Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8503/2013

Требование: Об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявление истца о предоставлении земельного участка не было рассмотрено в установленный срок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 года


Судья - Фоменко Е.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Диденко И.А., Диянова С.П.
по докладу судьи Диянова С.П.
при секретаре М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства материалы дела по заявлению М.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления с апелляционными жалобами директора Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар - К.Е., представителя ФГБУ "ФКП Росреестр по Краснодарскому краю" по доверенности - Р., представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности - К.М. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Диянова С.П., судебная коллегия

установила:

М.Н. через своего представителя по доверенности - Щ. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указал, что 24 мая 2012 года он обратился в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью < данные изъяты > кв. м, формируемого, в кадастровом квартале < номер обезличен >, из земель, находящихся в муниципальной собственности, расположенного по адресу: < адрес обезличен >.
Из содержания письма Департамента муниципальной собственности администрации муниципального образования город Краснодар < номер обезличен > от 31 мая 2012 года следует, что утверждение схемы расположения истребуемого земельного участка возвращено из Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в Земельный центр по причине того, что утверждение схемы на кадастровом плане территории относится к компетенции Департамента. Также указано, что после утверждения схемы на кадастровом плане территории и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, будет рассмотрен вопрос о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, заявитель полагает, что были нарушены его права и законные интересы.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 января 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд постановил: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в не рассмотрении заявления М.Н. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: < адрес обезличен >, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в кадастровом квартале < номер обезличен >, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства; признать незаконным решение от 09 июня 2012 года < номер обезличен >, принятое Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, об отказе согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в создании препятствий М.Н. в предоставлении в собственность земельного участка; обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: < адрес обезличен >, формируемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в кадастровом квартале < номер обезличен >, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства; обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: < адрес обезличен >, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в кадастровом квартале < номер обезличен >, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность М.Н. за плату в размере < данные изъяты > рублей < данные изъяты > копеек.
В апелляционной жалобе директор Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар - К.Е. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, а также на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестр по Краснодарскому краю" по доверенности - Р. просит отменить решение суда в части возложения обязанностей на ФГБУ "ФКП Росреестр по Краснодарскому краю" по постановке испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в данной части, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности - К.М. просит отменить, состоявшееся по настоящему гражданскому делу, решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, а также на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права.
Письменных возражений на апелляционные жалобы не представлено.
Лица, участвующие в деле, в Краснодарский краевой суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили и об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 января 2013 года не подлежащим отмене по доводам апелляционных жалоб по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судом при рассмотрении и разрешении вышеуказанного вопроса не было допущено нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, которые повлияли на его исход.
Так, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции, прежде всего, исходил из того, что оспариваемым бездействием органов местного самоуправления были нарушены права и законные интересы заявителя.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам настоящего гражданского дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего дела, 22 марта 2012 года с целью дальнейшего приобретения в собственность земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства площадью < данные изъяты > кв. м, формируемого из земель, находящихся в муниципальной собственности, в кадастровом квартале < номер обезличен >, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, с ГУП КК "Краснодарский земельный центр" заявителем был заключен договор на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и топографической съемки.
24 мая 2012 года М.Н. обратился в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, указав его численный состав и вид деятельности (л.д. 10).
Из содержания письма Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар < номер обезличен > от 31 мая 2012 года следует, что после утверждения схемы границ земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет Департамент рассмотрит возможность предоставления испрашиваемого земельного участка (л.д. 11).
Согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар < номер обезличен > от 09 июня 2012 года, формируемый земельный участок накладывается на границы земельного участка для размещения водозабора, на который ранее зарегистрирован градостроительный регламент.
В соответствии с решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 года N 19 п. 6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" зона застройки индивидуальными жилыми домами за границей города Краснодара (Ж. 1.2) к перечню основных видов разрешенного использования земельных участков относит "ведение сельскохозяйственного производства" и "иные объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению".
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11 июня 2003 года, основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, транспортировка (перевозка), хранение сельскохозяйственной продукции собственного производства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О землеустройстве" N 78-ФЗ от 18 июня 2001 года территории населенных пунктов являются объектами землеустройства; понятие землеустройство включает в себя мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, а землеустроительной документацией являются документы, полученные в результате проведения землеустройства.
Согласно ст. 20 Федерального закона Российской Федерации "О землеустройстве" N 78-ФЗ от 18 июня 2001 года, карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" N 621 от 30 июля 2009 года в разделе "Сведения о местоположении границ объекта землеустройства" указываются: система координат, в которой определены координаты характерных точек границ объекта землеустройства (система координат, используемая для ведения государственного кадастра недвижимости); сведения о характерных точках границ объекта землеустройства.
В зависимости от примененных при выполнении землеустроительных работ методов определения координат характерных точек границ объекта землеустройства в реквизите "Сведения о характерных точках границ объекта землеустройства" указываются: геодезический метод (метод триангуляции, полигонометрии, трилатерации, метод прямых, обратных или комбинированных засечек и иные геодезические методы); метод спутниковых геодезических измерений (определений); фотограмметрический метод; картометрический метод (пункт 22 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" N 621 от 30 июля 2009 года).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года, ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации, содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым в частности устанавливается или изменяется граница населенного пункта, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно ст. 9 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах населенных пунктов: описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении границ населенных пунктов.
Согласно пункту 11 Постановления Правительства Российской Федерации "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" N 618 от 18 августа 2008 года, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета также перечень координат характерных точек границы населенного пункта в установленной системе координат.
Из пункта 13 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" N 42 от 04 февраля 2010 года следует, что структура записи о границах населенных пунктов в Реестре включает в себя описание местоположения границы населенного пункта (текстовое описание местоположения границы населенного пункта; список координат характерных точек границы населенного пункта с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН).
Согласно ч. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства.
При этом суд учел, что решение городской Думы Краснодара "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" N 25 п. 15 от 26 января 2012 года не содержит сведений о текстовом описании местоположения границ населенных пунктов; списка координат характерных точек границ населенных пунктов с указанием методов и погрешностей определения координат в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в связи с недостаточной нормативной определенностью границ поселка Российский муниципального образования город Краснодар, влекущей отсутствие информации о последней в государственном кадастре недвижимости; руководствуясь тем, что основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, транспортировка (перевозка), хранение сельскохозяйственной продукции собственного производства, спорный земельный участок правомерно отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, а выбранный вид его разрешенного использования не противоречит его целевому назначению и основным видам его разрешенного использования согласно градостроительному регламенту.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, из приведенной нормы права следует, что при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к нему, орган местного самоуправления обязан обеспечить гражданину выбор соответствующего данным характеристикам земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Как установлено судом, формируемый земельный участок не отвечает ни одному из указанных в законе признаков, запрещающих его отчуждение из муниципальной собственности.
Согласно ст. 11 Федерального закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с решением городской Думы Краснодара от 21 декабря 2006 года N 17 п. 26 "Об утверждении Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар", Департамент архитектуры и градостроительства является функциональным и специально уполномоченным органом администрации в области архитектуры и градостроительства (п. 1 Положения); осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с функциональными и территориальными органами администрации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Краснодарского края, юридическими и физическими лицами по вопросам осуществления градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Краснодар (п. 3 Положения); одной из основных целей деятельности департамента архитектуры и градостроительства являются обеспечение прав и свобод граждан и их объединений на участие в осуществлении градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Краснодар (п. 10 Положения).
Согласно ч. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу требований ст. 12 Федерального закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых, том числе, должны быть указаны: цель использования земельных участков; испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки; условия предоставления земельных участков в собственность; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного решения. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Результатом процесса по формированию спорного земельного участка является его постановка на государственный кадастровый учет. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием объекта недвижимости. В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, а также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что администрацией в лице своих департаментов в форме бездействия, связанного с не рассмотрением обращения заявителя должным образом и в установленный срок, нарушены права заявителя, установленные действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим данный вид правоотношений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел достаточные основания для вынесения обжалуемого судебного акта.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда - мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего гражданского дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 января 2013 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

определила:

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы директора Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар - К.Е., представителя ФГБУ "ФКП Росреестр по Краснодарскому краю" по доверенности - Р., представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности - К.М. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)