Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Поповой Г.О.,
с участием:
от заявителя - представитель Кизельбашева А.А., доверенность от 28.12.2006 г. N 613,
от ответчика - представитель Слобожанова Е.А. доверенность от 29.03.2007 г. N Д05-01/701,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2007 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2007 года по делу N А55-1598/2007 (судья Асадуллина С.П.),
принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара
к Департаменту строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, город Самара
третье лицо: ООО ТД "Реал", город Самара
о признании незаконным бездействий,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель), с учетом изменения требований, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры администрации городского округа Самара (далее - ответчик) о признании незаконными бездействий, выразившееся в неисполнении в месячный срок с момента поступления обращения министерства от 26.10.2006 года возложенной на него обязанности по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, улица Киевская, около дома N 10, площадью 9,20 кв. м. Заявитель также просит обязать ответчика обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, улица Киевская, около дома N 10, площадью 9,20 кв. м, либо направить в адрес заявителя мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его утверждения.
Решением суда Министерству в удовлетворении требований отказано.
При принятии судебного акта суд исходил из того, что на момент рассмотрения дела бездействие со стороны ответчика отсутствовало, поскольку 5 марта 2007 года в адрес заявителя был направлен ответ на заявление, в котором содержится отказ в изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка.
Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, поскольку обращение заявителя об обеспечении изготовления и утверждении проекта границ земельного участка не было рассмотрено ответчиком по существу в соответствии со ст. 34 ЗК РФ и пунктом 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74. Кроме того, заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что направлением письма от 5 марта 2007 г. ответчик выразил отказ в утверждении проекта границ земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных объяснениях на апелляционную жалобу.
ООО ТД "Реал" не обеспечило явку в суд своих представителей. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на основании заявления ООО ТД "Реал" от 26 октября 2006 года о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, улица Киевская, около дома N 10, площадью 9,20 кв. м, под установку рекламной конструкции, 26.10.2006 года заявитель направил в адрес ответчика обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД "Реал" (л.д. 7,8,9).
Согласно ст. 34 ЗК РФ и п. 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", ответчик обязан в недельный срок с момента поступления указанного обращения, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, целевым назначением земель, подготовить и направить заявителю мотивированное заключение о возможности или невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. В месячный срок с момента поступления обращения заявителя на ответчика возлагается обязанность обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 года N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" уполномоченным органом по утверждению проектов границ земельных участков является Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара.
5 февраля 2007 года постановлением Главы городского округа Самара N 17 были внесены изменения в постановление от 19 сентября 2006 года N 2340, согласно которым полномочия по утверждению проектов границ земельных участков для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также земельных участков площадью более 100 кв. м, за исключением земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемых ими, а также земельных участков, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, были переданы Комитету градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ утверждение проектов границ земельных участков осуществляется органами местного самоуправления.
Однако, согласно ст. 22 Устава городского округа Самара, Комитет градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, исходя из норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанный Комитет не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, несмотря на наличие постановления Главы городского округа Самара от 15 февраля 2007 года N 17, поскольку не является органом, уполномоченным на решение вопросов по результатам обращения об изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков.
Распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара от 6 февраля 2007 года N Д05-01-06/2 главному архитектору городского округа Самара Смирнову А.В. были делегированы полномочия по рассмотрению заявок Министерства строительства и ЖКХ Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области на формирование земельных участков, однако указанный документ не предоставляет Смирнову А.В. права на подготовку отказов в утверждении проектов границ земельных участков.
В связи с изложенным, письмо Комитета градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара от 5 марта 2007 года N СП-9/1675-0-2, подписанное главным архитектором города Смирновым А.В., в котором содержался отказ в изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков под установку испрашиваемого земельного участка (л.д. 42-43), нельзя расценивать как акт органа местного самоуправления, изданный в соответствии со ст. 34 ЗК РФ и пунктом 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74.
Таким образом, ответчик не выполнил возложенную на него обязанность по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан неправильный вывод о том, что на момент рассмотрения дела бездействие со стороны заинтересованного лица отсутствует.
В соответствии со ст. ст. 198, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух условий в совокупности: несоответствие обжалуемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Поскольку ответчик, как уполномоченный орган местного самоуправления, оставил без ответа обращение заявителя, то тем самым проявил бездействие, как на момент обращения в суд первой инстанции, так и на момент рассмотрения спора. Бездействием ответчик нарушил требования ст. 34 ЗК РФ и п. п. 2.5, 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", а также права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ является основанием для признания указанного бездействия незаконным.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Поскольку при вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить и требования заявителя удовлетворить.
Расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара в доход федерального бюджета в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2007 года по делу N А55-1598/2007 отменить.
Заявление Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, выразившееся в неисполнении возложенной на него обязанности по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД "Реал", расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, улица Киевская, около дома N 10, площадью 9,20 кв. м.
Обязать Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения и в соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ и пунктами 2.5, 2.7 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, в месячный срок обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД "Реал", расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, улица Киевская, около дома N 10, площадью 9,20 кв. м, либо направить в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области мотивированное, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, заключение о невозможности его утверждения.
Взыскать с Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2007 N 11АП-4838/2007 ПО ДЕЛУ N А55-1598/2007
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2007 г. по делу N А55-1598/2007
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Поповой Г.О.,
с участием:
от заявителя - представитель Кизельбашева А.А., доверенность от 28.12.2006 г. N 613,
от ответчика - представитель Слобожанова Е.А. доверенность от 29.03.2007 г. N Д05-01/701,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2007 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2007 года по делу N А55-1598/2007 (судья Асадуллина С.П.),
принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара
к Департаменту строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, город Самара
третье лицо: ООО ТД "Реал", город Самара
о признании незаконным бездействий,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель), с учетом изменения требований, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры администрации городского округа Самара (далее - ответчик) о признании незаконными бездействий, выразившееся в неисполнении в месячный срок с момента поступления обращения министерства от 26.10.2006 года возложенной на него обязанности по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, улица Киевская, около дома N 10, площадью 9,20 кв. м. Заявитель также просит обязать ответчика обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, улица Киевская, около дома N 10, площадью 9,20 кв. м, либо направить в адрес заявителя мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его утверждения.
Решением суда Министерству в удовлетворении требований отказано.
При принятии судебного акта суд исходил из того, что на момент рассмотрения дела бездействие со стороны ответчика отсутствовало, поскольку 5 марта 2007 года в адрес заявителя был направлен ответ на заявление, в котором содержится отказ в изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка.
Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, поскольку обращение заявителя об обеспечении изготовления и утверждении проекта границ земельного участка не было рассмотрено ответчиком по существу в соответствии со ст. 34 ЗК РФ и пунктом 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74. Кроме того, заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что направлением письма от 5 марта 2007 г. ответчик выразил отказ в утверждении проекта границ земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных объяснениях на апелляционную жалобу.
ООО ТД "Реал" не обеспечило явку в суд своих представителей. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на основании заявления ООО ТД "Реал" от 26 октября 2006 года о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, улица Киевская, около дома N 10, площадью 9,20 кв. м, под установку рекламной конструкции, 26.10.2006 года заявитель направил в адрес ответчика обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД "Реал" (л.д. 7,8,9).
Согласно ст. 34 ЗК РФ и п. 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", ответчик обязан в недельный срок с момента поступления указанного обращения, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, целевым назначением земель, подготовить и направить заявителю мотивированное заключение о возможности или невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения. В месячный срок с момента поступления обращения заявителя на ответчика возлагается обязанность обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 года N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" уполномоченным органом по утверждению проектов границ земельных участков является Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара.
5 февраля 2007 года постановлением Главы городского округа Самара N 17 были внесены изменения в постановление от 19 сентября 2006 года N 2340, согласно которым полномочия по утверждению проектов границ земельных участков для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также земельных участков площадью более 100 кв. м, за исключением земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемых ими, а также земельных участков, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, были переданы Комитету градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ утверждение проектов границ земельных участков осуществляется органами местного самоуправления.
Однако, согласно ст. 22 Устава городского округа Самара, Комитет градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, исходя из норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанный Комитет не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, несмотря на наличие постановления Главы городского округа Самара от 15 февраля 2007 года N 17, поскольку не является органом, уполномоченным на решение вопросов по результатам обращения об изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков.
Распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара от 6 февраля 2007 года N Д05-01-06/2 главному архитектору городского округа Самара Смирнову А.В. были делегированы полномочия по рассмотрению заявок Министерства строительства и ЖКХ Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области на формирование земельных участков, однако указанный документ не предоставляет Смирнову А.В. права на подготовку отказов в утверждении проектов границ земельных участков.
В связи с изложенным, письмо Комитета градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара от 5 марта 2007 года N СП-9/1675-0-2, подписанное главным архитектором города Смирновым А.В., в котором содержался отказ в изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков под установку испрашиваемого земельного участка (л.д. 42-43), нельзя расценивать как акт органа местного самоуправления, изданный в соответствии со ст. 34 ЗК РФ и пунктом 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74.
Таким образом, ответчик не выполнил возложенную на него обязанность по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан неправильный вывод о том, что на момент рассмотрения дела бездействие со стороны заинтересованного лица отсутствует.
В соответствии со ст. ст. 198, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух условий в совокупности: несоответствие обжалуемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Поскольку ответчик, как уполномоченный орган местного самоуправления, оставил без ответа обращение заявителя, то тем самым проявил бездействие, как на момент обращения в суд первой инстанции, так и на момент рассмотрения спора. Бездействием ответчик нарушил требования ст. 34 ЗК РФ и п. п. 2.5, 2.7 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", а также права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ является основанием для признания указанного бездействия незаконным.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Поскольку при вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить и требования заявителя удовлетворить.
Расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара в доход федерального бюджета в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2007 года по делу N А55-1598/2007 отменить.
Заявление Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, выразившееся в неисполнении возложенной на него обязанности по обеспечению изготовления и утверждению проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД "Реал", расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, улица Киевская, около дома N 10, площадью 9,20 кв. м.
Обязать Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения и в соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ и пунктами 2.5, 2.7 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, в месячный срок обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО ТД "Реал", расположенного по адресу: город Самара, Железнодорожный район, улица Киевская, около дома N 10, площадью 9,20 кв. м, либо направить в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области мотивированное, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, заключение о невозможности его утверждения.
Взыскать с Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)