приведенная норма Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в ст.ст. 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
С 1 сентября 2013 года Закон Российской Федерации "Об образовании" утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно п. 8 ст. 47 которого педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Сопоставление содержания приведенной нормы действующего Закона с положениями ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в последней редакции, также предусматривающей право названной категории педагогических работников на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и предписывающей устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование прав и свобод педагогических работников, гарантий их реализации в целом осталось прежним на сегодняшний день.
В связи с тем, что действующее законодательство, регулирующее меры социальной поддержки для пенсионеров из числа педагогических работников, не претерпело изменений, является производным от мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, то правовое регулирование прав и свобод этой категории граждан также осталось прежним и подлежит реализации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Исходя из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц; нормы данного закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Абз. 3 п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусматривает, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Исходя из данной нормы, если до 31 декабря 2004 года пенсионерам из числа педагогических работников предоставлялись меры социальной поддержки в виде бесплатной площади с отоплением и освещением, то при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В связи с изложенным, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также ухудшать условия их предоставления.
Установление фиксированного размера денежной выплаты, не обеспечивающего компенсации в полном объеме расходов за жилое помещение, отопление и освещение, снижает уровень социальных гарантий для пенсионеров из числа педагогических работников, нарушает их права, ухудшает условия предоставления льгот.
В Определении от 02 апреля 2009 года N 553-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральным законом N 122-ФЗ не предполагалась отмена льготы, гарантированной ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию, - в нем не содержатся положения, препятствующие реализации предоставленного указанным лицам права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения подобного рода ограничительных условий. Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года N 480-О-П).
При разрешении настоящего спора не могут быть оставлены без внимания правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что недопустимо принятие нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права граждан, что необходимо при правовом регулировании мер социальной поддержки соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, существующих прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо изменение льгот компенсационного характера будет иметь место только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться, снижение ранее достигнутого уровня социальной защиты недопустимо (Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. N 20-П, от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 1 декабря 2005 г. N 521-О, от 2 апреля 2009 г. N 553-О-П).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 322-О-П "По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации" переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что принцип соразмерности должен соблюдаться только в переходный период от натуральных льгот к субсидиям (компенсациям). Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагает его однократного применения при замене натуральных льгот денежными.
Согласно неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Данный принцип предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П, Определения от 4 апреля 2006 года N 89-О и от 8 февраля 2007 года N 321-О-П).
Между тем, установленная оспариваемой нормой ежемесячная денежная выплата в размере 1100 рублей, определенная как усредненная величина между минимальными и максимальными расходами на жилое помещение, отопление и освещение, носит произвольный характер, не основана на законе, не обеспечивает право всех граждан указанной категории на бесплатные квартиры с отоплением и освещением.
Несостоятельны доводы заинтересованных лиц относительно применения по настоящему делу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 года N 963, устанавливающих педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей, поскольку данный нормативный акт не распространяется на рассматриваемую категорию граждан.
Суждения заинтересованных лиц в части определения на федеральном уровне пределов применения Постановления Совмина СССР от 04 мая 1971 года N 255 и предоставления компенсации в усредненном размере по аналогии с Постановлением Правительства N 963 не основаны на нормах действующего законодательства, являются надуманными.
Нельзя признать обоснованными аргументы о том, что установление единого размера для всех получателей мер социальной поддержки соответствует статьям 17 (ч. 3), 19 (ч.ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Поскольку фактически понесенные указанной категорией граждан расходы за жилое помещение, отопление и освещение различны, то установление единого для всех размера выплаты, не компенсирующей данные расходы, нарушают принципы справедливости, равенства и соразмерности на получение законно установленных мер социальной поддержки.
Не могут быть приняты во внимание доводы заинтересованных лиц о применении положений Федерального закона N 122-ФЗ только в переходный период, который уже завершен.
До настоящего времени данный закон является действующим, установленные им правила и условия изменения органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядка реализации льгот и выплат подлежат применению при издании нормативных правовых актов.
Суд критически согласится к доводами заинтересованных лиц в части того, что оспариваемой нормой права Н. не нарушены, поэтому она не вправе обращаться в суд с заявленными требованиями.
Согласно сообщению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области от 20 марта 2015 года N 05-11-02/234 Н. с 05 мая 2003 года назначена пенсия как работнику, имеющему педагогический стаж 28 лет 05 месяцев 01 день.
С указанной даты Н. является получателем мер социальной поддержки как пенсионер из числа педагогических работников, состоит в соответствующем реестре граждан, что не оспорено заинтересованными лицами.
То обстоятельство, что Н., на момент выхода на пенсию 05 мая 2003 года не являлась работником образовательного учреждения (31 января 2002 года переводом уволилась с дошкольного образовательного учреждения, 01 февраля 2002 года принята на работу в Сельский дом культуры) правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку с момента выхода на пенсию относится к категории пенсионеров из числа педагогических работников и пользуется соответствующими мерами социальной поддержки.
Исходя из п. 4 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, утвержденного постановлением от 28 мая 1985 года N 154/12-22, право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в п. 1 настоящего разъяснения, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Иные суждения заинтересованных лиц суд оставляет без внимания, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, правового значения для рассматриваемого спора не имеют.
Таким образом, оспариваемое положение ст. 7.1 Закона Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ противоречит подп. б) п. 6 Постановления Совмина СССР от 04 мая 1971 года N 255, постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22, распоряжению Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года N 1003р, предусматривающие право пенсионеров из числа педагогических работников на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, абз. 3 п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, обязывающей органов государственной власти субъектов Российской Федерации при изменении порядка реализации льгот и выплат не ухудшать условия их предоставления, а также приведенным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, закрепляющим недопустимость принятия нормативных правовых актов, умаляющих права граждан, соблюдение принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям органов государственной власти, правовой определенности, сохранения разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемости политики в социальной сфере.
В противном случае вопреки предписаниям статей 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации нарушался бы конституционный принцип равенства при реализации этими лицами приобретенных социальных прав, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, с соблюдением которых должно осуществляться изменение действующего правового регулирования в социальной сфере.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемая норма Закона Псковской области противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заявленные Н., А. и первым заместителем прокурора области требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ГПК РФ,
решил:

Заявления граждан Н. и А., первого заместителя прокурора Псковской области Канаевой Э.Ф. удовлетворить.
Признать противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента принятия положение ст. 7.1 Закона Псковской области от 11 января 2005 года N 401-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" в части, устанавливающей для пенсионеров из числа педагогических работников, определенных в п. 1 Приложения 1 к данному Закону, и отвечающих требованиям, предусмотренным п. 6 ч. 2 ст. 2 данного Закона, предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере 1100 рублей в качестве компенсации расходов на жилое помещение, отопление и освещение.
Опубликовать сообщение о принятом решении, после вступления его в законную силу, в газете "Псковская правда".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Псковский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 03 апреля 2015 года.
Председательствующий судья
М.М.АНАШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)