Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гладких Е.О., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
при участии в судебном заседании 13.05.2014 представителя заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области: Воронова А.И. (доверенность N АР-14673/03 от 30.10.2013),
в судебном заседании 13.05.2014 в порядке, предусмотренном ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 14.05.2014 до 09 час 45 мин.
после перерыва лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей не обеспечили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации Ивдельского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 февраля 2014 года
по делу N А60-43941/2013,
принятое судьей Дегонской Н.Л.
по заявлению Администрации Ивдельского городского округа
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области)
третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 62 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области",
об оспаривании бездействия государственного органа,
установил:
Администрация Ивдельского городского округа (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимуществом в Свердловской области (заинтересованное лицо), выразившегося в уклонении от принятия решения по заявлению администрации об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 66:43:0101028:42, 66:43:0101028:43 при разделе земельного участка кадастровым номером 66:43:0000000:49, и земельного участка кадастровым номером 66:43:0101025:198 при разделе земельного участка с кадастровым номером 66:430101025:52, как не соответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, обязании заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения путем принятия решения об образовании земельных участков в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, и обязании передать образованные земельные участки в муниципальную собственность Ивдельского городского округа.
Решением суда от 11.02.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Администрацией на решение подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы администрация ссылается на нарушение судом положений ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации. Как полагает администрация, при передаче имущества электрохозяйства (трансформаторные подстанции N 19, 20 и линия электропередач 0,4 кВ, далее - ТП N 19, 20, ЛЭП) из федеральной в муниципальную собственность, у Российской Федерации прекратились права в отношении земельных участков, занятых этими объектами и необходимые для их эксплуатации. Администрацией проведены работы по разделу земельных участков, на которых расположены объекты муниципальной собственности, однако уполномоченный орган уклоняется от принятия решения о разделе земельных участков, что в свою очередь препятствует оформлению права на эти участки. Заявитель жалобы считает необоснованными ссылку суда на Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации...". Указывает, что предусмотренный ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...." административный порядок разграничения государственной собственности применяется к земельным участкам, которые являются самостоятельными объектами без обременения объектами недвижимости. В данном случае право собственности на земельные участки, на которых расположены переданные в муниципальную собственность объекты электрохозяйства, зарегистрировано за Российской Федерации, полномочным представителем которого выступает исполнительный орган власти - ТУ Росимущества в Свердловской области.
ТУ Росимущества Свердловской области направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы жалобы заявителя, в том числе и по причине недоказанности отнесения объектов, под которые испрашиваются участки, к объектам недвижимости.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления администрации Ивдельского городского округа от 30.11.2011 N 1292 "О принятии оборудования электрохозяйства в муниципальную собственность Ивдельского городского округа", акта приема-передачи оборудования электрохозяйства, расположенного на территории Ивдельского городского округа от 17.10.2011, в собственность Ивдельского городского округа приняты ранее находящиеся в федеральной собственности следующие электро-сетевые объекты:
1) Линия электропередач 0,4 кВ, назначение: коммунально-бытовое. Протяженность линии электропередач 0,4 кВ - 509 м, в том числе: протяженность от TTI-19, до детского сада "Теремок", школы N 7, КНС, дома X" 20 по ул. Южная опоры N 7 (литер 1) - 439 м, протяженность от ТП-19. до конторы ЖКХ, столярного цеха (литер 2) - 50 м, протяженность от ТП-19, до базы ЧИС (литер 3) - 20 м. Адрес (местоположение): Свердловская область, г. Ивдель (далее по тексту, линия электропередач 0,4 кВ);
2) Трансформаторная подстанция N 19 - однотрансформаторная (марка провода/тип, напряжение, мощность трансформатора: Трансформатор ТМФ-6/0,4 кВ, 630 кВА), расположенная по адресу: Свердловская область, г. Ивдель, ул. 50 лет Октября д. 17 "а";
3) Трансформаторная подстанция N 20 - однотрансформаторная (марка провода/тип, напряжение, мощность трансформатора; Трансформатор ТМФ-6/0,4 кВ, 400 кВА), расположенный по адресу: Свердловская область, г. Ивдель, ул. Космонавтов, 45 метров на запад от д. 14.
Право собственности на линию электропередач зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности Ивдельского городского округа на линию электропередач 0,4 кВ от 11.02.2013, запись регистрации N 66-66-39/660/2013-35 (л.д. 30).
Обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, администрация указала, что ТП-19 и ЛЭП 0,4 кВ расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 66:43:0000000:49, по адресу: Свердловская область, г. Ивдель, у. 50 лет Октября, д. 17, вид разрешенного использования - под склад ЧИС, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией (государственная регистрация права от 05.08.2011, запись регистрации N 66-66-39/015/2011-091), пользователь земельного участка - Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 62 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области".
ТП-20 расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 66:43:0101025:52 по адресу: Свердловская область, г. Ивдель, ул. 50 лет Октября, д. 34 "а", вид разрешенною использования - под гараж, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией (государственная регистрация права от 09.08.2011, запись регистрации за N 66-66-39/015/2011-097), пользователь земельного участка - Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 62 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (л.д. 44, 45) ю.
Администрацией проведены работы по разделу земельных участков с кадастровыми номерами 66:43:0000000:49, 66:43:0101025:52. В результате раздала земельного участка с кадастровым номером 66:43:0101025:52 образованы земельные участки: 66:43:0101025:197, площадью 9830 кв. м, и 66:43:0101025:198, площадью 42 кв. м, целевым использованием - под гараж, расположенные по адресу: Свердловская область, город Ивдель, ул. 50 лет Октября, д. 34 "а".
В результате раздала земельного участка с кадастровым номером 66:43:0000000:49 образованы следующие земельные участки: 66:43:0101028:41 площадью 6833 кв. м, 66:43:0101028:42 площадью 24 кв. м, 66:43:0101028:43, площадью 28 кв. м, расположенные по адресу: Свердловская область, г. Ивдель, ул. 50 лет Октября, д. 17, целевым использованием - под склад ЧИС:
На земельных участках с кадастровым номером 66:43:0101025:198 расположена ТП-20, с кадастровым номером 66:43:0101028:42 расположены 6 опор ЛЭП 0,4 кВ, с кадастровым номером 66:43:0101028:43 расположена ТП-19.
В целях оформления права собственности на земельные участки, на которые расположены переданные в муниципальную собственность объекты электрохозяйства, администрация 06.09.2013 обратилась с заявлением в ТУ Росимуществом в Свердловской области о принятии решения о разделе земельных участков кадастровыми номерами 66:43:0000000:49, 66:43:0101025:52.
Письмом от 23.09.2013 N АР-12843/07 ТУ Росимуществом в Свердловской области сообщило о возврате пакета документов по разделу указанных выше земельных участков на доработку. В обоснование указало, что решение об образовании земельных участков принимаются на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе образуются земельные участки, с обоснованием площади и границ формируемых земельных участков.
Полагая, что заинтересованным лицом допущено бездействие, связанное с уклонением от принятия по заявлению от 06.09.2013 решения о разделе земельных участков и образовании из них участков с кадастровыми номерами 66:43:0101025:198, 66:43:0101028:42 и 66:43:0101028:43, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Разрешая спор в порядке главы 24 АПК РФ в предмет исследования суда первой инстанции согласно положениям статей 198, 200, 201 названного Кодекса входит установление факта соответствия оспариваемого действия (бездействия) государственного органа закону, установление факта нарушения обжалуемым бездействием прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку администрация не является ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором спорных земельных участков. Также суд первой инстанции указал на непредставление администрацией документов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, определенных данным Кодексом и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства, является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (пункт 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2011 по делу N А60-12384/2011 на муниципальное образование Ивдельский городской округ возложена обязанность принять в собственность поименованное в решении имущество.
За Ивдельским городским округом зарегистрировано право собственности на объект права - Линию электропередач 04 кВ, в состав которой входят, в том числе опоры и ТП-19 (л.д. 30, 86).
Таким образом, городской округ в лице администрации как собственник объектов недвижимости вправе был обратиться к Российской Федерации в лице ее уполномоченного органа с заявлением о разделе земельного участка и формирования из его состава земельных участков, необходимых для эксплуатации объекта недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков.
Из материалов дела следует, что заявитель фактически просит о разделе земельных участков с кадастровыми номерами 66:43:0000000:49 и 66:43:0101025:52, находящихся в собственности Российской Федерации, путем образования земельных участков с кадастровыми номерами 66:43:0101025:198, 66:43:0101028:42 и 66:43:0101028:43 и передаче вновь образованных земельных участков в муниципальную собственность для использования под объектами недвижимости, переданные из федеральной собственности в муниципальную.
Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 названного Кодекса.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исходя из указанных правовых норм осуществление кадастрового учета образуемых земельных участков предшествует принятию уполномоченным органом решения о разделе исходного земельного участка. В отсутствие такого решения земельный участок не может быть признан образованным надлежащим образом.
Как видно из материалов дела, обращаясь в ТУ Росимуществом в Свердловской области с соответствующим заявлением, администрация в соответствии требованиями п. 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ представила кадастровые паспорта на образуемые земельные участки и правоустанавливающие документы в отношении переданного в муниципальную собственность объекта электрохозяйства.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 23.09.2013 N АР-12843/07 заинтересованным лицом решение о разделе земельных участков не было принято по причине отсутствия правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых образуются земельные участки с кадастровыми номерами 66:43:0101025:198, 66:43:0101028:42 и 66:43:0101028:43.
Между тем необходимость представления таких документов именно заявителем противоречит положениям п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ. В данном деле решение об образовании земельных участков принимается уполномоченными исполнительными органами государственной власти, так как на земельные участки, о разделе которых просит заявитель, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией.
Принимая во внимание, что о разделе участка с кадастровым N 66:43:0000000:49 администрация обратилась как правообладатель объекта недвижимости (кадастровый паспорт сооружения (л.д. 86) ТП-19 и опоры ЛЭП 0,4 кВ), а ТУ Росимущества в Свердловской области не обосновало свое бездействие по непринятию решения о разделе участка, а приведенные в письме от 23.09.2013 (л.д. 43) основания являются незаконными в силу изложенного выше, апелляционный суд полагает требования заявителя в части раздела участка 66:43:0000000:49 и образования из него участков с кадастровыми номерами 66:43:0101028:42 и 66:43:0101028:43 под использование поименованных объектов, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 66:43:0101025:198 образуемого при разделе земельного участка с кадастровым номером 66:430101025:52, апелляционный суд полагает решение суда об отказе в удовлетворении требований правильным, поскольку доказательств того, что объект (ТП-20), для эксплуатации которого администрация формировала участок, является объектом недвижимости, материалы дела не содержат, не было представлено таких доказательств и в уполномоченный орган, ввиду чего обязанности по разделу участка со стороны заинтересованного лица не установлено.
При таких обстоятельствах, бездействие заинтересованного лица, уклонившегося от принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:43:0000000:49 и образовании земельных участков с кадастровыми номерами 66:43:0101028:42 и 66:43:0101028:43 противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в порядке устранения нарушения прав заявителя апелляционный суд полагает возможным возложить на ТУ Росимущества в Свердловской области обязанность совершить действия в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Решение суда от 11.02.2014 подлежит изменению (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2014 по делу N А60-43491/2013 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению администрации Ивдельского городского округа о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:43:0000000:49, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Ивдель, ул. 50 лет Октября, 17.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:43:0000000:49 и образования из него участков с кадастровыми номерами 66:43:0101028:42 площадью 24 кв. м и 66:43:0101028:43 площадью 28 кв. м, на которых расположены объекты недвижимости заявителя.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2014 N 17АП-4134/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-43941/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. N 17АП-4134/2014-ГК
Дело N А60-43941/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гладких Е.О., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
при участии в судебном заседании 13.05.2014 представителя заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области: Воронова А.И. (доверенность N АР-14673/03 от 30.10.2013),
в судебном заседании 13.05.2014 в порядке, предусмотренном ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 14.05.2014 до 09 час 45 мин.
после перерыва лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей не обеспечили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации Ивдельского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 февраля 2014 года
по делу N А60-43941/2013,
принятое судьей Дегонской Н.Л.
по заявлению Администрации Ивдельского городского округа
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области)
третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 62 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области",
об оспаривании бездействия государственного органа,
установил:
Администрация Ивдельского городского округа (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимуществом в Свердловской области (заинтересованное лицо), выразившегося в уклонении от принятия решения по заявлению администрации об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 66:43:0101028:42, 66:43:0101028:43 при разделе земельного участка кадастровым номером 66:43:0000000:49, и земельного участка кадастровым номером 66:43:0101025:198 при разделе земельного участка с кадастровым номером 66:430101025:52, как не соответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, обязании заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения путем принятия решения об образовании земельных участков в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, и обязании передать образованные земельные участки в муниципальную собственность Ивдельского городского округа.
Решением суда от 11.02.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Администрацией на решение подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы администрация ссылается на нарушение судом положений ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации. Как полагает администрация, при передаче имущества электрохозяйства (трансформаторные подстанции N 19, 20 и линия электропередач 0,4 кВ, далее - ТП N 19, 20, ЛЭП) из федеральной в муниципальную собственность, у Российской Федерации прекратились права в отношении земельных участков, занятых этими объектами и необходимые для их эксплуатации. Администрацией проведены работы по разделу земельных участков, на которых расположены объекты муниципальной собственности, однако уполномоченный орган уклоняется от принятия решения о разделе земельных участков, что в свою очередь препятствует оформлению права на эти участки. Заявитель жалобы считает необоснованными ссылку суда на Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации...". Указывает, что предусмотренный ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...." административный порядок разграничения государственной собственности применяется к земельным участкам, которые являются самостоятельными объектами без обременения объектами недвижимости. В данном случае право собственности на земельные участки, на которых расположены переданные в муниципальную собственность объекты электрохозяйства, зарегистрировано за Российской Федерации, полномочным представителем которого выступает исполнительный орган власти - ТУ Росимущества в Свердловской области.
ТУ Росимущества Свердловской области направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы жалобы заявителя, в том числе и по причине недоказанности отнесения объектов, под которые испрашиваются участки, к объектам недвижимости.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления администрации Ивдельского городского округа от 30.11.2011 N 1292 "О принятии оборудования электрохозяйства в муниципальную собственность Ивдельского городского округа", акта приема-передачи оборудования электрохозяйства, расположенного на территории Ивдельского городского округа от 17.10.2011, в собственность Ивдельского городского округа приняты ранее находящиеся в федеральной собственности следующие электро-сетевые объекты:
1) Линия электропередач 0,4 кВ, назначение: коммунально-бытовое. Протяженность линии электропередач 0,4 кВ - 509 м, в том числе: протяженность от TTI-19, до детского сада "Теремок", школы N 7, КНС, дома X" 20 по ул. Южная опоры N 7 (литер 1) - 439 м, протяженность от ТП-19. до конторы ЖКХ, столярного цеха (литер 2) - 50 м, протяженность от ТП-19, до базы ЧИС (литер 3) - 20 м. Адрес (местоположение): Свердловская область, г. Ивдель (далее по тексту, линия электропередач 0,4 кВ);
2) Трансформаторная подстанция N 19 - однотрансформаторная (марка провода/тип, напряжение, мощность трансформатора: Трансформатор ТМФ-6/0,4 кВ, 630 кВА), расположенная по адресу: Свердловская область, г. Ивдель, ул. 50 лет Октября д. 17 "а";
3) Трансформаторная подстанция N 20 - однотрансформаторная (марка провода/тип, напряжение, мощность трансформатора; Трансформатор ТМФ-6/0,4 кВ, 400 кВА), расположенный по адресу: Свердловская область, г. Ивдель, ул. Космонавтов, 45 метров на запад от д. 14.
Право собственности на линию электропередач зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности Ивдельского городского округа на линию электропередач 0,4 кВ от 11.02.2013, запись регистрации N 66-66-39/660/2013-35 (л.д. 30).
Обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, администрация указала, что ТП-19 и ЛЭП 0,4 кВ расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 66:43:0000000:49, по адресу: Свердловская область, г. Ивдель, у. 50 лет Октября, д. 17, вид разрешенного использования - под склад ЧИС, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией (государственная регистрация права от 05.08.2011, запись регистрации N 66-66-39/015/2011-091), пользователь земельного участка - Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 62 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области".
ТП-20 расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 66:43:0101025:52 по адресу: Свердловская область, г. Ивдель, ул. 50 лет Октября, д. 34 "а", вид разрешенною использования - под гараж, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией (государственная регистрация права от 09.08.2011, запись регистрации за N 66-66-39/015/2011-097), пользователь земельного участка - Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 62 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (л.д. 44, 45) ю.
Администрацией проведены работы по разделу земельных участков с кадастровыми номерами 66:43:0000000:49, 66:43:0101025:52. В результате раздала земельного участка с кадастровым номером 66:43:0101025:52 образованы земельные участки: 66:43:0101025:197, площадью 9830 кв. м, и 66:43:0101025:198, площадью 42 кв. м, целевым использованием - под гараж, расположенные по адресу: Свердловская область, город Ивдель, ул. 50 лет Октября, д. 34 "а".
В результате раздала земельного участка с кадастровым номером 66:43:0000000:49 образованы следующие земельные участки: 66:43:0101028:41 площадью 6833 кв. м, 66:43:0101028:42 площадью 24 кв. м, 66:43:0101028:43, площадью 28 кв. м, расположенные по адресу: Свердловская область, г. Ивдель, ул. 50 лет Октября, д. 17, целевым использованием - под склад ЧИС:
На земельных участках с кадастровым номером 66:43:0101025:198 расположена ТП-20, с кадастровым номером 66:43:0101028:42 расположены 6 опор ЛЭП 0,4 кВ, с кадастровым номером 66:43:0101028:43 расположена ТП-19.
В целях оформления права собственности на земельные участки, на которые расположены переданные в муниципальную собственность объекты электрохозяйства, администрация 06.09.2013 обратилась с заявлением в ТУ Росимуществом в Свердловской области о принятии решения о разделе земельных участков кадастровыми номерами 66:43:0000000:49, 66:43:0101025:52.
Письмом от 23.09.2013 N АР-12843/07 ТУ Росимуществом в Свердловской области сообщило о возврате пакета документов по разделу указанных выше земельных участков на доработку. В обоснование указало, что решение об образовании земельных участков принимаются на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе образуются земельные участки, с обоснованием площади и границ формируемых земельных участков.
Полагая, что заинтересованным лицом допущено бездействие, связанное с уклонением от принятия по заявлению от 06.09.2013 решения о разделе земельных участков и образовании из них участков с кадастровыми номерами 66:43:0101025:198, 66:43:0101028:42 и 66:43:0101028:43, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Разрешая спор в порядке главы 24 АПК РФ в предмет исследования суда первой инстанции согласно положениям статей 198, 200, 201 названного Кодекса входит установление факта соответствия оспариваемого действия (бездействия) государственного органа закону, установление факта нарушения обжалуемым бездействием прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку администрация не является ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором спорных земельных участков. Также суд первой инстанции указал на непредставление администрацией документов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, определенных данным Кодексом и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства, является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (пункт 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2011 по делу N А60-12384/2011 на муниципальное образование Ивдельский городской округ возложена обязанность принять в собственность поименованное в решении имущество.
За Ивдельским городским округом зарегистрировано право собственности на объект права - Линию электропередач 04 кВ, в состав которой входят, в том числе опоры и ТП-19 (л.д. 30, 86).
Таким образом, городской округ в лице администрации как собственник объектов недвижимости вправе был обратиться к Российской Федерации в лице ее уполномоченного органа с заявлением о разделе земельного участка и формирования из его состава земельных участков, необходимых для эксплуатации объекта недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков.
Из материалов дела следует, что заявитель фактически просит о разделе земельных участков с кадастровыми номерами 66:43:0000000:49 и 66:43:0101025:52, находящихся в собственности Российской Федерации, путем образования земельных участков с кадастровыми номерами 66:43:0101025:198, 66:43:0101028:42 и 66:43:0101028:43 и передаче вновь образованных земельных участков в муниципальную собственность для использования под объектами недвижимости, переданные из федеральной собственности в муниципальную.
Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 названного Кодекса.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исходя из указанных правовых норм осуществление кадастрового учета образуемых земельных участков предшествует принятию уполномоченным органом решения о разделе исходного земельного участка. В отсутствие такого решения земельный участок не может быть признан образованным надлежащим образом.
Как видно из материалов дела, обращаясь в ТУ Росимуществом в Свердловской области с соответствующим заявлением, администрация в соответствии требованиями п. 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ представила кадастровые паспорта на образуемые земельные участки и правоустанавливающие документы в отношении переданного в муниципальную собственность объекта электрохозяйства.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 23.09.2013 N АР-12843/07 заинтересованным лицом решение о разделе земельных участков не было принято по причине отсутствия правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых образуются земельные участки с кадастровыми номерами 66:43:0101025:198, 66:43:0101028:42 и 66:43:0101028:43.
Между тем необходимость представления таких документов именно заявителем противоречит положениям п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ. В данном деле решение об образовании земельных участков принимается уполномоченными исполнительными органами государственной власти, так как на земельные участки, о разделе которых просит заявитель, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией.
Принимая во внимание, что о разделе участка с кадастровым N 66:43:0000000:49 администрация обратилась как правообладатель объекта недвижимости (кадастровый паспорт сооружения (л.д. 86) ТП-19 и опоры ЛЭП 0,4 кВ), а ТУ Росимущества в Свердловской области не обосновало свое бездействие по непринятию решения о разделе участка, а приведенные в письме от 23.09.2013 (л.д. 43) основания являются незаконными в силу изложенного выше, апелляционный суд полагает требования заявителя в части раздела участка 66:43:0000000:49 и образования из него участков с кадастровыми номерами 66:43:0101028:42 и 66:43:0101028:43 под использование поименованных объектов, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 66:43:0101025:198 образуемого при разделе земельного участка с кадастровым номером 66:430101025:52, апелляционный суд полагает решение суда об отказе в удовлетворении требований правильным, поскольку доказательств того, что объект (ТП-20), для эксплуатации которого администрация формировала участок, является объектом недвижимости, материалы дела не содержат, не было представлено таких доказательств и в уполномоченный орган, ввиду чего обязанности по разделу участка со стороны заинтересованного лица не установлено.
При таких обстоятельствах, бездействие заинтересованного лица, уклонившегося от принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:43:0000000:49 и образовании земельных участков с кадастровыми номерами 66:43:0101028:42 и 66:43:0101028:43 противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в порядке устранения нарушения прав заявителя апелляционный суд полагает возможным возложить на ТУ Росимущества в Свердловской области обязанность совершить действия в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Решение суда от 11.02.2014 подлежит изменению (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2014 по делу N А60-43491/2013 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению администрации Ивдельского городского округа о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:43:0000000:49, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Ивдель, ул. 50 лет Октября, 17.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:43:0000000:49 и образования из него участков с кадастровыми номерами 66:43:0101028:42 площадью 24 кв. м и 66:43:0101028:43 площадью 28 кв. м, на которых расположены объекты недвижимости заявителя.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)