Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.04.2014 по делу N А07-1228/2014 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Учалинский рынок" - Скрябнев Д.В. (доверенность от 10.01.2014, паспорт);
- Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - Фахрисламова А.Р. (доверенность N 1 от 15.01.2014, паспорт);
- Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - Юмагужин А.А. (доверенность N 01-35/66 от 31.12.2013, удостоверение N 55).
Открытое акционерное общество "Учалинский рынок" (далее - ОАО "Учалинский рынок", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости двух земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012, а именно:
- - земельного участка с кадастровым номером 02:67:010727:96 общей площадью 9 190 кв. м, расположенного по ул. Первостроителей, 15 в г. Учалы, в размере его рыночной стоимости в сумме 9 273 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 02:67:010727:65 общей площадью 1 900 кв. м, расположенного по ул. Первостроителей, 15 в г. Учалы, в размере его рыночной стоимости в сумме 2 267 000 руб. (т. 1, л.д. 12-14).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра; т. 1, л.д. 6-9), Администрация городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация г. Учалы; т. 3, л.д. 33-34), Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация Учалинского района; т. 3, л.д. 57-59).
Решением от 25.04.2014 (резолютивная часть объявлена 23.04.2014) исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:67:010727:96 в размере его рыночной стоимости в сумме 9 273 000 руб., участка с кадастровым номером 02:67:010727:65 - в размере его рыночной стоимости в сумме 2 267 000 руб. (т. 3, л.д. 88-97).
С апелляционными жалобами на решение суда первой инстанции обратились третьи лица - Администрация г. Учалы и Администрация Учалинского района (т. 3, л.д. 101-103, 110-112). Органы местного самоуправления просят судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение, приводят следующие доводы. Истец не предоставил третьим лицам копии всех страниц отчетов об оценке, в частности, из отчета N 18/06-148/1 представлены страницы 1-6 и 105-112, в свою очередь, из отчета N 18/06-148/2 представлены страницы 1-6 и с 91-98. По данной причине третьи лица были лишены возможности представить свои мотивированные возражения относительно выводов независимого оценщика. Суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств Администрации г. Учалы, Администрации Учалинского района об отложении судебного разбирательства, заявленных в связи с не поступлением копий отчетов об оценке в полном объеме. Заявители также ссылаются на определение коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.20013 N ВАС-13839/13 по делу N А33-11257/2012 и утверждают, что при рассмотрении исковых требований общества "Учалинский рынок" суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, не в полном объеме исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кадастровая палата и Управление Росреестра явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителей истца и третьих лиц, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 26.02.2005 в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о земельном участке общей площадью 1 900 кв. м с кадастровым номером 02:67:010727:65. Категория земель: "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования: "под малый рынок". Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Учалинский район, г. Учалы, ул. Первостроителей, 15 (кадастровая выписка - т. 2, л.д. 85-88).
Согласно справке ФГБУ "ФКП Росреестра" от 15.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка N 02:67:010727:65 установлена (внесена в ГКН) на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 497 и составляет 12 162 185 руб. (т. 1, л.д. 17).
05.06.2008 в ГКН внесены сведения о земельном участке общей площадью 9 190 кв. м с кадастровым номером 02:67:010727:96. Категория земель: "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования: "под центральный рынок". Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Учалинский район, г. Учалы, ул. Первостроителей, 15 (кадастровая выписка - т. 1, л.д. 104-121).
Согласно справке ФГБУ "ФКП Росреестра" от 15.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка N 02:67:010727:96 установлена (внесена в ГКН) на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 497 и составляет 59 017 352 руб. 90 коп. (т. 1, л.д. 16).
11.04.2005 на основании документов о приватизации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесены сведения о праве собственности общества "Учалинский рынок" на земельные участки с кадастровыми номерами 02:67:010727:65, 02:67:010727:96. Истцу выданы свидетельства о государственной регистрации прав (т. 1, л.д. 18-19).
10.10.2013 по заказу истца общество с ограниченной ответственностью "Агентство профессиональной оценки" подготовило два отчета NN 18/06-148/1, 18/06-148/2 об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 02:67:010727:65, 02:67:010727:96 (т. 1, л.д. 20-132; т. 2, л.д. 1-99). По результатам исследования оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость участка N 02:67:010727:96 по состоянию на 01.01.2012 (дата оценки) составляла 9 273 000 руб., а участка N 02:67:010727:65 на ту же дату составляла 2 267 000 руб.
22.11.2013 по заказу истца некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" подготовило экспертные заключения NN Э-161013-2, Э-161013-3 (т. 1, л.д. 133-137; т. 2, л.д. 100-104). Согласно данным заключениям отчеты об оценке NN 18/06-148/1, 18/06-148/2 соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, общество "Учалинский рынок" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя требования истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из их правомерности и обоснованности. Суд принял во внимание наличие положительных экспертных заключений, в связи с чем, признал возможным применение указанных в отчетах NN 18/06-148/1, 18/06-148/2 значений рыночной стоимости земельных участков.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, статья 24.19 Закона N 135-ФЗ допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Исковое требование об установлении кадастровой стоимости не связано с оспариванием действий органа власти, в связи с чем, установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости (нового значения) и, следовательно, производится на будущее время. Сведения о размере такой стоимости вносятся в ГКН не ранее вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
ОАО "Учалинский рынок" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 02:67:010727:65, 02:67:010727:96. Внесенное в ГКН значение кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает сферу имущественных интересов собственника этого объекта недвижимого имущества, поскольку согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость устанавливается, среди прочего, для целей налогообложения (ст. 4 АПК РФ).
Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 3 федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона N 135-ФЗ).
В дело представлены два отчета NN 18/06-148/1, 18/06-148/2, согласно которым с учетом Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 497 рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 01.01.2012.
Под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете (ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 4 федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)" (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328) под экспертизой отчета об оценке понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком (оценщиками), являющимся (являющимися) членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы. В ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.
Согласно представленным в дело положительным экспертным заключениям NN Э-161013-2, Э-161013-3 отчеты об оценке соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Оснований для критической оценки представленных отчетов и заключений у суда апелляционной инстанции не имеется.
Лица, участвующие в деле, имеют право заявлять ходатайства (часть 1 статьи 41 АПК РФ). Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела, требующих специальных знаний вопросов арбитражный суд вправе по ходатайству лица, участвующего в деле, назначить проведение судебной экспертизы (часть 1 статьи 82 АПК РФ). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Ответчик и третьи лица возражений относительно представленных истцом документов (отчеты, экспертные заключения) не заявили, правовую оценку на предмет соответствия документов законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки не привели. Ходатайства о назначении судебной экспертизы в арбитражный суд первой инстанции не поступили. Право арбитражного суда назначить судебную экспертизу по собственной инициативе применительно к рассматриваемой категории дел арбитражным процессуальным законом не предусмотрено.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Администрация г. Учалы, Администрация Учалинского района были лишены возможности представить свои возражения на отчеты оценщика, поскольку не получили копий отчетов в полном объеме, в рассматриваемой ситуации не свидетельствуют о наличии предусмотренных нормами статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта.
К исковому заявлению прилагаются, среди прочего, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют (пункт 1 части 1 статьи 126 АПК РФ).
Во исполнение названного требования истец направил в адрес третьих лиц копии отчетов и заключений эксперта, в подтверждение чего представил в дело соответствующие доказательства (т. 3, л.д. 41-43, 63-64). Копии документов получены адресатами 13.03.2014 и 03.04.2014 (т. 3, л.д. 76-77).
То обстоятельство, что Администрация г. Учалы, Администрация Учалинского района предположительно не располагали полными копиями отчетов об оценке, само по себе не свидетельствует о незаконности принятого по итогам рассмотрения спора судебного акта.
Податели апелляционных жалоб были своевременно извещены о рассмотрении дела по иску ОАО "Учалинский рынок", имели достаточный промежуток времени (не менее 20 календарных дней - т. 3, л.д. 81-83) для реализации своих процессуальных прав, ознакомления с материалами арбитражного дела с целью предоставления мотивированных письменных отзывов на заявленные Обществом требования.
Более того, в судебном заседании 26.03.2014 присутствовал представитель Администрации г. Учалы, который имел возможность ознакомиться с материалами дела (отчетами об оценке), при необходимости сделать выписки либо снять копии с отдельных представленных в дело документов (т. 3, л.д. 49, 55-61).
В апелляционной жалобе должны быть указаны требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства (пункт 4 части 2 статьи 260 АПК РФ). Обращаясь с апелляционными жалобами, органы местного самоуправления не ссылаются на конкретные нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, допущенные оценщиком (ООО "Агентство профессиональной оценки") при определении рыночной стоимости принадлежащих истцу земельных участков.
В обоснование требований об отмене судебного акта положены формальные доводы о не предоставлении копий полных отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков, что само по себе не может явиться правовым основанием для вывода о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм материального, процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 270 АПК РФ нарушений (то есть нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения), судом первой инстанции допущено не было. При необходимости к тому в целях надлежащей защиты своих интересов третьи лица были вправе и имели объективную возможность ознакомиться с материалами дела, представить обоснованные возражения против размера рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, а также заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы. Однако Администрация г. Учалы, Администрация Учалинского района соответствующих действий не совершили (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Наличие положительных экспертных заключений в отсутствие доказательств, опровергающих достоверность размера рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, является достаточным для вывода о правомерности установления кадастровой стоимости земельных участков с применением значений, рекомендованных в соответствующих отчетах об оценке.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ОАО "Учалинский рынок" и установил кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Ссылки подателей апелляционных жалоб на определение коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.20013 N ВАС-13839/13 по делу N А33-11257/2012 следует признать ошибочными.
В мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (часть 4 статьи 170 АПК РФ).
Определения ВАС РФ о передаче дела в Президиум ВАС РФ либо об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ не предусмотрены в качестве практикообразующих судебных актов, подлежащих учету при рассмотрении арбитражными судами споров по существу. Более того, в рамках дела N А33-11257/2012 рассмотрены фактические обстоятельства и требования, которые имеют существенные различия с обстоятельствами настоящего дела, заявленными истцом требованиями.
С учетом изложенного выше решение отмене не подлежит. В свою очередь, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на Администрацию г. Учалы, Администрацию Учалинского района (податель жалобы). Вместе с тем, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.04.2014 по делу N А07-1228/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2014 N 18АП-6613/2014, 18АП-6615/2014 ПО ДЕЛУ N А07-1228/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. N 18АП-6613/2014, 18АП-6615/2014
Дело N А07-1228/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Богдановской Г.Н., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.04.2014 по делу N А07-1228/2014 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Учалинский рынок" - Скрябнев Д.В. (доверенность от 10.01.2014, паспорт);
- Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - Фахрисламова А.Р. (доверенность N 1 от 15.01.2014, паспорт);
- Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - Юмагужин А.А. (доверенность N 01-35/66 от 31.12.2013, удостоверение N 55).
Открытое акционерное общество "Учалинский рынок" (далее - ОАО "Учалинский рынок", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости двух земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012, а именно:
- - земельного участка с кадастровым номером 02:67:010727:96 общей площадью 9 190 кв. м, расположенного по ул. Первостроителей, 15 в г. Учалы, в размере его рыночной стоимости в сумме 9 273 000 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 02:67:010727:65 общей площадью 1 900 кв. м, расположенного по ул. Первостроителей, 15 в г. Учалы, в размере его рыночной стоимости в сумме 2 267 000 руб. (т. 1, л.д. 12-14).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра; т. 1, л.д. 6-9), Администрация городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация г. Учалы; т. 3, л.д. 33-34), Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация Учалинского района; т. 3, л.д. 57-59).
Решением от 25.04.2014 (резолютивная часть объявлена 23.04.2014) исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:67:010727:96 в размере его рыночной стоимости в сумме 9 273 000 руб., участка с кадастровым номером 02:67:010727:65 - в размере его рыночной стоимости в сумме 2 267 000 руб. (т. 3, л.д. 88-97).
С апелляционными жалобами на решение суда первой инстанции обратились третьи лица - Администрация г. Учалы и Администрация Учалинского района (т. 3, л.д. 101-103, 110-112). Органы местного самоуправления просят судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение, приводят следующие доводы. Истец не предоставил третьим лицам копии всех страниц отчетов об оценке, в частности, из отчета N 18/06-148/1 представлены страницы 1-6 и 105-112, в свою очередь, из отчета N 18/06-148/2 представлены страницы 1-6 и с 91-98. По данной причине третьи лица были лишены возможности представить свои мотивированные возражения относительно выводов независимого оценщика. Суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств Администрации г. Учалы, Администрации Учалинского района об отложении судебного разбирательства, заявленных в связи с не поступлением копий отчетов об оценке в полном объеме. Заявители также ссылаются на определение коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.20013 N ВАС-13839/13 по делу N А33-11257/2012 и утверждают, что при рассмотрении исковых требований общества "Учалинский рынок" суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, не в полном объеме исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кадастровая палата и Управление Росреестра явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителей истца и третьих лиц, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 26.02.2005 в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о земельном участке общей площадью 1 900 кв. м с кадастровым номером 02:67:010727:65. Категория земель: "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования: "под малый рынок". Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Учалинский район, г. Учалы, ул. Первостроителей, 15 (кадастровая выписка - т. 2, л.д. 85-88).
Согласно справке ФГБУ "ФКП Росреестра" от 15.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка N 02:67:010727:65 установлена (внесена в ГКН) на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 497 и составляет 12 162 185 руб. (т. 1, л.д. 17).
05.06.2008 в ГКН внесены сведения о земельном участке общей площадью 9 190 кв. м с кадастровым номером 02:67:010727:96. Категория земель: "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования: "под центральный рынок". Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Учалинский район, г. Учалы, ул. Первостроителей, 15 (кадастровая выписка - т. 1, л.д. 104-121).
Согласно справке ФГБУ "ФКП Росреестра" от 15.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка N 02:67:010727:96 установлена (внесена в ГКН) на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 497 и составляет 59 017 352 руб. 90 коп. (т. 1, л.д. 16).
11.04.2005 на основании документов о приватизации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесены сведения о праве собственности общества "Учалинский рынок" на земельные участки с кадастровыми номерами 02:67:010727:65, 02:67:010727:96. Истцу выданы свидетельства о государственной регистрации прав (т. 1, л.д. 18-19).
10.10.2013 по заказу истца общество с ограниченной ответственностью "Агентство профессиональной оценки" подготовило два отчета NN 18/06-148/1, 18/06-148/2 об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 02:67:010727:65, 02:67:010727:96 (т. 1, л.д. 20-132; т. 2, л.д. 1-99). По результатам исследования оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость участка N 02:67:010727:96 по состоянию на 01.01.2012 (дата оценки) составляла 9 273 000 руб., а участка N 02:67:010727:65 на ту же дату составляла 2 267 000 руб.
22.11.2013 по заказу истца некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" подготовило экспертные заключения NN Э-161013-2, Э-161013-3 (т. 1, л.д. 133-137; т. 2, л.д. 100-104). Согласно данным заключениям отчеты об оценке NN 18/06-148/1, 18/06-148/2 соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, общество "Учалинский рынок" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя требования истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из их правомерности и обоснованности. Суд принял во внимание наличие положительных экспертных заключений, в связи с чем, признал возможным применение указанных в отчетах NN 18/06-148/1, 18/06-148/2 значений рыночной стоимости земельных участков.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, статья 24.19 Закона N 135-ФЗ допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Исковое требование об установлении кадастровой стоимости не связано с оспариванием действий органа власти, в связи с чем, установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости (нового значения) и, следовательно, производится на будущее время. Сведения о размере такой стоимости вносятся в ГКН не ранее вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
ОАО "Учалинский рынок" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 02:67:010727:65, 02:67:010727:96. Внесенное в ГКН значение кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает сферу имущественных интересов собственника этого объекта недвижимого имущества, поскольку согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость устанавливается, среди прочего, для целей налогообложения (ст. 4 АПК РФ).
Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 3 федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона N 135-ФЗ).
В дело представлены два отчета NN 18/06-148/1, 18/06-148/2, согласно которым с учетом Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 497 рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 01.01.2012.
Под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете (ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 4 федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)" (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328) под экспертизой отчета об оценке понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком (оценщиками), являющимся (являющимися) членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы. В ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.
Согласно представленным в дело положительным экспертным заключениям NN Э-161013-2, Э-161013-3 отчеты об оценке соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Оснований для критической оценки представленных отчетов и заключений у суда апелляционной инстанции не имеется.
Лица, участвующие в деле, имеют право заявлять ходатайства (часть 1 статьи 41 АПК РФ). Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела, требующих специальных знаний вопросов арбитражный суд вправе по ходатайству лица, участвующего в деле, назначить проведение судебной экспертизы (часть 1 статьи 82 АПК РФ). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Ответчик и третьи лица возражений относительно представленных истцом документов (отчеты, экспертные заключения) не заявили, правовую оценку на предмет соответствия документов законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки не привели. Ходатайства о назначении судебной экспертизы в арбитражный суд первой инстанции не поступили. Право арбитражного суда назначить судебную экспертизу по собственной инициативе применительно к рассматриваемой категории дел арбитражным процессуальным законом не предусмотрено.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Администрация г. Учалы, Администрация Учалинского района были лишены возможности представить свои возражения на отчеты оценщика, поскольку не получили копий отчетов в полном объеме, в рассматриваемой ситуации не свидетельствуют о наличии предусмотренных нормами статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта.
К исковому заявлению прилагаются, среди прочего, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют (пункт 1 части 1 статьи 126 АПК РФ).
Во исполнение названного требования истец направил в адрес третьих лиц копии отчетов и заключений эксперта, в подтверждение чего представил в дело соответствующие доказательства (т. 3, л.д. 41-43, 63-64). Копии документов получены адресатами 13.03.2014 и 03.04.2014 (т. 3, л.д. 76-77).
То обстоятельство, что Администрация г. Учалы, Администрация Учалинского района предположительно не располагали полными копиями отчетов об оценке, само по себе не свидетельствует о незаконности принятого по итогам рассмотрения спора судебного акта.
Податели апелляционных жалоб были своевременно извещены о рассмотрении дела по иску ОАО "Учалинский рынок", имели достаточный промежуток времени (не менее 20 календарных дней - т. 3, л.д. 81-83) для реализации своих процессуальных прав, ознакомления с материалами арбитражного дела с целью предоставления мотивированных письменных отзывов на заявленные Обществом требования.
Более того, в судебном заседании 26.03.2014 присутствовал представитель Администрации г. Учалы, который имел возможность ознакомиться с материалами дела (отчетами об оценке), при необходимости сделать выписки либо снять копии с отдельных представленных в дело документов (т. 3, л.д. 49, 55-61).
В апелляционной жалобе должны быть указаны требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства (пункт 4 части 2 статьи 260 АПК РФ). Обращаясь с апелляционными жалобами, органы местного самоуправления не ссылаются на конкретные нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, допущенные оценщиком (ООО "Агентство профессиональной оценки") при определении рыночной стоимости принадлежащих истцу земельных участков.
В обоснование требований об отмене судебного акта положены формальные доводы о не предоставлении копий полных отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков, что само по себе не может явиться правовым основанием для вывода о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм материального, процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 270 АПК РФ нарушений (то есть нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения), судом первой инстанции допущено не было. При необходимости к тому в целях надлежащей защиты своих интересов третьи лица были вправе и имели объективную возможность ознакомиться с материалами дела, представить обоснованные возражения против размера рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, а также заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы. Однако Администрация г. Учалы, Администрация Учалинского района соответствующих действий не совершили (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Наличие положительных экспертных заключений в отсутствие доказательств, опровергающих достоверность размера рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, является достаточным для вывода о правомерности установления кадастровой стоимости земельных участков с применением значений, рекомендованных в соответствующих отчетах об оценке.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ОАО "Учалинский рынок" и установил кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Ссылки подателей апелляционных жалоб на определение коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.20013 N ВАС-13839/13 по делу N А33-11257/2012 следует признать ошибочными.
В мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (часть 4 статьи 170 АПК РФ).
Определения ВАС РФ о передаче дела в Президиум ВАС РФ либо об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ не предусмотрены в качестве практикообразующих судебных актов, подлежащих учету при рассмотрении арбитражными судами споров по существу. Более того, в рамках дела N А33-11257/2012 рассмотрены фактические обстоятельства и требования, которые имеют существенные различия с обстоятельствами настоящего дела, заявленными истцом требованиями.
С учетом изложенного выше решение отмене не подлежит. В свою очередь, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на Администрацию г. Учалы, Администрацию Учалинского района (податель жалобы). Вместе с тем, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.04.2014 по делу N А07-1228/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, Администрации городского поселения город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
А.А.РУМЯНЦЕВ
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
А.А.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)