Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.08.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7852

Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления, обязании утвердить и выдать данную схему.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявителю было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так как органом местного самоуправления не проведена в соответствии с действующим законодательством процедура утверждения генерального плана, в связи с чем работы в области градостроительной деятельности приостановлены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2014 г. по делу N 33-7852


Судья Горбачева Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Малякина А.В.,
судей Мирончика И.С., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В. гражданское дело по заявлению Х. <данные изъяты> об оспаривании бездействия Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района", возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" Т. на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 27 мая 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Х. <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным отказ МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <...> на кадастровом плане территории.
Обязать МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать Х. <данные изъяты> схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории ориентир местоположения: Россия. Красноярский край, Емельяновский район, <данные изъяты> в точках каталога координат по межевому знаку <данные изъяты> межевому знаку 2: <данные изъяты> межевому. знаку 3: <данные изъяты> межевому знаку 4: <данные изъяты>; межевому знаку 5: <данные изъяты>; межевому знаку 6: <данные изъяты>; межевому знаку 7: <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства",

установила:

Х. обратился с заявлением об оспаривании бездействия Муниципального казенного учреждения Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" (далее - МКУ "УправЗем"), возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, мотивируя тем, что 09 сентября 2013 года он обратился в МКУ "УправЗем" с заявлением о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства, расположенного в с. Еловое, примерной площадью 1031 кв. м. При этом просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. При невозможности выделения земельного участка просил предоставить альтернативный земельный участок. Письмом начальника отдела архитектуры от 11 ноября 2013 года N 7929, заявителю отказано в согласовании схемы расположения земельного участка, поскольку администрацией Еловского сельсовета не проведена в соответствии с действующим законодательством процедура утверждения генерального плана, в связи с чем, работы в области градостроительной деятельности на территории Еловского сельсовета приостановлены. Считает, что отсутствие генерального плана с. Еловое, не может служить основанием к отказу в согласовании схемы расположения земельного участка, поскольку администрация Емельяновского района не лишена возможности проверить нахождение земельного участка в рамках границ территории с. Еловое. Просил, с учетом уточненных требований, обязать МКУ "УправЗем" утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории ориентир местоположения: Россия. Красноярский крал. Емельяновский район, <данные изъяты> в точках каталога координат по межевому знаку 1: <данные изъяты>: межевому знаку 2: <данные изъяты> межевому знаку 3: <данные изъяты> межевому знаку 4: X <данные изъяты> межевому знаку 5: <данные изъяты>; межевому знаку 6: <данные изъяты>; межевому знаку 7: <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель МКУ "УправЗем" Т. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, мотивируя тем, что на территории муниципального образования Еловский сельсовет, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок, отсутствуют действующий генеральный план и правила землепользования и застройки, в связи с чем, у администрации Емельяновского района Красноярского края отсутствуют правовые основания по рассмотрению заявления Х. по существу.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя Х. - Ш., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2).
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
Таким образом, процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:
1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
- утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
- принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
- заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06 марта 2013 года N 39-189Р утверждено Положение о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Емельяновский район (далее - Положение, утвержденное Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06 марта 2013 года N 39-189Р), в соответствии с которым рассмотрение заявлений по вопросам утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в процессе образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на МКУ "УправЗем" (п. 3.2).
Отдел архитектуры, входящий в МКУ "УправЗем", рассматривает заявление, после чего руководитель МКУ "УправЗем" утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории или готовит мотивированный отказ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в течение 30 дней со дня поступления заявления (п. 5.1.1.).
Пунктом 5.1.2. Положения, утвержденного Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06 марта 2013 года N 39-189Р, определен перечень необходимых документов, предоставляемых заявителем для утверждения схемы.
Согласно пункту 5.2. Положения, утвержденного Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06 марта 2013 года N 39-189Р, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является отсутствие документов, указанных в п. 5.1.2 настоящего Положения, несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 09 сентября 2013 года Х. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении ему, как многодетному отцу, земельного участка под ведение личного подсобного хозяйства в с. Еловое, примерной площадью 1 031 кв. м в собственность бесплатно, расположенного по адресу: Емельяновский район, <данные изъяты>, согласно предоставленной схеме кадастрового плана территории.
Также просил утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, приложив в числе других документов, схему кадастрового плана территории, каталог координат, копии свидетельств о рождении пятерых несовершеннолетних детей, выписку из домовой книги в подтверждение регистрации по месту жительства на территории Красноярского края.
Письмом начальника отдела архитектуры МКУ "УправЗем" от 11 ноября 2013 года заявителю было сообщено, что поскольку администрацией Еловского сельсовета не проведена процедура утверждения генерального плана, работы в области градостроительной деятельности на территории Еловского сельсовета приостановлены.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из вывода о том, что само по себе отсутствие генерального плана не является препятствием для выполнения органом, местного самоуправления обязанности, установленной ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку описание границ территории в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 03 июня 2011 года N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства" может осуществляться с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений. Также, как указал суд, отсутствие утвержденного генерального плана застройки с. Еловое не является препятствием для определения органом местного самоуправления красных линий, линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линий связи, объектов инженерной и трансформаторной инфраструктур, проходов к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, границ застроенных земельных участков, и иных объектов (их границ), приведенных в статьях 42, 43 Градостроительного кодекса РФ.
При этом суду не представлены доказательства, подтверждающие, что по предлагаемому заявителем местоположению испрашиваемого земельного участка, на территории с. Еловое невозможно утвердить схему расположения земельного участка.
Кроме того, судом на основании представленных в материалы дела газет "Емельяновские веси" установлено, что в 2013 и 2014 годах в с. Еловое другим гражданам предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства.
Судебная коллегия полагает согласиться с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, учитывая при этом, что ни статья 34 Земельного кодекса РФ, ни Положение, утвержденное Решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 06 марта 2013 года N <данные изъяты>, не предусматривают в качестве отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отсутствие утвержденного генерального плана, а бездействие органа, в чью компетенцию входит составление и корректировка генерального плана с. Еловое, не должно нарушать права заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, сводятся к повторному изложению позиции представителя МКУ "УправЗем" в суде первой инстанции, в связи с чем, судебная коллегия не может признать их состоятельными, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая оценка. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда и иную оценку обстоятельств дела, для чего у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено, в связи с чем, они не могут явиться основанием для отмены решения. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 27 мая 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" Т. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)