Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 23 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цертус",
апелляционное производство N 05АП-15394/2013
на решение от 05.11.2013
судьи К.Ю. Иванушкиной
по делу N А24-3015/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Цертус" (ИНН 4101152617, ОГРН 1124101006732, зарегистрировано в качестве юридического лица 16.07.2012)
к департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710, зарегистрирован в качестве юридического лица 14.07.2009)
третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа"
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 18.06.2013 N 01-08-01/2786/13,
при участии в заседании:
- от ООО "Цертус": Сыроватская Н.С., генеральный директор, приказ N 6 от 28.06.2013;
- от Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Гончаренко С.В., представитель по доверенности от 20.12.2013, сроком действия до 31.12.2014;
- от МКУ "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа": не явились, извещены;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Цертус" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - департамент) в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 18.06.2013 N 01-08-01/2786/13, и об обязании департамент в недельный срок со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать в газете "Град Петра и Павла" информацию о возможности предоставления в аренду гражданам земельного участка, а также разместить данную информацию на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в сети Интернет по адресу: http://www.pkgo.ru/.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 05.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением суда от 05.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований было привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее по тексту - третье лицо, учреждение).
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на отсутствии оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка. Считает, что размещенная на земельном участке парковка не относится к территории общего пользования, так как не обозначена красными линиями и не внесена в проект планировки территории городского округа. Указанное обстоятельство, а также отсутствие прав третьих лиц, по мнению заявителя, свидетельствует о возможности передачи спорного земельного участка в аренду по обращению заинтересованного лица.
Департамент в письменном отзыве по доводам апелляционной жалобы возразил. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заявителя и департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и возражений на нее поддержали.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
21.05.2013 общество обратилось к главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 2088 кв. м, с кадастровым номером 41:01:010122:319, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, для эксплуатации автостоянки.
Заявление общества передано на рассмотрение в департамент.
Письмом от 18.06.2013 N 01-08-01/2786/13 департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Обосновывая принятое решение, департамент указал, что на спорном земельном участке размещена общественная стоянка (парковка) автомобильного транспорта, и его предоставление обществу повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц, использующих указанную стоянку.
Не согласившись с отказом департамента, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, заявителем испрашивается конкретный земельный участок площадью 2088 кв. м, расположенный в районе ул. Ленинская в г. Петропавловск-Камчатский.
Данный земельный участок сформирован и 18.03.2004 поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 41:01:0010122:319 и разрешенным использованием: для эксплуатации площадки для парковки машин, что подтверждается кадастровым паспортом от 08.02.2012 N 4100/206/12-2793.
Отказывая в предоставлении земельного участка, департамент исходил из того, что спорный земельный участок относится к территориям общего пользования в связи с размещением на нем общественной стоянки (парковки) автомобильного транспорта.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ к землям общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. То есть предусмотренный указанной статьей перечень объектов общего пользования является открытым.
По смыслу подпункта 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) основным признаком отнесения земель к территориям общего пользования является их беспрепятственное использование неограниченным кругом лиц.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено обозначение границ существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования красными линиями.
Коллегией установлено, что доказательства нахождения спорного земельного участка в границах красных линий департаментом в материалы дела не представлено. Какие-либо ограничения в его использовании в связи с нахождением в границах красных линий не установлены, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 08.02.2012 N 4100/206/12-2793. Необозначение земельного участка красными линиями, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии у него статуса земель общего пользования.
Вместе с тем в соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 1882/09, суд на основании имеющихся в материалах дела доказательств может сделать вывод о правовом режиме земельного участке вне зависимости от сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и документах территориального планирования.
Оценивая наличие у спорного земельного участка признаков территории общего пользования, коллегия принимает во внимание, что согласно представленным в материалы дела фотографиям земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010122:319 представляет собой спланированную площадку с асфальтобетонным покрытием, ограждением и осветительным оборудованием. Въезды на площадку оборудованы информационными дорожными знаками "Парковка". На территории площадки осуществляется парковка транспортных средств, при этом какие-либо ограничения в использовании площадки коллегией не выявлены, что свидетельствует о беспрепятственном пользовании парковкой неограниченным кругом лиц и об отсутствии платы за такое пользование. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
С учетом изложенного коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок отвечает признакам территории общего пользования.
Рассматривая вопрос о возможности предоставления земельного участка в аренду заявителю, коллегия исходит из того, что статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Поскольку в силу прямого указания закона требования градостроительного регламента не распространяются на территории общего пользования, а орган местного самоуправления обязан предоставлять земельные участки с учетом зонирования территорий, то в рассматриваемом случае у департамента отсутствовала обязанность по предоставлению спорного земельного участка в аренду заявителю.
В судебном заседании апелляционной инстанции заявитель со ссылкой на постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.04.2012 N 1134, согласно которому было принято решение о передаче земельного участка в аренду ООО "Юс Когенс", указал, что ранее земельный участок неоднократно предоставлялся в аренду различным лицам, что свидетельствует об отсутствии у него статуса земель общего пользования и каких-либо ограничений в его предоставлении.
Доводы заявителя коллегией рассмотрены и отклоняются как не имеющие значения для рассмотрения настоящего спора по существу.
Кроме того, в силу части 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые градостроительный регламент не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае департаментом как уполномоченным органом местного самоуправления принято решение об использовании земельного участка для эксплуатации общественной парковки, что в соответствии со статьей 2, пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" охватывается понятием "благоустройство территории городского округа" и относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 41 АВ N 187056 от 25.09.2013 спорный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казенному учреждению "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа", созданному в соответствии с постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 21.02.2011 N 572, для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
При таких обстоятельствах предоставление спорного земельного участка в аренду заявителю для использования в предпринимательской деятельности повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц, которые используют спорный земельный участок как общественную парковку транспортных средств без внесения платы.
Указанный вывод апелляционной коллегии согласуется с основным принципом земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пункт 11 статьи 1 ЗК РФ).
С учетом изложенного коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу по правилам статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 05.11.2013 по делу N А24-3015/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2014 ПО ДЕЛУ N А24-3015/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2014 г. по делу N А24-3015/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 23 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цертус",
апелляционное производство N 05АП-15394/2013
на решение от 05.11.2013
судьи К.Ю. Иванушкиной
по делу N А24-3015/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Цертус" (ИНН 4101152617, ОГРН 1124101006732, зарегистрировано в качестве юридического лица 16.07.2012)
к департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710, зарегистрирован в качестве юридического лица 14.07.2009)
третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа"
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 18.06.2013 N 01-08-01/2786/13,
при участии в заседании:
- от ООО "Цертус": Сыроватская Н.С., генеральный директор, приказ N 6 от 28.06.2013;
- от Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Гончаренко С.В., представитель по доверенности от 20.12.2013, сроком действия до 31.12.2014;
- от МКУ "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа": не явились, извещены;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Цертус" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - департамент) в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 18.06.2013 N 01-08-01/2786/13, и об обязании департамент в недельный срок со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать в газете "Град Петра и Павла" информацию о возможности предоставления в аренду гражданам земельного участка, а также разместить данную информацию на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в сети Интернет по адресу: http://www.pkgo.ru/.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 05.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением суда от 05.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований было привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее по тексту - третье лицо, учреждение).
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на отсутствии оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка. Считает, что размещенная на земельном участке парковка не относится к территории общего пользования, так как не обозначена красными линиями и не внесена в проект планировки территории городского округа. Указанное обстоятельство, а также отсутствие прав третьих лиц, по мнению заявителя, свидетельствует о возможности передачи спорного земельного участка в аренду по обращению заинтересованного лица.
Департамент в письменном отзыве по доводам апелляционной жалобы возразил. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заявителя и департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и возражений на нее поддержали.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
21.05.2013 общество обратилось к главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 2088 кв. м, с кадастровым номером 41:01:010122:319, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, для эксплуатации автостоянки.
Заявление общества передано на рассмотрение в департамент.
Письмом от 18.06.2013 N 01-08-01/2786/13 департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Обосновывая принятое решение, департамент указал, что на спорном земельном участке размещена общественная стоянка (парковка) автомобильного транспорта, и его предоставление обществу повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц, использующих указанную стоянку.
Не согласившись с отказом департамента, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, заявителем испрашивается конкретный земельный участок площадью 2088 кв. м, расположенный в районе ул. Ленинская в г. Петропавловск-Камчатский.
Данный земельный участок сформирован и 18.03.2004 поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 41:01:0010122:319 и разрешенным использованием: для эксплуатации площадки для парковки машин, что подтверждается кадастровым паспортом от 08.02.2012 N 4100/206/12-2793.
Отказывая в предоставлении земельного участка, департамент исходил из того, что спорный земельный участок относится к территориям общего пользования в связи с размещением на нем общественной стоянки (парковки) автомобильного транспорта.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ к землям общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. То есть предусмотренный указанной статьей перечень объектов общего пользования является открытым.
По смыслу подпункта 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) основным признаком отнесения земель к территориям общего пользования является их беспрепятственное использование неограниченным кругом лиц.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено обозначение границ существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования красными линиями.
Коллегией установлено, что доказательства нахождения спорного земельного участка в границах красных линий департаментом в материалы дела не представлено. Какие-либо ограничения в его использовании в связи с нахождением в границах красных линий не установлены, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 08.02.2012 N 4100/206/12-2793. Необозначение земельного участка красными линиями, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии у него статуса земель общего пользования.
Вместе с тем в соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 1882/09, суд на основании имеющихся в материалах дела доказательств может сделать вывод о правовом режиме земельного участке вне зависимости от сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и документах территориального планирования.
Оценивая наличие у спорного земельного участка признаков территории общего пользования, коллегия принимает во внимание, что согласно представленным в материалы дела фотографиям земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010122:319 представляет собой спланированную площадку с асфальтобетонным покрытием, ограждением и осветительным оборудованием. Въезды на площадку оборудованы информационными дорожными знаками "Парковка". На территории площадки осуществляется парковка транспортных средств, при этом какие-либо ограничения в использовании площадки коллегией не выявлены, что свидетельствует о беспрепятственном пользовании парковкой неограниченным кругом лиц и об отсутствии платы за такое пользование. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
С учетом изложенного коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок отвечает признакам территории общего пользования.
Рассматривая вопрос о возможности предоставления земельного участка в аренду заявителю, коллегия исходит из того, что статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Поскольку в силу прямого указания закона требования градостроительного регламента не распространяются на территории общего пользования, а орган местного самоуправления обязан предоставлять земельные участки с учетом зонирования территорий, то в рассматриваемом случае у департамента отсутствовала обязанность по предоставлению спорного земельного участка в аренду заявителю.
В судебном заседании апелляционной инстанции заявитель со ссылкой на постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.04.2012 N 1134, согласно которому было принято решение о передаче земельного участка в аренду ООО "Юс Когенс", указал, что ранее земельный участок неоднократно предоставлялся в аренду различным лицам, что свидетельствует об отсутствии у него статуса земель общего пользования и каких-либо ограничений в его предоставлении.
Доводы заявителя коллегией рассмотрены и отклоняются как не имеющие значения для рассмотрения настоящего спора по существу.
Кроме того, в силу части 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые градостроительный регламент не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае департаментом как уполномоченным органом местного самоуправления принято решение об использовании земельного участка для эксплуатации общественной парковки, что в соответствии со статьей 2, пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" охватывается понятием "благоустройство территории городского округа" и относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 41 АВ N 187056 от 25.09.2013 спорный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казенному учреждению "Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа", созданному в соответствии с постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 21.02.2011 N 572, для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
При таких обстоятельствах предоставление спорного земельного участка в аренду заявителю для использования в предпринимательской деятельности повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц, которые используют спорный земельный участок как общественную парковку транспортных средств без внесения платы.
Указанный вывод апелляционной коллегии согласуется с основным принципом земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пункт 11 статьи 1 ЗК РФ).
С учетом изложенного коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу по правилам статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 05.11.2013 по делу N А24-3015/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)