Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовым Г.А.
при участии:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчиков: от ООО "Домострой 75": Зелинский Е.А. (доверенность N 27 от 11.04.2014), от Администрации муниципального образования город Краснодар не явился, извещен;
- от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.04.2014 по делу N А32-22994/2012
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к обществу с ограниченной ответственностью "Домострой 75", Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Кубанское речное пароходство", Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
о признании отсутствующим права аренды на земельный участок,
принятое в составе судьи Левченко О.С.,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - территориальное управление, ТУ ФАУГИ КК) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Домострой 75"(далее - общество) и администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании отсутствующим права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0306051:127, площадью 970 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. имени Вишняковой, 1/24, признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и истребовании его из незаконного владения общества (дело N А32-22998/2012).
В рамках дела N А32-22994/2012 ТУ ФАУГИ КК заявлены требования о признании отсутствующим права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0306051:128, площадью 513 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. имени Вишняковой, 1/22, признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и истребовании его из незаконного владения общества.
В рамках дела N А32-22999/2012 ТУ ФАУГИ КК заявлены требования о признании отсутствующим права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0306051:100, площадью 4140 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. имени Вишняковой, 1/14, признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и истребовании его из незаконного владения общества.
Определением суда от 21.03.2014 дела N А32-22994/2012, N А32-22998/2012, N А32-22999/2012 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство. Делу присвоен номер А32-22994/2012.
Исковые требования мотивированы тем, что в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 94, 95 и 97 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки являются федеральной собственностью, поскольку первоначально предоставлены для размещения предприятия федерального уровня собственности. Администрация муниципального образования город Краснодар не вправе распоряжаться земельными участками федерального уровня собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Кубанское речное пароходство" (далее - пароходство) и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2014 в удовлетворении заявленного иска отказано в полном объеме.
С принятым судебным актом не согласилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, в порядке, предусмотренном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленный иск удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе управление настаивало на правомерности заявленного иска, поскольку спорный земельный участок, по мнению заявителя, находиться в федеральной собственности и управление является надлежащим истцом по настоящему спору.
В судебное заседание не явились представители истца, Администрации муниципального образования город Краснодар и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 17.07.2014 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 24.07.2014. После перерыва заседание продолжено в том же составе представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с решением исполнительного комитета Краснодарского городского Совета депутатов трудящихся от 06.12.1963 N 1300 и типовым актом от 09.06.1988 Кубанскому линейному пароходству предоставлен земельный участок площадью 26 га для организации речных причалов и складирования песка.
На основании распоряжения Госкомимущества России от 16.09.1992 N 444-р "Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизации предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (с изменениями и дополнениями)" государственное предприятие "Кубанское речное пароходство" включено в реестр предприятий речного транспорта, которые подлежали преобразованию в акционерное общество открытого типа, а имущество указанных предприятий - приватизации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации (перерегистрации) серии III-Л N 430 государственное предприятие "Кубанское речное пароходство" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Кубанское речное пароходство".
Согласно плану приватизации имущество АООТ "Кубанское речное пароходство", ранее находившееся в федеральной собственности, передано в частную собственность.
Постановлением главы администрации от 07.06.2004 N 1464 обществу утверждены материалы предварительного согласования места размещения многоэтажного жилого дома в Центральном внутригородском округе города Краснодара и разрешено производство проектно-изыскательских работ.
В 2005 году сформирован и поставлен на кадастровый учет (09.10.2005) земельный участок площадью 4140 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Вишняковой, 1/14 с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства. Указанному участку присвоен кадастровый номер 23:43:0306051:100.
Во исполнение указанного постановления между администрацией и обществом заключен договор аренды от 20.06.2008 N 4300015267 земельного участка площадью 4140 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0306051:100, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Вишняковой, 1/14 для индивидуального жилищного строительства сроком до 04.06.2011. На указанном земельном участке построены жилой дом площадью 311,6 кв. м, литера Б и жилой дом площадью 91,5 кв. м, литера А, право собственности на которые зарегистрировано за обществом (свидетельства о государственной регистрации права от 06.11.2009.
На основании постановления администрации от 07.07.2011 N 4939 между администрацией и обществом заключен договор аренды от 31.01.2012 N 4300017973 земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 4140 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0306051:100, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. имени Вишняковой, 1/14 для индивидуального жилищного строительства сроком до 07.07.2060. Договор аренды зарегистрирован 22.03.2012, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 15.06.2012.
Постановлением администрации от 31.05.2010 N 3876 по заявлению общества утверждены на землях населенных пунктов схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории в Центральном внутригородском округе города Краснодара, а именно:
- - земельного участка площадью 513 кв. м по ул. Вишняковой, 1/22;
- - земельного участка площадью 970 кв. м по ул. Вишняковой 1/24.
Обществом проведено межевание указанных земельных участков, которые поставлены на кадастровый учет 02.09.2010 с присвоением кадастровых номеров 23:43:0306051:128 и 23:43:0306051:127 соответственно.
На основании постановления администрации от 28.01.2011 N 456 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 09.03.2011 N 4300017179 земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 970 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0306051:127, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. имени Вишняковой, 1/24 для временного размещения объекта движимого имущества (организация территории благоустройства) сроком до 28.01.2014.
На основании постановления администрации от 28.01.2011 N 459 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 09.03.2011 N 4300017180 земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 513 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0306051:128, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. имени Вишняковой, 1/22 для временного размещения объекта движимого имущества (организация территории благоустройства) сроком до 28.01.2014.
Договоры аренды в установленном порядке прошли государственную регистрацию (12.04.2011), что подтверждается выписками из ЕГРП от 05.10.2012, 15.06.2012.
Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ от 05.05.2011 N СИ-П9-2878 в целях обеспечения выполнения первого этапа плана мероприятий, направленных на реализацию Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации, территориальному управлению поручено принять меры по регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные в границах речных портов Краснодарского края и находящиеся в фактическом пользовании организаций, не подведомственных Росморречфлоту.
В связи с этим территориальное управление направило ОАО "Кубанское речное пароходство" запрос от 09.04.2012 N 12-10/4554 о перечне земельных участков, находящихся в границах речных портов Краснодарского края, в том числе земельных участках, являющихся собственностью пароходства.
В ответе от 04.05.2012 N 02-01-678 на запрос пароходство сообщило, что речной порт "Краснодар" ОАО "Кубанское речное пароходство" - единственный речной порт на территории Краснодарского края, вся инфраструктура речного порта расположена на земельном участке площадью 26 га, предоставленном Кубанскому речному пароходству в бессрочное пользование. После приватизации ОАО "Кубанское речное пароходство" объекты недвижимого имущества, расположенные на данном земельном участке, перешли в частную собственность других лиц, земельные участки приватизированы. К ответу прилагался перечень земельных участков, входящих в границы земельного участка площадью 26 га, по состоянию на дату запроса (приложение N 1).
В подтверждение права постоянного (бессрочного) пользования пароходства на земельный участок площадью 26 га, предоставленный его правопредшественнику - Кубанскому линейному пароходству под организацию речных причалов и складирование песка, в дело представлены типовой акт от 09.06.1988 и решение Краснодарского горисполкома от 06.12.1963 N 1300.
Полагая, что администрация муниципального образования город Краснодар незаконно распорядилась земельными участками с кадастровыми номерами 23:43:0306051:128, 23:43:0306051:127, 23:43:0306051:100, являющимся федеральной собственностью, а запись о государственной регистрации договора аренды создает препятствия в осуществлении полномочий собственника, территориальное управление обратилось в арбитражный суд.
По смыслу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) и пункте 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", такой способ защиты нарушенного права, как признание права отсутствующим, может быть реализован только в случае, если он заявлен владеющим лицом. Удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом (в данном случае - земельным участком), не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании права отсутствующим.
Из материалов дела усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0306051:100 расположены жилые дома, право собственности на которые зарегистрировано за обществом.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0306051:128, 23:43:0306051:127, переданных в аренду обществу, ТУ ФАУГИ в КК также не представило доказательств фактического владения. Участки переданы арендатору по актам. Нахождение на указанных земельных участках объектов недвижимого имущества федерального уровня собственности также не подтверждено.
Поскольку истец не доказал владение спорными участками, постольку требование о признании отсутствующим права аренды на них удовлетворению не подлежит.
Довод истца об отсутствии у администрации полномочий на распоряжение указанными земельными участками обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В юридически значимый для рассмотрения настоящего дела временной период основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 - Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), с 01.07.2006 по настоящее время - статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ.
В силу статьи 2 Закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3 - 5 Закона N 101-ФЗ устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения. Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0306051:128, 23:43:0306051:127, 23:43:0306051:100 не были разграничены в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, доказательства наличия на них объектов недвижимости федерального уровня собственности отсутствуют, постольку до приватизации названные земельные участки относятся к тем, государственная собственность на которые не разграничена.
На обязательность приведенного толкования норм материального права указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12790/13 по делу N А41-44318/12.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, уполномочена осуществлять администрация.
В пункте 58 постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено следующее. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Материалы дела подтверждают, что право собственности на спорный участок за ответчиками (муниципальным образованием или обществом) не зарегистрировано. Следовательно, заявляя требование о признании права собственности на земельный участок с кадастровыми номерами 23:43:0306051:128, 23:43:0306051:127, 23:43:0306051:100, территориальное управление избрало ненадлежащий способ защиты прав Российской Федерации, что само по себе является основанием для отказа в удовлетворении данного требования.
Кроме того, приведенный пункт совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 прямо сопрягает возможность использования данного способа защиты с сохранением владения объектом недвижимости. Однако, как указано выше, РФ истец спорными земельными участками не владеет.
Разъясняя порядок применения статьи 301 ГК РФ, Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 32, 34, 36 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 предписали судам иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 36 постановления от 29.04.2010 N 10/22 лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В подтверждение права федеральной собственности истец сослался на то обстоятельство, что участок с кадастровыми номерами 23:43:0306051:128, 23:43:0306051:127, 23:43:0306051:100 образованы из земель площадью 26 га, ранее предоставленных пароходству в постоянное (бессрочное) пользование (типовой акт от 09.06.1988, решение Краснодарского горисполкома от 06.12.1963 N 1300).
Между тем, в перечне участков, находящихся в границах земельного участка площадью 26 га, предоставленного ранее в пользование пароходству, спорные земельные участки отсутствуют (письмо пароходства от 04.05.2012 N 02-01-678).
Материалы дела также не содержат доказательства отнесения спорных участков к федеральной собственности (распоряжение Правительства Российской Федерации на основании Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю").
Иных доказательств того, что спорные участки сформированы за счет земель речного порта "Краснодар" ОАО "Кубанское речное пароходство" и входят в состав земель речного порта, предоставленных ранее пароходству на праве постоянного (бессрочного) пользования, истец в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил.
Не подтвержден и довод об отнесении спорных участков к землям федерального транспорта, поскольку доказательств размещения на участках объектов инфраструктуры федерального транспорта не представлено.
В отсутствие доказательств наличия у ТУ ФАУГИ в КК права собственности на спорные земельные участки иск в части истребования указанных участков из незаконного владения общества удовлетворению не подлежит.
Кроме того, участок с кадастровым номером 23:43:0306051:100 находится в законном владении общества в связи с нахождением на нем объектов недвижимости, принадлежащих ответчику на праве собственности, что само по себе исключает виндикацию.
На основании вышеуказанного, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2014 по делу N А32-22994/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.Н.МАЛЫХИНА
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
А.А.ПОПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2014 N 15АП-9886/2014 ПО ДЕЛУ N А32-22994/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2014 г. N 15АП-9886/2014
Дело N А32-22994/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовым Г.А.
при участии:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчиков: от ООО "Домострой 75": Зелинский Е.А. (доверенность N 27 от 11.04.2014), от Администрации муниципального образования город Краснодар не явился, извещен;
- от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.04.2014 по делу N А32-22994/2012
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к обществу с ограниченной ответственностью "Домострой 75", Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Кубанское речное пароходство", Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
о признании отсутствующим права аренды на земельный участок,
принятое в составе судьи Левченко О.С.,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - территориальное управление, ТУ ФАУГИ КК) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Домострой 75"(далее - общество) и администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании отсутствующим права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0306051:127, площадью 970 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. имени Вишняковой, 1/24, признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и истребовании его из незаконного владения общества (дело N А32-22998/2012).
В рамках дела N А32-22994/2012 ТУ ФАУГИ КК заявлены требования о признании отсутствующим права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0306051:128, площадью 513 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. имени Вишняковой, 1/22, признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и истребовании его из незаконного владения общества.
В рамках дела N А32-22999/2012 ТУ ФАУГИ КК заявлены требования о признании отсутствующим права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0306051:100, площадью 4140 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. имени Вишняковой, 1/14, признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и истребовании его из незаконного владения общества.
Определением суда от 21.03.2014 дела N А32-22994/2012, N А32-22998/2012, N А32-22999/2012 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство. Делу присвоен номер А32-22994/2012.
Исковые требования мотивированы тем, что в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 94, 95 и 97 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки являются федеральной собственностью, поскольку первоначально предоставлены для размещения предприятия федерального уровня собственности. Администрация муниципального образования город Краснодар не вправе распоряжаться земельными участками федерального уровня собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Кубанское речное пароходство" (далее - пароходство) и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2014 в удовлетворении заявленного иска отказано в полном объеме.
С принятым судебным актом не согласилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, в порядке, предусмотренном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленный иск удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе управление настаивало на правомерности заявленного иска, поскольку спорный земельный участок, по мнению заявителя, находиться в федеральной собственности и управление является надлежащим истцом по настоящему спору.
В судебное заседание не явились представители истца, Администрации муниципального образования город Краснодар и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 17.07.2014 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 24.07.2014. После перерыва заседание продолжено в том же составе представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с решением исполнительного комитета Краснодарского городского Совета депутатов трудящихся от 06.12.1963 N 1300 и типовым актом от 09.06.1988 Кубанскому линейному пароходству предоставлен земельный участок площадью 26 га для организации речных причалов и складирования песка.
На основании распоряжения Госкомимущества России от 16.09.1992 N 444-р "Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизации предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (с изменениями и дополнениями)" государственное предприятие "Кубанское речное пароходство" включено в реестр предприятий речного транспорта, которые подлежали преобразованию в акционерное общество открытого типа, а имущество указанных предприятий - приватизации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации (перерегистрации) серии III-Л N 430 государственное предприятие "Кубанское речное пароходство" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Кубанское речное пароходство".
Согласно плану приватизации имущество АООТ "Кубанское речное пароходство", ранее находившееся в федеральной собственности, передано в частную собственность.
Постановлением главы администрации от 07.06.2004 N 1464 обществу утверждены материалы предварительного согласования места размещения многоэтажного жилого дома в Центральном внутригородском округе города Краснодара и разрешено производство проектно-изыскательских работ.
В 2005 году сформирован и поставлен на кадастровый учет (09.10.2005) земельный участок площадью 4140 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Вишняковой, 1/14 с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства. Указанному участку присвоен кадастровый номер 23:43:0306051:100.
Во исполнение указанного постановления между администрацией и обществом заключен договор аренды от 20.06.2008 N 4300015267 земельного участка площадью 4140 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0306051:100, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Вишняковой, 1/14 для индивидуального жилищного строительства сроком до 04.06.2011. На указанном земельном участке построены жилой дом площадью 311,6 кв. м, литера Б и жилой дом площадью 91,5 кв. м, литера А, право собственности на которые зарегистрировано за обществом (свидетельства о государственной регистрации права от 06.11.2009.
На основании постановления администрации от 07.07.2011 N 4939 между администрацией и обществом заключен договор аренды от 31.01.2012 N 4300017973 земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 4140 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0306051:100, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. имени Вишняковой, 1/14 для индивидуального жилищного строительства сроком до 07.07.2060. Договор аренды зарегистрирован 22.03.2012, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 15.06.2012.
Постановлением администрации от 31.05.2010 N 3876 по заявлению общества утверждены на землях населенных пунктов схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории в Центральном внутригородском округе города Краснодара, а именно:
- - земельного участка площадью 513 кв. м по ул. Вишняковой, 1/22;
- - земельного участка площадью 970 кв. м по ул. Вишняковой 1/24.
Обществом проведено межевание указанных земельных участков, которые поставлены на кадастровый учет 02.09.2010 с присвоением кадастровых номеров 23:43:0306051:128 и 23:43:0306051:127 соответственно.
На основании постановления администрации от 28.01.2011 N 456 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 09.03.2011 N 4300017179 земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 970 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0306051:127, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. имени Вишняковой, 1/24 для временного размещения объекта движимого имущества (организация территории благоустройства) сроком до 28.01.2014.
На основании постановления администрации от 28.01.2011 N 459 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 09.03.2011 N 4300017180 земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 513 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0306051:128, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. имени Вишняковой, 1/22 для временного размещения объекта движимого имущества (организация территории благоустройства) сроком до 28.01.2014.
Договоры аренды в установленном порядке прошли государственную регистрацию (12.04.2011), что подтверждается выписками из ЕГРП от 05.10.2012, 15.06.2012.
Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ от 05.05.2011 N СИ-П9-2878 в целях обеспечения выполнения первого этапа плана мероприятий, направленных на реализацию Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации, территориальному управлению поручено принять меры по регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные в границах речных портов Краснодарского края и находящиеся в фактическом пользовании организаций, не подведомственных Росморречфлоту.
В связи с этим территориальное управление направило ОАО "Кубанское речное пароходство" запрос от 09.04.2012 N 12-10/4554 о перечне земельных участков, находящихся в границах речных портов Краснодарского края, в том числе земельных участках, являющихся собственностью пароходства.
В ответе от 04.05.2012 N 02-01-678 на запрос пароходство сообщило, что речной порт "Краснодар" ОАО "Кубанское речное пароходство" - единственный речной порт на территории Краснодарского края, вся инфраструктура речного порта расположена на земельном участке площадью 26 га, предоставленном Кубанскому речному пароходству в бессрочное пользование. После приватизации ОАО "Кубанское речное пароходство" объекты недвижимого имущества, расположенные на данном земельном участке, перешли в частную собственность других лиц, земельные участки приватизированы. К ответу прилагался перечень земельных участков, входящих в границы земельного участка площадью 26 га, по состоянию на дату запроса (приложение N 1).
В подтверждение права постоянного (бессрочного) пользования пароходства на земельный участок площадью 26 га, предоставленный его правопредшественнику - Кубанскому линейному пароходству под организацию речных причалов и складирование песка, в дело представлены типовой акт от 09.06.1988 и решение Краснодарского горисполкома от 06.12.1963 N 1300.
Полагая, что администрация муниципального образования город Краснодар незаконно распорядилась земельными участками с кадастровыми номерами 23:43:0306051:128, 23:43:0306051:127, 23:43:0306051:100, являющимся федеральной собственностью, а запись о государственной регистрации договора аренды создает препятствия в осуществлении полномочий собственника, территориальное управление обратилось в арбитражный суд.
По смыслу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) и пункте 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", такой способ защиты нарушенного права, как признание права отсутствующим, может быть реализован только в случае, если он заявлен владеющим лицом. Удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом (в данном случае - земельным участком), не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании права отсутствующим.
Из материалов дела усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0306051:100 расположены жилые дома, право собственности на которые зарегистрировано за обществом.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0306051:128, 23:43:0306051:127, переданных в аренду обществу, ТУ ФАУГИ в КК также не представило доказательств фактического владения. Участки переданы арендатору по актам. Нахождение на указанных земельных участках объектов недвижимого имущества федерального уровня собственности также не подтверждено.
Поскольку истец не доказал владение спорными участками, постольку требование о признании отсутствующим права аренды на них удовлетворению не подлежит.
Довод истца об отсутствии у администрации полномочий на распоряжение указанными земельными участками обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В юридически значимый для рассмотрения настоящего дела временной период основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 - Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), с 01.07.2006 по настоящее время - статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ.
В силу статьи 2 Закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3 - 5 Закона N 101-ФЗ устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения. Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0306051:128, 23:43:0306051:127, 23:43:0306051:100 не были разграничены в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, доказательства наличия на них объектов недвижимости федерального уровня собственности отсутствуют, постольку до приватизации названные земельные участки относятся к тем, государственная собственность на которые не разграничена.
На обязательность приведенного толкования норм материального права указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12790/13 по делу N А41-44318/12.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, уполномочена осуществлять администрация.
В пункте 58 постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено следующее. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Материалы дела подтверждают, что право собственности на спорный участок за ответчиками (муниципальным образованием или обществом) не зарегистрировано. Следовательно, заявляя требование о признании права собственности на земельный участок с кадастровыми номерами 23:43:0306051:128, 23:43:0306051:127, 23:43:0306051:100, территориальное управление избрало ненадлежащий способ защиты прав Российской Федерации, что само по себе является основанием для отказа в удовлетворении данного требования.
Кроме того, приведенный пункт совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 прямо сопрягает возможность использования данного способа защиты с сохранением владения объектом недвижимости. Однако, как указано выше, РФ истец спорными земельными участками не владеет.
Разъясняя порядок применения статьи 301 ГК РФ, Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 32, 34, 36 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 предписали судам иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 36 постановления от 29.04.2010 N 10/22 лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В подтверждение права федеральной собственности истец сослался на то обстоятельство, что участок с кадастровыми номерами 23:43:0306051:128, 23:43:0306051:127, 23:43:0306051:100 образованы из земель площадью 26 га, ранее предоставленных пароходству в постоянное (бессрочное) пользование (типовой акт от 09.06.1988, решение Краснодарского горисполкома от 06.12.1963 N 1300).
Между тем, в перечне участков, находящихся в границах земельного участка площадью 26 га, предоставленного ранее в пользование пароходству, спорные земельные участки отсутствуют (письмо пароходства от 04.05.2012 N 02-01-678).
Материалы дела также не содержат доказательства отнесения спорных участков к федеральной собственности (распоряжение Правительства Российской Федерации на основании Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю").
Иных доказательств того, что спорные участки сформированы за счет земель речного порта "Краснодар" ОАО "Кубанское речное пароходство" и входят в состав земель речного порта, предоставленных ранее пароходству на праве постоянного (бессрочного) пользования, истец в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил.
Не подтвержден и довод об отнесении спорных участков к землям федерального транспорта, поскольку доказательств размещения на участках объектов инфраструктуры федерального транспорта не представлено.
В отсутствие доказательств наличия у ТУ ФАУГИ в КК права собственности на спорные земельные участки иск в части истребования указанных участков из незаконного владения общества удовлетворению не подлежит.
Кроме того, участок с кадастровым номером 23:43:0306051:100 находится в законном владении общества в связи с нахождением на нем объектов недвижимости, принадлежащих ответчику на праве собственности, что само по себе исключает виндикацию.
На основании вышеуказанного, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2014 по делу N А32-22994/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.Н.МАЛЫХИНА
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
А.А.ПОПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)