Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Паньковой Г.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от заявителя - Рожкова С.А., доверенность от 24.12.2013,
от иных лиц, участвующие в деле, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 09 апреля 2014 года
по делу N А50-26349/2013,
вынесенное судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
заинтересованные лица Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Пермскому краю,
о признании отказа незаконным, обязании провести государственную регистрацию,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - ответчик, Управление Росреестра) от 07.10.2013 N 15/021/2013-493 в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 26.04.2012 N 61/447-юр; об обязании ответчика провести государственную регистрацию указанного договора аренды лесного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Пермскому краю.
Решением суда от 09.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "МРСК Урала" с решением суда от 09.04.2014 не согласно, в апелляционной жалобе просит решение отменить, вынести по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что формирование лесных участков производится уполномоченным органом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в сфере лесных отношений, в данном случае - это Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Решение государственного органа, осуществляющего постановку на кадастровый учет участка, никем не оспаривалось и не являлось предметом рассмотрения по делу. Решение об образовании лесного участка (приказ Министерства от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518) с кадастровым номером 59:39:2740701:26, представленное заявителем на государственную регистрацию, принято уполномоченным органом, кроме того, заявитель уполномочен на осуществление действия по регистрации права собственности Российской Федерации на предоставленный ему участок. Предъявленный в момент сдачи документов для регистрации приказ от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518 является надлежащим документом об образовании земельного участка, поэтому решение об отказе в регистрации договора аренды является незаконным.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Управление Росреестра представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность оспариваемого решения, а также на то, что препятствием для регистрации договора аренды явилось отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок. Поскольку обращение за регистрацией права собственности не входит в круг полномочий переданных на основании ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на соответствующие земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда на территории Пермского края осуществляется по заявлению представителя Территориального управления Росимущества в Пермском крае, имеющего соответствующие полномочия.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в суд апелляционной инстанции не явилось, направило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а в котором также просило решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Мотивированный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность обжалуемого судебного акта и необоснованность доводов апелляционной жалобы. При регистрации аренды как ограничения (обременения) прав на земельный участок в первую очередь должна быть осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, основание для регистрации - решение компетентного органа об образовании земельного участка. Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518 принят в нарушение требований ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, следовательно, он не подлежит применению арбитражным судом. Образование земельного участка предполагает согласование границ земельного участка, постановку его на кадастровый учет и совершение действий по государственной регистрации. Поскольку образование земельного участка осуществлено с нарушением действующего законодательства, в удовлетворении требования отказано правомерно.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Пермскому краю в суд апелляционной инстанции не явилось, направило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518 "Об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных (лесных) участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 59:39:0000000:1, 59:39:0000000:3, 59:34:0000000:3, 59:34:0000000:130" земельный (лесной) участок с кадастровым номером 59:39:0000000:3 площадью 1 729 890 000 кв. м, находящийся в собственности Российской Федерации, разделен на земельный участок с кадастровым номером 59:39:00000000:1801 площадью 1 920 кв. м и земельный участок 59:39:2740701:26 площадью 7 кв. м (л.д. 78-81 т. 1).
Земельный участок с кадастровым номером 59:39:2740701:26 площадью 7 кв. м поставлен на кадастровый учет 29.02.2012, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 29.02.2012 (л.д. 18 т. 1).
26.04.2012 между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (арендодатель) и ОАО "МРСК Урала" (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 61/447-юр, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок с кадастровым номером 59:39:2740701:26 площадью 0, 0007 га, расположенный по адресу: Пермский край, Чердынский муниципальный район, Колвинское лесничество, Ныробское участковое лесничество (Ныробское), кварталы N 135 (часть выдела 10), N 137 (часть выдела 5), N 138 (часть выдела 29), на период с 27.03.2012 по 26.03.2061 (п.п. 1, 24 договора, л.д. 85-91 т. 1).
В п. 4 договора указано, что лесной участок передается для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов для эксплуатации сооружения ВЛ-10 кВ от п/с Ныроб до н.п. Икор, Б - поле в составе электросетевого комплекса ПС 110/35/10 кВ "Ныроб".
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 27.03.2012 земельный (лесной) участок передан арендатору (л.д. 104 т. 1).
28.05.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка N 49/445-юр от 08.04.2013.
Согласно расписке регистрирующего органа от 28.05.2013 на государственную регистрацию заявителем также представлены доверенность представителя, договор аренды лесного участка от 26.04.2012 N 61/447-юр, кадастровый паспорт земельного участка от 29.02.2012, приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных участок из земель лесного фонда от 22.04.2013 СЭД-30-01-02-518 (л.д. 82 т. 1).
11.07.2013 Управление Росреестра уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации договора аренды лесного участка от 26.04.2012 N 61/447-юр со ссылкой на принятие решения об образовании земельного участка неуполномоченным органом, а также на отсутствие информации о зарегистрированных правах на спорный земельный (лесной) участок (л.д. 64-65 т. 2).
07.10.2013 ответчиком принято решение 15/021/2013-493 об отказе в государственной регистрации в соответствии с абз. 4. п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации договора (л.д. 83 т. 1).
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанций исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним также определен указанным выше Федеральным законом.
Согласно ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены ст. 20 Закона N 122-ФЗ.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N СЭД-30-01-02-518 от 22.04.2013 "Об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных (лесных) участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 59:39:0000000:1, 59:39:0000000:3, 59:34:0000000:3, 59:34:0000000:130".
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Таким образом, основным принципом образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является то, что такое образование осуществляется по решению компетентного органа.
Процесс образования земельных участков предполагает совершение действий по государственной регистрации прав на указанные участки (п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 11.2. Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки.
В силу п.п. 1, 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Таким образом, если государственный кадастровый учет земельного участка в составе земель лесного фонда уже осуществлен, необходимо руководствоваться общими положениями земельного законодательства, законодательства о кадастре, с особенностями, предусмотренными лесным законодательством.
Пунктом 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, организацию использования лесов, их охраны, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора и т.п.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации и расширительному толкованию не подлежат.
Таким образом, поскольку полномочия по принятию решения об образовании земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда прямо не включены в число законодательно переданных субъектам Российской Федерации, образование земельного участка из состава земель лесного фонда должен осуществлять уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае не согласовывало местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 59:39:2740701:26, в результате чего спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет без соответствующего согласования уполномоченного органа.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является Российская Федерация.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, Территориальное управление Росимущества в Пермском крае на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона о 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Закона (участки, право государственной собственности на которые не разграничено), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Без регистрации права государственной собственности возможно распоряжение только земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации и не находятся в неразграниченной государственной собственности, распоряжение такими участками возможно только после регистрации права государственной собственности на них.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу о законности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды спорного лесного участка.
Оспариваемый отказ в государственной регистрации закону не противоречит, права и законные интересы заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и не опровергают выводов суда первой инстанции.
Правовых оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены (изменения) решения суда от 09.04.2014 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 апреля 2014 года по делу N А50-26349/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Г.Л.ПАНЬКОВА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2014 N 17АП-6346/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-26349/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. N 17АП-6346/2014-ГК
Дело N А50-26349/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Паньковой Г.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от заявителя - Рожкова С.А., доверенность от 24.12.2013,
от иных лиц, участвующие в деле, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 09 апреля 2014 года
по делу N А50-26349/2013,
вынесенное судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
заинтересованные лица Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Пермскому краю,
о признании отказа незаконным, обязании провести государственную регистрацию,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - ответчик, Управление Росреестра) от 07.10.2013 N 15/021/2013-493 в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 26.04.2012 N 61/447-юр; об обязании ответчика провести государственную регистрацию указанного договора аренды лесного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Пермскому краю.
Решением суда от 09.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "МРСК Урала" с решением суда от 09.04.2014 не согласно, в апелляционной жалобе просит решение отменить, вынести по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что формирование лесных участков производится уполномоченным органом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в сфере лесных отношений, в данном случае - это Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Решение государственного органа, осуществляющего постановку на кадастровый учет участка, никем не оспаривалось и не являлось предметом рассмотрения по делу. Решение об образовании лесного участка (приказ Министерства от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518) с кадастровым номером 59:39:2740701:26, представленное заявителем на государственную регистрацию, принято уполномоченным органом, кроме того, заявитель уполномочен на осуществление действия по регистрации права собственности Российской Федерации на предоставленный ему участок. Предъявленный в момент сдачи документов для регистрации приказ от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518 является надлежащим документом об образовании земельного участка, поэтому решение об отказе в регистрации договора аренды является незаконным.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Управление Росреестра представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность оспариваемого решения, а также на то, что препятствием для регистрации договора аренды явилось отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок. Поскольку обращение за регистрацией права собственности не входит в круг полномочий переданных на основании ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на соответствующие земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда на территории Пермского края осуществляется по заявлению представителя Территориального управления Росимущества в Пермском крае, имеющего соответствующие полномочия.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в суд апелляционной инстанции не явилось, направило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а в котором также просило решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Мотивированный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность обжалуемого судебного акта и необоснованность доводов апелляционной жалобы. При регистрации аренды как ограничения (обременения) прав на земельный участок в первую очередь должна быть осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, основание для регистрации - решение компетентного органа об образовании земельного участка. Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518 принят в нарушение требований ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, следовательно, он не подлежит применению арбитражным судом. Образование земельного участка предполагает согласование границ земельного участка, постановку его на кадастровый учет и совершение действий по государственной регистрации. Поскольку образование земельного участка осуществлено с нарушением действующего законодательства, в удовлетворении требования отказано правомерно.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Пермскому краю в суд апелляционной инстанции не явилось, направило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22.04.2013 N СЭД-30-01-02-518 "Об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных (лесных) участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 59:39:0000000:1, 59:39:0000000:3, 59:34:0000000:3, 59:34:0000000:130" земельный (лесной) участок с кадастровым номером 59:39:0000000:3 площадью 1 729 890 000 кв. м, находящийся в собственности Российской Федерации, разделен на земельный участок с кадастровым номером 59:39:00000000:1801 площадью 1 920 кв. м и земельный участок 59:39:2740701:26 площадью 7 кв. м (л.д. 78-81 т. 1).
Земельный участок с кадастровым номером 59:39:2740701:26 площадью 7 кв. м поставлен на кадастровый учет 29.02.2012, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 29.02.2012 (л.д. 18 т. 1).
26.04.2012 между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (арендодатель) и ОАО "МРСК Урала" (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 61/447-юр, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок с кадастровым номером 59:39:2740701:26 площадью 0, 0007 га, расположенный по адресу: Пермский край, Чердынский муниципальный район, Колвинское лесничество, Ныробское участковое лесничество (Ныробское), кварталы N 135 (часть выдела 10), N 137 (часть выдела 5), N 138 (часть выдела 29), на период с 27.03.2012 по 26.03.2061 (п.п. 1, 24 договора, л.д. 85-91 т. 1).
В п. 4 договора указано, что лесной участок передается для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов для эксплуатации сооружения ВЛ-10 кВ от п/с Ныроб до н.п. Икор, Б - поле в составе электросетевого комплекса ПС 110/35/10 кВ "Ныроб".
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 27.03.2012 земельный (лесной) участок передан арендатору (л.д. 104 т. 1).
28.05.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка N 49/445-юр от 08.04.2013.
Согласно расписке регистрирующего органа от 28.05.2013 на государственную регистрацию заявителем также представлены доверенность представителя, договор аренды лесного участка от 26.04.2012 N 61/447-юр, кадастровый паспорт земельного участка от 29.02.2012, приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных участок из земель лесного фонда от 22.04.2013 СЭД-30-01-02-518 (л.д. 82 т. 1).
11.07.2013 Управление Росреестра уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации договора аренды лесного участка от 26.04.2012 N 61/447-юр со ссылкой на принятие решения об образовании земельного участка неуполномоченным органом, а также на отсутствие информации о зарегистрированных правах на спорный земельный (лесной) участок (л.д. 64-65 т. 2).
07.10.2013 ответчиком принято решение 15/021/2013-493 об отказе в государственной регистрации в соответствии с абз. 4. п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации договора (л.д. 83 т. 1).
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанций исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним также определен указанным выше Федеральным законом.
Согласно ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены ст. 20 Закона N 122-ФЗ.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N СЭД-30-01-02-518 от 22.04.2013 "Об образовании земельных (лесных) участков путем раздела земельных (лесных) участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 59:39:0000000:1, 59:39:0000000:3, 59:34:0000000:3, 59:34:0000000:130".
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. Таким образом, основным принципом образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является то, что такое образование осуществляется по решению компетентного органа.
Процесс образования земельных участков предполагает совершение действий по государственной регистрации прав на указанные участки (п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 11.2. Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки.
В силу п.п. 1, 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Таким образом, если государственный кадастровый учет земельного участка в составе земель лесного фонда уже осуществлен, необходимо руководствоваться общими положениями земельного законодательства, законодательства о кадастре, с особенностями, предусмотренными лесным законодательством.
Пунктом 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, организацию использования лесов, их охраны, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора и т.п.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации и расширительному толкованию не подлежат.
Таким образом, поскольку полномочия по принятию решения об образовании земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда прямо не включены в число законодательно переданных субъектам Российской Федерации, образование земельного участка из состава земель лесного фонда должен осуществлять уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае не согласовывало местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 59:39:2740701:26, в результате чего спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет без соответствующего согласования уполномоченного органа.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является Российская Федерация.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, Территориальное управление Росимущества в Пермском крае на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона о 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Закона (участки, право государственной собственности на которые не разграничено), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Без регистрации права государственной собственности возможно распоряжение только земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации и не находятся в неразграниченной государственной собственности, распоряжение такими участками возможно только после регистрации права государственной собственности на них.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу о законности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды спорного лесного участка.
Оспариваемый отказ в государственной регистрации закону не противоречит, права и законные интересы заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и не опровергают выводов суда первой инстанции.
Правовых оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены (изменения) решения суда от 09.04.2014 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 апреля 2014 года по делу N А50-26349/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Г.Л.ПАНЬКОВА
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)