Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2014 N 15АП-9662/2014 ПО ДЕЛУ N А32-33822/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2014 г. N 15АП-9662/2014

Дело N А32-33822/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" представитель по доверенности Шабашова И.С., паспорт,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.04.2014 по делу N А32-33822/2013, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога"
к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным бездействия

установил:

ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской ЖД (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Управление Росимущества в КК), выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:28:0000000:1, площадью 2125000 кв. м, и об обязании территориальное управление в течение месяца подготовить проект договора аренды указанного земельного участка и направить его в адрес общества (с учетом уточненных требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ).
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2014 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что у общества имеется исключительное право на приобретение в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации спорного земельного участка.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных по делу требований отказать. Полагает, что является ненадлежащим заинтересованным лицом.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, надлежащим образом уведомленное о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда в силе.
Учитывая изложенное, на основании ч. ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество является собственником объектов недвижимости, предназначенных для обеспечения деятельности организации железнодорожного транспорта и расположенных в границах земельного участка общей площадью 2125000 кв. м, с кадастровым номером 23:28:0000000:1 по адресу: Краснодарский край, в границах Староминского района. Данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, имеющимися в материалах дела.
Постановлением главы Староминского района Краснодарского края от 20.08.2002 N 1623 с учетом постановления главы Староминского района от 15.12.2002 N 2428 обществу в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 212,5 га, расположенный в границах Староминского района Краснодарского края для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий и сооружений, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта объектов железнодорожного транспорта.
Земельный участок, предоставленный обществу в постоянное (бессрочное) пользование поставлен на кадастровый учет 19.12.2002 под номером 23:28:0000000:1. Вместе с тем право собственности Российской Федерации зарегистрировано не на данный земельный участок, а на земельные участки, являющиеся его частями с кадастровыми номерами 23:28:0204001:0001, 23:28:0206000:0002, 23:28:0207000:0002, 23:28:0206000:0003, 23:28:0206000:0004, 23:28:0206000:0005, 23:28:0202001:0007, 23:28:0103000:0029, 23:28:0205000:0006, 23:28:0203001:0003. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права от 14.08.2003, 15.08.2003.
8 декабря 2011 года общество обратилось в Управление Росимущества по КК с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами 23:28:0204001:0001, 23:28:0206000:0002, 23:28:0207000:0002, 23:28:0206000:0003, 23:28:0206000:0004, 23:28:0206000:0005, 23:28:0202001:0007, 23:28:0103000:0029, 23:28:0205000:0006, 23:28:0203001:0003, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:28:0000000:1. В качестве приложения общество представило регистрационные документы юридического лица, правоподтверждающие документы на объекты недвижимости, а также кадастровую выписку о земельных участках.
В письме от 17.06.2013 общество просило Управление Росимущества по КК рассмотреть прилагаемую редакцию договора аренды земельных участков. Предложенный обществом проект договора аренды Управление Росимущества по КК не подписало.
Из материалов дела следует, что для эксплуатации зданий и сооружений железной дороги из земель промышленности и иного специального назначения сформирован земельный участок (единое землепользование) площадью 2128563 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 23:28:0000000:1, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 13.11.2013 N 2343/12/13-992470.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:28:0000000:1 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.11.2011 серии 23-АК N 339495.
С учетом изложенного, 30.01.2014 общество повторно направило в Управление Росимущества в КК заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:28:0000000:1 в аренду.
Заявление 8 февраля 2014 года получено ТУ ФАУГИ в КК, что подтверждается штампом входящей корреспонденции. Однако, до настоящего времени не рассмотрено по существу.
Полагая, что бездействие территориального управления по вопросу об оформлении арендных отношений не соответствует положениям Земельного кодекса РФ и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса).
Исключительный характер права на приватизацию (приобретение права аренды) земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию (аренду) земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11).
В пунктах 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права на земельный участок, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте либо запретом приватизации. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа (пункт 4 постановления от 24.03.2005 N 11).
Как видно из материалов дела, испрашиваемый обществом земельный участок (с кадастровым номером 23:28:0000000:1) относится к категории земель промышленности и иного специального назначения - землям транспорта (подпункт 3 пункта 2 статьи 87 Земельного кодекса).
Особенности правового режима земель транспорта установлены статьей 90 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (подпункт 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса).
Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац четвертый пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу на основании договора аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в территориальное управление с приложением документов в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475. Испрашиваемый обществом участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:28:0000000:1 соответствует подпункту 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса. По заявлению общества территориальное управление не приняло решения в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что бездействие Управления Росимущества в КК не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
В порядке восстановления нарушенного права заявителя на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно обязал Управление Росимущества в КК направить в адрес общества проект договора аренды.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы об отсутствии полномочий по распоряжению (предоставлению в аренду) земельного участка с кадастровым номером 23:28:0000000:1, находящимся в федеральной собственности, а также ссылка Управления в апелляционной жалобе на подпункт "е" пункта 4.8 Положения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются организациям железнодорожного транспорта на основании договоров аренды, заключаемых с территориальными управлениями Росимущества. В деле имеется также письмо Росимущества от 03.10.2013 N 1111-10/46162, согласно которому территориальным управлениям поручено заключать с ОАО "РЖД" договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Ссылка Управления Росимущества в КК на отсутствие (необходимость получения) письменного поручения Росимущества на предоставление спорного земельного участка организации железнодорожного транспорта (обществу) в аренду, противоречит правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10.
Приказом Минэкономразвития РФ от 22.07.2006 N 197 утверждена примерная форма Договора аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в месячный срок со дня поступления заявления, принимают решение о предоставлении земельного участка на соответствующем праве. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Обществом в адрес управления на протяжении 2006-2012 годов неоднократно направлялись заявления о заключении договора аренды земельного участка.
В нарушение требований действующего законодательства, управление не заключило договор аренды земельного участка с обществом.
Согласно части 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал требования общества законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2014 по делу N А32-33822/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
Н.Н.СМОТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)