Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Кузнецова Ю.А., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2007 по делу N А07-15531/2007 (судья Валеев К.В.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Электроизоляция" - Аглиуллина У.М. (решение N 1 от 14.07.2005),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Электроизоляция" (далее - общество, заявитель, ООО "Электроизоляция") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан (далее - УФРС по Республике Башкортостан, регистрирующий орган), выразившихся в отказе государственной регистрации договора аренды земельного участка, расположенного по адресу г. Белебей, ул. Ленина, 70 и об обязании провести государственную регистрацию договора аренды указанного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2007 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением не согласилось УФРС по Республике Башкортостан, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Согласно п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, данная информация была опубликована позже. Отказы в государственной регистрации договора аренды законны и не противоречат требованиям ст. ст. 17, 18, 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Администрация муниципального района Белебеевский район (далее - администрация, третье лицо) в отзыве на апелляционную жалобу считает, что принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду с предварительным согласованием мест размещения объектов, предназначенных не для жилищного строительства, и оформление договоров аренды на земельные участки без проведения торгов являются правомерными и подлежат государственной регистрации.
Регистрирующий орган и третье лицо извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав доводы представителей сторон, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между администрацией муниципального района Белебеевский район (арендодатель) и ООО "Электроизоляция" (арендатор) 31.05.2006 заключен договор аренды N 089/2006/з земельного участка категории земель поселений кадастровый номер 02:63:01 08 05:0112 площадью 367 кв. м под строительство производственного цеха ООО "Электроизоляция" (л.д. 8-9), 23.05.2007 сторонами подписано дополнительное соглашение N 35 к данному договору (л.д. 10).
25.05.2007 ООО "Электроизоляция" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды.
Сообщением от 03.09.2007 УФРС по Республике Башкортостан отказало в регистрации договора аренды, в связи с тем, что при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нарушен п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ, а именно органы местного самоуправления не проинформировали население о предстоящем предоставлении данного земельного участка для строительства и не были проведены торги для предоставления земельного участка для строительства (л.д. 7).
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, ООО "Электроизоляция" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции указал, что для государственной регистрации договора аренды был представлен исчерпывающий перечень документов, предусмотренный Законом о регистрации, и поскольку постановление администрации в установленном порядке не оспорено и не признано недействительным, каких-либо сведений о правопритязаниях третьих лиц на данный земельный участок не имеется, то у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации договора указанного земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со ст. 18 Закона о регистрации прав документы должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных сведений.
Из пункта 1 статьи 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ и осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Суд первой инстанции правомерно указал, что спорный земельный участок предоставлен обществу с соблюдением порядка предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, предусмотренного пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). Согласно письму главного архитектора г. Белебей от 22.10.2007 N 866 в настоящее время по г. Белебей и населенным пунктам Белебеевского района нет градостроительной документации в достаточной мере разработанной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в том числе проектов планировки и правил землепользования и застройки (зонирования территорий), позволяющей проводить предоставление земельных участков без проведения процедур предварительного согласования места размещения объекта.
Как следует из материалов дела, ООО "Электроизоляция" обратилось с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка и представило все необходимые документы, предусмотренные ст. 17, 26 Закона о регистрации прав, а именно: акт выбора и обследования земельного участка под размещение "Цеха по ремонту электродвигателей и сварочных агрегатов" по ул. Ленина в г. Белебее, в районе ул. Загородной" от 16.03.2006; постановление Администрации МР Белебеевский район от 14.04.2006 N 600 "Об утверждении акта выбора земельного участка под размещение цеха по ремонту электродвигателей и сварочных агрегатов по ул. Ленина, в районе ул. Загородная, в г. Белебее"; постановление Администрации МР Белебеевский район от 26.05.2006 N 973 "Об утверждении проекта границ разделения земельного участка 02:63:01 08 05:008 8 (земли государственной собственности) и предоставлении земельного участка в аренду ООО "Электроизоляция"; кадастровый план земельного участка; архитектурно-планировочный паспорт на возводимое строение от 20.04.2006 и архитектурно-планировочное задание от 14.04.2006 N 52; разрешение на строительство N 135 от 14.08.2006; разрешение на ввод в эксплуатацию N 169 от 20.12.2006; технический паспорт на здание цеха по ремонту электродвигателей; постановление Администрации МР Белебеевский район от 11.12.2006 N 2884 "Об утверждении акта ввода в эксплуатацию законченного строительством цеха по ремонту электродвигателей по ул. Ленина, в районе ул. Загородная, в г. Белебее, с присвоением почтового адреса".
Довод регистрирующего органа о том, что администрация нарушила требования пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку сообщение было опубликовано в газете "Белебеевские известия" 02.06.2007, то есть после завершения процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на то обстоятельство, что вышеупомянутый акт администрации не оспорен в установленном порядке и не признан недействительным.
В связи с тем, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства в силу п. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора, а нормы действующего законодательства не содержат требования к органам государственной власти или местного самоуправления указывать в данных ненормативных правовых актах сведения о порядке предоставления земельных участков и наличии публикации в средствах массовой информации сведений о передаче земельных участков в аренду, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Доводы регистрирующего органа, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2007 г. по делу N А07-15531/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Н.Н.ДМИТРИЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2008 N 18АП-275/2008 ПО ДЕЛУ N А07-15531/2007
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2008 г. N 18АП-275/2008
Дело N А07-15531/2007
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Кузнецова Ю.А., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2007 по делу N А07-15531/2007 (судья Валеев К.В.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Электроизоляция" - Аглиуллина У.М. (решение N 1 от 14.07.2005),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Электроизоляция" (далее - общество, заявитель, ООО "Электроизоляция") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан (далее - УФРС по Республике Башкортостан, регистрирующий орган), выразившихся в отказе государственной регистрации договора аренды земельного участка, расположенного по адресу г. Белебей, ул. Ленина, 70 и об обязании провести государственную регистрацию договора аренды указанного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2007 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением не согласилось УФРС по Республике Башкортостан, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Согласно п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, данная информация была опубликована позже. Отказы в государственной регистрации договора аренды законны и не противоречат требованиям ст. ст. 17, 18, 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Администрация муниципального района Белебеевский район (далее - администрация, третье лицо) в отзыве на апелляционную жалобу считает, что принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду с предварительным согласованием мест размещения объектов, предназначенных не для жилищного строительства, и оформление договоров аренды на земельные участки без проведения торгов являются правомерными и подлежат государственной регистрации.
Регистрирующий орган и третье лицо извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав доводы представителей сторон, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между администрацией муниципального района Белебеевский район (арендодатель) и ООО "Электроизоляция" (арендатор) 31.05.2006 заключен договор аренды N 089/2006/з земельного участка категории земель поселений кадастровый номер 02:63:01 08 05:0112 площадью 367 кв. м под строительство производственного цеха ООО "Электроизоляция" (л.д. 8-9), 23.05.2007 сторонами подписано дополнительное соглашение N 35 к данному договору (л.д. 10).
25.05.2007 ООО "Электроизоляция" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды.
Сообщением от 03.09.2007 УФРС по Республике Башкортостан отказало в регистрации договора аренды, в связи с тем, что при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нарушен п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ, а именно органы местного самоуправления не проинформировали население о предстоящем предоставлении данного земельного участка для строительства и не были проведены торги для предоставления земельного участка для строительства (л.д. 7).
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, ООО "Электроизоляция" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции указал, что для государственной регистрации договора аренды был представлен исчерпывающий перечень документов, предусмотренный Законом о регистрации, и поскольку постановление администрации в установленном порядке не оспорено и не признано недействительным, каких-либо сведений о правопритязаниях третьих лиц на данный земельный участок не имеется, то у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации договора указанного земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со ст. 18 Закона о регистрации прав документы должны быть надлежащим образом оформлены, а также должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных сведений.
Из пункта 1 статьи 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ и осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Суд первой инстанции правомерно указал, что спорный земельный участок предоставлен обществу с соблюдением порядка предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, предусмотренного пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). Согласно письму главного архитектора г. Белебей от 22.10.2007 N 866 в настоящее время по г. Белебей и населенным пунктам Белебеевского района нет градостроительной документации в достаточной мере разработанной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в том числе проектов планировки и правил землепользования и застройки (зонирования территорий), позволяющей проводить предоставление земельных участков без проведения процедур предварительного согласования места размещения объекта.
Как следует из материалов дела, ООО "Электроизоляция" обратилось с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка и представило все необходимые документы, предусмотренные ст. 17, 26 Закона о регистрации прав, а именно: акт выбора и обследования земельного участка под размещение "Цеха по ремонту электродвигателей и сварочных агрегатов" по ул. Ленина в г. Белебее, в районе ул. Загородной" от 16.03.2006; постановление Администрации МР Белебеевский район от 14.04.2006 N 600 "Об утверждении акта выбора земельного участка под размещение цеха по ремонту электродвигателей и сварочных агрегатов по ул. Ленина, в районе ул. Загородная, в г. Белебее"; постановление Администрации МР Белебеевский район от 26.05.2006 N 973 "Об утверждении проекта границ разделения земельного участка 02:63:01 08 05:008 8 (земли государственной собственности) и предоставлении земельного участка в аренду ООО "Электроизоляция"; кадастровый план земельного участка; архитектурно-планировочный паспорт на возводимое строение от 20.04.2006 и архитектурно-планировочное задание от 14.04.2006 N 52; разрешение на строительство N 135 от 14.08.2006; разрешение на ввод в эксплуатацию N 169 от 20.12.2006; технический паспорт на здание цеха по ремонту электродвигателей; постановление Администрации МР Белебеевский район от 11.12.2006 N 2884 "Об утверждении акта ввода в эксплуатацию законченного строительством цеха по ремонту электродвигателей по ул. Ленина, в районе ул. Загородная, в г. Белебее, с присвоением почтового адреса".
Довод регистрирующего органа о том, что администрация нарушила требования пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку сообщение было опубликовано в газете "Белебеевские известия" 02.06.2007, то есть после завершения процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на то обстоятельство, что вышеупомянутый акт администрации не оспорен в установленном порядке и не признан недействительным.
В связи с тем, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства в силу п. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора, а нормы действующего законодательства не содержат требования к органам государственной власти или местного самоуправления указывать в данных ненормативных правовых актах сведения о порядке предоставления земельных участков и наличии публикации в средствах массовой информации сведений о передаче земельных участков в аренду, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Доводы регистрирующего органа, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2007 г. по делу N А07-15531/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Н.Н.ДМИТРИЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)