Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 17.12.2013 ПО ДЕЛУ N А31-379/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу N А31-379/2013



Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от индивидуального предпринимателя Столярова Александра Сергеевича: Данченко А.А. (доверенность от 19.12.2012 N 44АА 0212110),
от общества с ограниченной ответственностью "Эвелина": Данченко А.А. (доверенность от 04.06.2013 N 44АА 0263772)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Столярова Александра Сергеевича,
Гольцовой Нины Николаевны,
общества с ограниченной ответственностью "Эвелина"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2013,
принятое судьей Егоровой О.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013,
принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
по делу N А31-379/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Столярова Александра Сергеевича

к Думе городского округа города Костромы Костромской области

о признании недействительным ненормативного правового акта,
третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Эвелина", Гольцова Нина Николаевна,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Управление территориального планирования земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы,
и
установил:

индивидуальный предприниматель Столяров Александр Сергеевич (далее - Предприниматель, ИП Столяров А.С.) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным пункта 1 решения Думы городского округа города Костромы Костромской области (далее - Дума) от 25.10.2012 N 175 в части указания выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 44:27:040311:1 из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для размещения дома быта N 4, фактическое использование - нежилые помещения по адресу: Костромская область, город Кострома, Рабочий проспект, дом 36а, площадью 929 квадратных метров по кадастровой стоимости в сумме 3 942 165 рублей 05 копеек и приложения к данному решению (расчет выкупной цены земельного участка); возложении на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в пункт 1 оспариваемого постановления в части выкупной стоимости земельного участка в сумме 98 554 рублей 13 копеек и приложение к указанному решению (расчет выкупной цены земельного участка) с учетом измененной цены.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление территориального планирования земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы (далее - Управление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Гольцова Н.Н. и общество с ограниченной ответственностью "Эвелина" (далее - ООО "Эвелина").
Решением суда первой инстанции от 14.06.2013 в удовлетворении заявленных требований Предпринимателю, ООО "Эвелина" и Гольцовой Н.Н. (далее - заявители) отказано.
Постановлением апелляционного суда от 10.09.2013 решение суда оставлено без изменения.
Заявители не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить их.
Ссылаясь на статьи 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", кассаторы считают, что имели право на приобретение спорного земельного участка на льготных условиях. По их мнению, вывод судов об отсутствии всех необходимых документов для принятия решения не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Подробно позиция заявителей изложена в кассационной жалобе и поддержана их представителем в судебном заседании.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Дума в отзыве на кассационную жалобу относительно доводов заявителей возразила, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.12.2011 ИП Столяровым А.С. по договору купли-продажи приобретено нежилое помещение, здание комбината бытового обслуживания, общая площадь которого составляет 303,1 квадратного метра, основная площадь - 225,1 квадратного метра, вспомогательная площадь - 78 квадратных метров, инвентарный N 1-80/74, литера А, расположенное по адресу: город Кострома, Рабочий проспект, дом 36а, здание комбината бытового обслуживания, нежилое помещение N 2. Указанное помещение является частью общего строения - здания комбината бытового обслуживания.
ИП Столярову А.С. 27.01.2012 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенное помещение.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 06.02.2012 серии N 44-АБ, 536424 и от 25.03.2004 серии N 44-АА-238178 право собственности на помещения N 1, 5 здания комбината бытового обслуживания принадлежит ООО "Эвелина", а право собственности на помещения N 3, 4 - Гольцовой Н.Н.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке с кадастровым номером 44:27:040311:1 из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для размещения дома быта N 4, фактическое использование - нежилые помещения по адресу: Костромская область, город Кострома, Рабочий проспект, дом 36а, площадью 929+/-11 квадратных метров, находящемся в собственности муниципального образования город Кострома.
Столяров А.С., Гольцова Н.Н. и ООО "Эвелина" 26.06.2012 обратились в администрацию города Костромы (далее - Администрация) с совместным заявлением от 26.06.2012 о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 44:27:040311:1 из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для размещения дома быта N 4, фактическое использование - нежилые помещения по адресу: Костромская область, город Кострома, Рабочий проспект, дом 36а, площадью 929+/-11 квадратных метров.
Управление 16.07.2012 направило представителю заявителей Долгову А.А. письмо, в котором сообщило об отсутствии в составе прилагаемых к заявлению от 26.06.2012 документов сообщения заявителей, содержащего перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров, предусмотренного пунктом 8 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
В ответ на указанное письмо Долгов А.А. 17.07.2012 представил заявление с сообщением о том, что на земельном участке с кадастровым номером 44:27:040311:1 расположено нежилое строение, находящееся по адресу: город Кострома, Рабочий проспект, дом 36а, в котором ООО "Эвелина" принадлежат нежилые помещения N 1, 5, Столярову А.С. - нежилое помещение N 2, Гольцовой Н.Н. - нежилое помещение N 3, 4.
Письмом от 27.07.2012 Администрация уведомила представителя заявителей Долгова А.А. о том, что заявление о приобретении в собственность спорного земельного участка рассмотрено, подготовлен проект решения Думы, который находится на согласовании с отраслевыми органами Администрации.
Департамент принял решение от 25.10.2012 N 175 "О предоставлении в общую долевую собственность Столярову А.С., Гольцовой Н.Н., ООО "Эвелина" земельного участка, расположенного по адресу: город Кострома, Рабочий проспект, дом 36а", в соответствии с которым спорный земельный участок предоставляется в общую долевую собственность Столярову А.С., Гольцовой Н.Н. и ООО "Эвелина" по кадастровой стоимости 3 942 165 рублей 05 копеек. Из расчета выкупной цены спорного земельного участка, являющегося приложением к решению Думы от 25.10.2012, следует, что выкупная цена земельного участка определена на основании величины кадастровой стоимости данного земельного участка.
Не согласившись с ценой спорного земельного участка, указанной в решении Думы от 25.10.2012, ИП Столяров А.С. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. ООО "Эвелина", Гольцова Н.Н. вступили в настоящее дело с самостоятельными требованиями относительно предмета спора. Заявители полагают, что установление цены спорного земельного участка, равной его кадастровой стоимости, противоречит пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Руководствуясь статьями 4, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Вводного закона, суд первой инстанции установил, что решение Думы от 25.10.2012 в обжалуемой части не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя, а ООО "Эвелина" и Гольцова Н.Н. обратились в суд по истечении установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
На основании статьи 2 Вводного закона до 01.07.2012 действовал льготный порядок определения цены выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
До 1 июля 2012 года в соответствии с пунктом 1 данной статьи осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 475, к такому заявлению должны прилагаться выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, и о правах на приобретаемый земельный участок или уведомления об отсутствии запрашиваемых сведений.
Суды установили, что ИП Столяров А.С., Гольцова Н.Н. и ООО "Эвелина" 26.06.2012 обратились в Администрацию с заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка, к которому не было приложено сообщение заявителей, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров, необходимость представления которого предусмотрена пунктом 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. Указанный документ был представлен в Администрацию только 17.07.2012.
Следовательно, на момент окончания срока, определенного пунктом 1 статьи 2 Вводного закона, уполномоченный орган не располагал всеми документами, необходимыми для рассмотрения вопроса о предоставлении спорного земельного участка в собственность ИП Столярова А.С., Гольцовой Н.Н. и ООО "Эвелина".
В рассматриваемом случае суды обоснованно посчитали, что правоотношения сторон возникли после полного формирования пакета документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, то есть после 01.07.2012, когда положения статьи 2 Вводного закона о льготном порядке формирования выкупной цены прекратили свое действие.
Устранение недостатков 17.07.2012 не является основанием для определения момента возникновения правоотношений сторон в день подачи заявления, поскольку статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает данную возможность.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что решение Думы в обжалуемой части соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы ИП Столярова А.С.
Также является верным вывод судов о пропуске ООО "Эвелина" и Гольцовой Н.Н. трехмесячного срока на обжалование решения Думы. Пропуск установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока обжалования в отсутствие ходатайства о его восстановлении явилось самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований ООО "Эвелина" и Гольцовой Н.Н.
В связи с изложенным суды правомерно не нашли оснований для удовлетворения требований заявителей.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа признаются несостоятельными, эти доводы были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителей удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 по делу N А31-379/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Столярова Александра Сергеевича, Гольцовой Нины Николаевны, общества с ограниченной ответственностью "Эвелина" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)