Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 12.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-140/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. по делу N 33-140/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Кунгаа Т.В., Бады-Сагаана А.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по заявлению О. о возложении на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанности по постановке на учет для предоставления земельного участка с даты подачи заявления по апелляционной жалобе представителя Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва по доверенности Х. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 ноября 2013 года.

установила:

О. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Мэрии г. Кызыла, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва по постановке на учет для предоставления земельного участка и возложении обязанности по постановке на учет для предоставления земельного участка с даты подачи заявления, указывая на то, что имеет четверых детей: А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. **, Б., ** г.р., В., ** г.р., Г., ** г.р. 16 июля 2010 года (вх. N 3067) О. обращалась на имя Мэра г. Кызыла с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с абз. 6 п. 5 ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле", которое осталось без ответа. 13 апреля 2011 года (вх. N 560) она отправила письмо на имя Председателя Правительства Республики Тыва К. через начальника Департамента социального развития Мэрии г. Кызыла об оказании содействия в получении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте г. Кызыла, на что был дан отрицательный ответ от имени начальника Департамента. 25 ноября 2011 года заказным письмом с уведомлением в Министерство здравоохранения и социальной политики Республики Тыва для передачи Председателю Правительства Республики Тыва заявитель повторно направила письмо об оказании содействия в получении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте г. Кызыла, но ответ также не поступил. 23 мая 2012 года (вх. N 2509/сл.) она повторно обратилась к Мэру г. Кызыла с просьбой о содействии в получении земельного участка в ** или поблизости к школе и детскому саду ее несовершеннолетних детей. Данное обращение также осталось без ответа. 25 мая 2012 года она обратилась с заявлением в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с необходимыми документами, отрицательный ответ был дан 14 июня 2012 года N СК-2324, в котором указано, что в собственности Республики Тыва отсутствуют пустующие земельные участки, пригодные для индивидуального жилищного строительства, а также отсутствует Положение о порядке предоставления земельных участков льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства.
В ее семье 2 инвалида: она сама является инвалидом ** группы бессрочно с 1998 года, дочь А. - инвалид **. Полагает, что при данных обстоятельствах отказы (бездействие) в предоставлении им земельного участка в собственность бесплатно по причинам отсутствия сформированных земельных участков, отсутствия в собственности республики пустующих земельных участков, пригодных для индивидуального жилищного строительства, отсутствия положения о порядке предоставления земельных участков льготным категориям граждан считает неправомерными, так как данное право предоставлено законом, а отсутствие соответствующих нормативных правовых актов не может быть препятствием для реализации предоставленного законом права. Нормативными актами предусмотрена обязанность Министерства земельных имущественных отношений РТ осуществить формирование земельных участков, а Мэрия г. Кызыла должна обеспечить бесплатное предоставление отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Просила суд признать незаконным бездействие Мэрии г. Кызыла, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившееся в не постановке ее на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства; обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва включить ее в "Реестр многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, обратившихся в соответствии с п. 5 ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" за предоставлением земельных участков и получивших такие участки", с 16 июля 2010 года.
Определением суда от 22 ноября 2013 года производство по делу в части требований О. об оспаривании бездействия Мэрии г. Кызыла, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва прекращено.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 ноября 2013 года заявление О. о возложении на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанности по постановке на учет для предоставления земельного участка с даты подачи заявления удовлетворено. Суд обязал Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва включить О. в "Реестр многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, обратившихся в соответствии с п. 5 ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" за предоставлением земельных участков и получивших такие участки" с 16 июля 2010 года.
В апелляционной жалобе представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва по доверенности Х. просит решение суда отменить, в обоснование своих доводов указал на то, что судом не дана оценка тому, что имеется решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 декабря 2012 года о возложении на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обязанности по предоставлению О. и ее семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в размере ** га на территории г. Кызыла, вступившее в законную силу. Исполняя обжалуемое решение, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва нарушит существующий порядок постановки на учет семей, имеющих ребенка-инвалида, для получения земельного участка.
В своем возражении О. указывает, что обжалуемое решение суда имеет иной предмет спора - постановка на учет, а не предоставление земельного участка. При рассмотрении данного дела решение суда от 12 декабря 2012 года обсуждалось, обжалуемое решение имеет на него ссылки. Несмотря на решение суда о предоставлении ей земельного участка, оно фактически еще не исполнено. Считает, что Агентство по делам семьи и детей РТ должно включить ее в Реестр с датой постановки на учет - 16 июля 2010 года, а в дальнейшем оно вправе исключить ее с указанием причины о предоставленном участке по факту. Просит решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель О. с апелляционной жалобой не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из положений части 4 статьи 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года N 886BX-1 (в редакции от 08.11.2013 N 2197 ВХ-1) "О земле" земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Тыва, предоставляются на основании решения специально уполномоченного органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, следующим категориям граждан Российской Федерации, не имеющим в собственности земельные участки, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, однократно, в размерах: городских округах - 0,06 га (многодетным семьям, имеющим на момент подачи заявления пять и более несовершеннолетних детей - 0,08 га), городских поселениях - 0,08 га, сельских поселениях - 0,1 га: в частности, многодетным семьям, приемным семьям, принявшим на воспитание трех и более детей, семьям, имеющим ребенка-инвалида, отвечающим установленным статьей 13.2 настоящего Конституционного закона требованиям.
Порядок и условия предоставления земельных участков многодетным семьям, семьям, имеющим ребенка-инвалида, предусмотрен статьей 13.2 указанного Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года N 886 ВХ-1, согласно которой семьи, имеющие трех и более детей, семьи, имеющие ребенка-инвалида, имеют право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки предоставляются на основании решения уполномоченного Правительством Республики Тыва органа исполнительной власти, органа местного самоуправления бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, путем заключения договора бесплатного предоставления земельного участка (п. 1).
Пунктами 5 и 6 этой же статьи предусмотрено, что учет лиц, подпадающих под требования части 1 настоящей статьи, а также лиц, которым в соответствии с частью 1 настоящей статьи предоставлены земельные участки, осуществляется в соответствующем Реестре в порядке, предусмотренном Правительством Республики Тыва. Граждане (заявитель, члены его семьи), которые с намерением приобретения права бесплатного получения земельного участка совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых такие граждане обрели право бесплатного предоставления земельных участков, принимаются на учет в качестве таковых не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Очередность бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям и семьям, имеющим ребенка-инвалида, определяется в хронологической последовательности исходя из даты постановки многодетных семей на учет.
В силу п. 7 этой же статьи уполномоченный Правительством Республики Тыва орган исполнительной власти Республики Тыва, орган местного самоуправления в течение месяца со дня регистрации заявления о бесплатном предоставлении земельного участка принимает решение о постановке на учет многодетной семьи, семьи, имеющей ребенка-инвалида, в целях бесплатного предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Конституционным законом либо об отказе в постановке на учет. О результатах рассмотрения соответствующий орган направляет заявителю в течение пяти рабочих дней уведомление о принятом решении либо мотивированный отказ.

Порядок подачи заявлений, их рассмотрения и принятия решений устанавливается административными регламентами предоставления государственных (муниципальных) услуг, принимаемыми Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, местной администрацией муниципального образования соответственно (п. 3 Порядка); Включение в Реестр учета многодетных семей, семей, имеющих ребенка-инвалида, и установление очередности на получение земельного участка ведется исходя из даты принятия Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, местными администрациями муниципальных образований Республики Тыва решений о постановке на учет многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида (п. 13 Порядка). Решение о предоставлении многодетной семье, семье, имеющей ребенка-инвалида, земельного участка принимается Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, местной администрацией муниципального образования в соответствии со своей компетенцией, установленной действующим законодательством. Земельные участки предоставляются многодетным семьям, семьям, имеющим ребенка-инвалида, согласно очередности включения их в Реестр учета (п. 20 Порядка).
Как следует из материалов дела, что О., согласно справке серии ВТЭ-117 N 033880 ФКУ "ГБ МСЭ по РТ" Бюро N 3, является инвалидом ** группы с 1998 года ** бессрочно.
Дочь заявителя - А. является инвалидом ** группы с детства, установленной на срок до 01 сентября 2014 года, что подтверждается справкой ФКУ "ГБ МСЭ по РТ" серии МСЭ-2011, N 3628493.
Судом установлено, что О. 16 июля 2010 года (вх. N 3067) обращалась к Мэру города Кызыла с просьбой о предоставлении земельного участка в соответствии с абзацем 6 пункта 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле", к заявлению были приложены все необходимые документы.
Заявлением от 13 апреля 2011 года (вх. N 560) О. обращалась к Председателю Правительства Республики Тыва К. через начальника Департамента социального развития Мэрии города Кызыла, в котором просила об оказании содействия в получении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте города Кызыла.
Из письма от 25 ноября 2011 года видно, что заявитель повторно обращалась в Министерство здравоохранения и социальной политики Республики Тыва для передачи Председателю Правительства Республики Тыва с просьбой об оказании содействия в получении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте города Кызыла.
23 мая 2012 года (вх. N 2509/сл.) О. повторно обратилась к Мэру города Кызыла с просьбой о содействии в получении земельного участка в ** или поблизости к школе, детскому саду ее несовершеннолетних детей.
Из заявления О. от 25 мая 2012 года, адресованного в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, следует, что она просит предоставить земельный участок многодетной семье, имеющей ребенка-инвалида с рождения.
Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 14 июня 2012 года N СК-2324, в собственности Республики Тыва отсутствуют пустующие земельные участки, пригодные для индивидуального жилищного строительства, а также отсутствует Положение о порядке предоставления земельных участков льготным категориям граждан для индивидуального жилищного строительства.
Решением Кызылского городского суда РТ от 12 декабря 2012 года, вступившим в законную силу 12 ноября 2013 года, по заявлению А., О., также действующей в интересах несовершеннолетних Б., В., Г., о возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, устранить допущенные нарушения, постановлено: "Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва вынести решение о предоставлении А., О., ее несовершеннолетним детям Б., В., Г. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в размере ** га на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва". Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении остальной части заявления отказать".
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку вступившим в законную силу решением суда уже признано, что О., семья которой является многодетной, в которой имеются два инвалида, имеет право на предоставление бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, при этом ее первоначальное обращение в орган местного самоуправления было зарегистрировано 16 июля 2010 года, то требование О. о включении в Реестр учета многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, с даты подачи заявления в орган местного самоуправления - Мэрию г. Кызыла с 16 июля 2010 года обоснованно.
Между тем условием для удовлетворения требований в порядке главы 25 ГПК РФ является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
Поскольку решением Кызылского городского суда РТ от 12 декабря 2012 года, вступившим в законную силу 12 ноября 2013 года, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении О. и ее семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в размере 0,08 га на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва, то есть нарушенное право заявителя восстановлено, то судебная коллегия не находит оснований для восстановления прав заявителя в рамках главы 25 ГПК РФ по настоящему делу, так как обжалуемое решение не влечет каких-либо правовых последствий ввиду наличия вышеуказанного решения суда о предоставлении земельного участка О.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 ноября 2013 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении заявления О. о возложении на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанности по постановке на учет для предоставления земельного участка с даты подачи заявления отказать".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 февраля 2014 года.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)