Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2015 N 10АП-14486/2014 ПО ДЕЛУ N А41-49941/14

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2015 г. по делу N А41-49941/14


Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2014 года, принятое судьей Уваровым А.О., по делу N А41-49941/14 по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" об обязании составить проект освоения лесов и получить положительное заключение государственной экспертизы на указанный проект,
при участии в заседании:
- от истца - Разумак М.А. по доверенности N 26Дов-515 от 25.12.2014;
- от ответчика - Выскубин А.А. по доверенности N 01-14/9084 от 23.12.2013,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее также - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" (далее также - ответчик) об обязании в течение 60 календарных дней составить проект освоения лесов на лесной участок площадью 2,0 га, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, Клинское лесничество, Истринское участковое лесничество, кВ.89 выд. 20, номер учетной записи в государственном лесном реестре 752-2011-04, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности и получить положительное заключение государственной экспертизы на указанный проект.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2014 года по делу N А41-49941/14 в удовлетворении требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области, в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представитель ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве и ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" 03.10.2011 заключен договор аренды лесного участка N 50-1548С-04-08-0813 площадью 2,0 га, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, Клинское лесничество, Истринское участковое лесничество, кв. 89 выд. 20, номер учетной записи в государственном лесном реестре 752-2011-04, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности. Договор аренды был зарегистрирован 10.05.2012.
Согласно Постановлению Правительства Московской области N 863/22 от 26.06.2012, истец наделен полномочиями регулирования деятельности в сфере лесных отношений на территории Московской области.
В соответствии с пунктом 3.3 договора аренды арендатор обязан в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, Комитет лесного хозяйства Московской области указывает, что ответчиком требование пункта 3.3 договора аренды не исполнено.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
В пунктах 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.
В пункте 3 указанного Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки предусмотрено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В самом договоре аренды стороны, установив срок подготовки и утверждения проекта освоения лесов, не предусмотрели порядок его подготовки, условия их взаимодействия, сославшись на законодательство. Между тем, законодательством предусмотрены общие положения, кроме того, не установлен срок подготовки и утверждения проекта.
Между ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" и ФГУП "Рослесинфорг" 11.11.2013 был заключен контракт N 02567567/0287-13, согласно которому филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" обязуется разработать проект освоения лесов.
Работы по разработке проекта освоения лесов в настоящее время не выполнены по причине отсутствия согласования границ лесного участка с кадастровым номером 50:09:0040303:551 относительно границ лесного фонда.
Решениями от 13.11.2013 и от 17.09.2014 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области отказала ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" в уточнении границ лесного участка по причине отсутствия согласования лесного участка с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Изложенное свидетельствует о том, что ответчик принимает меры для подготовки и утверждения проекта освоения лесов, фактически исполняя условие договора аренды.
Кроме того, составление проекта освоения лесов в силу закона невозможно до формирования границ арендуемого лесного участка.
Из материалов дела следует, что 23.07.2012 на спорный лесной участок ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" был выдан кадастровый паспорт с присвоением ему кадастрового номера 50:09:0040303:551.
В кадастровом паспорте было указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Согласно пункту 2 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Из системного толкования статей 12, 24, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что правовым последствием непредставления арендатором проекта освоения лесов и невыполнения проекта является возможность досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
Возможность понуждения арендатора представить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы законом не предусмотрена.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве одного из способов защиты гражданских прав присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 07.03.2000 N 3486/99, от 14.08.2001 N 9162/00 при решении вопроса о применении указанного способа защиты суд обязан определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения принятых им решений исходя из положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве в Российской Федерации" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
По смыслу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статей 16 и 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные решения должны отвечать общеправовому принципу исполнимости судебных актов.
Таким образом, избранный истцом способ защиты прав в виде обязания ответчика составить проект освоения лесов на лесной участок и получить положительное заключение государственной экспертизы не приведет к реальному исполнению принятого решения и реальному восстановлению нарушенных прав.
Аналогичные выводы относительно отсутствия правовых оснований для понуждения к составлению проекта освоения лесов изложены в Постановлениях Арбитражного суда Московского округа 14.10.2014 по делу N А41-1946/14, от 22.10.2014 по делу N А41-1351/14, от 05.12.2014 г. по делу N А41-1323/14.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)