Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июня 2014 года по делу N А12-11570/2014 (судья Маслова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр" (404113, Волгоградская область, г. Волжский, Зеленый остров, ул. Шоссейная, д. 1А, ОГРН 1073435007920, ИНН 3435089842)
к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (404143, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Ленина, д. 65, ОГРН 1023405173318, ИНН 3428928021),
третьи лица: комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (404143, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Ленина, д. 65), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Ткачева, д. 20Б)
о признании незаконным бездействия,
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Центр" (далее - ООО "Центр", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация Среднеахтубинского района, орган местного самоуправления), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п. Киляковка, пер. Зеленый, 30, площадью 67 307 кв. м, об обязании администрации Среднеахтубинского района принять решение о предоставлении ООО "Центр" в аренду земельного участка площадью 67 307 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п. Киляковка, пер. Зеленый, 30, для проектирования и строительства спортивно-оздоровительного центра с заключением соответствующего договора.
Решением суда первой инстанции от 18 июня 2014 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
ООО "Центр" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.07.2009 администрацией Среднеахтубинского района по результатам рассмотрения заявления ООО "Центр" на основании статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Устава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области принято постановление N 1713 о предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого партнерства, утверждении акта выбора и предварительного согласования земельного участка под размещение дачного некоммерческого партнерства по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, пер. Зеленый, 30.
Кроме того, данным постановлением утверждена схема расположения земельного участка площадью 67 307 кв. м по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, пер. Зеленый, 30, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения дачного некоммерческого партнерства, на кадастровой карте и уточнены границы указанного земельного участка на местности.
Постановлением администрации Среднеахтубинского района от 14.02.2011 N 247 постановление администрации Среднеахтубинского района от 09.07.2009 N 1713 "О предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого партнерства по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п. Киляковка, пер. Зеленый, 30" признано утратившим силу.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2011 по делу N А12-7883/2011 постановление администрации Среднеахтубинского района от 14.02.2011 N 247 "О признании утратившим силу постановления администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 09.07.2009 N 1713 "О предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого партнерства по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п. Киляковка, пер. Зеленый, 30" признано недействительным.
03.12.2009 земельный участок площадью 67 307 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, пер. Зеленый, 30, поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 34:28:070002:933, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения дачного некоммерческого партнерства.
25.03.2011 Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на основании заявления администрации Среднеахтубинского района о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости принято решение об аннулировании сведений об указанном земельном участке.
20.09.2012 земельный участок площадью 67 307 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, пер. Зеленый, 30, вновь поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 34:28:070002:1410, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения дачного некоммерческого партнерства.
В 2011-2012 годах ООО "Центр" неоднократно обращалось в администрацию Среднеахтубинского района с заявлениями о заключении договора аренды указанного земельного участка под размещение дачного некоммерческого партнерства (заявления от 07.10.2011 N 10/1, от 19.07.2012 N 25, от 18.10.2012 N 27, от 29.10.2012 N 28).
Письмами от 18.09.2012 N 5449, от 13.11.2012 N 6970 орган местного самоуправления отказал ООО "Центр" в предоставлении испрашиваемого земельного участка под размещение дачного некоммерческого партнерства в связи с неосуществлением обществом вида экономической деятельности - дачное некоммерческое партнерство, а также в связи с истечением трехлетнего срока принятия решения о предоставлении земельного участка со дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
04.02.2014 ООО "Центр" обратилось в администрацию Среднеахтубинского района с заявлением о заключении договора аренды земельного участка площадью 67 307 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, пер. Зеленый, 30, для проектирования и строительства спортивно-оздоровительного центра.
Письмом от 20.03.2014 N 1184 администрация Среднеахтубинского района отказала ООО "Центр" в предоставлении указанного земельного участка для проектирования и строительства спортивно-оздоровительного центра, поскольку постановлением от 09.07.2009 N 1713 на данном земельном участке согласовано место размещения дачного некоммерческого партнерства.
ООО "Центр", полагая, что администрацией Среднеахтубинского района допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, нарушающее права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства указанного объекта ввиду отсутствия принятого уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта - спортивно-оздоровительного центра.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе (пункт 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Среднеахтубинского района от 09.07.2009 N 1713, принятом по результатам рассмотрения заявления ООО "Центр", предварительно согласовано место размещения дачного некоммерческого партнерства и утвержден акт выбора и предварительного согласования земельного участка под размещение дачного некоммерческого партнерства по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, пер. Зеленый, 30.
С заявлением о предварительном согласовании места размещения по указанному адресу спортивно-оздоровительного центра ООО "Центр" в орган местного самоуправления не обращалось, соответствующим муниципальный правовой акт администрацией Среднеахтубинского района не принимался.
Таким образом, учитывая отсутствие принятого уполномоченным органом в установленном порядке решения о предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра у администрации Среднеахтубинского района отсутствовали основания для предоставления испрашиваемого ООО "Центр" земельного участка для строительства данного объекта, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В апелляционной жалобе общество указывает, что 06.06.2008 ООО "Центр" обратилось в администрацию Среднеахтубинского района с заявлением о выделении земельного участка площадью 120 000 кв. м в Среднеахтубинском районе для проектирования и строительства размещения спортивно-оздоровительного центра, между тем впоследствии в данное заявление были внесены рукописные изменения в части указания назначения земельного участка: вместо "спортивно-оздоровительного центра" было указано "дачного некоммерческого партнерства".
Апелляционная коллегия отклоняет данный довод заявителя.
Постановление администрации Среднеахтубинского района от 09.07.2009 N 1713, принятое по результатам рассмотрения заявления ООО "Центр", обществом не обжаловалось, в 2011-2012 годах ООО "Центр" неоднократно обращалось в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка под размещение дачного некоммерческого партнерства. Кроме того, в 2011 году ООО "Центр" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Среднеахтубинского района от 14.02.2011 N 247 "О признании утратившим силу постановления администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 09.07.2009 N 1713 "О предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого партнерства по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п.Киляковка, пер. Зеленый, 30".
При указанных обстоятельствах суд апелляционный инстанции приходит к выводу, что постановление администрации Среднеахтубинского района от 09.07.2009 N 1713 о предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого партнерства было принято органом местного самоуправления по заявлению ООО "Центр" и в его интересах.
Также апелляционный суд считает необходимым отметить, что общество не отказалось от предоставления земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства, а заявление ООО "Центр" от 04.02.2014 не может быть признано заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного центра, так как оно не соответствует требованиям приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Довод общества о том, что администрация Среднеахтубинского района в нарушение требований статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации с 2009 года не принимала решение о предоставлении ООО "Центр" испрашиваемого земельного участка, намеренно затягивала процедуру его предоставления, создавая таким образом препятствия заявителю в реализации его прав, и нарушила предусмотренные действующим законодательством сроки рассмотрения заявления общества, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Из заявления ООО "Центр", поданного в Арбитражный суд Волгоградской области, следует, что общество в рамках данного дела оспаривает бездействие органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка, начиная с 20.03.2014 (т. 1, л.д. 12).
Таким образом, бездействие администрации Среднеахтубинского района по непредоставлению ООО "Центр" испрашиваемого земельного участка в период с 2009 года по 20.03.2014 не является предметом обжалования в рамках настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Центр" по платежному поручению от 17.07.2014 N 1 уплачена государственная пошлина в размере 2000 (две тысячи) руб.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1000 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1000 (одна тысяча) руб. подлежит возврату ООО "Центр" из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июня 2014 года по делу N А12-11570/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Центр" из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, перечисленную по платежному поручению от 17.07.2014 N 1.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2014 ПО ДЕЛУ N А12-11570/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N А12-11570/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июня 2014 года по делу N А12-11570/2014 (судья Маслова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр" (404113, Волгоградская область, г. Волжский, Зеленый остров, ул. Шоссейная, д. 1А, ОГРН 1073435007920, ИНН 3435089842)
к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (404143, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Ленина, д. 65, ОГРН 1023405173318, ИНН 3428928021),
третьи лица: комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (404143, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Ленина, д. 65), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Ткачева, д. 20Б)
о признании незаконным бездействия,
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Центр" (далее - ООО "Центр", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация Среднеахтубинского района, орган местного самоуправления), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п. Киляковка, пер. Зеленый, 30, площадью 67 307 кв. м, об обязании администрации Среднеахтубинского района принять решение о предоставлении ООО "Центр" в аренду земельного участка площадью 67 307 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п. Киляковка, пер. Зеленый, 30, для проектирования и строительства спортивно-оздоровительного центра с заключением соответствующего договора.
Решением суда первой инстанции от 18 июня 2014 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
ООО "Центр" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.07.2009 администрацией Среднеахтубинского района по результатам рассмотрения заявления ООО "Центр" на основании статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Устава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области принято постановление N 1713 о предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого партнерства, утверждении акта выбора и предварительного согласования земельного участка под размещение дачного некоммерческого партнерства по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, пер. Зеленый, 30.
Кроме того, данным постановлением утверждена схема расположения земельного участка площадью 67 307 кв. м по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, пер. Зеленый, 30, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения дачного некоммерческого партнерства, на кадастровой карте и уточнены границы указанного земельного участка на местности.
Постановлением администрации Среднеахтубинского района от 14.02.2011 N 247 постановление администрации Среднеахтубинского района от 09.07.2009 N 1713 "О предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого партнерства по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п. Киляковка, пер. Зеленый, 30" признано утратившим силу.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2011 по делу N А12-7883/2011 постановление администрации Среднеахтубинского района от 14.02.2011 N 247 "О признании утратившим силу постановления администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 09.07.2009 N 1713 "О предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого партнерства по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п. Киляковка, пер. Зеленый, 30" признано недействительным.
03.12.2009 земельный участок площадью 67 307 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, пер. Зеленый, 30, поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 34:28:070002:933, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения дачного некоммерческого партнерства.
25.03.2011 Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на основании заявления администрации Среднеахтубинского района о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости принято решение об аннулировании сведений об указанном земельном участке.
20.09.2012 земельный участок площадью 67 307 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, пер. Зеленый, 30, вновь поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 34:28:070002:1410, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения дачного некоммерческого партнерства.
В 2011-2012 годах ООО "Центр" неоднократно обращалось в администрацию Среднеахтубинского района с заявлениями о заключении договора аренды указанного земельного участка под размещение дачного некоммерческого партнерства (заявления от 07.10.2011 N 10/1, от 19.07.2012 N 25, от 18.10.2012 N 27, от 29.10.2012 N 28).
Письмами от 18.09.2012 N 5449, от 13.11.2012 N 6970 орган местного самоуправления отказал ООО "Центр" в предоставлении испрашиваемого земельного участка под размещение дачного некоммерческого партнерства в связи с неосуществлением обществом вида экономической деятельности - дачное некоммерческое партнерство, а также в связи с истечением трехлетнего срока принятия решения о предоставлении земельного участка со дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
04.02.2014 ООО "Центр" обратилось в администрацию Среднеахтубинского района с заявлением о заключении договора аренды земельного участка площадью 67 307 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, пер. Зеленый, 30, для проектирования и строительства спортивно-оздоровительного центра.
Письмом от 20.03.2014 N 1184 администрация Среднеахтубинского района отказала ООО "Центр" в предоставлении указанного земельного участка для проектирования и строительства спортивно-оздоровительного центра, поскольку постановлением от 09.07.2009 N 1713 на данном земельном участке согласовано место размещения дачного некоммерческого партнерства.
ООО "Центр", полагая, что администрацией Среднеахтубинского района допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, нарушающее права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства указанного объекта ввиду отсутствия принятого уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта - спортивно-оздоровительного центра.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе (пункт 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Среднеахтубинского района от 09.07.2009 N 1713, принятом по результатам рассмотрения заявления ООО "Центр", предварительно согласовано место размещения дачного некоммерческого партнерства и утвержден акт выбора и предварительного согласования земельного участка под размещение дачного некоммерческого партнерства по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, пер. Зеленый, 30.
С заявлением о предварительном согласовании места размещения по указанному адресу спортивно-оздоровительного центра ООО "Центр" в орган местного самоуправления не обращалось, соответствующим муниципальный правовой акт администрацией Среднеахтубинского района не принимался.
Таким образом, учитывая отсутствие принятого уполномоченным органом в установленном порядке решения о предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра у администрации Среднеахтубинского района отсутствовали основания для предоставления испрашиваемого ООО "Центр" земельного участка для строительства данного объекта, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В апелляционной жалобе общество указывает, что 06.06.2008 ООО "Центр" обратилось в администрацию Среднеахтубинского района с заявлением о выделении земельного участка площадью 120 000 кв. м в Среднеахтубинском районе для проектирования и строительства размещения спортивно-оздоровительного центра, между тем впоследствии в данное заявление были внесены рукописные изменения в части указания назначения земельного участка: вместо "спортивно-оздоровительного центра" было указано "дачного некоммерческого партнерства".
Апелляционная коллегия отклоняет данный довод заявителя.
Постановление администрации Среднеахтубинского района от 09.07.2009 N 1713, принятое по результатам рассмотрения заявления ООО "Центр", обществом не обжаловалось, в 2011-2012 годах ООО "Центр" неоднократно обращалось в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка под размещение дачного некоммерческого партнерства. Кроме того, в 2011 году ООО "Центр" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Среднеахтубинского района от 14.02.2011 N 247 "О признании утратившим силу постановления администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 09.07.2009 N 1713 "О предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого партнерства по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, п.Киляковка, пер. Зеленый, 30".
При указанных обстоятельствах суд апелляционный инстанции приходит к выводу, что постановление администрации Среднеахтубинского района от 09.07.2009 N 1713 о предварительном согласовании места размещения дачного некоммерческого партнерства было принято органом местного самоуправления по заявлению ООО "Центр" и в его интересах.
Также апелляционный суд считает необходимым отметить, что общество не отказалось от предоставления земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства, а заявление ООО "Центр" от 04.02.2014 не может быть признано заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного центра, так как оно не соответствует требованиям приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Довод общества о том, что администрация Среднеахтубинского района в нарушение требований статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации с 2009 года не принимала решение о предоставлении ООО "Центр" испрашиваемого земельного участка, намеренно затягивала процедуру его предоставления, создавая таким образом препятствия заявителю в реализации его прав, и нарушила предусмотренные действующим законодательством сроки рассмотрения заявления общества, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Из заявления ООО "Центр", поданного в Арбитражный суд Волгоградской области, следует, что общество в рамках данного дела оспаривает бездействие органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка, начиная с 20.03.2014 (т. 1, л.д. 12).
Таким образом, бездействие администрации Среднеахтубинского района по непредоставлению ООО "Центр" испрашиваемого земельного участка в период с 2009 года по 20.03.2014 не является предметом обжалования в рамках настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Центр" по платежному поручению от 17.07.2014 N 1 уплачена государственная пошлина в размере 2000 (две тысячи) руб.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1000 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1000 (одна тысяча) руб. подлежит возврату ООО "Центр" из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июня 2014 года по делу N А12-11570/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Центр" из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, перечисленную по платежному поручению от 17.07.2014 N 1.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)