Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - извещен, не явился,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился,
от общества с ограниченной ответственностью УК "Чебаксинские родники" - извещен, не явился,
от Исполнительного Комитета Высокогорского муниципального района РТ - извещен, не явился,
от Палаты земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района - извещен, не явился,
от Управления Росреестра по РТ - извещен, не явился,
от Мухлимова Х.К. - извещен, не явился,
от Залакова А.М. - извещен, не явился,
от Фатхуллина Ш.В. - извещен, не явился,
от Фатхуллина А.В. - извещен, не явился,
от Хабирова Н.К. - извещен, не явился,
от Валеева И.И. - извещен, не явился,
от Шайхутдинова Х.Х. - извещен, не явился,
от Касимова И.Р. - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2015 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2015 года по делу N А65-4049/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, РТ, г. Казань,
при участии третьих лиц:
- Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань;
- общества с ограниченной ответственностью УК "Чебаксинские родники", г. Казань,
Исполнительного Комитета Высокогорского муниципального района РТ, с. Высокая Гора,
Палаты земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района, с. Высокая Гора,
Управления Росреестра по РТ, г. Казань,
Мухлимова Х.К., г. Казань,
Залакова А.М., г. Казань,
Фатхуллина Ш.В., г. Казань,
Фатхуллина А.В., г. Казань,
Хабирова Н.К. Азнакаевский р-н,
Валеева И.И., г. Казань,
Шайхутдинова Х.Х., г. Казань,
Касимова И.Р., г. Казань,
о признании недействительным решения УФАС РФ по РТ от 24.12.2014 г. по делу N 06-287/2014 в части пунктов 2, 3, 4 и признании недействительным предписания УФАС РФ по РТ от 24.12.2014 г. по делу N 06-287/2014,
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань (далее - заявитель, Комитет) обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания по делу N 06-287/2014 от 24.12.2014 г. в части пунктов 2, 3, 4 (том 1 л.д. 3-7).
Решением суда первой инстанции от 26.05.2015 года в удовлетворении заявления отказано (том 1 л.д. 105-111).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что решение антимонопольного органа от 24.12.2014 г. по делу N 06-287/2014 не соответствует антимонопольному законодательству и нарушает права и законные интересы Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани.
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71 расположены в границах разрабатываемого проекта планировки территории "Чебаксинские родники".
Решение о подготовке проекта планировки было принято в связи с поступлением предложения ООО "Управляющая компания "Чебаксинские родники", в целях обеспечения устойчивого развития территории и выделения элементов планировочной структуры в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с утвержденным Генеральным планом муниципального образования г. Казани указанные земельные участки расположены на землях населенного пункта в зоне сельскохозяйственных угодий с перспективной застройкой односемейными жилыми домами со сроком освоения территории после 2020 года.
По имеющейся в Исполнительном комитете г. Казани информации земельные участки 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:94, 16:16:122701:240, 16:16:122701:71 принадлежат на праве собственности физических лиц.
Вышеуказанные земельные участки входят в границы территории г. Казани и являются соответственно землями населенных пунктов.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наступление либо возможность наступления негативных последствий для конкуренции на определенном товарном рынке имеет квалифицирующее значение и подлежит доказыванию антимонопольным органом.
Из решения антимонопольного органа не усматривается, в чем выразилось в данном случае влияние на конкуренцию действия Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани.
Податель жалобы считает, что антимонопольный орган не установил и не доказал в рассматриваемом случае наличие признаков ограничения конкуренции и не доказал нарушение Комитетом статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 07.08.2015 г. N РХ-06/12419.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственные: внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение гражданина по вопросу правомерности выделения и застройки жилыми домами земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, N 16:16:122701:94, N 16:16:122701:240, N 16:16:122701:129. В заявлении указано на то, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения ведется строительство загородных домов, без соблюдения их целевого назначения.
Антимонопольным органом был направлен запрос в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани о предоставлении информации по земельным участкам сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, N 16:16:122701:94, N 16:16:122701:240, N 16:16:122701:129.
На основании представленной информации было установлено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, N 16:16:122701:94, N 16:16:122701:240, N 16:16:122701:129 были образованы в результате межевания земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:16:122701:4, который был включен в границы города Казани в 2007 г. на основании закона Республики Татарстан от 28.12.2007 г. N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан".
В соответствии с картой зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, расположены в зоне сельскохозяйственных угодий.
Заявителем было проведено обследование указанных земельных участков и составлены акты.
Согласно Актам обследования земельных участков N 390, N 392, N 394, N 397 на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, N 16:16:122701:94, N 16:16:122701:240 ведется строительство объектов капитального строительства в виде индивидуальных жилых домов с вспомогательными строениями.
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" после составления актов обследования земельных участков какие-либо действия по исполнению муниципального земельного контроля согласно Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.01.2010 г. N 504 "Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" функций по осуществлению муниципального земельного контроля", не произвело.
Антимонопольный орган в отношении заявителя нашел признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), в части бездействия по исполнению муниципального контроля за использованием земельных участков с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, N 16:16:122701:94, N 16:16:122701:240, N 16:16:122701:129 вследствие чего происходит незаконная застройка индивидуальными жилыми домами на землях сельскохозяйственного назначения, что в свою очередь привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Ответчик по результатам рассмотрения дела N 06-287/2014 решением от 24.12.2014 г. признал заявителя нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании указанного решения заявителю было выдано предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем совершения действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечения конкуренции, а именно: совершить действия, направленные на привлечение виновных лиц к административной ответственности, путем подготовки и направления материалов проверок по нарушениям земельного законодательства в уполномоченный в данной сфере территориальный орган федерального органа исполнительной власти и другие контрольные органы для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В течение 5 дней со дня исполнения настоящего предписания представить в Татарстанское УФАС России документы, подтверждающие доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что антимонопольным органом не установлено и не доказано наличие признаков ограничения конкуренции и соответственно нарушения статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
26.05.2015 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение (том 1 л.д. 105-111).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований земельного законодательства.
Согласно материалам дела 03.09.2014 г. заявитель проводил обследование земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71, 16:16:122701:94, 16:16:122701:240, 16:16:122701:129, по результатам обследования было установлено, что на данных участках расположены индивидуальные жилые дома:
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:162 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:162 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:212 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом и гараж;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:154 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен фундамент здания, участок огорожен;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:143 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом, территория не огорожена;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:94 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:240 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:71 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом и гараж;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:129 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке капитальные и не капитальные постройки.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принцип оборота земель сельскохозяйственного назначение это сохранение целевого использования земельных участков.
В соответствии с действующим законодательством под землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Под сельскохозяйственными угодьями подразумеваются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Вид разрешенного использования участка "для сельскохозяйственного производства" исключает возможность его иного использования, в том числе для дачного строительства.
Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться только по целевому назначению для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры, то есть возведения капитальных объектов строительство не допускается.
Судом установлено, что заявитель после составления актов обследования вышеуказанных земельных участков какие-либо действия по исполнению муниципального земельного контроля согласно Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.01.2010 г. N 504 "Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" функций по осуществлению муниципального земельного контроля", не произвел.
Согласно статьи 40 Устава г. Казани к полномочиям Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани относится управление муниципальной собственностью города Казани.
В соответствии с Положением об Исполнительном комитете муниципального образования города Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 г. N 20-3, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в рамках предоставленной компетенции осуществляет от имени муниципального образования города Казани полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани (за исключением полномочий по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом) и земельными участками, а также осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования города Казани.
Согласно Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.01.2010 г. N 504 "Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" функций по осуществлению муниципального земельного контроля, фактическим результатом исполнения функций по осуществлению муниципального земельного контроля, орган муниципального земельного контроля осуществляет муниципальный земельный контроль за: - порядком использования земельных участков - использованием земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, и самовольным занятием земельных участков; соблюдением землевладельцами, землепользователями и арендаторами земель сроков освоения земельных участков, установленных гражданским и земельным законодательством; использованием земель по целевому назначению и виду разрешенного использования; соблюдением арендаторами земельных участков условий договора аренды земельного участка; соблюдением порядка переуступки права пользования землей; своевременным возвратом земель; выполнением в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный земельный контроль; предоставлением достоверных сведений о состоянии и использовании земель; исполнением иных требований законодательства по вопросам использования земель.
Согласно пункту 1.9 Административного регламента конечным результатом исполнения функции по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования города Казани являются:
- - выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;
- - привлечение виновных лиц к административной ответственности;
- - исполнение и соблюдение нарушителями норм и требований земельного законодательства.
Таким образом, в действиях заявителя имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части бездействия по исполнению муниципального контроля за использованием земельных участков с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, N 16:16:122701:94, N 16:16:122701:240, N 16:16:122701:129 вследствие чего происходит незаконная застройка индивидуальными жилыми домами на землях сельскохозяйственного назначения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела установлены все необходимые фактические обстоятельства, исследовав которые антимонопольный орган признал заявителя нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2015 года по делу N А65-4049/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
П.В.БАЖАН
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.08.2015 N 11АП-9620/2015 ПО ДЕЛУ N А65-4049/2015
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2015 г. по делу N А65-4049/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - извещен, не явился,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился,
от общества с ограниченной ответственностью УК "Чебаксинские родники" - извещен, не явился,
от Исполнительного Комитета Высокогорского муниципального района РТ - извещен, не явился,
от Палаты земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района - извещен, не явился,
от Управления Росреестра по РТ - извещен, не явился,
от Мухлимова Х.К. - извещен, не явился,
от Залакова А.М. - извещен, не явился,
от Фатхуллина Ш.В. - извещен, не явился,
от Фатхуллина А.В. - извещен, не явился,
от Хабирова Н.К. - извещен, не явился,
от Валеева И.И. - извещен, не явился,
от Шайхутдинова Х.Х. - извещен, не явился,
от Касимова И.Р. - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2015 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2015 года по делу N А65-4049/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, РТ, г. Казань,
при участии третьих лиц:
- Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань;
- общества с ограниченной ответственностью УК "Чебаксинские родники", г. Казань,
Исполнительного Комитета Высокогорского муниципального района РТ, с. Высокая Гора,
Палаты земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района, с. Высокая Гора,
Управления Росреестра по РТ, г. Казань,
Мухлимова Х.К., г. Казань,
Залакова А.М., г. Казань,
Фатхуллина Ш.В., г. Казань,
Фатхуллина А.В., г. Казань,
Хабирова Н.К. Азнакаевский р-н,
Валеева И.И., г. Казань,
Шайхутдинова Х.Х., г. Казань,
Касимова И.Р., г. Казань,
о признании недействительным решения УФАС РФ по РТ от 24.12.2014 г. по делу N 06-287/2014 в части пунктов 2, 3, 4 и признании недействительным предписания УФАС РФ по РТ от 24.12.2014 г. по делу N 06-287/2014,
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань (далее - заявитель, Комитет) обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания по делу N 06-287/2014 от 24.12.2014 г. в части пунктов 2, 3, 4 (том 1 л.д. 3-7).
Решением суда первой инстанции от 26.05.2015 года в удовлетворении заявления отказано (том 1 л.д. 105-111).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что решение антимонопольного органа от 24.12.2014 г. по делу N 06-287/2014 не соответствует антимонопольному законодательству и нарушает права и законные интересы Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани.
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71 расположены в границах разрабатываемого проекта планировки территории "Чебаксинские родники".
Решение о подготовке проекта планировки было принято в связи с поступлением предложения ООО "Управляющая компания "Чебаксинские родники", в целях обеспечения устойчивого развития территории и выделения элементов планировочной структуры в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с утвержденным Генеральным планом муниципального образования г. Казани указанные земельные участки расположены на землях населенного пункта в зоне сельскохозяйственных угодий с перспективной застройкой односемейными жилыми домами со сроком освоения территории после 2020 года.
По имеющейся в Исполнительном комитете г. Казани информации земельные участки 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:94, 16:16:122701:240, 16:16:122701:71 принадлежат на праве собственности физических лиц.
Вышеуказанные земельные участки входят в границы территории г. Казани и являются соответственно землями населенных пунктов.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наступление либо возможность наступления негативных последствий для конкуренции на определенном товарном рынке имеет квалифицирующее значение и подлежит доказыванию антимонопольным органом.
Из решения антимонопольного органа не усматривается, в чем выразилось в данном случае влияние на конкуренцию действия Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани.
Податель жалобы считает, что антимонопольный орган не установил и не доказал в рассматриваемом случае наличие признаков ограничения конкуренции и не доказал нарушение Комитетом статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 07.08.2015 г. N РХ-06/12419.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственные: внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение гражданина по вопросу правомерности выделения и застройки жилыми домами земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, N 16:16:122701:94, N 16:16:122701:240, N 16:16:122701:129. В заявлении указано на то, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения ведется строительство загородных домов, без соблюдения их целевого назначения.
Антимонопольным органом был направлен запрос в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани о предоставлении информации по земельным участкам сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, N 16:16:122701:94, N 16:16:122701:240, N 16:16:122701:129.
На основании представленной информации было установлено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, N 16:16:122701:94, N 16:16:122701:240, N 16:16:122701:129 были образованы в результате межевания земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:16:122701:4, который был включен в границы города Казани в 2007 г. на основании закона Республики Татарстан от 28.12.2007 г. N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан".
В соответствии с картой зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, расположены в зоне сельскохозяйственных угодий.
Заявителем было проведено обследование указанных земельных участков и составлены акты.
Согласно Актам обследования земельных участков N 390, N 392, N 394, N 397 на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, N 16:16:122701:94, N 16:16:122701:240 ведется строительство объектов капитального строительства в виде индивидуальных жилых домов с вспомогательными строениями.
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" после составления актов обследования земельных участков какие-либо действия по исполнению муниципального земельного контроля согласно Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.01.2010 г. N 504 "Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" функций по осуществлению муниципального земельного контроля", не произвело.
Антимонопольный орган в отношении заявителя нашел признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), в части бездействия по исполнению муниципального контроля за использованием земельных участков с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, N 16:16:122701:94, N 16:16:122701:240, N 16:16:122701:129 вследствие чего происходит незаконная застройка индивидуальными жилыми домами на землях сельскохозяйственного назначения, что в свою очередь привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Ответчик по результатам рассмотрения дела N 06-287/2014 решением от 24.12.2014 г. признал заявителя нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании указанного решения заявителю было выдано предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" не позднее 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действий, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем совершения действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечения конкуренции, а именно: совершить действия, направленные на привлечение виновных лиц к административной ответственности, путем подготовки и направления материалов проверок по нарушениям земельного законодательства в уполномоченный в данной сфере территориальный орган федерального органа исполнительной власти и другие контрольные органы для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В течение 5 дней со дня исполнения настоящего предписания представить в Татарстанское УФАС России документы, подтверждающие доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что антимонопольным органом не установлено и не доказано наличие признаков ограничения конкуренции и соответственно нарушения статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
26.05.2015 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение (том 1 л.д. 105-111).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований земельного законодательства.
Согласно материалам дела 03.09.2014 г. заявитель проводил обследование земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71, 16:16:122701:94, 16:16:122701:240, 16:16:122701:129, по результатам обследования было установлено, что на данных участках расположены индивидуальные жилые дома:
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:162 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:162 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:212 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом и гараж;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:154 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен фундамент здания, участок огорожен;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:143 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом, территория не огорожена;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:94 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:240 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:71 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке расположен индивидуальный жилой дом и гараж;
- - на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:129 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на участке капитальные и не капитальные постройки.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принцип оборота земель сельскохозяйственного назначение это сохранение целевого использования земельных участков.
В соответствии с действующим законодательством под землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Под сельскохозяйственными угодьями подразумеваются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Вид разрешенного использования участка "для сельскохозяйственного производства" исключает возможность его иного использования, в том числе для дачного строительства.
Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться только по целевому назначению для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры, то есть возведения капитальных объектов строительство не допускается.
Судом установлено, что заявитель после составления актов обследования вышеуказанных земельных участков какие-либо действия по исполнению муниципального земельного контроля согласно Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.01.2010 г. N 504 "Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" функций по осуществлению муниципального земельного контроля", не произвел.
Согласно статьи 40 Устава г. Казани к полномочиям Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани относится управление муниципальной собственностью города Казани.
В соответствии с Положением об Исполнительном комитете муниципального образования города Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 г. N 20-3, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в рамках предоставленной компетенции осуществляет от имени муниципального образования города Казани полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани (за исключением полномочий по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом) и земельными участками, а также осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования города Казани.
Согласно Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.01.2010 г. N 504 "Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" функций по осуществлению муниципального земельного контроля, фактическим результатом исполнения функций по осуществлению муниципального земельного контроля, орган муниципального земельного контроля осуществляет муниципальный земельный контроль за: - порядком использования земельных участков - использованием земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, и самовольным занятием земельных участков; соблюдением землевладельцами, землепользователями и арендаторами земель сроков освоения земельных участков, установленных гражданским и земельным законодательством; использованием земель по целевому назначению и виду разрешенного использования; соблюдением арендаторами земельных участков условий договора аренды земельного участка; соблюдением порядка переуступки права пользования землей; своевременным возвратом земель; выполнением в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный земельный контроль; предоставлением достоверных сведений о состоянии и использовании земель; исполнением иных требований законодательства по вопросам использования земель.
Согласно пункту 1.9 Административного регламента конечным результатом исполнения функции по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования города Казани являются:
- - выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;
- - привлечение виновных лиц к административной ответственности;
- - исполнение и соблюдение нарушителями норм и требований земельного законодательства.
Таким образом, в действиях заявителя имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части бездействия по исполнению муниципального контроля за использованием земельных участков с кадастровыми номерами N 16:16:122701:162, N 16:16:122701:212, N 16:16:122701:154, N 16:16:122701:143, N 16:16:122701:71, N 16:16:122701:94, N 16:16:122701:240, N 16:16:122701:129 вследствие чего происходит незаконная застройка индивидуальными жилыми домами на землях сельскохозяйственного назначения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела установлены все необходимые фактические обстоятельства, исследовав которые антимонопольный орган признал заявителя нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2015 года по делу N А65-4049/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
П.В.БАЖАН
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)