Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.14
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.14
Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:
председательствующего Антоновой И.В.,
судей Заплавы Л.Н.,
Остаповой Е.А.,
при ведении протокола секретарем Ищенко Е.А.
- прокурор: Рыбкин Алексей Юрьевич, прокурор отдела военной прокуратуры Черноморского флота, удостоверение N 006206 от 25.07.2014 года;
- рассмотрев апелляционную жалобу Евпаторийского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым (судья Шкуро В.М.) от 22.07.2013 года по делу N 901/1639/13
по иску заместителя Евпаторийского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере в интересах государства в лице Министерства обороны Украины
Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины
к Ореховскому сельскому совету
Сакскому районному совету
при участии военного прокурора Черноморского Флота
о признании недействительным решения и возвращении земельного участка
установил:
Заместитель Евпаторийского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере в интересах государства Украины в лице Министерства обороны Украины, Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины обратился в хозяйственный суд Автономной Республики Крым с исковым заявлением к Ореховскому сельскому совету, Сакскому районному совету, в котором просил признать недействительным решение 11-й сессии 23-го созыва Сакского районного совета Автономной Республики Крым N 273 от 23.11.2000 года "Об изъятии земельного участка из землепользования войсковой части А4465"; обязать Ореховский сельский совет Сакского района Автономной Республики Крым вернуть Министерству обороны Украины в лице балансодержателя - Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины земельный участок площадью 8,1 га, расположенный в зоне 33 рассредоточения авиационной техники войсковой части А4465 на территории Ореховского сельского совета.
Решением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 22.07.2013 года в удовлетворении иска отказано.
Дополнительным решением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 29.07.2013 года разрешен вопрос о распределении судебных расходов.
Утверждая, что решение суда первой инстанции не отвечает требованиям закона, Евпаторийский прокурор по надзору за соблюдением законов в военной сфере обратился в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Автономной Республики Крым от 22.07.2013 года отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В качестве обоснования апелляционной жалобы прокурор ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что изъятие спорного земельного участка из землепользования войсковой части А4465 было произведено без соответствующего разрешения Министерства обороны Украины.
Определением от 15 августа 2013 года апелляционная жалоба принята к производству Севастопольского апелляционного хозяйственного суда коллегией судей в составе: председательствующий судья Фенько Т.П., судьи Антонова И.В., Заплава Л.М.
В связи с отпуском судьи Заплава Л.Н. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 09 сентября 2014 года произведена замена судьи Заплава Л.Н. на судью Градову О.Г.
Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 09.09.2013 года по данному делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 09.09.2013 года производство по делу приостановлено до проведения судебной строительно-технической экспертизы.
В связи с отпуском судьи Антоновой И.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 03 октября 2014 года произведена замена судьи Антоновой И.В. на судью Воронцову Н.В.
Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 03.10.2013 года производство по делу возобновлено в связи с необходимостью истребования дополнительных документов.
Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 03.09.2013 года производство по делу приостановлено до проведения судебной строительно-технической экспертизы.
Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 03.02.2014 года производство по делу возобновлено в связи с окончанием судебной строительно-технической экспертизы.
В связи с болезнью судьи Воронцовой Н.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 03 марта 2014 года произведена замена судьи Воронцовой Н.В. на судью Антонову И.В.
В связи с отпуском судьи Градовой О.Г. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 24 марта 2014 года произведена замена судьи Градовой О.Г. на судью Заплава Л.Н.
На основании определения Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 28 апреля 2014 года рассмотрение апелляционной жалобы Евпаторийского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 22.07.2013 года по данному делу осуществляется по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем были извещены все участники судебного разбирательства.
02.06.2014 года в Севастопольский апелляционный суд поступило ходатайство военного прокурора Черноморского флота об участии в деле.
В связи с болезнью судьи Фенько Т.П. и отпуском судьи Заплава Л.Н. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 02 июня 2014 года произведена замена судьи Фенько Т.П. на судью Евдокимова И.В., судьи Заплава Л.Н. на судью Остапову Е.А., председательствующим по делу назначена судья Антонова И.В.
В связи с отпуском судьи Евдокимова И.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 01 июля 2014 года произведена замена судьи Евдокимова И.В. на судью Заплава Л.Н.
14 ноября 2014 года в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд поступило ходатайство ответчика - Ореховского сельского совета о рассмотрении дела, назначенного на 24.11.2014 года, без участия его представителя.
В судебное заседание также не явились представители истцов - Министерства обороны Украины, Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины и ответчика - Сакского районного совета, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Поскольку стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
В судебном заседании военный прокурор Черноморского флота просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования частично: признать недействительным решение 11-й сессии 23-го созыва Сакского районного совета N 273 от 23.11.2000 года "Об изъятии земельного участка из землепользования войсковой части А-4465", в обязании Ореховского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым вернуть Министерству обороны Украины в лице балансодержателя - Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины земельный участок отказать.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодексу Российской Федерации, установлено следующее.
Решением 11-й сессии 23-го созыва Сакского районного совета Автономной Республики Крым N 273 от 23.11.2000 года "Об изъятии земельного участка из землепользования войсковой части А-4465" по результатам рассмотрения ходатайства командования войсковой части А-4465 об изъятии земельного участка площадью 8,1 га, надобность в котором для нужд обороны миновала, и акта приема-передачи земельного участка N 238 от 17.02.2000 года, в связи с добровольным отказом изъят из землепользования войсковой части А-4465 земельный участок площадью 8,1 га пастбищ в зоне N 3 рассредоточения авиационной техники, изъятый участок передан в состав земель запаса Ореховского сельского совета; командование войсковой части А-4465 обязано принять на себя расходы по установлению в натуре границ земельного участка общей площадью 47,4 га, переданного Ореховскому сельскому совету из зоны N 3 рассредоточения авиационной техники войсковой части А-4465.
Утверждая, что решение Сакского районного совета N 273 от 23.11.2000 года "Об изъятии земельного участка из землепользования войсковой части А-4465" не соответствует требованиям закона в связи с его принятием без соответствующего разрешения Министерства обороны Украины, заместитель Евпаторийского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере в интересах государства Украина в лице Министерства обороны Украины, Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины обратился в хозяйственный суд Автономной Республики Крым с иском о признании данного решения недействительным и обязании вернуть земельный участок площадью 8,1 га Министерству обороны Украины в лице балансодержателя - Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Севастопольского апелляционного хозяйственного суда пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы прокурора на основании следующего.
В соответствии со статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при применении норм иностранного права арбитражный суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.
Учитывая, что правоотношения между сторонами по данному делу возникли на основании законодательства Украины, суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора продолжает применять нормы материального права Украины, регулирующие спорные правоотношения и действующие на момент их возникновения, а также применяет нормы права Российской Федерации, не противоречащие законодательству Украины.
Общие положения о земельных правоотношениях в Украине содержит Земельный кодекс Украины.
В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на дату принятия решения N 273 от 23.11.2000 года) субъектами права государственной собственности на земли общегосударственной собственности Украины выступает Верховная Рада Украины. Не могут передаваться в коллективную и частную собственность, в том числе земли обороны.
Статьей 27 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на дату принятия решения N 273 от 23.11.2000 года) предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для прекращения права постоянного пользования землей.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на дату принятия решения N 273 от 23.11.2000 года) изъятие (выкуп) земельных участков с целью передачи их в собственность или предоставления в пользование гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям производится с согласия собственников земли и землепользователей на основании решения Верховной Рады Украины, местных Советов народных депутатов.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на дату принятия решения N 273 от 23.11.2000 года) землями для потребностей обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и внутренних войск.
Положениями части 2 статьи 14 Закона Украины "О вооруженных Силах Украины" предусмотрено, что земля, воды, другие природные ресурсы, а также имущество, закрепленные за войсковыми частями, военными учебными заведениями, учреждениями и организациями Вооруженных Сил Украины, являются государственной собственностью, принадлежат им на праве оперативного управления.
Пунктом 45 Положения "О порядке предоставления в пользование земель (земельных участков) для потребностей Вооруженных Сил Украины и основные правила пользования предоставленными землями" (действовавшего на дату принятия решения N 273 от 23.11.2000 года), утвержденного приказом Министерства обороны Украины N 483 от 22.12.1997 года, предусмотрено, что передача земель местным органам власти производится с согласия Министерства обороны Украины или по его поручению начальником расквартирования войск и капитального строительства - начальником Главного, управления расквартирования войск и капитального строительства Вооруженных Сил Украины.
Согласно пункту 48 указанного Положения перечень земель, которые предлагаются к передаче местным органам власти, Главное управление расквартирования войск и капитального строительства Вооруженных Сил Украины согласовывает с заместителями Министра обороны Украины - командующими видов Вооруженных Сил Украины, начальниками управлений центрального аппарата Министерства обороны Украины, командующими войсками военных округов, Северного оперативно-территориального командования, на территории которых находится земельный участок, и подает на утверждение министру обороны Украины.
Пунктом 50 Положения предусмотрено, что оформление передачи земель местным органам власти осуществляют землепользователи совместно с квартирно-эксплуатационной частью, отделением морской инженерной службы Военно-Морских Сил Украины, на учете которых находятся земельные участки в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.
Таким образом, в структуре Министерства обороны Украины и Вооруженных Сил Украины правом принятия решения об отчуждении земельных участков или прекращении права пользования владеет только Министр обороны Украины.
При этом суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии соответствующего разрешения Министерства обороны Украины, ссылаясь на акт приема-передачи земельного участка N 238 от 17.02.2000 года, согласно которому комиссия под председательствованием командира войсковой части А4465 на основании распоряжения Кабинета Министров Украины N 925-р от 06.09.1999 года бесплатно передала земельный участок зоны рассредоточения авиационной техники N 3 общей площадью 47,4 га в собственность территориальной громады Ореховского сельского совета с расположенными на нем зданиями и сооружениями.
Следует заметить, что, как усматривается из материалов дела, в архивном отделе Сакской районной государственной администрации и Сакском районном совете Автономной Республики Крым отсутствует письмо командования войсковой части А4465 относительно добровольного отказа от спорного земельного участка.
Согласно перечню имущества, которое передается из государственной собственности в собственность территориальных громад сел, поселков, городов, который является приложением к распоряжению Кабинета Министров Украины N 925-р от 06.09.1999 года, в собственность территориальной громады поселка Новофедоровка Сакского района передается часть аэродрома (объект Ивановка с зоной рассредоточения авиационной техники и зона рассредоточения авиационной техники N 3).
При этом, ни в распоряжении Кабинета Министров Украины N 925-р от 06.09.1999 года, ни в приложении к нему не определен размер части аэродрома Саки, которая должна быть передана в собственность территориальной громаде с.Новофедоровка.
На основании изложенного коллегия судей приходит к выводу о том, что изъятие земельного участка площадью 8,1 га из земель Министерства обороны Украины было произведено без соответствующего разрешения Министра обороны Украины с нарушением установленного порядка передачи органам местного самоуправления земель обороны.
Статьей 21 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что суд признает незаконным и отменяет правовой акт индивидуального действия, выданный органом государственной власти, органом власти Автономной Республики Крым или органом местного самоуправления, противоречащий актам гражданского законодательства и нарушающий гражданские права или интересы.
Аналогичные положения содержатся в статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Таким образом, поскольку на момент принятия Сакским районным советом Автономной Республики Крым решения N 273 от 23.11.2000 года "Об изъятии земельного участка из землепользования войсковой части А-4465" у совета отсутствовало необходимое разрешение Министра обороны Украины на изъятие спорного земельного участка, данное решение подлежит признанию недействительным.
Вместе с тем, коллегия судей не находит оснований для удовлетворения исковых требований об обязания Ореховского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым вернуть земельный участок площадью 8,1 га, расположенный в зоне 33 рассредоточения авиационной техники войсковой части А4465 на территории Ореховского сельского совета, Министерству обороны Украины в лице балансодержателя - Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины исходя из следующего.
20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации, а 21 марта 2014 года и Советом Федерации одобрен Федеральный Конституционный Закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Статьей 2 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
В соответствии с пунктом 6 постановления Государственного Совета Республики Крым N 1745-6/14 от 17.03.2014 года государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Пунктом 1 постановления Государственного Совета Республики Крым N 2025-6/14 от 11.04.2014 года принято решение считать ликвидированными территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины в Республике Крым.
Таким образом, в связи с прекращением на территории Республики Крым деятельности органов Министерства обороны Украины оснований для удовлетворения исковых требований о возврате спорного земельного участка Министерству обороны Украины в лице балансодержателя - Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины не усматривается.
Указанное свидетельствует о наличии оснований для отмены решения хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 22.07.2013 года и частичного удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
1. Апелляционную жалобу Евпаторийского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере удовлетворить.
2. Решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 22.07.2013 года, с учетом дополнительного решения от 29.07.2013 года, по делу N 901/1639/13 отменить.
3. Принять новое судебное решение.
4. Иск удовлетворить частично.
5. Признать недействительным решение 11-й сессии 23-го созыва Сакского районного совета N 273 от 23.11.2000 года "Об изъятии земельного участка из землепользования войсковой части А-4465".
6. В остальной части исковых требований отказать.
7. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.АНТОНОВА
Судьи
Л.Н.ЗАПЛАВА
Е.А.ОСТАПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА ОТ 28.11.2014 ПО ДЕЛУ N А83-1639/2013(901/1639/13)
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2014 г. по делу N А83-1639/2013(901/1639/13)
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.14
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.14
Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:
председательствующего Антоновой И.В.,
судей Заплавы Л.Н.,
Остаповой Е.А.,
при ведении протокола секретарем Ищенко Е.А.
- прокурор: Рыбкин Алексей Юрьевич, прокурор отдела военной прокуратуры Черноморского флота, удостоверение N 006206 от 25.07.2014 года;
- рассмотрев апелляционную жалобу Евпаторийского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым (судья Шкуро В.М.) от 22.07.2013 года по делу N 901/1639/13
по иску заместителя Евпаторийского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере в интересах государства в лице Министерства обороны Украины
Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины
к Ореховскому сельскому совету
Сакскому районному совету
при участии военного прокурора Черноморского Флота
о признании недействительным решения и возвращении земельного участка
установил:
Заместитель Евпаторийского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере в интересах государства Украины в лице Министерства обороны Украины, Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины обратился в хозяйственный суд Автономной Республики Крым с исковым заявлением к Ореховскому сельскому совету, Сакскому районному совету, в котором просил признать недействительным решение 11-й сессии 23-го созыва Сакского районного совета Автономной Республики Крым N 273 от 23.11.2000 года "Об изъятии земельного участка из землепользования войсковой части А4465"; обязать Ореховский сельский совет Сакского района Автономной Республики Крым вернуть Министерству обороны Украины в лице балансодержателя - Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины земельный участок площадью 8,1 га, расположенный в зоне 33 рассредоточения авиационной техники войсковой части А4465 на территории Ореховского сельского совета.
Решением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 22.07.2013 года в удовлетворении иска отказано.
Дополнительным решением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 29.07.2013 года разрешен вопрос о распределении судебных расходов.
Утверждая, что решение суда первой инстанции не отвечает требованиям закона, Евпаторийский прокурор по надзору за соблюдением законов в военной сфере обратился в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Автономной Республики Крым от 22.07.2013 года отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В качестве обоснования апелляционной жалобы прокурор ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что изъятие спорного земельного участка из землепользования войсковой части А4465 было произведено без соответствующего разрешения Министерства обороны Украины.
Определением от 15 августа 2013 года апелляционная жалоба принята к производству Севастопольского апелляционного хозяйственного суда коллегией судей в составе: председательствующий судья Фенько Т.П., судьи Антонова И.В., Заплава Л.М.
В связи с отпуском судьи Заплава Л.Н. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 09 сентября 2014 года произведена замена судьи Заплава Л.Н. на судью Градову О.Г.
Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 09.09.2013 года по данному делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 09.09.2013 года производство по делу приостановлено до проведения судебной строительно-технической экспертизы.
В связи с отпуском судьи Антоновой И.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 03 октября 2014 года произведена замена судьи Антоновой И.В. на судью Воронцову Н.В.
Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 03.10.2013 года производство по делу возобновлено в связи с необходимостью истребования дополнительных документов.
Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 03.09.2013 года производство по делу приостановлено до проведения судебной строительно-технической экспертизы.
Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 03.02.2014 года производство по делу возобновлено в связи с окончанием судебной строительно-технической экспертизы.
В связи с болезнью судьи Воронцовой Н.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 03 марта 2014 года произведена замена судьи Воронцовой Н.В. на судью Антонову И.В.
В связи с отпуском судьи Градовой О.Г. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 24 марта 2014 года произведена замена судьи Градовой О.Г. на судью Заплава Л.Н.
На основании определения Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 28 апреля 2014 года рассмотрение апелляционной жалобы Евпаторийского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 22.07.2013 года по данному делу осуществляется по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем были извещены все участники судебного разбирательства.
02.06.2014 года в Севастопольский апелляционный суд поступило ходатайство военного прокурора Черноморского флота об участии в деле.
В связи с болезнью судьи Фенько Т.П. и отпуском судьи Заплава Л.Н. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 02 июня 2014 года произведена замена судьи Фенько Т.П. на судью Евдокимова И.В., судьи Заплава Л.Н. на судью Остапову Е.А., председательствующим по делу назначена судья Антонова И.В.
В связи с отпуском судьи Евдокимова И.В. на основании распоряжения руководства Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 01 июля 2014 года произведена замена судьи Евдокимова И.В. на судью Заплава Л.Н.
14 ноября 2014 года в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд поступило ходатайство ответчика - Ореховского сельского совета о рассмотрении дела, назначенного на 24.11.2014 года, без участия его представителя.
В судебное заседание также не явились представители истцов - Министерства обороны Украины, Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины и ответчика - Сакского районного совета, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Поскольку стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
В судебном заседании военный прокурор Черноморского флота просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования частично: признать недействительным решение 11-й сессии 23-го созыва Сакского районного совета N 273 от 23.11.2000 года "Об изъятии земельного участка из землепользования войсковой части А-4465", в обязании Ореховского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым вернуть Министерству обороны Украины в лице балансодержателя - Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины земельный участок отказать.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодексу Российской Федерации, установлено следующее.
Решением 11-й сессии 23-го созыва Сакского районного совета Автономной Республики Крым N 273 от 23.11.2000 года "Об изъятии земельного участка из землепользования войсковой части А-4465" по результатам рассмотрения ходатайства командования войсковой части А-4465 об изъятии земельного участка площадью 8,1 га, надобность в котором для нужд обороны миновала, и акта приема-передачи земельного участка N 238 от 17.02.2000 года, в связи с добровольным отказом изъят из землепользования войсковой части А-4465 земельный участок площадью 8,1 га пастбищ в зоне N 3 рассредоточения авиационной техники, изъятый участок передан в состав земель запаса Ореховского сельского совета; командование войсковой части А-4465 обязано принять на себя расходы по установлению в натуре границ земельного участка общей площадью 47,4 га, переданного Ореховскому сельскому совету из зоны N 3 рассредоточения авиационной техники войсковой части А-4465.
Утверждая, что решение Сакского районного совета N 273 от 23.11.2000 года "Об изъятии земельного участка из землепользования войсковой части А-4465" не соответствует требованиям закона в связи с его принятием без соответствующего разрешения Министерства обороны Украины, заместитель Евпаторийского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере в интересах государства Украина в лице Министерства обороны Украины, Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины обратился в хозяйственный суд Автономной Республики Крым с иском о признании данного решения недействительным и обязании вернуть земельный участок площадью 8,1 га Министерству обороны Украины в лице балансодержателя - Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Севастопольского апелляционного хозяйственного суда пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы прокурора на основании следующего.
В соответствии со статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при применении норм иностранного права арбитражный суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.
Учитывая, что правоотношения между сторонами по данному делу возникли на основании законодательства Украины, суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора продолжает применять нормы материального права Украины, регулирующие спорные правоотношения и действующие на момент их возникновения, а также применяет нормы права Российской Федерации, не противоречащие законодательству Украины.
Общие положения о земельных правоотношениях в Украине содержит Земельный кодекс Украины.
В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на дату принятия решения N 273 от 23.11.2000 года) субъектами права государственной собственности на земли общегосударственной собственности Украины выступает Верховная Рада Украины. Не могут передаваться в коллективную и частную собственность, в том числе земли обороны.
Статьей 27 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на дату принятия решения N 273 от 23.11.2000 года) предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для прекращения права постоянного пользования землей.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на дату принятия решения N 273 от 23.11.2000 года) изъятие (выкуп) земельных участков с целью передачи их в собственность или предоставления в пользование гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям производится с согласия собственников земли и землепользователей на основании решения Верховной Рады Украины, местных Советов народных депутатов.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на дату принятия решения N 273 от 23.11.2000 года) землями для потребностей обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и внутренних войск.
Положениями части 2 статьи 14 Закона Украины "О вооруженных Силах Украины" предусмотрено, что земля, воды, другие природные ресурсы, а также имущество, закрепленные за войсковыми частями, военными учебными заведениями, учреждениями и организациями Вооруженных Сил Украины, являются государственной собственностью, принадлежат им на праве оперативного управления.
Пунктом 45 Положения "О порядке предоставления в пользование земель (земельных участков) для потребностей Вооруженных Сил Украины и основные правила пользования предоставленными землями" (действовавшего на дату принятия решения N 273 от 23.11.2000 года), утвержденного приказом Министерства обороны Украины N 483 от 22.12.1997 года, предусмотрено, что передача земель местным органам власти производится с согласия Министерства обороны Украины или по его поручению начальником расквартирования войск и капитального строительства - начальником Главного, управления расквартирования войск и капитального строительства Вооруженных Сил Украины.
Согласно пункту 48 указанного Положения перечень земель, которые предлагаются к передаче местным органам власти, Главное управление расквартирования войск и капитального строительства Вооруженных Сил Украины согласовывает с заместителями Министра обороны Украины - командующими видов Вооруженных Сил Украины, начальниками управлений центрального аппарата Министерства обороны Украины, командующими войсками военных округов, Северного оперативно-территориального командования, на территории которых находится земельный участок, и подает на утверждение министру обороны Украины.
Пунктом 50 Положения предусмотрено, что оформление передачи земель местным органам власти осуществляют землепользователи совместно с квартирно-эксплуатационной частью, отделением морской инженерной службы Военно-Морских Сил Украины, на учете которых находятся земельные участки в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.
Таким образом, в структуре Министерства обороны Украины и Вооруженных Сил Украины правом принятия решения об отчуждении земельных участков или прекращении права пользования владеет только Министр обороны Украины.
При этом суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии соответствующего разрешения Министерства обороны Украины, ссылаясь на акт приема-передачи земельного участка N 238 от 17.02.2000 года, согласно которому комиссия под председательствованием командира войсковой части А4465 на основании распоряжения Кабинета Министров Украины N 925-р от 06.09.1999 года бесплатно передала земельный участок зоны рассредоточения авиационной техники N 3 общей площадью 47,4 га в собственность территориальной громады Ореховского сельского совета с расположенными на нем зданиями и сооружениями.
Следует заметить, что, как усматривается из материалов дела, в архивном отделе Сакской районной государственной администрации и Сакском районном совете Автономной Республики Крым отсутствует письмо командования войсковой части А4465 относительно добровольного отказа от спорного земельного участка.
Согласно перечню имущества, которое передается из государственной собственности в собственность территориальных громад сел, поселков, городов, который является приложением к распоряжению Кабинета Министров Украины N 925-р от 06.09.1999 года, в собственность территориальной громады поселка Новофедоровка Сакского района передается часть аэродрома (объект Ивановка с зоной рассредоточения авиационной техники и зона рассредоточения авиационной техники N 3).
При этом, ни в распоряжении Кабинета Министров Украины N 925-р от 06.09.1999 года, ни в приложении к нему не определен размер части аэродрома Саки, которая должна быть передана в собственность территориальной громаде с.Новофедоровка.
На основании изложенного коллегия судей приходит к выводу о том, что изъятие земельного участка площадью 8,1 га из земель Министерства обороны Украины было произведено без соответствующего разрешения Министра обороны Украины с нарушением установленного порядка передачи органам местного самоуправления земель обороны.
Статьей 21 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что суд признает незаконным и отменяет правовой акт индивидуального действия, выданный органом государственной власти, органом власти Автономной Республики Крым или органом местного самоуправления, противоречащий актам гражданского законодательства и нарушающий гражданские права или интересы.
Аналогичные положения содержатся в статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Таким образом, поскольку на момент принятия Сакским районным советом Автономной Республики Крым решения N 273 от 23.11.2000 года "Об изъятии земельного участка из землепользования войсковой части А-4465" у совета отсутствовало необходимое разрешение Министра обороны Украины на изъятие спорного земельного участка, данное решение подлежит признанию недействительным.
Вместе с тем, коллегия судей не находит оснований для удовлетворения исковых требований об обязания Ореховского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым вернуть земельный участок площадью 8,1 га, расположенный в зоне 33 рассредоточения авиационной техники войсковой части А4465 на территории Ореховского сельского совета, Министерству обороны Украины в лице балансодержателя - Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины исходя из следующего.
20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации, а 21 марта 2014 года и Советом Федерации одобрен Федеральный Конституционный Закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Статьей 2 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
В соответствии с пунктом 6 постановления Государственного Совета Республики Крым N 1745-6/14 от 17.03.2014 года государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Пунктом 1 постановления Государственного Совета Республики Крым N 2025-6/14 от 11.04.2014 года принято решение считать ликвидированными территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины в Республике Крым.
Таким образом, в связи с прекращением на территории Республики Крым деятельности органов Министерства обороны Украины оснований для удовлетворения исковых требований о возврате спорного земельного участка Министерству обороны Украины в лице балансодержателя - Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Украины не усматривается.
Указанное свидетельствует о наличии оснований для отмены решения хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 22.07.2013 года и частичного удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
1. Апелляционную жалобу Евпаторийского прокурора по надзору за соблюдением законов в военной сфере удовлетворить.
2. Решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 22.07.2013 года, с учетом дополнительного решения от 29.07.2013 года, по делу N 901/1639/13 отменить.
3. Принять новое судебное решение.
4. Иск удовлетворить частично.
5. Признать недействительным решение 11-й сессии 23-го созыва Сакского районного совета N 273 от 23.11.2000 года "Об изъятии земельного участка из землепользования войсковой части А-4465".
6. В остальной части исковых требований отказать.
7. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.АНТОНОВА
Судьи
Л.Н.ЗАПЛАВА
Е.А.ОСТАПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)