Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2015 N 09АП-52674/2014 ПО ДЕЛУ N А40-106807/14

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2015 г. N 09АП-52674/2014

Дело N А40-106807/14

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей Захарова С.Л., Якутова Э.В.,
при ведении протокола помощником судьи Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2014 по делу N А40-106807/2014 (139-924)
по заявлению ОАО "КСХП "Химки" (ИНН 5047008759)
к ДГИ г. Москвы
о признании недействительным решения от 10.04.2014 N 333-5-808/1114-(0)-1
при участии:
- от заявителя: Кисляков Е.В. по дов. от 13.05.2014;
- от ответчика: Голоушкна С.В. по дов. от 30.12.2014 N 33-Д-931/14;

- установил:

ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (далее - заявитель, общество, ОАО "КСХП "Химки") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент, ДГИ г. Москвы) от 10.04.2014 N 33-5-8080/14-(0)-1 об отказе в предоставлении в собственность ОАО "КСХП "Химки" земельного участка из земель населенных пунктов, предназначенного для сельскохозяйственного использования, площадью 7264 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, КСХП "Химки", с кадастровым номером 77:09:0006009:1421; об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы в месячный срок принять решение о предоставлении ОАО "КСХП "Химки" в собственность земельного участка из земель населенных пунктов. предназначенного для сельскохозяйственного использования, площадью 7264 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, КСХП "Химки", с кадастровым номером 77:09:0006009:1421, по цене, равной кадастровой стоимости данного земельного участка, подготовить и направить ОАО "КСХП "Химки" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2014 заявленные требования удовлетворены.
При этом суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и в удовлетворении требований отказать.
В отзыве на жалобу общество просит решение суда по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы, указанные в отзыве на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее не находит оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок по адресу: г. Москва, КСХП "Химки" с кадастровым номером 77:09:0006009:1421.
11.03.2014 ОАО "КСХП "Химки" обратилось в службу "одного окна" Департамента с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006009:1421 (N заявления 33-5-8080/14-(0)-1).
10.04.2014 Департаментом принято решение об отказе в предоставление земельного участка по адресу: г. Москва, КСХП "Химки" с кадастровым номером 77:09:0006009:1421 в собственность ОАО "КСХП "Химки".
Указанный отказ Департамента явился основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности предусмотренных ст. 198 АПК РФ условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, в обоснование оспариваемого отказа Департамент указывает, что часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006009:1421 расположена на территории 2-го пояса санитарной охраны водного объекта и в соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и подп. 2 Постановления Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве" земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат приватизации.
Между тем, ограничения оборотоспособности земельных участков установлены ст. 27 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как достоверно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок не попадает в перечень земельных участков, изъятых из оборота, либо оборот которых ограничен законом. Территория земельного участка не входит в границу 2-го пояса санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы, поскольку на территории земельного участка отсутствуют водные объекты, которые могут быть отнесены к источникам питьевого водоснабжения; ближайший водный объект, являющийся источником питьевого водоснабжения, расположен на расстоянии не менее 2 км от границы участка (р. Клязьма).
Согласно п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны (ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Границы ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основании п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
На основании указанного Федерального закона разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы".
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 определяют гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории ЗСО Московского водопровода.
В соответствии с СП 2.1.4.2625-10:
2.1 ЗСО организуется для каждой станции водоподготовки и каждого гидроузла гидротехнической системы 1 порядка.
2.2 ЗСО станции водоподготовки состоит из 1А и 1Б поясов (строгого режима) и второго пояса (ограничений).
2.2.1 1А, 1Б и второй пояса ЗСО организуются для станций водоподготовки: Восточной; Северной; Рублевской; Западной и Юго-западной.
2.2.4 Второй пояс (пояс ограничений) ЗСО станции водоподготовки включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка.
Основными водотоками в ЗСО станций водоподготовки являются: р. Клязьма (от створа у деревни Клушино до впадения в Клязьминское водохранилище), р. Уча (от створа у деревни Сухареве до впадения в Пяловское водохранилище), а также участки Канала им. Москвы, соединяющие Иваньковское водохранилище с рекой Москвой.
2.3 ЗСО гидроузла состоит из 1 пояса (строгого режима) и 2 пояса (ограничений).
2.3.1 Первый и второй пояса ЗСО организуются для гидроузлов: Можайского; Верхнерузского; Рузского: Озернинского; Истринского; Кармановского; Зубцовского; Иваньковского, а также для каналов Гжать - Яуза и Яуза - Руза.
2.3.4 Второй пояс ЗСО гидроузла (пояс ограничений) включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему.
Основными водотоками в ЗСО гидроузлов являются: р. Москва, р. Озерна, р. Вазуза, р. Гжать, р. Руза (от створа Рузского гидроузла до устья), р. Истра, р. Малая Истра, р. Касня.
3.1.2 В 1А пояс ЗСО Северной станции водоподготовки включаются: территория головных очистных водопроводных сооружений Северной станции водоподготовки на Клязьминском водохранилище в пос. Северный СВАО г. Москвы в пределах ограждения: территория насосной станции 1 подъема, расположенной на южном берегу Клязьминского водохранилища к западу от д. Терпигорьево в пределах ограждения, а также акватория Клязьминского водохранилища радиусом 150 м от водозабора; территория насосной станции 1 подъема, расположенной на южном берегу Учинского водохранилища в пределах ограждения, территория по трассе водоводов 1 подъема в пределах полосы отвода, но не менее 10 м в каждую сторону от оси крайнего водовода.
3.2.2 В 1Б пояс ЗСО Северной станции водоподготовки включаются: смежная с границей 1Л пояса ЗСО территория вокруг Северной станции водоподготовки к югу и восток) шириной 100 м: полоса шириной 200 м по периметру ограждения насосной станции 1 подъема, расположенной на южном берегу Клязьминского водохранилища к западу от д. Герпигорьево и прибрежная полоса протяженностью по берегу водохранилища 400 м на северо-восток и юго-запад, шириной 100 м от уреза воды при нормальном подпорном уровне.
Границы второго пояса ЗСО станций водоподготовки должны быть разработаны согласно СП 2.1.4.2625-10:
3.4.3 Боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии: при равнинном рельефе местности - не менее 500 м; при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 границы второго пояса ЗСО водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий. Границы второго пояса ЗСО определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02:
2.3.2.4 Боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии: при равнинном рельефе местности - не менее 500 м; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.
При таких данных, как правильно указал суд первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 77:09:0006009:1421 не может находиться в границах территории 2-го пояса ЗСО источников питьевого водоснабжения города Москвы, поскольку в пределах нормативно-установленных расстояний (от 500 до 1000 м) такие источники (водные объекты) отсутствуют.
Кроме того, письмом от 04.09.2014 N (01)09исх-4790/14 ОАО "Мосводоканал" сообщило, что границы зон санитарной охраны (первого и второго поясов) источников питьевого водоснабжения Москвы определены санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы".
В соответствии с данными ОАО "Мосводоканал" спорный земельный участок расположен за границами 1А и 1Б поясов ЗСО р. Клязьма и Клязьминского водохранилища, а также расстояние от границ земельного участка до источников водоснабжения города Москвы существенно превышает нормативно установленные расстояния для границ второго пояса ЗСО (2000 м и 900 м против нормативно установленных 500 м), то есть спорный земельный участок находится за границами 1-го и 2-го пояса зон санитарной охраны как это понимается в СП 2.1.4.2625-10.
Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Пунктом 4.2 Постановления Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве" на Департамент возложена обязанность по обеспечению в установленных федеральными законами случаях государственной регистрации обременении земельных участков и ограничений их использования в Управлении Федеральной регистрационной службы по Москве.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый паспорт представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Несмотря на требования Закона N 221-ФЗ и Постановления Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве" о внесении сведений об имеющихся ограничениях и обременениях в государственный кадастр, из содержания кадастрового паспорта на земельный участок не усматривается, что земельный участок отнесен к землям, изъятым или ограниченным из оборота.
Ограничения оборотоспособности земельного участка также не зарегистрированы в установленном порядке в ЕГРП.
Согласно п. 1 ст. 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Испрашиваемый обществом земельный участок сформирован, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, его границы описаны и удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, поэтому он может являться объектом гражданско-правовых отношений. Споры в отношении границ земельного участка отсутствуют.
Также являются необоснованными ссылки Департамента на Постановление от 17.05.1937 ЦИК СССР N 96 и СНК СССР N 834 "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения", поскольку в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации.
Таким образом, нормативные акты Союза ССР, на которые ссылается Департамент в обоснование своей позиции, утратили силу в связи с введением в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Для приобретения прав на земельный участок лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим (п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ).
Спорный земельный участок, как правильно установил суд, не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Обществом в Департамент были представлены все необходимые и достаточные документы, требуемые для принятия решения о предоставлении в собственность ОАО "КСХП "Химки" испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, Департаментом наличие законных оснований для принятия оспариваемого решения не доказано.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента противоречит нормам действующего законодательства, а также нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что свидетельствует о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2014 по делу N А40-106807/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО

Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
Э.В.ЯКУТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)