Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей: Левиной Т.Ю., Тихоновым А.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полонским А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ДГИМ и Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "30" сентября 2014 г. по делу N А40-113288/14, принятое судьей Д.С. Рыбиным, по иску ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" к ФГБУ "ФКП Росреестра", третьи лица - Управление Росреестра по Москве, ДГИГМ, Правительство Москвы, о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости земельного участка
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Крестьянников А.С. по доверенности от 23.12.2013
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: от Управление Росреестра по Москве - не явился, извещен
от ДГИГМ - Вейн К.В. по доверенности от 27.12.2013
от Правительство Москвы - Вейн К.В. по доверенности от 01.09.2014
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Лукойл-Центрнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Меридиан" о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции, составляющей 187.108.029 руб., несоответствующей его рыночной стоимости; об обязании ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003001:40; об обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка в размере 39.651.000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от "30" сентября 2014 г. по делу N А40-113288/14 иск удовлетворен частично. Суд:
- признал кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции, составляющую 187.108.029 руб., несоответствующей его рыночной стоимости.
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции в размере 39.651.000 руб.
- взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" 4000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявители апелляционной жалобы указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителя 3-го лица - Управления Росреестра по Москве.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.06.2002 между Московским земельным комитетом (арендодателем, правопредшественником Департамента городского имущества города Москвы) и истцом (арендатором) был заключен Договор долгосрочной аренды земельного участка N М-04-021327 (далее - Договор) в отношении земельного участка площадью 2052 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции.
Договор заключен сроком на 49 лет и прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП) по состоянию на 01.01.2013 установлен удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 91.183 рублей 25 копеек, в результате чего его кадастровая стоимость составила 187.108.029 руб.
Считая данную стоимость земельного участка завышенной, истец обратился в экспертное учреждение ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года.
Согласно отчету ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" от 19.05.2014 N И-140317/19 рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует его кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из установленных Постановлением N 751-ПП удельных показателей кадастровой стоимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Установленная в отчете оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 39.651.000 руб.
Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции принял во внимание, что Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Требования истца фактически направлены на установление рыночной стоимости спорного земельного участка, которая после ее установления будет внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данных земельных участков.
При таких обстоятельствах суд рассматривал заявленные требования в соответствии с порядком, установленным для рассмотрения дел в исковом производстве, с учетом установленного ст. 65 АПК РФ порядка распределения между лицами, участвующими в деле, бремени доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Как указано выше, Постановлением N 751-ПП утверждены результаты оценки по состоянию на 01.01.2013, в том числе в отношении спорного земельного участка.
В силу п. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом п. 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснятся, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимость объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
При этом закон не ограничивает возможность обращения с подобными требованиями арендаторов земельных участков. Определение рыночной стоимости земельного участка путем заключения договора на проведение оценки с целью последующих действий по изменению кадастровой стоимости является правом лица, обязанного уплачивать за использование земли те или иные платежи (земельный налог, арендную плату).
Как указано в п. 1 ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ, за исключением прав, установленных подпунктом 2 п. 2 ст. 40 ЗК РФ.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату вынесения решения) установлено, что результаты кадастровой оценки могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что так как арендная плата арендуемого у города Москвы земельного участка зависит от его кадастровой стоимости, то и обязательства арендатора такого земельного участка напрямую зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка.
Исходя из этого, суд посчитал, что истец как арендатор вправе заключать договор с оценщиком на проведение оценки и оспаривать результаты определения кадастровой стоимости наряду с собственником земельного участка.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.07.2014 N ВАС-13336/13, Арбитражного суда Московского округа в постановлении от 27.08.2014 N Ф05-7824/2014 по делу N А40-74697/13.
Исходя из того, что Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в редакции, действовавшей на момент подачи искового заявления - 21.07.2014, предусматривал возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости или в арбитражный суд, или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд полагает, что для данной категории споров на момент подачи искового заявления не был предусмотрен обязательный досудебный порядок.
При этом суд первой инстанции учел, что изменения ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в части того, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, вступили в законную силу 22.07.2014, то есть после подачи настоящего искового заявления.
Как указывалось выше, истцом представлен отчет оценщика ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" от 19.05.2014 г. N И-140317/19, которым установлена рыночная стоимость спорного земельного участка.
Имеется также заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 21.05.2014 N 320/19-14 на вышеуказанный отчет оценщика о соответствии его действующему законодательству, в том числе положениям Закона об оценочной деятельности.
Сравнение рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, свидетельствует о том, что рыночная стоимость значительно меньше его кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 751-ПП.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, установленной в отчете, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
Суд пришел к выводу, что рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2013), что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Как указано в ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Закона об оценочной деятельности, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии отчета требованиям закона, стандартам оценки ответчиком и третьими лицами по делу суду не приведены.
При таких данных суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования, направленные на установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую была установлена его кадастровая стоимость (01.01.2013), подлежат удовлетворению.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" указанные полномочия по возложены на учреждение "Федеральная кадастровая палата", в связи с чем надлежащим ответчиком по требованию об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость является ФГБУ "ФКП Росреестра".
На основании изложенного, суд первой инстанции признал обоснованными требования иска о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, составляющего 187.108.029 руб., несоответствующей его рыночной стоимости и об обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка в размере 39.651.000 руб.
При этом согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 (далее- Порядок), в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости.
В силу ч. 7 ст. 4 Закона N 221-ФЗ в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ.
Как указано в п. п. 57 и 58 Порядка, при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные". При выполнении записей в Реестре устанавливается очередность в зависимости от времени регистрации заявления либо документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия; первыми в Реестре выполняются записи в результате рассмотрения ранее зарегистрированного заявления либо документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.
В связи с этим суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска об обязании ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что на момент обращения истца с иском (10.07.2014) в Арбитражный суд г. Москвы, Федеральный закон N 135-ФЗ действовал в редакции N 31 от 12.03.2014, предусматривающей возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости или в арбитражный суд, или в комиссию по рассмотрению споров о результатах о результатах определения кадастровой стоимости. Соответственно, для данной категории споров на момент подачи иска не был предусмотрен обязательный досудебный порядок.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "30" сентября 2014 г. по делу N А40-113288/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
О.В.САВЕНКОВ
Судьи
Т.Ю.ЛЕВИНА
А.П.ТИХОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2014 N 09АП-49050/2014 ПО ДЕЛУ N А40-113288/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. N 09АП-49050/2014
Дело N А40-113288/14
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей: Левиной Т.Ю., Тихоновым А.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полонским А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ДГИМ и Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "30" сентября 2014 г. по делу N А40-113288/14, принятое судьей Д.С. Рыбиным, по иску ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" к ФГБУ "ФКП Росреестра", третьи лица - Управление Росреестра по Москве, ДГИГМ, Правительство Москвы, о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости земельного участка
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Крестьянников А.С. по доверенности от 23.12.2013
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: от Управление Росреестра по Москве - не явился, извещен
от ДГИГМ - Вейн К.В. по доверенности от 27.12.2013
от Правительство Москвы - Вейн К.В. по доверенности от 01.09.2014
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Лукойл-Центрнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Меридиан" о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции, составляющей 187.108.029 руб., несоответствующей его рыночной стоимости; об обязании ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003001:40; об обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка в размере 39.651.000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от "30" сентября 2014 г. по делу N А40-113288/14 иск удовлетворен частично. Суд:
- признал кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции, составляющую 187.108.029 руб., несоответствующей его рыночной стоимости.
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции в размере 39.651.000 руб.
- взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" 4000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявители апелляционной жалобы указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителя 3-го лица - Управления Росреестра по Москве.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.06.2002 между Московским земельным комитетом (арендодателем, правопредшественником Департамента городского имущества города Москвы) и истцом (арендатором) был заключен Договор долгосрочной аренды земельного участка N М-04-021327 (далее - Договор) в отношении земельного участка площадью 2052 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции.
Договор заключен сроком на 49 лет и прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП) по состоянию на 01.01.2013 установлен удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 91.183 рублей 25 копеек, в результате чего его кадастровая стоимость составила 187.108.029 руб.
Считая данную стоимость земельного участка завышенной, истец обратился в экспертное учреждение ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года.
Согласно отчету ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" от 19.05.2014 N И-140317/19 рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует его кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из установленных Постановлением N 751-ПП удельных показателей кадастровой стоимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Установленная в отчете оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 39.651.000 руб.
Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции принял во внимание, что Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Требования истца фактически направлены на установление рыночной стоимости спорного земельного участка, которая после ее установления будет внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данных земельных участков.
При таких обстоятельствах суд рассматривал заявленные требования в соответствии с порядком, установленным для рассмотрения дел в исковом производстве, с учетом установленного ст. 65 АПК РФ порядка распределения между лицами, участвующими в деле, бремени доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Как указано выше, Постановлением N 751-ПП утверждены результаты оценки по состоянию на 01.01.2013, в том числе в отношении спорного земельного участка.
В силу п. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом п. 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснятся, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимость объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
При этом закон не ограничивает возможность обращения с подобными требованиями арендаторов земельных участков. Определение рыночной стоимости земельного участка путем заключения договора на проведение оценки с целью последующих действий по изменению кадастровой стоимости является правом лица, обязанного уплачивать за использование земли те или иные платежи (земельный налог, арендную плату).
Как указано в п. 1 ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ, за исключением прав, установленных подпунктом 2 п. 2 ст. 40 ЗК РФ.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату вынесения решения) установлено, что результаты кадастровой оценки могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что так как арендная плата арендуемого у города Москвы земельного участка зависит от его кадастровой стоимости, то и обязательства арендатора такого земельного участка напрямую зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка.
Исходя из этого, суд посчитал, что истец как арендатор вправе заключать договор с оценщиком на проведение оценки и оспаривать результаты определения кадастровой стоимости наряду с собственником земельного участка.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.07.2014 N ВАС-13336/13, Арбитражного суда Московского округа в постановлении от 27.08.2014 N Ф05-7824/2014 по делу N А40-74697/13.
Исходя из того, что Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в редакции, действовавшей на момент подачи искового заявления - 21.07.2014, предусматривал возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости или в арбитражный суд, или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд полагает, что для данной категории споров на момент подачи искового заявления не был предусмотрен обязательный досудебный порядок.
При этом суд первой инстанции учел, что изменения ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в части того, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, вступили в законную силу 22.07.2014, то есть после подачи настоящего искового заявления.
Как указывалось выше, истцом представлен отчет оценщика ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" от 19.05.2014 г. N И-140317/19, которым установлена рыночная стоимость спорного земельного участка.
Имеется также заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 21.05.2014 N 320/19-14 на вышеуказанный отчет оценщика о соответствии его действующему законодательству, в том числе положениям Закона об оценочной деятельности.
Сравнение рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, свидетельствует о том, что рыночная стоимость значительно меньше его кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 751-ПП.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, установленной в отчете, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
Суд пришел к выводу, что рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2013), что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Как указано в ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Закона об оценочной деятельности, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии отчета требованиям закона, стандартам оценки ответчиком и третьими лицами по делу суду не приведены.
При таких данных суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования, направленные на установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую была установлена его кадастровая стоимость (01.01.2013), подлежат удовлетворению.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" указанные полномочия по возложены на учреждение "Федеральная кадастровая палата", в связи с чем надлежащим ответчиком по требованию об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость является ФГБУ "ФКП Росреестра".
На основании изложенного, суд первой инстанции признал обоснованными требования иска о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, составляющего 187.108.029 руб., несоответствующей его рыночной стоимости и об обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка в размере 39.651.000 руб.
При этом согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 (далее- Порядок), в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости.
В силу ч. 7 ст. 4 Закона N 221-ФЗ в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ.
Как указано в п. п. 57 и 58 Порядка, при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные". При выполнении записей в Реестре устанавливается очередность в зависимости от времени регистрации заявления либо документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия; первыми в Реестре выполняются записи в результате рассмотрения ранее зарегистрированного заявления либо документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.
В связи с этим суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска об обязании ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что на момент обращения истца с иском (10.07.2014) в Арбитражный суд г. Москвы, Федеральный закон N 135-ФЗ действовал в редакции N 31 от 12.03.2014, предусматривающей возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости или в арбитражный суд, или в комиссию по рассмотрению споров о результатах о результатах определения кадастровой стоимости. Соответственно, для данной категории споров на момент подачи иска не был предусмотрен обязательный досудебный порядок.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "30" сентября 2014 г. по делу N А40-113288/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
О.В.САВЕНКОВ
Судьи
Т.Ю.ЛЕВИНА
А.П.ТИХОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)