Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2014 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Ключниковой Н.В. Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от садоводческого некоммерческого товарищества "Ягодка" (ОГРН 1027100596896, ИНН 7104028934, Крутоовражный проезд, 4, Привокзальный район, г. Тула, 300026): Юрчиковой Ю.В. - представителя, действующей по доверенности от 27.11.2013;
- от Тульской городской Думы (ОГРН 1027100978960, ИНН 7107038105, Ленина пр., д. 2, г. Тула, 300041): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от прокуратуры Тульской области (Ленина пр., д. 55, г. Тула, 300600): старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Калужской области Моисеевой Н.Г. - по поручению прокуратуры Тульской области от 21.05.2014 N 8-1в/14;
- от третьих лиц:
- администрации муниципального образования город Тула (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032, Ленина пр., д. 2, г. Тула, 300041): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- общества с ограниченной ответственностью "Ин-Групп" (ОГРН 5077746450117, ИНН 7743637794, Михеева ул., д. 15, офис СК "Оружейная слобода", г. Тула, 300045): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Ягодка" на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.02.2014 (судьи Андреева Е.В., Косоухова С.В., Рыжикова Н.А.) по делу N А68-9425/2013,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Ягодка" (далее по тексту - заявитель, СНТ "Ягодка", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Тульской городской Думе о признании недействующим пункт 1.3 решения Тульской городской Думы от 23.06.2010 N 4/88 в части изменения функциональной зоны по улице Генерала Маргелова в Привокзальном районе города Тулы с жилой зоны (зона садоводств и дачных участков) и общественно-деловой зоны (зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности) на жилую зону (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город Тула и общество с ограниченной ответственностью "Ин-Групп" (далее - ООО "Ин-Групп").
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вышеуказанное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей Тульской городской Думы и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзывах на нее, выступлениях представителя заявителя и прокуратуры, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом норм права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, учитывая следующее.
Судом установлено, решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676 утвержден Генеральный план муниципального образования город Тула, согласно которому участок, ограниченный пр. Ленина, ул. Генерала Маргелова и Крутоовражным проездом, отнесен к функциональной зоне - жилая зона (зона садоводства и дачных участков Ж4).
28.08.2009 ООО "Ин-Групп" обратилось в адрес главы администрации города Тулы с заявлением о внесении в Генеральный план муниципального образования г. Тула и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула изменения территориальной зоны земельного участка площадью 20 000 кв. м, по адресу: г. Тула, Привокзальный район, Крутоовражный проезд, 4а, ранее принадлежавшего СНТ "Ветеран-1" и приобретенного ООО "Ин-Групп" в собственность, с зоны Ж-4 на Ж-1 (зона застройки многоэтажными домами).
15.04.2010 глава администрации города Тулы направил в Тульскую городскую Думу проект решения Тульской городской Думы "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676", предусматривающий изменение назначения функциональных зон, в том числе, территории по улице Генерала Маргелова в Привокзальном районе города Тулы.
В соответствии с решением Тульской городской Думы от 28.04.2010 N 2/20, которое было опубликовано в газете "Тула" от 06.05.2010 N 17 (962), проведены публичные слушания по обсуждению указанного проекта решения.
Результаты (рекомендации) публичных слушаний опубликованы в этой же газете 17.06.2010 N 23 (968).
С учетом итогов (рекомендаций) публичных слушаний Тульской городской Думой принято решение от 23.06.2010 N 4/88 о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Тула. Указанное решение вступило в силу со дня его опубликования - 01.07.2010.
СНТ "Ягодка", ссылаясь на то, что отнесение спорных земельных участков к территориальной зоне Ж-1 (зона застройки многоэтажными домами) противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, принято с нарушением процедуры проведения публичных слушаний, и нарушает права и законные интересы членов товарищества по использованию земельных участков, находящихся у них в собственности, по назначению, то есть для садоводства и огородничества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого положения нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Бремя доказывания распределяется в соответствии с нормами части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план поселения относится к документам территориального планирования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - ГрК РФ, Кодекс).
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).
Под функциональными зонами понимаются - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Под территориальными зонами понимаются - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В части 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно частям 11 и 12 статьи 9 Кодекса генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов должны утверждаться на срок не менее чем двадцать лет. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
В части 3 статьи 23 ГрК РФ установлено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Подготовка и утверждение генерального плана поселения осуществляется в соответствии со статьей 24 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 и пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В пункте 1 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3). Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10). Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 11). Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12). Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (часть 13). Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 Кодекса (часть 17).
Публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов проводятся в соответствии со статьей 28 Кодекса.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (часть 1 статьи 28 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 28 Кодекса порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи.
Согласно части 6 статьи 28 Кодекса участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
В части 7 статьи 28 Кодекса установлено, что заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку (часть 9 статьи 28 Кодекса).
Изучив и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что проект генерального плана был надлежащим образом опубликован в газете "Тула"; Тульская городская Дума приняла спорное решение в рамках своих полномочий и с соблюдением требований по порядку проведения публичных слушаний.
При этом суд не усмотрел, что оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы Товарищества.
Положениями части 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов.
Данной нормой прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.
Аналогичная позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 18.06.2013 N 136/13 по делу N А55-23145/2010.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение в указанной заявителем части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает его права и законные интересы, а поэтому в удовлетворении заявленных требований отказал.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, в связи с чем судебной коллегией отклоняются, как основанные на ошибочном толковании вышеназванных норм действующего законодательства и направленные на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.02.2014 по делу N А68-9425/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 30.05.2014 ПО ДЕЛУ N А68-9425/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2014 г. по делу N А68-9425/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2014 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Ключниковой Н.В. Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от садоводческого некоммерческого товарищества "Ягодка" (ОГРН 1027100596896, ИНН 7104028934, Крутоовражный проезд, 4, Привокзальный район, г. Тула, 300026): Юрчиковой Ю.В. - представителя, действующей по доверенности от 27.11.2013;
- от Тульской городской Думы (ОГРН 1027100978960, ИНН 7107038105, Ленина пр., д. 2, г. Тула, 300041): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от прокуратуры Тульской области (Ленина пр., д. 55, г. Тула, 300600): старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Калужской области Моисеевой Н.Г. - по поручению прокуратуры Тульской области от 21.05.2014 N 8-1в/14;
- от третьих лиц:
- администрации муниципального образования город Тула (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032, Ленина пр., д. 2, г. Тула, 300041): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- общества с ограниченной ответственностью "Ин-Групп" (ОГРН 5077746450117, ИНН 7743637794, Михеева ул., д. 15, офис СК "Оружейная слобода", г. Тула, 300045): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Ягодка" на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.02.2014 (судьи Андреева Е.В., Косоухова С.В., Рыжикова Н.А.) по делу N А68-9425/2013,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Ягодка" (далее по тексту - заявитель, СНТ "Ягодка", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Тульской городской Думе о признании недействующим пункт 1.3 решения Тульской городской Думы от 23.06.2010 N 4/88 в части изменения функциональной зоны по улице Генерала Маргелова в Привокзальном районе города Тулы с жилой зоны (зона садоводств и дачных участков) и общественно-деловой зоны (зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности) на жилую зону (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город Тула и общество с ограниченной ответственностью "Ин-Групп" (далее - ООО "Ин-Групп").
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вышеуказанное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей Тульской городской Думы и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзывах на нее, выступлениях представителя заявителя и прокуратуры, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом норм права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, учитывая следующее.
Судом установлено, решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676 утвержден Генеральный план муниципального образования город Тула, согласно которому участок, ограниченный пр. Ленина, ул. Генерала Маргелова и Крутоовражным проездом, отнесен к функциональной зоне - жилая зона (зона садоводства и дачных участков Ж4).
28.08.2009 ООО "Ин-Групп" обратилось в адрес главы администрации города Тулы с заявлением о внесении в Генеральный план муниципального образования г. Тула и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула изменения территориальной зоны земельного участка площадью 20 000 кв. м, по адресу: г. Тула, Привокзальный район, Крутоовражный проезд, 4а, ранее принадлежавшего СНТ "Ветеран-1" и приобретенного ООО "Ин-Групп" в собственность, с зоны Ж-4 на Ж-1 (зона застройки многоэтажными домами).
15.04.2010 глава администрации города Тулы направил в Тульскую городскую Думу проект решения Тульской городской Думы "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676", предусматривающий изменение назначения функциональных зон, в том числе, территории по улице Генерала Маргелова в Привокзальном районе города Тулы.
В соответствии с решением Тульской городской Думы от 28.04.2010 N 2/20, которое было опубликовано в газете "Тула" от 06.05.2010 N 17 (962), проведены публичные слушания по обсуждению указанного проекта решения.
Результаты (рекомендации) публичных слушаний опубликованы в этой же газете 17.06.2010 N 23 (968).
С учетом итогов (рекомендаций) публичных слушаний Тульской городской Думой принято решение от 23.06.2010 N 4/88 о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования город Тула. Указанное решение вступило в силу со дня его опубликования - 01.07.2010.
СНТ "Ягодка", ссылаясь на то, что отнесение спорных земельных участков к территориальной зоне Ж-1 (зона застройки многоэтажными домами) противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, принято с нарушением процедуры проведения публичных слушаний, и нарушает права и законные интересы членов товарищества по использованию земельных участков, находящихся у них в собственности, по назначению, то есть для садоводства и огородничества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого положения нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Бремя доказывания распределяется в соответствии с нормами части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план поселения относится к документам территориального планирования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - ГрК РФ, Кодекс).
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).
Под функциональными зонами понимаются - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Под территориальными зонами понимаются - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В части 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно частям 11 и 12 статьи 9 Кодекса генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов должны утверждаться на срок не менее чем двадцать лет. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
В части 3 статьи 23 ГрК РФ установлено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Подготовка и утверждение генерального плана поселения осуществляется в соответствии со статьей 24 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 и пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В пункте 1 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3). Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10). Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 11). Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12). Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (часть 13). Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 Кодекса (часть 17).
Публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов проводятся в соответствии со статьей 28 Кодекса.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (часть 1 статьи 28 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 28 Кодекса порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи.
Согласно части 6 статьи 28 Кодекса участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
В части 7 статьи 28 Кодекса установлено, что заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку (часть 9 статьи 28 Кодекса).
Изучив и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что проект генерального плана был надлежащим образом опубликован в газете "Тула"; Тульская городская Дума приняла спорное решение в рамках своих полномочий и с соблюдением требований по порядку проведения публичных слушаний.
При этом суд не усмотрел, что оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы Товарищества.
Положениями части 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов.
Данной нормой прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.
Аналогичная позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 18.06.2013 N 136/13 по делу N А55-23145/2010.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение в указанной заявителем части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает его права и законные интересы, а поэтому в удовлетворении заявленных требований отказал.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, в связи с чем судебной коллегией отклоняются, как основанные на ошибочном толковании вышеназванных норм действующего законодательства и направленные на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.02.2014 по делу N А68-9425/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)